Deus. Как я полюбил

Deus Ex, и почему стоит дать игре второй шанс.

Адам Дженсен мрачно смотрит в будущее франшизы.
Адам Дженсен мрачно смотрит в будущее франшизы.

Сразу оговорюсь — в первые две части Deus Ex я не играл, хотя чисто технически у меня была возможность приобщиться к великому ещё во времена владения PS2. Оговорка N2 — ко второй части у меня даже шанса приобщиться не было на момент её выхода, т.к. ни Og Xbox, ни ПК в те баснословные и достославные времена у меня не было.

" - Кто ж так бухает? Смотри, как надо, я как раз печень апнул!"
" - Кто ж так бухает? Смотри, как надо, я как раз печень апнул!"

Жарким летом теперь уже далёкого 2011 я купил Xbox360. Так получилось, что до этого у меня долго не было ни консоли, ни ПК, и я как-то совсем вполглаза следил за тем, что происходит в индустрии. И чисто теоретически я знал, что вот есть такая серия за авторством Уоррена Спектора, люто иммерсивная и зело прогрессивная. Но лично пощупать её «за вымя" мне не доводилось. Будучи ярым любителем киберпанка с тех давних времён, когда впервые на затёртой кассете я посмотрел Bladerunner с гнусавым "володарским» переводом, я неистово котировал всё, что появлялось в жанре. Надо ли говорить, что увидев на прилавках коробочки с золотисто-чёрным артом, живописующим грозного аугментированного мужика со стильной бородкой, я моментально отправился на нерест?

Вот он, кстати.
Вот он, кстати.

Так Deus Ex Human Revolution стала первой моей игрой для свежекупленного Бокса. Интерактивное вступление, в котором Дженсен вальяжно прогуливается по зданию «Шариф Индастриз», беседуя то со своей бывшей, то с местным Хакермэном, то с непосредственным работодателем, впечатляло своей атмосферой. Немало способствовала этому шикарная музыка за авторством Майкла МакКанна, немедленно перекочевавшая в мой телефон. Заглавная тема до сих пор вызывает мурашки.

Но затем всё стало «не так однозначно". Когда зазвучал сигнал тревоги, и Дженсену под моим руководством пришлось зачищать здание от вломившихся террористов, я всосал. А потом ещё раз, и ещё. И опять, и снова. Начальник службы охраны "Шариф Индастриз" подыхал с завидным энтузиазмом, как будто был не тренированным спецназовцем, а дворовым алкашом дядей Толей. Я не понимал, в чём дело, и продолжал биться лбом в эту стену игровой механики, возникшую передо мной, и голосом сэра Яна МакКеллена повторявшую: »Ты не пройдёшь!"

Deus. Как я полюбил

Решив, что игра — это какой-то дорогостоящий троллинг, я отложил её на пару месяцев, за это время пройдя Crysis 2 и ещё что-то по мелочи. Но затем всё же заставил себя попробовать DE HR снова. Вот тут-то и выяснилось, что это не с игрой проблемы, а с моим способом взаимодействия с ней. Я-то наивно полагал, что если в игре есть вид от первого лица, и в кадре болтается ствол, то и играть надо, как в шутер от первого лица. "Экий вы простофиля", сказали бы два вельможных сударя в чёрных шапочках из известного мема. Как выяснилось, наличие ствола в пока ещё не аугментированных культяпках Дженсена вовсе не отменяло стелс, отхил за укрытиями и возможность обойти противника с тыла с последующим тейкдауном. Так я узнал, что такое иммерсив-сим.

Deus. Как я полюбил

Но способом взаимодействия с противниками вариативность не оканчивалась, о нет! Здесь она только начиналась. После эпичного синематика с обгоревшими крыльями я получил возможность перемещаться между штаб-квартирой "Шариф", улицами и пригородами Детройта и сложной системой подземных коммуникаций. При этом я мог: договариваться с нпс, взламывать замки, обходить опасные участки альтернативным путём или прорываться грубой силой, прокачивать аугментации, влиять на ход диалога с любым персом вплоть до боссов, и многое другое. Помню, при первом прохождении я завалил торговца оружием в надежде разжиться новыми образцами стволов, и потом выяснил, что репутация — не пустой звук в этом жестоком мире.

