Вергилий. От наспех склеенного босса до семьянина

Вергилий. От наспех склеенного босса до семьянина

Доброго времени суток. Я не буду здесь вспоминать об очевидных вещах вроде сложности его как босса, или гигантского мемо-фактора. В конце концов, статья о персонаже.

О персонаже, который в детстве любил читать, был тихим старательным мальчиком, хоть и уже тогда немногословным. Но в одну роковую ночь все изменилось. Царь подземного мира, Мундус, решил воздать могучему генералу-демону Спарде по заслугам. Сам отец семейства пропал, их мать Ева была убита демонами, а братья разделены на долгие годы. Тогда сраженное таки под натисками демонов дитя, не сумевшее защитить свою мать, зареклось быть слабым несмотря ни на что. Одна ночь сделала из хорошего мальчика настоящего монстра.

Внизу спойлеры ко всем частям серии, кроме второй.

The puppet master congregates all the masses.

Нело Анджело.
Нело Анджело.

О первом появлении Вергилия можно сказать мало чего интересного. Несмотря на то, что Камия задумывался о линии близнецов, еще когда игра была Resident Evil, хорошей реализации идеи в первой части места не нашлось. Игре был необходим босс в сжатые сроки, которые не позволяли создать противника с нуля. Авторы взяли мув-сет Данте, накинули еще пару приемов, назвали это чудо Нело Анджело, а схожесть можно объяснить тем, что они братья. Хотя полноценное развитие эта сюжетная арка получила лишь в триквеле. Конечно же, после череды столкновений, главный герой окончательно одерживает верх над боссом. Казалось, что окончательно.

Storm that is approaching.

Все мы знаем о культовом статусе третьей части, поэтому сразу перейдем к делу. Сделать антагониста противоположностью главному герою оказалось прекрасной идеей. Ведь людям нравится наблюдать за столкновениями в той, или иной степени, зеркальных сил - Человек-Паук против Венома, лоялисты против хаоситов, жаба и гадюка, Райден и Реактивный Сэм, и так далее.

Как говорится, первое впечатление самое верное, и пока Данте выглядит как тот вылетевший со второго курса роцкер с соседнего подъезда, Виталий же вылитый сын маминой подруги. Но никаких путанных высших целей Вергилий не преследует. Он ищет больше POWER лишь для того, чтобы быть сильным. И его цель не меняется на протяжении всей игры. Более того, последних капель сострадания с свой адрес он лишается из-за своей хладнокровности и нетерпимости к любой слабости, даже (особенно) если она происходит из семейных уз. В середине игры, лишь заподозрив, что у Аркхэма, его сподручного, все еще есть теплые чувства к дочери, Виталий хладнокровно избавляется от помощника. И даже после того, как он вместе с Данте одерживает над Аркхэмом верх, вместо того, чтобы примириться с братом, он продолжает отстраняться от семьи и гнуть свою линию по обретению MORE POWER.

Казалось бы, Данте одерживает верх над Вергилием только из-за удобных законов жанра. Но сами того не подозревая, чувствуем, что это не совсем так. Но почему? Нам всю игру через нарратив и геймплей демонстрировали, насколько Виталик сильнее Димона, раз за разом дразня игрока тем, как он буквально одним движением расправляется с боссами, на которых у игрока ушло от 5 до 30 нулевых траев. А все потому что повествование всей серии DMC не любит кидаться характерами и в лицо, вместо этого оно любит полагаться на какие-то штришки потоньше.

Например, этот маленький жест, когда Данте поддерживает умирающего Кредо, куда изящней многих строчек текста. 
Например, этот маленький жест, когда Данте поддерживает умирающего Кредо, куда изящней многих строчек текста. 

На протяжении 20 миссий Данте становился сильнее. Он пробудил свой дьявольский рамс, получил новое оружие, но главное не это. После боя с Леди он понимает, насколько слабы люди, и что он единственная их защита. Прямо как когда-то его отец — чистокровный демон. Так он, наконец, принимает свою демоническую половину, обретает себя и motivation куда более сильную, чем у его брата, и тем более куда более весомую, чем ту, с которой он впервые поднялся на вершину Темен-ни-гру. В то время, как старший Спардович все так же стыдился своей человеческой половины, ибо, по его мнению, из нее растут корни его слабостей. И в финальном бою, Данте сражается за людей, в то время, как Вергилий сражается за слепое желание обрести MORE POWER, из-за чего и проигрывает.

