Том Круз и Скала - сила бренда и "антибренда"

Как превратить себя в бренд и почему Том Круз преуспел в том, что не получилось у Скалы.

Том Круз и Скала - сила бренда и "антибренда"

Том Круз и Скала - две мощнейшие фигуры современных экшен-фильмов. Оба популярны, оба успешны, оба сделали себя брендом. Но, как говорится, есть один нюанс...

Том Круз и его бренд

Если выйти на улицы с вопросом: "Кто такой Том Круз?" и начать опрашивать молодёжь до 18 лет, то большинство ответит: "Миссия невыполнима и нереальные трюки!".

Те, кто постарше, наверняка припомнят его весёлые скандалы нулевых, что Том Круз умеет летать (в отличие от Стрекозца) и является довольно крутым драматическим актёром, за плечами которого невероятно мощные роли в "Магнолии" и "Последнем самурае".

Совсем уж олдовые олды будут что-то шамкать беззубыми ртами про "Рискованный бизнес" и "Человека дождя", но их лишь отправят пить таблетки.

Самое смешное здесь то, что правы окажутся все. Круз обладает внушительной карьерой, протяжённостью в 40 (!) лет и карьера эта была наполнена самыми разными ролями и образами. А к своему нынешнему амплуа экшен-героя он пришёл не сразу.

Взлетев на пьедестал звезды первой величины в "Рискованном бизнесе", Круз на долгие годы примерил на себя образ молодого, циничного, хитрого щёголя, который попадает в некие обстоятельства, подчас меняющие его взгляды на противоположные. Отличные примеры: "Человек дождя" и "Джерри Магуайер".

Том Круз и Скала - сила бренда и "антибренда"

Однако, не желая застрять в одном образе, Том вовсю хватается за серьёзные драматические роли. Тут вам и антивоенная драма о ветеране войны во Вьетнаме ("Рождённый четвёртого июля"), и считающаяся лучшей актёрской работой Круза "Магнолия". И всё-то у него получается, фильмы успешны, награды валятся как из рога изобилия, репутация отличного актёра растёт.

И продолжается вся эта сказка довольно долго, аж до начала нулевых, когда Круз начинает влипать в скандалы и становиться предметом всеобщих насмешек. То предметом обсуждения становится его приверженность сайентологии, то предполагаемая гомосексуальность. Особо нестандартными были теории, соединяющие эти две темы. Так, была активно раздута теория. согласно которой, дочь Тома Круза и Кэти Холмс была зачата не самим актёром, а с помощью спермы основателя церкви сайентологии - Рона Хаббарда.

Не стоит забывать также про скандалы, которые Круз спровоцировал сам, например, его высказывания относительно неэффективности психиатрии.

На фоне этого, репутация у актёра, мягко говоря, подмокла. И, чтобы её восстановить, Круз обращается к величайшему козырю в истории человечества - самоиронии. Он снимается в фильме "Солдаты неудачи", примерив на себя образ Леса Гроссмана - толстого и лысого голливудского продюсера , которого волнуют только деньги и успех. Люди приняли этот стёб на ура и понемногу начали оттаивать. Репутация пошла на поправку.

Том Круз и Скала - сила бренда и "антибренда"

И где-то к 2011 году, после "Миссия Невыполнима: Протокол Фантом" Том и решает, что пора бы ему заняться личным брендом в формате экшена. То есть, Круз и раньше, конечно, был занят в экшенах, но именно сейчас он начинает выстраивать бренд. И строится он на нескольких принципах:

  • Первое и главное - нереальные и опаснейшие трюки, которые Том Круз исполняет сам, потому что он крут/сумасшедший/адреналиновый наркоман (нужное подчеркнуть). Трюк всегда является центром фильма и, соответственно, на нём строится весь пиар.
    Иногда трюков даже несколько, как в "Племя Изгоев", но пиар выстраивают на одном, чтобы остальные были сюрпризом.
  • Работоспособность Тома Круза и преданность фильму. Том, с широченной улыбкой в 74 зуба, всегда рассказывает о том, как много они работают на съёмках, как выбирают уникальные локации и сколько труда входит в постановку трюков. Иногда, Круза нахваливают коллеги, или рассказывают забавные байки, по типу той, когда Том уволил главного безопасника, потому что тот назвал трюк "невозможным и слишком опасным".
    История со сломанной ногой Круза, которая приключилась во время съёмок "Последствий" тоже помогла формированию имиджа сверхработоспособного актёра, крайне преданного своему делу.
  • Очень креативный и правильный пиар. Том Круз довольно грамотно подходит к пиару своих фильмов. Рекламируя "Миссию Невыполнима: Последствия", Круз спрыгнул с парашютом, вместе с телеведущим Джеймсом Корденом.
    В 2022 году он прокатил Кордена на истребителе, рекламируя "Топ Ган: Мэверик".
    Также стоит отметить, что этого пиара всегда в меру. Я не могу припомнить, чтобы хоть раз уставал от участия Круза в вечерних шоу и его интервью, связанных с продвижением фильмов или чувствовал от них кринж и неуместность.
  • Самоирония во все поля. Том Круз не против пошутить над собой на потеху толпе, что, как бы, приземляет его и делает существенно ближе к аудитории. В 2017 году, во время интервью, посвящённом продвижению "Мумии", журналист показал Крузу многочисленные мемы с актёром, на которые он отреагировал задорным хохотом и похвалил чувство юмора всех фотожаберов.
  • Бренду "Том Круз" также идёт на пользу и отсутствие скандалов. В эпоху всяких обвинений в домогательствах и прочем, Круз никак не отсвечивает, ни в чём не обвиняется и вообще всё у него хорошо. Старые скандалы отгремели слишком давно, а в новые актёр влипать не собирается. В результате, все новости о нём строго положительные и не касающиеся личной жизни.
  • Круз не перегибает палку с присутствием. Да, он регулярно появляется на публике, но не злоупотребляет социальными сетями, комментируя что угодно каждый день. Благодаря такому подходу, мы не устаём от актёра и каждое его появление - словно праздник, где Том Круз - сам, как подарок.
  • И, самое банальное, Круз не проваливается. Да, бывают у него редкие провалы типа "Мумии", но, в 90% случаев, Том Круз = отличные сборы. А деньги творят чудеса со студийными боссами, поэтому они охотно делятся с Крузом деньгами и оставляют ему весь творческий контроль. Потому что они знают - у него не бывает провалов.

Все вышеперечисленные принципы привели к успешному формированию Тома Круза как бренда. Бренда "последней настоящей звезды" экшен-фильмов. Люди уже и не обращают внимания на то, сайентолог он, сатанист или содомит. Они смотрят на безбашенные трюки и говорят: "Как же я его уважаю!". А потом идут и приносят миллиарды хороших денег за "Топ Ган: Мэверик". Схема проста и она работает.

Том Круз и Скала - сила бренда и "антибренда"

Тому Крузу в этом году исполнилось 60, но кажется, что он только начинает. И пусть франшиза "Миссия невыполнима" скоро закончится, Круз всегда найдёт себе занятие по душе, например, съёмки фильма в космосе.

А мы - благодарные зрители всегда сможем посмотреть новый отличный фильм с нереальными трюками.

Скала и его "антибренд"

В другом углу ринга у нас совершенная противоположность Крузу в плане построения личности-бренда - Скала. Дуэйн Джонсон - известный рестлер, а также актёр, продюсер, музыкант, певец, бизнесмен, ведущий и писатель. Сейчас он просто-таки человек-оркестр, но так было далеко не всегда.

Начинал он с рестлинга в середине 90-х, где и добился серьёзных успехов, став обладателем миллиарда чемпионских поясов и титулов. В начале нулевых Скала начинает присматриваться к кино и в 2001 году дебютирует в роли Метаяса Царя Скорпионов в фильме "Мумия возвращается".

Том Круз и Скала - сила бренда и "антибренда"

Короткая, но яркая второстепенная роль Джонсона позволяет ему оседлать популярность франшизы "Мумия" и сняться в главной роли в фильме "Царь скорпионов" - спин-оффе фильмов "Мумия" и "Мумия Возвращается". В этом фильме, как и в приключенческом "Сокровище амазонки", Скала делает первую важную ставку, которая позволит ему сорвать актёрский джекпот в будущем.

