Три игры, похожие на Baldur’s Gate 3: во что поиграть после шедевра Свена Винке

Разбираемся.

Три игры, похожие на Baldur’s Gate 3: во что поиграть после шедевра Свена Винке

Оглавление:

Наверное, самые ушлые геймеры сразу вспомнят о других, будь то старых или новых cRPG. Pillars of Eternity, Pathfinder, может быть, Wasteland — это если из свежачка. Если окунуться в классику, то на ум приходят прошлые части Baldur’s Gate, Planescape: Torment и Arcanum. Или даже серия Divinity — вообще идеальный претендент, а подобные советы в целом — вполне логичные. Свен Винке выпускает на рынок крутую cRPG, она завоёвывает массовую аудиторию, которая не знакома с партийными ролёвками, значит, её надо посылать куда-то туда. В сторону классических ролёвок.

Но нет. И вот почему.

Baldur’s Gate 3 — это игра, у которой нет аналогов вообще. Во всём мире. Во вселенной! Она вбирает в себя столько привлекательных особенностей, что победа во всех игровых номинациях, даже в условиях жесточайшей конкуренции, даже с наступающим на пятки сиквелом Zelda: Breath of the Wild, не кажется совпадением. Простые люди и пресса в подавляющем большинстве отдали свой главный приз — игра года то бишь — именно Baldur’s Gate 3, когда как сама игра обрела колоссальную популярность.

Начало
Начало

Объективные факты из Steam: 96% отзывов из более чем 540 тысяч — положительные, пиковый онлайн составлял 875 тысяч человек, а спустя почти год после релиза этот показатель плавает у отметки 80-100 тысяч ежедневно. Ещё для пущей наглядности: это одиночная игра, которая не пытается подсадить людей на иглу сервиса, не пичкает его микротранзакциями, сезончиками, боевыми пропусками, быстрыми сессиями, ещё и в нишевом жанре. Ну а хайп вокруг неё, думаю, чувствовали все.

Совпадение? Не думаю.

Просто потому что перед нами прецедент, ещё и легкообъяснимый — настоящая GTA от мира RPG. Другие соседи по жанру конкурировать не могут, потому что тут тебе и нелинейность, и крутой продакшен, и уйма кинематографии, и возможности романсить всё, что движется, а что не движется — двигать и романсить. Яркие персонажи, образы, 100 часов ручного контента без намёка на репетативность, эпичная история, красивая графика, системность, интерактивность и вертикальность уровней, в конце-то концов. Даже если ты ни во что не ставишь все эти D&D и RPG, ты всё равно захочешь посмотреть на этого монстра, на настоящего убийцу игровой индустрии.

Вы правда считаете, что советовать людям после Baldur’s Gate 3 поиграть в Fallout или Pathfinder будет корректно? Я — нет.

Это Саня, кстати
Это Саня, кстати

Здесь начинается просто ювелирная работа по вычленению самой сути игры и поиску похожих вариантов на основании более тонких материй и концепций, нежели чем: «тут cRPG и там cRPG, играйте». Но чтобы никого не обделить и все ушли довольными! Заниматься софистикой не намерен — пусть вас не смущает заглавная тема в стиле «поиграл впервые в New Vegas, сейчас поясню» или «Топ 10 игр для слабых ПК в открытом мире, где можно делать всё». Потому что я сам хотел найти нечто похожее на бэгэшечку и, что примечательно, всё-таки нашёл, поиграл и прошёл. От начала до самого конца. То есть проблема нехватки качественного контента в крови мне знакома, есть шанс, что помогу и вам.

Самое очевидное

Родословная у Baldur’s Gate 3 довольно занятная. По идее — это продолжение, третья часть уже давно существующей серии от авторов из BioWare. Ну вот прям сейчас бери классику и проходи, чтобы начать с истоков, познакомиться с историей города, персонажами и лором. И я прошёл. И, знаете, общего у этих игр очень мало. Отметить можно похожие спеллы, обусловленные общей ролевой системой, или концепцию самого приключения, когда в город, во Врата Балдура, ты попадаешь сильно не сразу. Есть знакомые враги, монстры, персонажи и группировки, но какой-то значимой преемственности к первым частям у третьей нет.

