Анализ рассказа Д. Ф. Уоллеса "Думай": разум сильнее текста

Анализ рассказа Д. Ф. Уоллеса "Думай": разум сильнее текста

До Нового года я занят корректурой все более безумного романа "План D накануне" анонимного автора Ноама Веневетинова и дописыванием собственной ученической повести (обещал жене под ёлочку, ей там нравится один персонаж, микроорганизм-революционер), поэтому большие тексты появятся только в 2022. По плану будут статьи о советских романах Сорокина, трех свежих омнибусах Бротигана, душевном "Снеге Мариенбурга", переиздании "Радуги тяготения" Пинчона, работах первого русского романиста Василия Нарежного и сравнении "Иерусалима" Мура и "Бесконечной шутки" ДФУ.

Сегодня публикация не в общем разделе "Почитать", а только для подписчиков блога. Она относительно случайная: меня попросили в личке объяснить смысл рассказа Уоллеса "Думай" из сборника "Короткие интервью с подонками", я написал ответ, он получился большим и полным - почему бы не опубликовать его в сети, тем более что аналитики коротких рассказов ДФУ на русском языке не так много. Тут один сплошной спойлер, но можно считать его чем-то вроде пробника того, что творится в сборнике "Короткие интервью с подонками", где много не менее хороших рассказов с нераскрытым прямыми словами смыслом. Итак.

Короткий, всего на две страницы рассказ Дэвида Фостера Уоллеса "Думай" – одна из тех работ, которые я бы поместил в сборник "ДФУ. Лучшее". Он о преимуществе осмысленного поведения над механическим поведением.

Диспозиция: Сестра соседки приходит к мужику, чтобы его соблазнить, когда они остаются одни в общежитии (семьи уехали в торговый центр развлекаться), а герою секс со случайной девицей совершенно не нужен; казалось бы, он в ловушке некой вырванной сцены стандартного сценария адюльтера, однако мужчина сразу же понимает, как нейтрализовать опасность, становится на колени и начинает молиться, после чего обескураженная сестра соседки перестает его соблазнять, точно так же встает на колени и начинает молиться вместе с ним.

Анализ рассказа Д. Ф. Уоллеса "Думай": разум сильнее текста

О чем это: как и ряд других рассказов Уоллеса (например, "Очередной пример проницаемости некоторых границ (XXIV)" про близнецов и стрижку), "Думай" посвящен обнажению внешних факторов, влияющих на человеческое поведение, той самой "воды", которая занимает в его сочинениях центральное место. В данном случае фокус на фигуре сестры соседки – в тексте подчеркивается, что она копирует мимику, позы и движения из журналов и фильмов. То есть она не естественно захотела соблазнить соседа, почувствовав к нему некую симпатию, после чего самостоятельно придумала план соблазнения, от пункта "остаться с ним наедине" до пункта "показать грудь и эротично запереть дверь" – нет, чувство симпатии запустило в ней автоматическую программу "что делать, если вам понравился женатый мужчина", сформированную восприятием женских журналов и любовных мелодрам.

Героиня действует при этом не как живой человек, она не думает, что делает, а почти бессознательно идет по блок-схеме. Вероятно, происходит это от того, что она еще очень молода и собственного жизненного опыта у нее нет, на месте опыта у нее пока советы из журналов и сюжетные ходы из фильмов. Выглядит это, естественно, совершенно неестественно. Герой, в частности, замечает, что сладострастная улыбка, которую воспроизводит девушка, только на фото выглядит нормально, но в жизни держать ее больше пары мгновений — это жутковатая фальшь. Не менее фальшиво и то, что девушка закрывает дверь просто потому, что она так видела в кино, в то время как в реальности в этом нет нужды, из торгового центра семьи вернутся еще очень нескоро. Да и почему она молча начинает с демонстрации груди? Я бы испугался, кабы со мной так начали коммуникацию, живые малознакомые люди так не делают.

