Российская империя в цвете, как она выглядела?
В век нейросетей мы легко можем представить, как бы выглядели старые фотографии в цвете. Но результат таких работ – иллюзия, которая не имеет подлинной ценности. Сегодня я покажу вам первые, настоящие цветные фотографии дореволюционной России сделанные более ста лет назад Прокудиным-Горским.
Я приложил много усилий, чтобы написать этот пост, но вам не обязательно его читать – достаточно посмотреть на результат работы великого фотографа, который потратил на создание этой коллекции более 13 лет. Эти фотографии заслуживают вашего внимания!
Введение
Прошло больше ста лет с последней фото-экспедиции Прокудина-Горского. Исчезла Российская империя, распался Советский союз. Люди, запечатленные на этих фотографиях – умерли, а исторические памятники – разрушились. Исчезли целые поселения. Однако сохранились многие стеклянные негативы, которые позволяют нам услышать эхо прошлого. Ведь как говорил сам автор:
«Эти изображения вечны – не изменяются. Достичь таких результатов никакая передача красками не может»
Эти хрупкие негативы проделали огромный путь из России во Францию, а затем в Библиотеку Конгресса США, благодаря чему мы с вами можем лицезреть «Коллекции достопримечательностей России». Это одна из первых в мире коллекций цветных фотографий, которая представляет собой объект культурного наследия для всего человечества. Работа над ней заняла 13 лет, но как это обычно и бывает – не принесла плоды при жизни её автора.
Не стоит ограничивать заслуги Сергей Михайловича одной лишь коллекцией. Он делает большой вклад в цветное репродуцирование, открывает общедоступные курсы для фотографов, борется за признание авторских прав, публикует пособии по фотографии, преподаёт и издаёт журнал «фотограф любитель». В «двух» словах – популяризирует и развивает фотографию в России, делая всё это на чистом энтузиазме. Но в этом посте мы поговорим именно о поездках и его потрясающей коллекции фотографий.
К своим экспедициям Прокудин-Горской подходил осмысленно, стараясь осуществить поставленные заранее цели. Сама экспедиция «Коллекции достопримечательностей Российской империи» началась в 1909 году. Создаётся впечатление, что фотограф предчувствовал неладное и был обязан запечатлеть угасающую империю.
Подготовка и проба пера
В 1905 году Прокудин-Горский, показывает широкой публике свои первые цветные фотографии, над которыми он работал в течение последних трёх лет. Выступление производит фурор!
«Снимки вызывали долгие несмолкающие аплодисменты и возгласы одобрения среди присутствующих»
И это не удивительно – привычные чёрно-белые фотографии явились взору почти живыми картинами, в цвете! Благодаря своему труду и таланту он становится одним из ведущих мастеров отечественной фотографии на тот момент.
Но как же мастер смог оживить свои фотографии и добиться невероятного на тот момент цвета? Прокудин-Горской не первый, кто начал заниматься цветной фотографий. Было множество методов, но многие из них имели ряд серьезных недостатков и сложностей. В 1902 году Адольф Мите разработал способ получения цветной фотографии, на который опирался Сергей Михайлович. Описывая метод простыми словами: последовательно делались три фотографии через цветные фильтры, после чего изображения накладывались друг на друга, что и придавало изображению цвет.
Этот способ был сложным и дорогим, со своими тонкостями и секретами. И вот вопрос – был ли Прокудин-Горский уникален в вопросе цвета или же просто повторил метод немецкого учёного? Сам Сергей Михайлович отвечает на этот вопрос так:
«Там, где дело касается материальных выгод, ни наши соседи, ни соседи наших соседей и близко не допустят даже взглянуть, как и что надо делать для достижения тех или иных результатов. Все практически достигнуто своим трудом и с очень малыми средствами»
Самая главная проблема этого метода в том, что требуется длительная экспозиция – от 30 минут до 3 часов. А пластины, обработанные по способу Прокудина-Горского, требовали экспонирования лишь от одной до трёх секунд в идеальных условиях.
Конечно же, благодаря своим работам он получил научное признание и славу. Однако ему было необходимо найти этому изобретению практическое применение.
