Третий звонок: как мы написали и поставили свою пьесу

Путь длиной в 6 лет - от студенческих хотелок до настоящей премьеры. Разбор того, как мы все это делали и к каким выводам я спустя все это время пришел.

Третий звонок: как мы написали и поставили свою пьесу

Привет, DTF. Мне удалось написать и поставить на сцене свою собственную пьесу. Я хочу, во-первых, пригласить всех вас на неё, так что если вы в Москве, в конце будут ссылочки и промокод на билеты. Во-вторых, я хочу поделиться тем, как мы создавали этот спектакль - как все в нем устроено и чего мы хотели добиться.

Первый звонок

Все началось, когда мы с моим другом и тогда еще однокурсником во время учебы в актерском вузе писали небольшие сценки, скетчи - как угодно. Все это писалось в огромном количестве, но писалось в стол, так как ни сил, ни времени их реализовать банально не было. Мы, конечно, пытались - но попытка не засчитывается без результата.

Наконец, когда дипломы были получены, последние спектакли сыграны и мы пришли в себя после осознания свободы, мы вновь взялись за написание и работу.

К этому моменту - а я говорю о 2019 - у нас уже была идея того, чем мы хотим заниматься. Мы хотели создать проект, который бы вобрал в себя все, что нам нравится, а нравилось нам многое. Мы разделяли любовь к хоррорам - от классической серии монстров Universal до низкобюджетных фильмов по Лавкрафту, напоминающих полуторачасовые вступления к порно. Нам был крайне по душе гротескный черный абсурдный юмор британцев - Лига Джентльменов и Монти Пайтон, пожалуй, являются и по сей день нашими фаворами.

<i>"У меня мозги болят</i>" - точно вошло в мой лексикон надолго.<br />
"У меня мозги болят" - точно вошло в мой лексикон надолго.

Примешать сюда любовь к детективам и видеоиграм - и получится классический микс "Сейчас будет такое, что поставит всех на колени!"

Но на колени мы ставить никого не хотели. С самого начала у нас было желание не создать что-то такое, чего никогда не было, а сотворить интересную историю, которую зрители бы с удовольствием изучали. Очень быстро мы пришли к идее, что было бы неплохо поместить все наши идеи в один город - некое место, которое станет нашим Твин Пиксом или Сайлент Хиллом. Так родился город Тортурвилль (от Torture - "пытка").

По сути своей, это город, сотканный из представлений о "типичном" американском мегаполисе. Он стоит где-то в штате Огайо, жители его терпеть не могут Детройт, здесь есть Даунтаун, река по центру города, огромный пригород, крупные ТЦ, куча офисов, ресторанчиков, свой театр и киностудия... Все, что может придти в голову, когда говорят "Крупный город в США".

<i>В итоге было принято решение за основу внешнего вида и устройства города взять Колумбус, столицу штата Огайо. <br /></i>
В итоге было принято решение за основу внешнего вида и устройства города взять Колумбус, столицу штата Огайо.

При написании и наполнении этого города мы руководствовались одним важным принципом: всё должно быть взаимосвязано. Каждая история должна вести в две другие, объединяя всех жителей мегаполиса в каком-то жутком высшем плане. При этом сами жители должны быть представителями почти всех классов и слоев населения, но выкрученные до максимума. Если офисные работники - то обязательно бесконечно нудные и неинтересные. Если общественные деятели и политики - то тупые, продажные и наглые. Если творческие люди - то почти все поголовно безумные творцы, которых мало кто понимает. Если верующий - то фанатик, если телеведущий - то улыбчивый лжец. При всем при этом мы создавали город с целью снять о нем сериал. Мы написали для сериала все - общую канву, концепты, главный сюжет и как он будет идти, почему именно так.

И здесь включается то, что может заинтересовать и тех, кто любит страдать синдромом поиска глубокого смысла. Мы решили набить город как можно большим количеством отсылок, загадок, намеков и парафраз - и превратили весь мегаполис в одну огромную головоломку. Все здесь происходит не просто так. Даты имеют важное значение, как и дни недели. Мы хотели сделать так, чтобы зрители искали эти вещи и находили их, и спрятали в именах, номерах телефонов, фразах героев и названиях мест тонну скрытых посланий, которые рассказывают дополнительные факты о сюжете.

Но проект оказался так амбициозен, что мы просто не могли за него взяться. И тогда нам пришла идея - мы начнем с чего-то поменьше. Так как мы оба - театральные актеры, мы решили написать пьесу. Пьесу, действие которой бы разворачивалось в этом городе и которая бы познакомила зрителей с нашим новым миром.

И наступил 2020 год.

Второй звонок

Весна прошла тяжело. Думаю, все и так знают, что случилось.
Однако для нас с Владимиром это было даже на руку - мы могли посвятить себя творчеству. Я отправился к нему на дачу, где мы провели почти два месяца, играя в Playstation, настолки, и продолжая творить и писать.