Впервые во Вратах Булдура
Впервые во Вратах Булдура

Зато индустрия знает идейное продолжение первой Baldur’s Gate под названием Dragon Age: Origins. И вот оно то как раз очень похоже на сегодняшнего героя. Что это вообще такое?

Авторы те же, что делали оригинальные Baldur’s Gate — BioWare. Жанр тот же — cRPG, даже альтернативный изометрический вид завезли, хотя удобнее играть, конечно, с камерой из-за спины, лишь изредка переключаясь на перспективу сверху. Кстати говоря, это единственный представитель жанра компьютерных ролевых игр в списке, потому и упомянул очевидность варианта.

Больше всего игры роднит, безусловно, их кинематографичность, дороговизна. Считаю, что это один из определяющих факторов успеха Baldur’s Gate 3. Диалоги в Dragon Age анимированы, иногда даже уникально, а сцены для своих лет хорошо поставлены, в лучших традициях ААА. Игроку не придётся подключать воображение, рисуя в голове, как точно выглядит и говорит персонаж, чем не могут похвастаться остальные cRPG. Вот тебе портрет в правом углу, редкая озвучка и очень схематичная моделька — такое нам не подходит.

Три игры, похожие на Baldur’s Gate 3: во что поиграть после шедевра Свена Винке

Однако это лишь первый уровень сходств, самый очевидный, но не менее важный, потому что люди любят глазами, массовому игроку хочется видеть деньги на экране.

Теперь смотрим чуть глубже. Представим: на дворе 2017-й год, Свен Винке и его команда придумывает дорогую ролевую игру. На что им ориентироваться? Во-первых, на свои прошлые работы. Baldur’s Gate 3 — это больше Divinity, чем Baldur’s Gate. Интерактивность и системность с некоторой обработкой перекочевали в новую игру как раз из Original Sin. Ну и движок, конечно, тоже, чтобы сильно не отвлекаться на техническую часть и сконцентрироваться на создании контента, коего надо было настругать очень много.

Во-вторых, Свен обязательно посмотрит на другие схожие по масштабу и концепту проекты, но вариант то всего один — серия Dragon Age. Остальные разработчики загнали жанр в узконаправленную нишу, а потому и черпать вдохновение неоткуда. Конечно, это всё предположение, но общего у игр действительно много.

Три игры, похожие на Baldur’s Gate 3: во что поиграть после шедевра Свена Винке

Концепция лагеря, который не только восполняет ресурсы команды — в случае Dragon Age привал восстанавливает здоровье и лечит от травм, — но и даёт возможность игроку в спокойной обстановке поболтать со спутниками, узнать их поближе, прокачать с ними отношения, в том числе любовные, начать личный квест. Причём персонажи могут прокомментировать других членов команды, а также подарить весёлую сценку. У пса таких много. Шкрябу привет!

Интерактивность в бою тоже предусмотрена, но сильно в упрощённом варианте. Можно бочки подорвать, например, ловушки активировать или скомбинировать каким-либо образом заклинания — разлить масло и поджечь. Впрочем, забивать голову этими возможностями необязательно, потому что эффективность в бою достигает прежде всего прокачкой и сбалансированной группой. Прямо как в Baldur’s Gate 3! Где в отличие от Original Sin снизили градус безумия и влияния стихийных эффектов на геймплей. Теперь это опций только для самых умных и изворотливых, если только сам геймдизайн сцены не кричит: «ПОДРЫВАЙ!»

