Топ Пять Разочарований 2023
Здрасте, я Дима, и я много смотрю кино. Я мог бы сделать пост про игры, но за весь год играл только в Baldur's Gate 3, Dota 2 (патч 7.33 — не новая игра) и Risk of Rain Returns (ремастер тоже не новая игра!), так что буду про то, о чём хоть немного имею представление.
А для продолжения эстафеты призываю увожаемых CUMрадов Ивана Якшина, Dasheshka и Рейнджера.
5. «Город астероидов» Уэса Андерсона, да и всё остальное сделанное им в этом году
Не сказал бы, что это была вопиющая неожиданность — мне и вышедший парой лет ранее «Французский вестник» не особо понравится. Но в этом году уважаемый Уэс Андерсон чот совсем духоты навалил. Сначала это случилось летом с «Городом Астероидов»: он перегрузил в общем-то симпатичную картину занудством и кучей лишней фигни буквально ради неё самой. Это получилось ни забавно, ни увлекательно, ни оригинально для Андерсона. Даже Скарлетт Йоханссон нормально раздеть не решился.
Про последовавшие за этим короткометражки для Нетфликса («Чудесная история Генри Шугара», «Лебедь», «Ловец крыс» и «Яд») вообще говорить больно. Мало того, что с ними снова та же ситуация, что абсолютно ничего, кроме фирменного стиля, они не предлагают, так ещё и все сделаны, что вся информация подаётся длиннющими монологами персонажей. Буквально виузализированные аудиокнижек Роальда Даля. Получилось, что режиссёр с одним из самых киношных стилей растерял львиную долю своей киношности. Meh.
Короче, нынешний Андерсон это то, во что я каждый раз опасаюсь, что сольётся каждый мой любимый режиссёр. Очень хочу в этом ошибиться.
4. «Граф» Пабло Ларраина и беззубость лево-либерального кино
Какая-то прям подстава от любимого режиссёра получилась! Ларраина я люблю во всех ипостасях: и его чилийские фильмы, и то, что он в Голливуде снимает, и исторические работы, и экспериментальные — в этом вы можете убедиться из моих топов, в которые попали аж пять его фильмов. Но вот данную вещь не понял.
В задумке фильм — бомба. Сатирический байопик об Аугусто Пиночете, который оказался вампиром, и живёт в наши дни — политический «Что мы делаем в тени». Только вот сомнительный выбор художественных приёмов и, как выяснилось, не идущая режиссёру комедийность заставили меня недоумевать от начала и до самого конца. Оно не интересно, не смешно, и политический подтекст не разыгран вообще никак (если вы ничего не знаете про Пиночета, то и не узнаете из этого фильма).
Самое обидное при этом то, что для Ларраина это уже пятая работа, посвящённая Пиночету. Но в предыдущих он работал с эпохой, с атмосферой, со страной, напрямую не обращаясь к личности диктатора, и выходило как минимум неплохо (а тот же фильм «Нет» и вовсе можно современной классикой назвать). А стоило поработать с объектом исследования напрямую, пук-среньк, сразу и вкус и острота куда-то пропали. Очко в пользу базированного диктатора, получается.
Всё это касается в принципе любых картин с режиссёров-леваков. Она либо гипертрофирована в край, либо беззуба донельзя — раньше киношники как-то поинтереснее умели свою политику внедрять в фильмы. Обмельчали! И в этом году это было особенно заметно на примере той же «Барби», которая вышла настолько кринжом, что местами даже базой.
3. «Убийцы цветочной луны» и растущая продолжительность массовых фильмов
Четыре года назад (капец время летит) Скорсезе неплохо так удивил «Ирландцем», который заставил все три с половиной часа не оторваться от экрана. Не знаю, было ли задумано повторить успех в этот раз, но, на мой взгляд, вышел не успех, а провал.
И главная проблема ведь не в собственно длине «Убийц цветочной луны», в конце концов это просто один из приёмов, который вполне имеет место. Беда в том, что в конце не чувствуется необходимость в ней. «Ирландец» на каком-то метауровне ощущался как грандиозное завершение целой эпохи, последняя из сигнатурных криминальных драм Марти, которые он снимает ещё со «Злых улиц» (а кто-то может сказать, что с его замечательного дебюта «Кто стучится в дверь ко мне»). Эпичный финал эпичного 50-летнего путешествия!