Летом загадочная болезнь вроде ушла, а вроде нет, но все начало возвращаться на круги своя. А мы тем временем начали думать, что пора бы уже дописывать нашу дорогую пьесу и начинать искать актеров и репетировать.

Итак, пьеса была названа "Прекрасный Человек", и рассказывала она о небольшой квартире в Тортурвилле, где под Рождество муж, жена и их лучший друг разбираются в отношениях в духе дурацкого ситкома, медленно превращающегося в триллер. В финале главному герою предстояло сделать самый решающий выбор в своей жизни - и мы специально делали все так, чтобы зритель ждал и хотел иной концовки.

И в конце августа пьеса была дописана - и анонсировал я это так же невзначай в своих соцсетях.

<i>Вон он выглядывает.<br /></i>
Вон он выглядывает.

Актеров мы нашли быстро - благо, еще с вуза у нас осталось много друзей, которые знали о наших идеях и проектах и они с большим энтузиазмом подключились к работе...

Правда, один из актеров был в армии, а на главного героя никто не подходил. Так что из всех трех персонажей у нас однозначно была лишь героиня. Но мы нашли двух актеров, и для начала устроили читку - чтобы все познакомились с текстом, поняли смысл и задали нам вопросы.

Мы собрались у меня дома, мы выдали каждому текст, и сели читать. Два долгих часа мы читали, разбирали... Волнение уходило с каждой репликой, которая заканчивалась смехом самих актеров. Мне даже показалось, что все будет хорошо. Пока мы не перешли к обсуждению, и я не услышал фразу, которую нам будут говорить еще не один раз:

Мне кажется, что финал должен был произойти не с главным героем, а с его женой.

Были и многие другие комментарии - зачем, почему именно так, что значит вот эта фраза и о чем был вот этот момент. Со всем этим мы без проблем разобрались, а вот мнение о жене... С ним нам делать было нечего и мы тогда лишь пожали плечами, дескать, так и так, но нет, история станет банальной, если поставить жену в эти же условия.

Дальше читки с этим составом дело не продвинулось, а мы стали думать - может, и правда, финал стоит изменить? Может, посвятить все главной героине?

Вскоре из армии вернулся тот, кого мы изначально планировали на роль лучшего друга семьи, а во время работы с другим коллективом над спектаклем "Чайка" по Чехову я нашел того, кто идеально бы подошел на роль главного героя. И уже в январе мы начали все сначала, и на сей раз дело продвинулось дальше - уже в феврале мы начали репетиции на ногах.

Когда мы поняли, что спектакль почти готов, настало время оформлять его. И тогда один очень близкий человек дал нам оформление, которое идеально вписывалось и в суть спектакля, и в наши идеи, и в настроение.

Третий звонок: как мы написали и поставили свою пьесу

Это было отправлено во все соцсети всеми участниками. Единственное, что говорили подписи - "Прекрасно". Это продолжалось несколько дней, пока наконец, мы не выдали общественности (громко сказано, но все же) полноценный логотип.

Третий звонок: как мы написали и поставили свою пьесу

Почему перевернутая А? Объясняю: перевернутая А олицетворяет "ненормальность" хорошего поведения главного героя - в пьесе он гипертрофированно прекрасный, любящий муж, без вредных привычек, щедрый, добрый и заботливый до такой степени, что кажется ненастоящим.

Наконец, время подходило к концу и "первый показ" должен был вот-вот состояться. Настало время и мне рассказать вам, что же такое "Прекрасный Человек"

Это черная комедия, изо всех сил притворяющаяся ситкомом о Рождестве и идеальной семье. Довольно быстро она скатывается в типичную, клишированную комедию-детектив об измене, интригах, жажде развода, но чем дальше, тем сильнее в ней проскакивают и более депрессивные, тяжелые и мрачные моменты - чистая ненависть жены к мужу, например. Поведение героев становится все более натужно-радостным, ощущение грядущего праздника становится тревожным. Появляются странные персонажи, а общий тон происходящего все больше движется к триллеру, пока в финале не наступает полный ад как для персонажей, так и для зрителей.

Если смотреть на общую идею спектакля - он о предначертанности и о неизбежности судьбы, о невозможности человека повлиять на свою собственную жизнь. Кроме того, мы затронули темы, которые, на мой взгляд, очень Лавкрафтовские - темы столкновения человека с непостижимым, зловещим и таинственным. Да, все это в декорациях одной квартиры и Рождества, и все маскируется сперва под глупую, абсурдную романтическую комедию и ситком. В этом и была вся суть.

Кроме того, в спектакле важную роль играет слом четвертой стены, который несет не комедийный оттенок, а лишь усиливает - и, отчасти, запускает - ощущение тревожности и неправильности происходящего. В этом мы оттакливались от веб-сериалов вроде "Don't Hug Me I'm Scared"

Даже наша афиша давала несколько намеков на то, что ждет зрителей.