Первый контракт. 1905 год
На волне своей популярность Прокудин-Горский обращается с письмом в Общину Святой Евгении с предложением: «За сумму в три тысячи восемьсот рублей я обязуюсь доставить Комитету четыреста разнообразных снимков общих видов городов, отдельных деталей городов и примечательных местечек». Реакция на просьбу положительная – Сергей Михайлович собирается запечатлеть в цвете огромную часть России и издать эти снимки в виде цветных фотооткрыток.
Он объезжает Крым, Киев, Кавказ, Малороссию, и это было лишь началом его путешествия. Однако хаос, вызванный русско-японской войной и первой революцией, рушит его планы. Заказчик не может оплатить проделанную работу. Это заставляет фотографа прекратить экспедицию: спонсоров нет, своих накоплений недостаточно, а интерес общества прикован к внешней и внутренней политике. Фотограф расторгает контракт, а большая часть фотографий бесследно исчезают.
Однако Прокудин-Горский ищет новые способы спонсировать своё увлечение и уже в декабре 1906 года отправляется в новую экспедицию, которую финансирует Глава палатной меры и весов — на съемки солнечного затмения в Туркестан.
Солнечный Туркестан 1907, 1911 год
У экспедиции в Туркестан было две цели, главная из которых была запечатлеть и изучить полное солнечное затмение. К сожалению, выполнить эту задачу не удалось: погода сыграла с командой злую шутку — небо затянуло плотными и непроглядными тучами.
Командный дух подорван – основная цель не выполнена, но приходится исполнять вторую: произвести ревизию мер и весов в дальних городах России. Однако и здесь группу настигла неудача. В экспедиции находился сын Менделеева, которому передали по телеграфу известие о смерти его отца. Конечно, это сильно сказывается на настроениях команды, кроме того, Д. И. Менделеев был одним из тех, кто возглавлял ревизию, и его смерть, скорее всего, положила конец их деятельности.
Сложно назвать эту экспедицию удачной, однако получившиеся снимки обеспечили встречу с государем, которая подарила множество планов и надежд. К сожалению, не сбывшихся.
Юбилей Толстого (1908)
Но перед этим важным событием в жизни Сергея Михайлович мы узнаем историю одной из самых известных фотографий Прокудина-Горского.
Многие люди не знакомые с творчеством Прокудина-Горского видели эту фотографию. И это не удивительно – единственная в своём роде цветная фотография Льва Николаевича Толстого.
В 1908 году Толстому исполняется 80 лет. По такому случаю Сергей Михайлович считает своей обязанностью запечатлеть Льва Николаевича Толстого и отправляет ему письмо:
«Глубокоуважаемый Лев Николаевич. Недавно мне пришлось проявлять цветную фотографическую пластину, на которой кто-то Вас снял (фамилию я забыл). Результат получился весьма плохой, видимо, снимавший плохо знаком с делом. Фотография в натуральных цветах — моя специальность. Теперь, когда процесс фотографирования по моему способу и на моих пластинах требует от 1 до 3 секунд, я позволю себе просить Вас разрешить мне приехать на один или два дня, дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и Вашей супруги... Мне думается, что, воспроизведя Вас в истинных цветах в окружающей обстановке, я окажу услугу всему миру. Эти изображения вечны — не изменяются. Достичь таких результатов никакая передача красками не может»
Лев Николаевич долго сомневался, поскольку весь этот «праздник» его только раздражал: «Отмолчаться. Мне нежелательно фотографирование, но Софье Андреевне будет желательно».
Однако, уже утром писатель дал своё согласие.
Фотографией в день съёмки занимался не только Прокудин-Горский, но и его помощник Кулаков. Их работу запечатлел журналист – это редкий снимок, где мы можем увидеть Сергея Михайловича за работой. К сожалению, снимок Прокудина пропал.