Ставка была вот на что. Скала, как мы знаем, не самый хороший актёр, но в своих дебютных проектах он сыграл персонажей с неплохой харизмой, самоиронией и уязвимостью. Мистер Бэк и Метаяс - персонажи, которых или писали под Джонсона, или которые крайне удачно на него легли. Идеально балансируя между серьёзностью и юмором, Скала вполне себе вписывался в новый типаж героя боевиков: брутального и накаченного, но вместе с тем юморного, живого и в меру уязвимого.

Однако, чем дальше в лес - тем больше палок. Успех первых проектов вызывает у публики экстаз и на Скалу начинается огромный спрос. Вот тут-то он и начинает совать пальцы во все пироги: с ним выходят комедии, детские фильмы, драмы, боевики, но кое-что начинает меняться - Скала становится серьёзнее.

Не сразу, разумеется, со временем. Ближе к началу-середине десятых, я бы сказал. Как раз в то время, когда Вин Дизель принимает лысого собрата в "Форсаж". Отныне и впредь, Скала будет ассоциироваться лишь с брутальностью, пафосом и мощью. Нет, он конечно будет периодически позволять шутить про себя, но это уже будут более беззлобные и менее едкие шутки. Типа да, немножечко подкололи, но я всё ещё ОХУЕТЬ какой крутой.

В это же время, Джонсон начинает более активно заниматься продюсированием. Он запускает собственный успешный сериал "Игроки" про американский футбол и, на 2022 год, имеет за плечами 8 спродюсированных картин с собой в главной роли.

Параллельно с этим, Скала запускает собственный бизнес про производству энергетиков "ЗОА" и текилы "Теремана". Теперь его огромнейший инстаграм (более 130 млн подписчиков) будет просто напичкан рекламой этих продуктов.

Том Круз и Скала - сила бренда и "антибренда"

Но и это ещё не всё. ЧСВ Скалы разрастается до таких масштабов, что он осмеливается снять автобиографический сериал про себя самого. Произведение называется "Молодой Скала" и охватывает жизнь Джонсона на протяжении нескольких десятилетий.

Про попытку "рейдерского захвата" DCEU и "смену иерархии" я даже писать не буду - вы всё про это знаете. Так же, как и про Fortnite - мы не говорим про Fortnite...

Итак, какие же ошибки допустил Скала в своём многолетнем путешествии, что привело его к становлению "анти-брендом"?

  • Раздутое ЧСВ. Дуэйн Джонсон - большой человек. А, как говорится, большой человек - большое мнение. Я бы добавил, самомнение. Начав вполне неплохо, Скала, со временем, превратился в законченного нарцисса и эгоцентриста. Каждое его произведение должно выпячивать крутость, подчёркивать брутальность и напирать на важность персоны Скалы. Неудивительно, что его попёрли из "Форсажа" - у Вина Дизеля ЧСВ таких же размеров и им было крайне тесно на одной съёмочной площадке.
  • Скала перенасытил собою рынок. Бесконечно снимаясь в бесконечном потоке фильмов, он просто примелькался. Люди привыкли и устали от него. То, что поначалу ждали и хотели смотреть, сейчас вызывает лишь насмешки и кассовые провалы.
  • Попытка сесть на все стулья разом. Да, можно быть человеком-оркестром, но когда ты пытаешься быть актёром\продюсером\бизнесменом\ведущим\писателем да ещё и качаться в спортзале 24/7, что-то из этого обязательно пострадает.
  • Желание руководить. Будем честны, "Чёрный Адам" вышел так себе. Он не был хорош как фильм, да и персонажа Адама начисто переписали под Скалу, потому что Джонсон не хотел играть злодея. Именно поэтому попытка Скалы поменять иерархию могла грозить DCEU не только развалом (который случился всё равно) но и пачкой фильмов, слабо связанных с комиксами, которые снимают лишь для того, чтобы потешить эго Скалы.
  • Постоянная реклама всего. "Скала объясняет" - это уже даже не мем. Ежесекундное присутствие Джонсона в соцсетях вызывает усталость и раздражение. Он вечно что-то комментирует, кому-то отвечает, поясняет и объясняет. А так же качается и постоянно светит в кадре свой энергетик или текилу. Через какое-то время он просто перестаёт восприниматься всерьёз.
  • И последнее, по аналогии с Крузом, Скала = провал. Некоторое время назад, Дуэйн Джонсон стал самым высокооплачиваемым актёром Голливуда. Но вот ведь проблема - в обойме у Скалы стало очень много провалов. Фактически, фильмы идут через один: провал, успех, провал, успех. Вот и получается, что бюджет у фильма 150$ млн из которых 40-50$ млн - зарплата качка с бровью. И если фильм по итогу сильно рискует стать провалом, то никому не захочется иметь дело с таким дорогим, но крайне неприбыльным актёром.