Казалось бы, такой прямолинейный злодей, К.В.М. таких по 3 в год штампуют, что в нем такого? Ну, кроме дикой харизмы, разумеется. Весьма односторонний персонаж на первый взгляд. Интересно, но сильней всего переосмыслить персонажа Виталика заставляет самый финал, после которого многие вещи начинают выглядеть спорно.

Во-первых, мы понимаем, что его желание силы происходит не от жажды богатства, власти и прочих привилегий, а от страха. Страха слабости и того, что он снова может оказаться беззащитным, прямо как в ту роковую ночь. Именно этот страх, который уже сродни фобии, и движет им, что и отличает его от прочих заурядных злодеев.

Во-вторых, даже презирая человека как вид и все, что ему свойственно, то, как Вергилий хватает свою половину медальона в конце дает понять — он все еще любит их мать.

Немного забегая вперед, V в пятой части это подтверждает. 
Немного забегая вперед, V в пятой части это подтверждает. 

Мы выясняем, что хоть Виталик и пытается убежать от своей слабой стороны, он не может. И, возможно, ненавидит себя за это так же, как за то, что когда-то не смог защитить свою семью. И его неприязнь к семейным узам растет именно из этого. Ему проще отстраниться и делать вид, что он бесчувственен, чем открыто признать, что помимо страха за себя, он просто боится снова потерять часть семьи в лице Данте. И это еще одна его слабость, что он, скорей всего, так же понимает.

Из этого вытекает другая его motivation, которая, кто-то может сказать, граничит с теорией. Вергилий делал Данте сильнее не только для того, чтобы его единственный возможный спарринг-партнер становился все сильней и сильней, а следовательно, и он сам, но и из заботы о брате. После первого боя Вергилий почти упрекает Данте в том, что тот не пользуется силой их отца, и вместо долгого анимешного монолога о том, насколько он прав, лишь дает ему намек:

"Глупо, Данте. Глупо… Сила управляет всем. И без силы ты не сможешь никого защитить. Даже себя самого."

Вергилий

После чего осознанно пробуждает в нем девил-триггер.

И в конце, хоть он и потерпел поражение, даже после финального удара брата, Верг не попытался снова взять меч Спарды, хоть тот и был на расстоянии вытянутой руки. Вместо этого он просто схватил медальон и отступил, оставив меч брату и начиная новую главу в поисках силы. К сожалению, снова трагичную.

Вергилий. От наспех склеенного босса до семьянина

Это все, конечно, здорово но в третьей части, как бы ни он, ни игрок не пытались от этого убежать, на протяжении всей игры мы видим, что ядро персонажа Вергилия — лишь быть почти во всем антиподом главного героя. Но уже всяко лучше головы Алекса Вескера, которую приклеили к броне и научили мув-сету Данте. И вот, спустя 14 лет, Вергилий становится настолько самостоятельным персонажем, что уже сам состоит из двух противоречий.

Lost shadows left behind.

Итак, начинается все с того, что к Неро заявляется ну очень таинственная фигура, которая отрывает ему руку. Спустя несколько недель, на город Ред-Грейв, родной город близнецов, нападает некий могущественнейший демон по имени Уризен. Таинственный незнакомец V нанимает Данте и ко. для того, чтобы его остановить, но вся команда терпит неудачу. На подмогу им, так же зазванный V, стремится Неро, но и тот лишь удостаивается звания dead weight. После этого разворачиваются события DMC 5.

Естественно, главной интригой части остается V. Кто он такой? Откуда он столько знает об Уризене, который совершенно точно не Вергилий? Что это за существа, которыми он управляет, и где он так простудился, что с каждым днем становится все слабее? В какой-то момент он раскрывает все карты — он человеческая часть Вергилия.

Старший чертенок, освободившись от оков Мундуса, снова взялся за свое в поисках POWER. Гонимый болезненными воспоминаниями о бытии живой марионеткой в руках того, кто погубил его семью, изнеможенный странствиями, он нашел Неро, чтобы вернуться на свой путь. В этот раз он был куда более радикален — в буквальном смысле избавиться от той половины, где, как он думает, живут все его слабости и страхи. И вот, его демоническая сторона, которую больше никто не сдерживает, утопает в безумной и кровавой жажде силы.

Но если Уризена больше не сдерживала его человеческая сторона, темные желания, которые все перешли в демоническую часть, так же больше не мешали другой половине быть человеком.