Deus. Как я полюбил

Интриги были запутанными, боссы — опасными, а предательства — внезапными. Так я добрался сначала до Хенша, потом до центра "Лимб", штабквартиры "Picus", и, наконец, до далёкой станции в вечной мерзлоте, где клубок событий, наконец, распутался. Была ли игра увлекательной? Ещё бы! Была ли она сложной? Иногда. Матерился ли я при прохождении некоторых инстансов? А как же! Доставила ли игра мне удовольствие? Огромное количество. Более того, DE HR стала одной из самых больших игровых привязанностей, и спровоцировала любовь такому, к сожалению, скудному на релизы жанру иммерсив-сим. Не было бы этой второй попытки осилить последнюю на тот момент итерацию франшизы — не было бы огромного пласта любимых игр в моей жизни.

Deus. Как я полюбил

Позже были обе части Dishonored, которая вообще стала любимой игрой эвер, и мне до сих пор сложно решить, что же я люблю больше — "Icarus" МакКанна, или "Honor for All" Лихта, золотистый хайтек Джонатана-Жака Белльтета, или викторианский брутализм Виктора Антонова. Вышла Deus Ex Mankind Divided, взорвавшаяся в моей голове гранатой поменьше, чем Human Revolution, но однозначно более красивая графически, и менее концептуальная визуально. Prey 2017 года тоже привлекла моё внимание, но уже не так сильно. Хотя арт-дирекшн опять зарешал, весь этот ретрофутуризм с сильным влиянием ар-деко мне очень близок со времён Bioshock. Впереди был Deathloop, который оказался не совсем тем, чего ждали от Arkane, хотя стиль и атмосфера в нём всё ещё были.

Выражение "лес рук" наконец обрело своё визуальное воплощение.
Выражение "лес рук" наконец обрело своё визуальное воплощение.

Резюмирую. Давайте играм второй шанс. Если игра не поддалась вам при первом(втором, третьем) трае, будучи концептуально интересной и потенциально увлекательной — не будьте пуськой, коей чуть не стал я в тот раз. Да, мы пресыщены играми, разрабы и паблишеры наперебой стремятся нас развлечь в погоне за содержимым нашего портмоне. Но всё же не стоит "перебирать харчами", и дропать игру при первой же серьёзной неудаче. Возможно, она припасла для вас не только много интересного, но и собирается открыть вам дивный новый мир. Нет, ну а вдруг?

Deus. Как я полюбил

P.S. Вышесказанное, разумеется, не имеет отношения к разного рода трайхардерам, проходящим Bloodborne с закрытыми глазами на «ультра вайоленс". У ачивкодрочеров и платиновыбивателей своя, особая атмосфера. Нет, речь исключительно о "regular everyday normal motherfuckers», измученных Нарзаном, и не собирающихся жизнь потратить на единички и нолики цифрового кода.

" - Выбили все платины, собрали все ачивки? Обоим - на, нах!"
" - Выбили все платины, собрали все ачивки? Обоим - на, нах!"
1313
15 комментариев

В смысле второй шанс ?
Игра с первого раза просто охуенная

13
Ответить

Так и есть. И как раз об этом можно прочитать в посте, если читать дальше заголовка.

Ответить

Deus Ex: Mankind Divided - эталонный иммерсив-сим, которому до сих пор аналогов нету. Хотя, Prey был ближе всего, чтобы его опередить, но из-за нулевого социального стелса, взаимодействия с НПС, а также более ограниченного использования предметов окружающей среды - отдам предпочтение Mankind Divided.

3
Ответить

Пожалуй, соглашусь. Назвал бы Dishonored, но там с социальным стелсом беда, в первой части он только в одной локации присутствует(маскарад в особняке), а во второй вообще рудиментарно(подпольный бойцовский клуб). А вообще, за социальным стелсом не к иммерсив-симам, а к специализированным развлечениям, типа Хитмэна.

1
Ответить

Моя история 1 в 1. В первое прохождение не понравились ни графика, ни геймплей. Пооткисал на уровне с нападением на шариф, подумал, что игра - туфта и удалил.
Через годик прошел взахлеб

2
Ответить

Думал будет база по оригинальному Деусу, а тут про перезапуск
( ͠° ͟ʖ ͡°)

1
Ответить

Ну, сорян. Картинку вывел, больше ни один фанат оригинала не зайдёт)

2
Ответить