Третий звонок: как мы написали и поставили свою пьесу

Прошли первые показы летом, в невероятную жару 2021 года. Отзывы были положительными, но особенно крепко я полюбил отрицательный отзыв.

Мне не понравилось. Как будто ты не в театре, а на ситкоме каком-то.

Екатерина

Однако затем мы ушли в другие проекты, да и с жизнями нужно было разбираться, и лишь осенью 2022 года мы приступили к "Прекрасному Человеку" вновь, уже серьезно и бесповоротно.

И для полноценной премьеры мы выбрали день, в который и происходят события спектакля - 25 декабря 2022 года.

Третий звонок

Помните, в начале я говорил, что мы создали мир-головоломку, а этот спектакль должен познакомить зрителей с этим миром? Именно поэтому здесь тоже много загадок.

Весь текст наполнен злой иронией и предсказаниями. Фразы повторяются несколько раз подряд. Одни и те же темы всплывают раз за разом. Сначала это создает комический эффект, после - напрягает, а когда видишь спектакль второй раз, слышишь в этом злую насмешку от того таинственного, о чем я говорил до этого.

Мы хотели создать атмосферу дискомфорта и заставить зрителей чувствовать себя соучастниками, а не просто наблюдателями.

Но прежде чем разрушать ожидания, нужно было ввести всех в заблуждение. Нужно убедить всех, что это простая рождественская комедия.

А тем временем некоторые фото были созданы лишь для того, чтобы сильнее сбить с толку.

Третий звонок: как мы написали и поставили свою пьесу

И когда все уже подходило к премьере, вышел закон о запрете ЛГБТ-пропаганды среди всех. Уверен, вы о нем слышали.

А одна из сцен была посвящена как раз этому - чуть ли не открытому поцелую. Конечно, никто из персонажей не гей, и вся сцена кричала лишь о сатире на изображения ЛГБТ в икусстве, а персонаж, "осознающий" свою ориентацию, нарочито выставляется как идиот, а ситуация - как фарс и абсурд. Но и за картинки 15-летней давности можно получить по шапке, так что мы сначала напряглись, а потом решили, что всем все равно будет наплевать и оставили все как есть.

Занавес открывается

Наступил Большой День. Сказать, что он был катастрофически волнительным - это не сказать ничего. Весь день я бегал и катался по всей Москве, реквизит и декорации ехали к площадке со всех уголков города. Ощущение праздника и тревоги росло с каждой минутой. И вот, актеры уже в костюмах, зрители собираются в зале... Звучит третий звонок. Играет открывающая музыка и загорается свет.

Спектакль был успешным. Смех зрителей, аплодисменты актерам, напряженная тишина в финальных сценах, нежелание мириться с концовкой и задумчивые лица. Трепет в груди создателя, когда он слышит, что зрители после спектакля обсуждают не игру актеров, а произошедшее. Кто-то даже разгадал некоторые наши загадки и тайны! А некоторые спросили в открытую - а еще что-то будет?

Мы не хотели создавать классический спектакль. Мы хотели создать спектакль, который бы напоминал ситком, превратился бы в психологический хоррор, а закончился так, чтобы зрителям не хотелось уходить, пока финал не будет счастливым.

Зрителям можно смеяться во весь голос, можно снимать видео. Некоторые даже рискнули попытаться что-то сказать персонажам в финале - и, к их удивлению, спектакль отреагировал на это. Пусть нас, авторов, нет на сцене, и наши имена теряются и не произносятся, один факт того, что зрители развлечены, увлечены и втянуты в наш мир и историю, радует наши сердца.

По итогу я понял, как тяжко творить и как высоко это награждается зрителями в итоге. Нам было страшно, волнительно и очень долго идти по этой дороге - и пандемия, и кое-что в 2022 (интересно, что?), и общий негативный настрой к "американскому"... Мы лишь хотели рассказать загадку.

Спасибо, что прочли все это. Мне правда нужно было поделиться всем этим. Мы шли к этому почти 6 лет, и наконец, сделали этот первый шаг. Здесь я почти 5 лет, и потому приглашаю вас взглянуть на творчество одного из DTF-чан. Специально для всех вас я ориганизовал промокод "DTF", по которому вы сможете купить билеты дешевле.

А в нашей группе ВК можно посмотреть остальные фото и почитать посты, раскрывающие мир вокруг спектакля:

Надеюсь, эта маленькая история сподвигнет и вас создать что-то!

2121
2 комментария

огромное спасибо за то, что поделились опытом и рассказали о спектакле!

очень неожиданно было увидеть такой материал на dtf, с удовольствием прочитаю ваши новые статьи.

к сожалению, посетить ваш спектакль не смогу (но очень хочется): живу не в Москве.

от всей души желаю вам успехов в вашем деле!

2
Ответить

Спасибо!

2
Ответить