И будучи им, V не стеснялся своих эмоций, что помогло ему переосмыслить все. Будучи человеком, V не постеснялся обратиться за помощью (держим в голове то, что не к кому-то, а к родне), будучи человеком, его все так же тяготили мысли о матери, но он не боялся этого признать. Так же, как он и не стеснялся своих кошмаров. На секундочку, именно этим являются существа, которыми сражается V. А то, что на первый взгляд кажется просто отсылкой, а именно имена фамильяров идентичны боссам DMC 1, оказывается куда более интересной деталью. Эти страхи осознанно были переданы V Вергилием, ибо все то время, когда он был под контролем Мундуса, для него было кошмаром наяву. Вплоть до такой степени, что он искренне возненавидел даже Данте. А эти образы ассоциируются у него именно с той главой в жизни. К тому же, был еще один, олицетворяющий первейшего босса всей серии, но с ним V «Не смог договориться». И тут мы добираемся до Уризена.

Шутка ли, но даже самый. Могущественный. Демон. Вкусивший плот Клипота потерпел поражение от Данте. И не мудрено, ведь каким могучим он не был, он лишь половина (Ну и еще он очень тормознутый). Не говоря уже о том, что это повторение сражения на реке меж миров. Данте сражается за людей не стесняясь обеих своих личин, в то время, как его противник чисто ради POWER, будучи только демоном. Только теперь еще этот противник даже не целый алмаз, а лишь осколок, хоть и очень, очень крепкий. Угасающему V оставалось лишь добить демона и спасти обоих, вернув им их истинное обличие.

На былой раздробленности акцентируется внимание при воссоединении их в Врегилия, ибо представляют нам его как «Альфа и Омега Вергилия». Начало и конец. Он, наконец, одно единое целое, как физиологически, так и психологически. Стоит заметить, что первым атакует именно Данте, сам же Вергилий после нескольких кадров для скриншотов откланяется.

Pathetic/Scum/You are not worthy as my opponent (нужное подчеркнуть)
Pathetic/Scum/You are not worthy as my opponent (нужное подчеркнуть)

И все, что происходит после следующей встречи, пожалуй, самый интересный отрезок с этим персонажем. Он сидит на вершине Клипота и размышляет о том, повторили бы они с братом судьбы друг друга, если бы в поменялись местами в ту роковую ночь.

Все, что осознал V о былых ужасных поступках и бессмысленности гонки за POWER, теперь перешло к Вергилию. Это наконец, зародило семя сомнения, которое разрослось до такой степени, что он за много лет впервые по настоящему не уверен в своих действиях. Как свершенных, так и дальнейших.

Еще более странно выглядит подводка к их следующему бою. Данте просит Вергилия отдать Ямато, тот же отвечает ему в духе ребяческого "А ты подойди и отбери". Никаких разговоров за жизнь, POWER, ломания понтов. Никогда ранее на лицах братьев перед боем не было теплых улыбок

Будто того было мало, во время боя они даже дразнят друг друга. Это уже совсем другой Вергилий. Он не жаждет POWER, он не гоним своей MOTIVATION, он состязается с братом.

Здесь можно было бы использовать слово «играется», но есть одно "но". Нам четко дают понять, раз этот бой начат, на этот раз есть только один способ его закончить. И что оба брата готовы к этому, не смотря на несерьезный настрой.

Но внезапно в поединок на самом интересном месте влетает Неро. Шкет сбивает спесь со Спардовичей, отчитывает их за плохое поведение, и не позволяет убить друг друга.

Интересно, что Неро это противоположность человеческой половине Вергилия времен третьей части. Он тоже рос сиротой, но вместо того, чтобы озлобиться, он находит новую семью в приюте. А теперь, поняв, что обрел родную кровь, он обрел и POWER, к которой его отец стремился много лет. И да, то, как странно этот момент показан, сейчас мы просто опустим.

А после мы понимаем, что перед нами новый Вергилий окончательно.

Если я одолею Неро, то будем считать, что я одолел и тебя. Согласен, Данте?

Вергилий

Во - первых, увидев источник мощнейший силы, он просто хочет испытать его. Да и то отчасти ради того, чтобы ткнуть в это братца.