Подытоживая, можно подметить, что бренд "Скала" действительно развивался очень успешно и, примерно до середины десятых, никому и в голову не могло прийти, что в ближайшем будущем этот бренд станет антибрендом. Что зрители пресытятся бесконечными фильмами со Скалой, денежки перестанут течь рекой и студии будут отказываться подстраивать "иерархию" под него.

Том Круз и Скала - сила бренда и "антибренда"

Дуэйну Джонсону 50 лет. Безусловно, он многого добился и я ни в коем случае не хочу принижать его достоинства, ведь он заработал всё своё состояние потом и кровью. Но факт остаётся фактом, с построением личного бренда Скала немножечко перестарался. Да, мы понимаем, что он хотел стать (и, по сути, стал) современным Шварцнеггером: качок, актёр, бизнесмен. Скала даже почти стал политиком по примеру Арнольда - он хотел стать президентом.

Но главная разница между ним и "Железным Арни" в том, что второй знал, когда надо уйти.

А Скала пока не знает. И, надеюсь, что зритель не решит за него, что ему пора уходить.

Спасибо за внимание и до скорой встречи!

407407
307 комментариев

очень однобокое сравнение, в котором не хватает контекста. Круза сравнивать со Скалой по бренду просто глупо, потому что не заданы критерии сравнения. Надо смотреть отдельно по сферам деятельности: кино, шоубиз, бизнес и проч.
На Западе к Кругу относятся как к безусловной звезде, но герою одной франшизы, чей подвиг в том, что он делает все трюки сам. Там нет никакого культа как великого актера. И да, саентология ему сильно портит имидж и отношение из-за этого неоднозначное. К этому привыкли, но народным любимцем Круз никогда не был и не станет, потому что он сектант.
Что касается Скалы, то он собрал мощную фанбазу как раз на участии в образцовых масс-маркетовых проектах и франшизах, и его сила бренда в разы мощнее крузовской (шо вас там в соцсетях раздражает, это личное дело, мало ли кого что раздражает, посмотрите на объемы рекламных контрактов). Скала умен и харизматичен - посмотрите с ним побольше интервью, там все в порядке и с чсв, и с чувством юмора.
Так что вы через призму личного восприятия оценили двух разных голливудских звёзд, подтянули собственные эмоции к аргументации, и непонятно только в этом одно - а чтобы что? ну нравится вам Круз, кто ж против, пусть нравится. Но утверждать, что его сила бренда якобы больше, чем у Скалы - это поверхностно и необоснованно

178
Ответить

Комментарий недоступен

94
Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить
Автор

Я не ставил себе целью сделать докторскую диссертацию по теме, просто развлекательный контент с щепоткой фактов и да, личным мнением.

6
Ответить

Не знаю как на западе, у меня, так называемая Скала ассоциируется со всяким говнофильмами. Это прямо бренд, такой же как Дисней, т е если вижу причастность смело себе говорю - это говно! И если иногда даю шанс то выключаю через 15 минут ибо не могу смотреть на это.

Том Круз снимался в хороших , можно сказать интеллектуальных и драмотических фильмах. Сравнивать его со Скалой , действительно кощунство.

А вообще Скала мне напоминает Невского-курицина. Два полена. У Шварца есть Терминатор, где есть не только пальба, а у этих что?

7
Ответить

Согласен

"но народным любимцем Круз никогда не был и не станет, потому что он сектант"

Ну как бы мне с ним не детей крестить

Как человек, он неинтересен. Но актёр мощнейший

Тем более, что относительно недавно для себя открыл его сильный драматический талант в старом фильме "Рождённый четвёртого июля"

Жаль, конечно, что запомнится он преимущественно по экшен-фильмам

1
Ответить

Скалу же там чуть ли не в президенты сватали в одно время, а теперь у него бренд слабыф

Ответить