А, знаете, что в балдурике меня впечатлило ещё на этапе раннего доступа? Прямо до восторга. Ссадины и кровь после боя. Ну вот я никогда в жизни не поверю, что подобную деталь авторы не подсмотрели у BioWare, штука уж слишком необязательная и специфичная. Зато какой эффект! Открываешь диалог с сопартийцем и прямо видишь последствия двадцатиминутного, тяжёлого файта с какими-нибудь гноллами. В Dragon Age тоже все ходят в чужих кишках, размазанных по всей броне.

Три игры, похожие на Baldur’s Gate 3: во что поиграть после шедевра Свена Винке

А, знаете, что меня не впечатлило в балдурике? Система призыва союзников в финальной миссии. Подумал, что это просто дешёвый способ реализовать последствия принятых по ходу игры решений, но, оказывается, в Dragon Age концепция примерно такая же. Вот тебе четыре вида юнитов на отдельной панели кнопок, ряд арен с большим числом порождений тьмы, призывай друзей, когда удобно.

Под миникартой
Под миникартой

А, знаете, что в Dragon Age реализовано даже лучше, чем в шедевре Свена Винке? Во-первых, текстовые записки. Помимо прочего у BioWare стояла задача погрузить игрока в новый мир, рассказать о культуре и религии разных народов, познакомить его с историей посещённых мест. Нюансов там очень много, но что самое интересное, все эти талмуды реально интересно читать, потому что излагаемый лор ты видишь в игре, ты узнаёшь о нём из уст других персонажей, причём не обязательно тот же самый — от иносказаний никуда не деться. Это вообще большое достижение. В Baldur’s Gate 3 я читаю всё, что нахожу, и не понимаю, зачем это надо.

Во-вторых, в Dragon Age: Origins крайне забавные диалоги сопартийцев, причём сегодня и в некоторых кругах подобный юмор моментально был бы отменён и сожжён, уж больно он не политкорректный. Огрен постоянно засматривается на Морриган, — девка то видная, — Морриган подкалывает Алистера на почве его умственных способностях, и так по кругу. Перепалок много и оно скрашивают приключение. Особенно после жесточайшей душниловки в однотипных подземельях.

Куда же в лонге об аналогах Baldur's Gate 3 без сисика писика
Куда же в лонге об аналогах Baldur's Gate 3 без сисика писика

Точно, надо бы предупредить.

Dragon Age: Origins 15 лет и она нуждается в ремастере, а, по-хорошему, в ремейке. Я не из того числа людей, кто слепо твердит о её шедевральности и неприкасаемости. Возраст и весомый в клад в культуру — всё понятно, да только вот опыт самой игры от этого лучше не станет. Меня ещё со старта задушил чересчур долгий пролог, который растянут на часов пять, обилие кинца, причём процедурного, это вам не Baldur’s Gate 3. Постоянное «бу-бу-бу» и повторение одного и того же, чтобы игрок уж точно всё понял, тоже положительных эмоций не дарит, а бои — да что бои? Раскрываются не сразу, потому что надо обзавестись навыками и шмотками, и редко когда отличаются уникальными обстоятельствами. Вот тебе пять больших коридоров, мы туда врагов наспавнили, теперь бейся. Второстепенные квесты «продай-принеси» — это вообще лучший тип сайд контента в игре, потому что большую их часть даже квестами назвать сложно.

К основным квестам претензий нет — в лучших традициях.

В общем, игра отнюдь не идеальная, однако именно она является тем самым предтечем Baldur’s Gate 3. Дорогая, относительно вариативная cRPG образца 2009 года, практически с теми же особенностями игрового процесса. Уверен, что Larian искали вдохновение именно тут.

Ещё
Ещё

Легенда о Шадоухарт

Вообще мне всегда казалось, что у The Legend of Zelda: Breath of the Wild много общего с играми Larian, то есть с дилогией Divinity: Original Sin. Как пример, стихийное системное взаимодействие и возможность выполнять задачи разными способами. Тут траву можно поджечь, и там поверхность горит. Тут дождь повышает урон от молнии, и там накладывает дебафф. Тут можно сбросить на голову врагу тяжёлый ящик и тем самым победить его, и там работает всё точно также. А системность Divinity позволяла придумывать что-то для преодоления препятствий. Буквально — сложный бой побеждается за один ход с помощью броска нужной бочки в нужное место. Игры не держат игрока за идиота, уважают его интеллектуальные способности, и это прекрасно.