Анализ рассказа Д. Ф. Уоллеса "Думай": разум сильнее текста

Герой, в свою очередь, человек с опытом самостоятельной жизни, и ему сразу же видно, едва начинается неестественное поведение, что сестра соседки пытается выразить ему симпатию так, как у нее это случайным образом записано в голове, то есть что она ведет себя как механическая кукла. В тексте несколько раз сообщается, что он знает, как она среагирует, если он слишком рано встанет на колени — решит, что он дает согласие на секс и хочет сделать ей с ходу куни. В отличие от девушки, он как раз думает, что делать, и быстро приходит к пониманию, что инстинктивное копирование поведения, которое до сих пор не угасло в "соблазнительнице", можно использовать для управления ею.

Для этого достаточно переключить сценарий.

Поэтому герой и начинает молиться — обращение к Богу находится максимально далеко от обращения к сексу, и заклинить куклу должно надежно. Просто поговорить с девушкой бесполезно, разговоры входят в программу соблазнения, даже резкий отказ, следовательно, у сестры соседки появится возможность считать, что акт соблазнения состоялся — просто потому, что мужчина пошел по одной из веток сценария! Он же находится в слабой позиции, практически безнадежной: многие ли поверят, что это она осталась специально дома, чтобы соблазнить женатика, а не женатик решил поразвлечься за спиной у суровой жены (он вспоминает, как та обнимает сына "с почти отцовской нежностью") с молодым мясом? Поэтому единственный выход — заменить одну программу другой.

Анализ рассказа Д. Ф. Уоллеса "Думай": разум сильнее текста

И мы видим, как у него это получается. Кукла правда сбивается с толку, поскольку мужчина повел себя перпендикулярно блок-схеме, не отреагировал на нее ни позитивно, ни негативно, а как-то не так – отвернулся от нее, встал на колени, обратил лицо горе. Она подвисает и делает уже естественный жест, сложив руки на груди (она прикрыла грудь, перестала копировать журнальную мимику и позу — сценарий соблазнения остановлен), и дает программный запрос (я подозреваю, что What's up?), какой сценарий в данный момент исполняется на самом деле.

Мужик намеренно не дает ей никакой информации, отвечая "это не то, что ты думаешь", чтобы у девушки вообще не осталось поля для интерпретации событий и активизировался инстинкт копирования поведения. Если он что-то ей начнет объяснять, она может опять съехать на сценарий соблазнения — нет, программа должна быть не поставлена на паузу, а именно заменена другой. В итоге так и происходит — девушка не в силах выбрать, как реагировать на внесценарное поведение соседа, и потому ее механическое мышление откатывается к сценарию более высокого порядка — повторяй за другими. И вот она уже встает на колени рядом с мужчиной и тоже молится богу. Человеческий разум торжествует над машиной в человеческом теле.

Анализ рассказа Д. Ф. Уоллеса "Думай": разум сильнее текста

То есть это просто короткая история о том, как какому-то мужику удалось ловко выпутаться из опасной для него попытки молодой нейросети женского пола пройти сексуальную практику по имеющимся в ее распоряжении теоретическим инструкциям. Но она ставит хорошие вопросы: читатель, ты уверен, что твои действия осознанны? быть может, ты просто воспроизводишь чужие тексты, которые не обязательно соответствуют реальности? быть может, так ведут себя многие, а следовательно, многие являются не собственно людьми, а всего лишь случайными сочетаниями внешних текстов?

3030
55 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

А с сегодняшнего дня я внезапно главный редактор информагентства.

2
Ответить

По образованию я филолог-преподаватель русского как иностранного. По профессии я журналист, пишу аналитику по международной политике и экономике.

2
Ответить

Я хоть с рассказом не знаком, но твой разбор были интересно читать, так что держи плюсик. Может все-таки пришло время мне взяться за ДФУ, а то постоянно откладываю его.

1
Ответить

Я думаю, "Короткие интервью с подонками" - хороший старт для чтения ДФУ. "Забвение" тоже неплохо, но там есть на мой вкус пустые вещи (хотя там же один из центральных его рассказов "Старый добрый неон"). "Бесконечную шутку" стоит брать только с настроем на экспедицию в текст.

4
Ответить

Эм. В вашей рецензии мизогинии ещё больше, чем в исходном тексте.

Ответить

В моих рецензиях нет мизогинии, мизандрии, ксенофобии, эйджизма, расизма, гнидомахии, газлайтинга, дикрайдинга и прочей хуйни, которой консерваторы и либералы развлекаются в своих боях в грязи. Я анализирую тексты.

1
Ответить