Секретарь Толстого рассказывает, что фотографы слишком много разговаривали о науке и технике, не давая Льву Николаевичу выбрать тему для разговора. Сам Сергей Михайлович описывает эту встречу так:
«Лев Николаевич был весьма ко мне любезен и, несмотря на крайне малое свободное время, провел в разговоре со мною несколько часов за трехдневное пребывание мое в Ясной Поляне. Особенно живо интересовался Лев Николаевич всеми новейшими открытиями в различных научных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах»
Его главным результатом от поездки стал портрет Толстого в плетеном кресле, который разошёлся в виде открыток, журнальных иллюстраций и картин. Конечно же, он не ограничился одним портретом, но цветные копии оставшихся снимков до наших дней не сохранились.
Встреча с императором и создание коллекции
30 мая 1908 года стал переломным днём в судьбе Прокудина-Горского. В тот день проводился показ цветных проекций, который был частью выставки достижений русской фотографии.
Этот показ был приурочен к поддержки законопроекта об авторских правах. Потому в зале присутствовали не только любители фотографии, но и важные, большие люди. Показ оказался триумфальным, он неоднократно прерывался рукоплесканиями и овациями. После триумфального выступления, Прокудин-Горской разрывается от приглашений больших шишек.
Однако все эти беседы и пышные вечера не давали должного результата – ему было важно не просто заниматься фотографией, а увековечить Россию, он буквально был одержим этой идеей. Но осуществить её было невозможно без высочайшего покровительства.
И как гром среди ясного неба приходит самое важное в его жизни письмо – приглашение от самого императора!
Волнению не было предела: «Наступил самый ответственный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела»
Прокудин-Гурской тщательно готовился к этой встрече, заранее собрав все свои лучшие работы. Он отсортировал их таким образом, чтобы они шли от худшей к лучшей:
«После первой же показанной картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке. Во время перерыва, Государь, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я имею в виду делать дальше с этой замечательной работой. Я изложил ему свои взгляды на различные применения, которые моя работа могла иметь, и прибавил: “Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины”. Государь отнесся с большим одобрением к моим словам и сказал: “Поговорите с Рухловым, сообщите ему, что именно Вам для этого нужно, и пусть он сделает об этом доклад”. Затем началось второе отделение, на которое я особенно рассчитывал. Так оно и вышло. Каждая картина вызывала не только шепот одобрения, но даже громкие восклицания. По окончании вечера Государь и Государыня с детьми подошли ко мне, благодарили за доставленное большое удовольствие, и Государь, обратясь ко мне, сказал: «“Так не забудьте же поговорить с Рухловым”»
Судя по записям, Сергей Михайловича – вечер был невероятно успешным. Он смог заручиться интересом, а самое главное покровительством императора, которое открывало новые дороги для творчества. Сам император описывал эту встречу более скромно:
«Вечером профессор Прокудин-Горский сделал интересное сообщение по фотографии в красках и показал много красивых снимков»
Лично меня очень забавляет этот контраст эмоций
Стоит понимать, что покровительство не означает финансирование. Работа всё ещё велась на чистом энтузиазме, не имея коммерческой выгоды. Вся поддержка, которая исходила от императора решала лишь транспортный вопрос, зато с каким размахом!
Фотографу выдали личный вагон, специально оборудованный по его указаниям. В ней была лаборатория, а также помещение для жизни, даже проводник свой имелся. Вагон прицеплялся к любому поезду и отцеплялся там, где было необходимо. Для работы на водных путях, министерство предоставляло отдельный, специально приспособленный для работы пароход с полным составом команды. Кроме того, специально для Уральской экспедиции был предоставлен новый автомобиль системы «Форд».
Это были лучшие для работы годы, в 1909 году он отправляется в первую экспедицию по речным каналам «Мариинский водный путь». Поездка, как всегда, была приурочена к юбилею, на этот раз к 200-летию открытия Мариинского канала. Впереди был ряд других юбилеев: столетие Бородина, 300-летие династии. Планов было море. После каждой своей экспедиции он возвращался к императору, чтобы показать результат проделанной работы.
В своей экспедиции Прокудин снимает деревни, сёла, церкви, пристани – всё, что привлекало его внимание и представляло исторический интерес для нас. Он считал, что такие места необходимо увековечить – их должны видеть не только местные жители, они должны стать доступны для всех.