Здесь же и тема какая-то чуждая Скорсезе (всё же как итало-американец и католик он с большей страстью снимает про мафию и религию), и локальность событий, и холодный тон, с которым он рассказывает обо всём, и эта постмодернистская концовка с не бог весь откуда взявшимся Джеком Уайтом... Может кино и задело кого-то за живое, то я ощущал лишь надуманность и неважность всего происходящего. События просто сменяли одно другое, и уходили, не оставив после себя никакого контента для осмысливания, обсуждения или просто насладиться послевкусием.
Ну и по мелочи расстроило всякое, вроде актёрской игры, когда у нас Лили Гладстоун имеет более осмысленную роль и исполняет её лучше, чем зубры, вроде ДиКаприо и Де Ниро. Первый половину времени корчит кислое лицо, а второй стандартно играет стандартную для себя партию. Ну и музыка, которая просто заебала. По занудности и репитативности даже саундтрек из «Эмо-Бэтмена» был не такой бесящий.
Но вообще неоправданная длина — это какая-то эпидемия. Когда каждый мало-мальски дорогой фильм считает, что должен быть длинным как «Мстители», это утомляет и скорее отталкивает от просмотра. Не знаю, когда это кончится, но судя по тому, что многие фильмы снимают в том числе с заделом на сервисы, для которых продолжительность не так критична, как для кинотеатров (для которых разница между двух- и трёхчасовым фильмом это 2-3 лишних сеанса в день), то не скоро.
2. «Все страхи Бо» и... Без "и", просто он
Понимаю, что для многих «неожиданная» кринжовость и неуместная претенциозность «Всех страхов Бо» не была неожиданностью — Ари Астер режиссёр очень спорный. Я же подходил к просмотру от не угасших за много лет впечатлений от «Солнцестояния», которое считаю чуть ли не единственным достойным просмотра хоррором этой новой типа интеллектуальной волны.
Но в фильме творится какой-то форменный пиздец, который даже особо защищать. Ну, развлекает где-то первый час — эпизоды в городе и в доме у странной семейки блестящие — и фильм мог бы получиться вполне достойным, если бы сохранил этот мощный параноидальный настрой. Но Астер пустился сначала в интеллектуальность под Пауло Коэльо (непонятно, всерьёз он всё это или нет, в любом случае это смотрится невыносимо уныло), а затем в какой-то кринж-троллинг, по сравнению с которым «Шоу Тима и Эрика» кажется верхом адекватности.
Короче, даже меня, любителя всякой дерзкой дичи, это всё отторгнуло и привело в недоумение. Опять же, как и в случае со многими разочарованиями такого рода: Астеру просто будто не хватило вкуса, чтобы как-то по-хитрому большое количество малосвязанных стилей объединить во что-то последовательное и цельное. Ну, третий фильм всего — верю, что он сделает выводы, и следующий будет поприятнее.
Наверное, единственное, что не разочаровало — что он добрался до нашего проката. Но это заслуга уже не Астера, а A24, которые продолжают отправлять нам новые кинохи.
1. Я, маловато смотревший кино в этом году и в очередной раз откладывающий лонги
Ну, тут всё понятно. Я впервые за шесть лет не успеваю посмотреть задуманных 300+ фильмов, и ничем это не компенсировал даже для себя самого. Вроде много смотрю кино, а вроде и не очень. Особенно это касается новинок — чему не способствует и то, что до наших кинотеатров мало что добирается. Очень скучаю по фестивальной осени, когда за сентябрь-декабрь как из пулемёта бахали кинчики из Берлина и Канн, и я каждую неделю на что-нибудь да ходил. А порой и на 2-3 фильма в неделю!
Не буду говорить о текстах, которых вообще не было целый год. Но планы по выпуску лонгов, пусть и задерживаются, но пока в силе — ожидайте, если кому интересно.
Спасибо за внимание!
Если этот пост наберёт 100 лайков, то на Новогодних праздниках расскажу про лучшие фильмы года (для этого спецом УСИЛЕННО буду смотреть всё интересное, что пропустил).