"Смута - это только начало": кто выиграет от ИРИизации отечественного геймдева - а кто проиграет?

Новость была ожидаема и вполне объяснима, иностранные инвестиции в разработку игр кончились пару лет назад и необходимо как-то исправлять ситуацию.

Однако, к чему приведет в среднесрочной (2-3 года) перспективе перевод игропрома РФ на финансирование из госбюджета?

1. Рост популярности различного рода донатных помоек, от танков до одноклеточных мобилок и обратно.

Дело в том, что игры, как и всё остальное, где фигурируют госбюджетные средства - это, прежде всего - "проект", результатом которого становится некий "продукт", неважно, Смута это или труба отопления под землёй.

Так вот, качество продукта почти никогда не интересуют ни заказчика, ни исполнителя - и многострадальная Смута тому ярчайший пример.

Да, баги пофиксят, боевку перебалансируют, оптимизацию завезут, но игрой Смута от этого не станет - так и останется красивой (на соответствующем железе, само собой) технодемкой с графоманским сюжетом в стиле "гой-еси добрый молодец" и нулевой вариабельностью.

А, поскольку подход ИРИ в отношении сроков и сути ее деятельности никак не изменится (как и госзакупки в принципе), то и какого-либо прогресса здесь ждать не приходится, какой бы талантливой ни была команда разработчиков и сколько бы Клим Санычей они бы ни пригласили в качестве консультантов.

Таким образом, качество игр, разработанных на госбюджеты, будет оставаться плюс-минус на уровне Смуты, что, вкупе с ухудшением доступности привычных зарубежных площадок (комиссии посредникам при оплате, необходимость регистрировать аккаунт из другой страны, отсутствие региональных цен в рублях, курс рубля) приведет к охлаждению интереса к "классическим" компьютерным играм как таковым, особенно на ПК.

Поскольку консоли тянут за собой те же трудности, что и Стим, только их ещё нужно купить, то логичным выглядит смещение акцента на "бесплатные" и нетребовательные продукты уровня танков-самолетов, Геншин Импакт и иже с ними.

Дополнительный фактор - это доступность китайских смартфонов и планшетов, в том числе "игровых".

В сумме все это приводит к неочевидному, на первый взгляд, но очень простому по сути выводу - падение качества и изоляция рынка (как с "той", так и с "этой" стороны) приведет к снижению популярности игр для ПК в целом и росту доли мобильного и казуального сегмента.

2. Ну а раз игры не прогрессируют (в лучшем случае) в плане качества, то зачем нужна модернизация/замена ПК, да и, вообще, не хватит ли оемного ноутбука из Китая "для школы" или даже обычной планшетки?

Это более долгосрочный тренд, но он приводит к снижению доли ПК (втч и ноутбуков) в целом и замещению их планшетами.

3. Отсутствие конкуренции приводит к стагнации внутри системы, которая на поверку оказывается деградацией, потому что "снаружи" никто и собирался останавливаться - прогресс нельзя остановить или заморозить.

Это правило работает везде, далеко не только в игрострое, а предельный случай деградации, понятный, наверное, всем, кто старше 40 - это автопром СССР.

Применительно к ИРИ это означает, что в отсутствии других источников финансирования разработчики будут стремиться получить гранты, а не выдать качественный результат, не говоря уж об образовании стойких коррупционных связей а-ля "карманный подрядчик".

4. Небольшое снижение оттока валюты из страны, что и является одной из задачей по "импортозамещению" отечественного геймдева.

Вместо покупки Горизонтов через турецкую карту, номинированную в лирах или СКВ игроки будут тратить рубли на условную смуту.

Насколько это много в процентном выражении от общего импорта - честно, не гуглил, но, это абсолютно в рамках недавно озвученного снижения уровня импорта до 17% ВВП к 30му году.

5. Создание небольшого количества рабочих мест и новых студий.

Почему небольшого?

Несмотря на низкие, по сравнению с ЕС и США зарплаты, что при разработке программных продуктов является одной из основных статей затрат, ИРИ не обладает бюджетом даже в триллионы рублей именно на игры - то есть предложение будет ограниченным, а про "качество" уже написал выше.

Что касается спроса, то, как раз, очень интересно будет в ближайшие год-два-три узнать ту самую "глубину рынка", которую, прямо или косвенно, потеряли международные площадки - и чем она будет заполнена.

Ещё бы вкплей и иже с ними реальные данные о продажах (не о скачиваниях!) ИРИ-игр публиковали бы...

6. Замена SweetBabyInc повесточки на "разговоры о важном".

И то и другое для рядового потребителя - это извращение самой сути компьютерной игры как инструмента для развлечения и получения положительных эмоций ака фана.

Выводы лично у меня неутешительные - геймдев в РФ переходит на госфинансирование, что, вкупе с трудностями с доступом к международному рынку компьютерных игр приведет к монополизации, стагнации и, в конечном счёте, деградации.

За примерами далеко ходить не нужно - рынок Китая очень своеобразен и подходит не каждому, но, даже он сейчас не настолько ограничен фактически (а не административно), и там нет проблем с оплатой и учётными записями на мировых площадках.

А вот КНДР, Иран, Венесуэла и Куба своим геймдевом, похвастаться, увы и ах, не могут.

По итогу, отвечая на вопрос из заголовка - пострадают геймеры РФ, в плюсах окажется бюджет (с большими оговорками) и производители лутбоксовых помоечек, в основном - мобильных и мультиплатформенных.

66
34 комментария

Чел по ходу любые новости может преобразовать в теорию заговора. Даже новости "я посрал".

5

Я даже не знаю что смешнее, тупость этой статьи или то что чел на серьезных щах потратил на это время

4

Я даже не знаю, что смешнее, тупость твоего коммента или то, что ты на серьезных щах ответил 2 раза - картинкой и текстом, не несущим смысловой нагрузки.

Когда по сути нечего сказать, сейчас модно постить картинки?

Ну и аналитика у тебя чувак, никакого "перевода игропрома РФ на финансирование из госбюджета" не существует, смутные просто попилили бабки на патриотичной игре, а ты уже целый квантовый скачок в светлое будущее придумал.

2

Время покажет, с точки зрения экономики всё идёт по плану ))

Я боюсь, что люди, оставшиеся в РФ и понимающие то, что вы написали - предпочтут промолчать. А остальные как не понимали, так и не поймут.

2

«Смута» - это только начало, звучит, как угроза

1