Во - вторых, в 20 мисси на связь снова выходит геймплейный язык повествования DMC 3. Каждый, кто проходил "пятерку" скажет, что бой в финальной миссии ощущается куда легче предыдущего. Подобно битве с Леди, через которую игрок вместе с Данте понимал слабость людей, здесь нам говорят, что Вергилий просто проверяет на что способен его сын, а сам при этом даже особо не старается.

В - третьих, вы прислушались к музыке? Это самая легкая, мелодичная, позитивная мелодия во всей игре. Да динамичная, но ни в какое сравнение не идет с боевыми треками троицы и нагнетающими темами разрушенного города и Клипота. Все, мы уже победили. Дьявол больше не страшен. Он играет с сыном.

Ну да,  протыкая друг друга мечами, но по мужской лини в их семье это уже традиция.   Fading Hope
Ну да,  протыкая друг друга мечами, но по мужской лини в их семье это уже традиция.   Fading Hope

И вот, он насмотрелся, наигрался, и происходит очень важный для персонажа момент, так сказать, официально — он признает сына и его силу. Со словами «В следующий раз я не уступлю», он дает ему на сбережение любимую еще с детства книгу. Ту самую со стихами Уильяма Блейка, которую читал V. А, ведь, до этого момента, единственной его семьей был любимый и ненавистный брат, да и это он всячески отрицал. Тот, кто всю жизнь боялся семейных связей, только что принял новую. Тот, кто не терпел слабости, принял то, что когда-то считал таковым. Только теперь неуверенное слабое звено это он, так как все еще не может понять, что с этим делать, и как быть, но он принимает это. Хоть и чувствует себя неловко, когда Данте подкалывает его насчет отцовства.

И вот, спустя годы странствий, плена и страха, он, наконец, понимает, что Данте и его сын черпают силу не только из своих демонических личин, но и из связей семейных и дружеских. Ну еще бы, это же аниме, в аниме всегда есть мораль про друзей.

Уже находясь в Подземном Мире, они снова сражаются, но теперь их бой выглядит будто они убивают время. Братья и вовсе уходят в отрыв, считают фраги, дразнятся и думают, что бы сказали их родители, увидев из сейчас. На что Вергилий отвечает. "Да какая разница? Главное, что мы вместе, верно?". И хоть в оригинале фраза звучит как "We are still right here, arent we?", интонационно он выделяет именно "We are".

Так о чем это я.

Как по мне, вся изюминка Вергилия в том, то его преследуют противоречия. В том, с чего он начал, и в кого кого после этого превратился, пройдя путь "Впопыхах вшитый босс -> антипод антагониста -> полноценный герой". В том, как он это сделал — благодаря манере серии подавать персонажей, кто-то скажет, что это очередной плоский злодей, в аниме без внятного сюжета, а кто-то присмотрится к этой манере и увидит нечто большее. В том, что раскрылся он будучи отражением главного героя, а после и сам себя на разбил на них. И пусть мораль его истории можно называть пошлой, то, через что и как персонаж прошел, и то, как до нас это донесли, и делает для меня Вергилия Спардовича одним из самых любимых и интересных персонажей в играх. Ну и еще он очень сложный и мемный, да.

4848
7 комментариев

Спасибо, интересный текст, всегда хотелось почитать о Вергилии больше, чем пара сухих строчек из вики. Ну, при факте, что я лично играл только в пятую часть.

10

Я только что что, сценарий нового очередного видео по ДМС от KVEN прочитал?

4

Кстати про маленькие жесты: В сцене, где Неро говорит что ни Данте, ни Виталик не умрёт, видно как Верджил ему слабо кивает. Мб конечно натягиваю сову на глобус, но всё же.

3

Верджил наверно единственный для меня персонаж который может носить такое вычурное пальто, и не истощать кринж, невероятно крутой персонаж. Обожаю его, и очень рад, что Виталик расхайпился и замемировался до одури) Спасибо за текст, почти во всех моментах приходил к похожим или таким же заключениям относительно персонажа, кроме наверно вот этой части:

"Это все, конечно, здорово но в третьей части, как бы ни он, ни игрок не пытались от этого убежать, на протяжении всей игры мы видим, что ядро персонажа Вергилия — лишь быть почти во всем антиподом главного героя."

По мне, в концовке третьей части, когда он отвергает помощь Данте и идет повторять успехи бати, он прекращает быть просто антиподом, но это так, вилкой по воде, и мое собственно ощущение от персонажа)

2

Слушай, а где ты увидел эту статью почти годовалой давности? А то ее внезапно аж 4 человека лайкнули.