Уже на основании поверхностного сравнения есть ризон спокойно рекомендовать игру от Nintendo всем тем, кому понравилась Baldur’s Gate 3, и это несмотря на разные жанры. Зельда очень далека не то что от cRPG, а в принципе от RPG.

Три игры, похожие на Baldur’s Gate 3: во что поиграть после шедевра Свена Винке

Впрочем, интерактивность и системность — не единственный общий знаменатель игр. Ключевую роль в этом отношении играет подход к исследованию открытого мира, пусть даже в бегешечке локации относительно небольшие и не очень открытые. Что я имею в виду? Во-первых, размытие границ между основным и второстепенным контентом, а точнее, создание таких условий, при которых игрок, чем бы он не занимался, будет воспринимать приключение целостным.

Ведь как оно обычно бывает? Вот тебе сюжетная кампания, куда разработчики влили основные силы, а вот помеченные на карте «вопросики». В лучшем случае игроку подарят уникальное обстоятельство, например, как в Cyberpunk 2077, а в худшем — сундучок или вовсе запись в кодексе. У разработчиков такое, что странно, называется контентом.

В Зельде вопросиков на карте нет. Всё, что найдёшь, какую тайну разгадаешь, за какую ниточку потянешь — всё твоё. Это часть твоего личного приключение, пусть даже найденный контент не будет отличаться уникальностью. Зато находка поощряет внимательность, ибо вынуждает всматриваться в окружение, а геймдизайнеры естественным образом намекают на потенциальные активности, от чего и усиливается ощущение приключения: вот тут проход камнями завален, можно расчистить, тут камушек странно положен, наверняка корок спрятан.

Три игры, похожие на Baldur’s Gate 3: во что поиграть после шедевра Свена Винке

Но самое главное в сей картине то, что в Зельде нет обязательного контента. Игрок волен с нулевой секунды, сразу после обучающей секции идти стучать по голове великому злу, полностью игнорируя сюжетную кампанию. Просто силёнок, скорее всего, не хватит, поэтому залутай уникальные способности, поднабери жирка, найди мощный меч и снаряжение, а уже потом, самым естественнейшим из естественных образов образом иди спасать принцессу. В таком случае и «вопросики» на карте не нужны, и необходимое чувство свободы при исследовании открытого мира рождается.

Особенно мне понравилось то, что каждая активность так или иначе служит одной цели — облегчить финальный бой. Доходит до того, что с помощью полученных навыков можно дойти до босса, вообще не вступая в битву с охраной замка. Не, ну это уже иммёрсим сим.

Куда же в лонге об аналогах Baldur's Gate 3 без это самого
Куда же в лонге об аналогах Baldur's Gate 3 без это самого

В Baldur’s Gate 3 всё примерно также. Беря очередной квест, ты не задаёшься вопросом: «А стоит ли его выполнять и можно ли вообще?» Когда найдёшь нужную наводку, там видно будет, а пока пускай валяется в журнале, который так-то выполняет роль именно что журнала, а не списка задач. И это, опять-таки, естественно для настоящего приключения. Граница между обязательным контентом и второстепенным размывается, особенно в условиях, когда первого в процентном соотношении сильно меньше и оно не перетягивает на себя одеяло. Ты спокойно исследуешь локации, находишь головоломки, секретные зоны, боссов, попадаешь в уникальнейшие обстоятельства.

«А что в Зельде по продакшену?» — спросите вы. «А всё отлично», — отвечу вам. Пусть вас не смущает семейно-мультяшный визуальный стиль, выглядит Зельда потрясающе. Игрок и мультики хорошие посмотрит — правда, спрятаны они в сайд-квестах по поиску мест с фотографий, — и сочные пейзажи оценит, и детальными анимациями насладится. Харизматичные персонажи и любовная линия на месте.

С рыбами
С рыбами

Практически Baldur’s Gate 3! Советую. Параллели с шедевром Свена Винке проходят через реактивность мира, системность и уникальные принципы построения игрового процессы. А вкупе мы получаем то самое, неуловимое чувство приключения. Да, не RPG, но общего у игры больше, чем у любой другой cRPG.

Отдельная статья по игре прилагается.

Другие подземелья и драконы

The Legend of Zelda: Breath of the Wild вышла в 2017-м году, была обласкана общественностью и взята на вооружение многими разработчики как одна из самых влиятельных игр последних лет. Вы наверняка и без меня знаете о её прямых клонах или примерах заимствования отдельных элементов. Та же Ubisoft выпустила аж два таких проекта: Immortals Fenyx Rising — тут вообще полнейшая копирка, — и Аватар: Рубежи Пандоры. В последнее мало кто играл, поэтому верьте на слово. Там реально часть геймдизайна была скопирована с Зельды, правда, неумело.

Можно вспомнить игры других компаний: Genshin Impact, Elden Ring, Horizon: Forbidden West и чёр-те что ещё. Зачем вспоминать? Да всё просто: если найдём лучшего в жанре Зельда-лайт в фэнтезийном сеттинге (хе-хе), найдём и во что с удовольствием поиграть. Оно непременно будет связано с Baldur’s Gate 3 по самой сути геймдизайна.

И такая игра есть. Называется Dragon’s Dogma 2.

Три игры, похожие на Baldur’s Gate 3: во что поиграть после шедевра Свена Винке

Довольно разнообразненько получилось — все три игры относятся к разным жанрам. Была cRPG, экшен-адвенчура от третьего лица в открытом мире и вот теперь экшен-RPG. Причём, как я считаю, Dragon’s Dogma 2 должна иметь высший приоритет.

Начну с очевидного, с верхушки — у игры отличный продакшен, особенно по части боевых анимаций, кастомизации и мувмента. На то, как какой-нибудь циклоп пытается сбросить тебя со спины, можно смотреть бесконечно. Это выглядит эффективно как раз за счёт проработанных анимаций. То же самое можно сказать и об обычном передвижении по миру — например, персонаж очень резко и правдоподобно взбирается на уступы, — и об ощущении того или иного класса в бою. Если играете за мечника с двуруком, вы наверняка оцените медлительность и мощь своих ударов.

Берсерк... Берсерк
Берсерк... Берсерк

Графика, пейзажи, освещение и детализация — Capcom в этом отношении не подвела, так что глазкам непременно будет хорошо. Есть небольшой недостаток в разнообразии декораций, но в конечном счёте это легко прощается, потому что игре есть чем крыть слабые стороны.

Романтические отношения? То же есть. Не такие проработанные, как в Baldur’s Gate 3, и с редкими интимными сцены. Зато можно романсить вообще всех. Впрочем, сюжетные персонажи здесь, конечно, будут в приоритете. С ними и на ламповый закат посмотрите, и ночь в апартаментах проведёте. А если делать совсем нечего, то можно прогуляться с пассией по миру. Ну как прогуляться… Скорее, просто побегать. Видимо, таким образом разработчики хотели дать игроку возможность провести чуть больше времени с возлюбленной или другом. Получилось странно.

Аналог Baldur's Gate 3, сразу видно
Аналог Baldur's Gate 3, сразу видно

К описанию геймплея мне даже страшно приступать, потому что он очень комплексный. Первое — все основные особенности Зельды есть и тут, а именно стихийная системность, вертикальность и отсутствие маркеров на карте. Всё исследуем самостоятельно, всё делаем ручками. Dragon’s Dogma 2 даже получает балл сверху, ибо открытый мир в ней коридорный. Это позволяет на интуитивном уровне понимать, где может лежать нечто интересное. С дизайнерской точки зрения мне такое ближе. Плюсом авторы дают вес многим знакомым вещам простыми ограничениями, например, на телепорты. Геймплей получается очень тактильным.

Второе — системность распространяется на генерацию событий в открытом мире. В мою память отчётливо впечаталось много сцен как раз поэтому. Как вам такое? Когда первый раз сражался с грифоном и всё вело к моей уверенной победе, он… просто улетел. И ты такой стоишь: «Ну да, в принципе, логично». Или когда столкнулся сразу с тремя мощными чудовищами, или скинул грозного врага с обрыва. Что может произойти в вашем приключении — даже не знаю.

Третье — и вновь системность, но теперь в контексте механики так называемых пешек, по сути сопартийцев под руководством ИИ. Там вообще своя навороченная система заложена. Они и на лут покажут, и обучатся противостоять определённым типам врагов, и с квестом помогут. Причём многое зависит от характера пешки, её статов, твоего поведения в игре и обучения в асинхронном мультиплеере.

Три игры, похожие на Baldur’s Gate 3: во что поиграть после шедевра Свена Винке

Снова пример из моего личного приключения. Во время сражения, когда у моего персонажа закончилась выносливость и я уже готовился принимать в чердак, пешка подбежала, схватила противника прямо перед ударом и откинула его прочь. В какой игре вы вообще такое видели? Или вот ещё: как-то раз пешка ударилась в ностальгию, вспоминая, как когда-то я играл за другой класс. Просто диалог, просто мелочь, но какая же мощная по эффекту, потому что, опять же, такого в другой игре вы не найдёте. Феноменальное внимание к деталям.

Спросите, а причём тут Baldur’s Gate 3? А при том, что игра не стремится показать весь свой контент, поощряет игроков в первую очередь любознательных, эрудированных и её не заботит чужой комфорт. Провалил квест? Живи с этим. Сохранение то одно (два, но не суть). Умер значимый для сюжета персонаж? Тебе про это вообще никто не скажет. Пропустил квест? А такое тут не то что возможно, это вероятно, учитывая масштабы игры и неочевидность триггеров. Благо, что квестдизайн здесь ощутимо адекватнее, чем в той же Elden Ring, но хардкорнее, чем в сренднестатистическом опенворлде.

Кинематография в наличии.

Три игры, похожие на Baldur’s Gate 3: во что поиграть после шедевра Свена Винке

Итого мы имеем: надо погружаться в мир игры, надо внимательно исследовать округу, вовлекаться в контекст квестов, изучать геймплейные тонкости, коих много, желательно оценивать стоимость своих поступков и уметь принимать удар судьбы. Всё это в условиях системности всего и вся, с крутым продакшеном и хорошим, эпичным сюжетом. Недостатки тоже есть, многое я бы в игре сделал иначе, где-то что-то подправил, но в конечном счёте это даже не важно.

Обязательно попробуйте.

Где фирменный медведь?

Медведей нет. Зато есть идейный предшественник в лице Dragon Age для тех, кому хочется чего-то винтажненького, The Legend of Zelda: Breath of the Wild привлечёт неравнодушных к добрым, лаконичным приключениям и продуманному геймдизайну, а Dragon’s Dogma 2 подарит чуточку хардкора и тактильный игровой процесс, в котором у всего есть вес.

И всё равно, какими бы мощными приведённые в списке игры не были, с Baldur's Gate 3 они не сравнятся. Потому что Baldur's Gate 3 — это не просто игра...

Три игры, похожие на Baldur’s Gate 3: во что поиграть после шедевра Свена Винке

Огромная благодарность подписчикам на Boosty за финансовую поддержку: Lolka, Get_name, Оби-Ван Кеноби, Жан-Люк Пикар, Андрей Апанасик, Stikk, Gil4rt, Sorry Man, Mr.Cringe, Positron, rastvl и Чёрная смерть. И другим, кто поддерживает меня на DTF.

101101
153 комментария