Работа фотографом требовала не только знаний, но и физической выносливости, поскольку аппаратура была тяжелой:
«Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении, прежде чем уехать в следующий населенный пункт»
В ходе этой экспедиции Сергей Михайлович делает свою любимую работу «обед на покосе». Он настолько любил эту фотографию, что даже повесил её репродукцию у себя дома.
Стоит отметить, что Прокудин-Горской ни раз возвращался на старые места, один лишь Урал он посещал трижды. Но я не буду акцентировать на этом большое внимания и объединю собранные фотографии из повторных поездок.
А здесь вы можете увидеть наглядный пример для чего именно делались эти фотографии
Эта экспедиция показала, что работа была не только титанически сложной, но и дорогой. Каждая фотография обходилась в 10 рублей, за год предполагалось делать около тысячи снимков. Прокудин-Горский бросает все свои силы на создание этой коллекции фотографий и у него не остаётся времени на оставшуюся деятельность, которая могла приносить дополнительный заработок. Приходится отказаться от издания своего собственного журнала «Фотограф-любитель»
1909-1912 Урал и Камско-Тобольский водный путь
Первый раз Урал был посещён в 1909 году, но красоты здешних мест заставили вернуться сюда ещё несколько раз.
«Красоты некоторых местечек увлекли меня настолько, что я израсходовал все заряженные дома кассеты, и пришлось воспользоваться любезностью фотографа одного из маленьких заводских местечек»
Взгляды фотографа можно легко разделить – ведь Уральская часть коллекции – одна из самых красивых. Особую историческую ценность представляют панорамы городов, сел, горных заводов.
«Меня поразили размеры и зажиточность сел и многих деревень. Большинство сел имело по две, по три и по четыре церкви. О нужде тут и речи нет, а если можно чего желать, то к хорошему прибавить еще лучшее»
Было произведено множество фотографий, деньги быстро заканчивались. Коллекция росла, что приносило не только радость от успеха, но и доставляло проблем. Материал был очень громоздким, для его хранения было необходимо специальное помещение. Коллекцию пытаются выкупить частные фирмы, но мастер убежден в том, что она должна принадлежать исключительно государству.
Сергей Михайлович обращается к министру финансов с просьбой выкупить выполненную часть работы. Совет министров шёл на встречу, по сколько понимал важность этих работ. Были проведены расчёты, суммы выплат уже определили. Но фотографу, как всегда, не везёт. В 1911 году умер Столыпин, которому были особенно близки патриотические устремления Прокудина-Горского. В связи с его смертью вопрос был отложен на неопределенное время. А по итогу – так и не решился.
Немного уральской экспедиции:
Волга и её притоки 1910-1912 год.
Пока бюрократическая машина занималась бюрократией, фотограф продолжал снимать. В 1910 году Прокудин-Горский совершает два путешествия по Волге, запечатлев ее от самых истоков до Нижнего Новгорода и Твери.
После окончания очередной экспедиции, Прокудин-Горской представляет директору Государственного казначейства доклад о том, что у него имеется 1300 цветных снимков достопримечательностей России. Совет министров в очередной раз соглашается, что «приобретение казной коллекции фотографических снимков вместе с относящимися к ним приборами было бы делом весьма полезным»
В 1912 года Сергей Михайлович возвращается в полюбившийся Урал с целью запечатлеть очередные работы по приказу министра путей. После того, как с Уральской экспедицией было закончено, Прокудин-Горской вновь возвращается к императору, чтобы продемонстрировать проделанную работу.
Он обращается к царю с предложением использовать снимки в образовательных целях — для школ. Сергей Михайлович надеется на то, что в школах появится новый предмет «Отечествоведение»
«На это Государь ответил мне буквально следующее: “Я буду рад, если сверстники моего сына будут изучать и познавать нашу великую родину по сделанным Вами снимкам”»
Чёрная полоса
Время идёт – деньги тают на глазах. Становится очевидным, что запечатлеть всю Российскую империю на собственные средства невозможно. Государство всё ещё не выкупило коллекцию фотографа, к 1913 году в ней насчитывалось 3350 негативов и 1000 позитивов для проекции. Но почему же не выделяются деньги для такой важной миссии?
Я считаю, что вина в этом вопросе целиком и полностью лежит на самом Сергей Михайловиче. Хотя и обвинять его не хочется, как бы вы повели себя при встрече с императором? Сам Прокудин-Горский рассказал об этом так:
«Государь ничего не сказал, потому что я ни о чем не просил. Министр ничего не говорил, потому что на это не было высочайшего повеления, а я считал, что предоставленные мне возможности в достаточной степени двигают меня по пути достижения моей задачи, а отчасти и даже опасался испортить дело».
Из-за трудностей с деньгами было просто необходимо взять небольшой перерыв, чтобы наладить собственные дела. Сергей Михайлович последний раз демонстрирует свои снимки Николаю II и отправляется в Европу, где он патентует цветную синематографию. Через год Прокудин-Горской руководит усовершенствованием аппаратов для съёмки и проекции цветных фильмов, делая систему, которая сможет демонстрировать кино в широком прокате.
Как оказалось – денежный вопрос не самая главная проблема для работы. Началась первая мировая война, весь выделенный транспорт приходится вернуть и отправиться обучать русских летчиков съемкам с аэропланов. О создании своей коллекции на какое-то время приходится забыть.
Тем не менее, уже в 1916 году Сергей Михайлович находит в себе силы отправиться в свою, к сожалению, последнюю фотоэкспедицию. Он отправляется снимать отстроенный участок Мурманской железной дороги. С какими целями и по чьему приказу велись эти съемки — неизвестно, но скорее всего поездка была приурочена к окончанию строительных работ.
Последние работы Прокудина-Горского:
Конец Российской империи — конец коллекции
Сергей Михайлович переживает революцию 1917 года, она не отнимает ни жизни, ни состояния, потому как кроме коллекции у него ничего и не было. Революция ставит крест на его цели, но не карьере.
Прокудин-Горской занял должность профессора в фото-киноинституте и был включён в состав Коллегии по заготовлению государственных бумаг. Это даже звучит скучно! Как же та самая мечта? Запечатлеть и показать красоту необъятной России, чтобы пробудить чувства прекрасного в детях и молодежи? Возможно, она могла осуществиться.
В 1918 года Прокудин-Горский едет в Норвегию, чтобы закупить проекционное оборудование для школ. Но прямо в момент командировки началась Гражданская война. И после известия о расстреле царской семьи, Сергей Михайлович решает не возвращаться в Россию и отправляется во Францию.
Значительную часть коллекции вывезли его родные спустя некоторое время после эмиграции.
«С наступлением в России революции была полная опасность потерять всю коллекцию, и она несколько лет находилась под этой угрозой. Однако, благодаря удачно сложившимся обстоятельствам, мне удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной ее части»
Коллекция долгие годы не могла найти своего места и даже пережила немецкую оккупацию в сырых парижских подвалах. Сыновья мастера стали замечать плесень на стеклах, трещины на эмульсии. Наследие отца нужно было спасать. Как раз в это время Рокфеллеровский фонд обращается к ним с предложением продать коллекцию.
Стремясь спасти выдающееся наследие своего отца, сыновья Прокудина-Горского продают его за смешную сумму в 4 тысячи долларов. Лишь в 2000 году были отсканированы негативы и страницы всех фотоальбомов Прокудина-Горского, сейчас они находятся в свободном доступе для всех желающих.
Для Сергей Михайловича, а позже и для самой коллекции выдалось тяжелое испытание, однако Слова Прокудина-Горского «Эти изображения вечны» оказались верными. Ничто не смогло погубить эти изображения.
Сергей Михайлович Прокудин-Горской умер 27 сентября 1944 года и был похоронен на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.
Оценивая проделанную работу, автор пишет:
«Коллекция представляет большой интерес и по своему разнообразию, и по значению – в настоящее время особенно, когда множество ценнейших памятников погибло. Кроме того, все снимки без исключения исполнены для воспроизведения в истинных цветах, что придает им ценность подлинных документов и делает их, таким образом гораздо более важными, чем обыкновенные фотографии»
Спасибо за прочтение! Надеюсь, тебе понравилось.
Буду благодарен, если заглянешь в мой тг канал, там я выкладываю свои фотографии: