Что пошло не так в финале манги «Oshi no Ko» (Звездное дитя)?

Не лонг, а бутерброд из двух частей, в котором на впечатления от первого сезона аниме и вышедших на то время глав манги намазали...

Май 2023 года. Если честно, изначально я не думал, что этот тайтл так сильно меня зацепит. Конечно, я заранее понимал, что он, скорее всего, станет хайпом сезона наряду с Адским раем (Jigokuraku) и продолжением «Клинка», однако для собственного просмотра из новых аниме я тогда больше ставил на Tengoku Daimakyou (угадал), Kimi wa Houkago Insomnia (угадал) и My Home Hero (обосрался). «Oshi no Ko» казалось мне каким-то кринжовым по концепту, как и «Кагуя» в свое время, но Ака Акасака уже второй доказал мне, что не стоит судить его мангу по обложке.

Что пошло не так в финале манги «Oshi no Ko» (Звездное дитя)?

Однако глупо отрицать, что завязка сюжета реально звучит как-то кринжово. Мужик около 30-ти переродился новорожденным ребенком айдола, по которой фанател. Попахивает вайбами «Безработного», однако для тайтла это оказывается только прологом, а дальше нас ждет история о мести и изнанке прогнившего японского шоу-бизнеса.

И тут можно задать первый резонный вопрос: а зачем вообще нужен был весь этот сюжет с айдолом, если ее запойлернули уже в самой первой серии? Попытаемся ответить на него логически. Представим себя на месте автора и подумаем. Мы хотим написать историю про изнанку шоу-бизнеса от лица человека, который его ненавидит, так как он отнял у него любимого человека, поэтому герой хочет отомстить всем причастным. Какие у нас есть варианты? Естественно, оптимальным решением будет показать проникновение на звездный олимп с самых низов, чтобы читатели и зрители знакомились с его устройством вместе с главным героем. Тогда надо делать его подростком, чтобы логично объяснить, почему он еще новичок в этой сфере. А мстить, по канонам клишеведения, придется за мертвых родителей. Но тогда у читателей и зрителей неизбежно возникнет вопрос, как главный герой смог умело придумать и начать поэтапно претворять в жизнь свой план мести в таком юном возрасте? Даже Бэтмен сделал это в гораздо взрослом. И тут у нас два варианта: либо герой — гений, либо обладает откуда-то знаниями взрослого, при этом довольно неглупого, человека. Однако про гениев Акасака уже написал свой предыдущий хит, поэтому нельзя повторяться. И тут нам из-за угла со зловещей ухмылкой машет поджанр реинкарнации в ребенка.

Что пошло не так в финале манги «Oshi no Ko» (Звездное дитя)?

Что я хотел всем этим сказать? Сюжетный троп пролога был выбран не только для того, чтобы подкормить любителей определенных фетишей, хотя и для этого тоже. Надо же манге как-то выделяться из сотен однообразных завязок. Благодаря ему можно объяснить, откуда главный герой обладает знаниями и навыками, которых у него быть не может, — из прошлой жизни. Почему может рассудительно придумать план мести и прагматично подстроить под него свою будущую жизнь и карьеру — в прошлом он был взрослым успешным мужчиной. Да и его успех в актерской игре обусловлен разницей между его настоящим и ментальным возрастом. Увидев взгляд и мимику взрослого, слегка поехавшего человека, от ребенка, любой невольно испугается, а режиссеры примут это за гениальную актерскую игру. Да и вообще, Хосино Ай, несмотря на свою раннюю смерть, очень активно вплетена в сюжет и часто появляясь в повествовании.

Привет, сынок, не хочешь томатного сока?
Привет, сынок, не хочешь томатного сока?

Кстати, про сюжет. Главным плюсом «Oshi no Ko» я считаю отлично прописанный мир японского шоу-бизнеса. Конечно, я бы не назвал информацию, описанную в манге, как какую-то инсайдерскую, не доступную простым обывателям. Люди, шарящие в этой теме, могут рассказать вам гораздо больше, однако погружение в самые deep dark fantasies японской богемы для манги и не требуется, достаточно рассказать читателям азы, а дальше они пускай сами решают, стоит ли связывать свою жизнь с такой нервной, рискованной и зачастую неблагодарной деятельностью. А то благодаря множеству аниме про успешный успех девочек-айдолов у подрастающего поколения может сложиться неправильное впечатление об этой довольно таки сложной работе.

Подается информация о японском шоу-бизнесе в «Oshi no Ko», опять же, довольно органично. Не все же в манге обладают такими же фундаментальными знаниями, как главный герой, поэтому именно этим персонажам и объясняют устройство и положение дел в данной сфере. А попутно это доносится и для читателей. Естественно, при прочтении манги вы не получите каких-то ультимативных знаний, которые сразу же автоматом сделают из вас успешного айдола или актера. Автор правильно сделал, что не полез объяснять нюансы актерской игры, к которой есть множество подходов, и даже среди актерской и режиссерской элиты нет единого мнения, какой из них лучший. Зато с задачей объяснить местным малолетним дебилам как не попадать в глупые ситуации, которые могут поставить крест на вашей успешной карьере, манга успешно справляется. Айдолы и начинающие актеры ведь в душе такие же обычные дети, как и остальные в их возрасте, несмотря на всю обрушившуюся на них славу и, поэтому, ответственность.

И пока мы далеко не ушли от айдолов, сразу же постараюсь развеять некое недопонимание, чем на самом деле является «Oshi no Ko». Я про то, что на момент выхода первого сезона этот тайтл на разных агрегаторах часто сравнивали с «Идеальной грустью» (Perfect Blue) Сатоси Кона. Естественно, не в пользу «Oshi no Ko». Но это лишь обманывает ожидания зрителей. Да, манга «Oshi no Ko» много взяла из «Идеальной грусти» событийно: и смена деятельности из певицы в актрису (в «Oshi no Ko», правда, наоборот), и поехавший сталкер-убийца, и темная изнанка шоу-бизнеса. Блин, если еще добавить СПГС, то можно обнаружить, что в названии группы «B-Komachi» зашифрована группа «CHAM!» из «Идеальной грусти», только записанная в обратную сторону. Однако, несмотря на некоторые сходства «Oshi no Ko» и «Идеальной грусти» по событиям, эти произведения кардинально отличаются по подаче, структуре сценария и, особенно, атмосфере. Поэтому не путайте людей, в «Oshi no Ko» есть максимум оммаж на это творение Сатоси Кона.

Что пошло не так в финале манги «Oshi no Ko» (Звездное дитя)?

А вот на что максимально похожа «Oshi no Ko», так это на другую известную мангу про изнанку индустрии — «Бакуман» Цугуми Обы и Такэси Обаты. Тут так же главный герой идет к вершине индустрии, зачем-то придумав адски сложный для выполнения план, попутно зря считая себя полностью лишенным таланта. Да и вообще «Oshi no Ko» очень похожа стилем на работы Цугуми Обы, только без его вечной зацикленности на теме Бога. Однако если сравнивать главного героя «Oshi no Ko» с другими пафосными молодыми гениальными протагонистами-бисёнэнами, то Аква, даже несмотря на «JUST AS PLANNED»-моменты, больше похож не на Лайта, а на Лелуша. Ну смотрите, он хочет отомстить папке, защитить сестру от зла этого мира, использует друзей, как пешек в своей игре, а еще имеет склонность выставлять себя откровенным мудаком, чтобы защитить других. Если в конце тайтла ради абсолютной победы и изменения мира в лучшую сторону Аква еще и Иисуса решит закосплеить под пафосную музыку, то тогда один в один (блин, я ж тогда пошутил, а это сбылось). А еще в его глазу тоже вечно какие-то еврейские символы появляются в момент исполнения хитрых планов.

Что пошло не так в финале манги «Oshi no Ko» (Звездное дитя)?

Только лучшего друга, готового в любой момент проткнуть его своим длинным клинком, не хватает (у девушек, окружавших гг, клинка с собой не оказалось, поэтому пришлось всё сделать своими руками).

Вот с такими мыслями я тогда дочитал мангу до онгоинга и забросил, уйдя в прохождение визуальных новелл. Но шитшторм из гневных комментов в твиттере даже такого соню, как я, разбудил. И я откопал свой черновик полуторагодичной давности, чтобы туда досрать и выложить результат на всеобщее обозрение на DTF.

И если быть максимально кратким и не лить воду, то финал манги можно описать одним емким высказыванием некого современного величайшего мыслителя:

Но лонги без воды — как DTF без тряски, поэтому я продолжу.

Последняя перед финалом арка рассказывала про съемки полнометражного фильма. Поэтому иронично, что финалу манги не хватило некой кинематографичности сценария. Будто бы читателям просто мораль и суть сырой на тарелку вывалили, забыв приготовить. Из-за этого после финала остается ощущение, что автор либо жутко торопился, либо ни разу в жизни не читал учебников по сценарному мастерству, либо просто забил х*й. (Модами) в аниме допилят.

Что пошло не так в финале манги «Oshi no Ko» (Звездное дитя)?

Ключевая проблема финала заключается в том, что главного героя банально не жалко. Ему не сопереживаешь, потому что всё у него уж слишком идеально получилось. Ну а что его жалеть? У него был план, он его придерживался и воплотил в жизнь. Кайфуха же!

В сценарном плане разочарование от финала манги объясняется тем, что главный герой просто взял и исполнил свое осознанное желание: убить отца, чтобы защитить сестру. И даже для виду не подумал в конце остаться живым, чтобы строить свое личное счастье. И даже автор не выкрутился тем, что на самом деле главный герой своим поступком сделал японский шоу-бизнес чище, чтобы его сестра не повторила печальную судьбу Ай. Точнее, может, и подумал так, но не сделал.

Аква к финалу манги даже не ощущается персонажем. Теперь это просто сценарная функция. Хотя из этого обесчеловечивания главного героя ради успеха можно было сделать добротную драму. Что он в процессе того, чтобы очистить японский шоу-бизнес от скверны, сам потерял всё человеческое, поэтому теперь ему не место в мире людей, как и его отцу.

Кстати, о нем. Просто хрестоматийный слив в унитаз главного злодея. Вроде бы и про его прошлое попытались рассказать, и про мотивацию, но он оказался к финалу каким-то наигранно-карикатурным. Словно, судя по финальной сцене с падением в воду с большой высоты, пытались изобразить Мориарти из «Шерлока Холмса», а вышел Мориарти из мемов.

И главная причина тут в том, что в финале нам не показали ни масштабов его тлетворного влияния на японский шоу-бизнес, ни его преступного гения. Так, натравил парочку хейтеров на нескольких знаменитостей, сдеанонив их.

Я понимаю, что это действительно может вылиться в реальности к большим трагедиям, но смотрится это мелочно по сравнению с деяниями злодеев из других манг. Поэтому смею предположить, что читателям главный антагонист «Oshi no Ko» показался банально скучным.

И как автор автор манги, писавший ее несколько лет довольно неплохо, умудрился так жестко слиться к финалу? Ну, тут у меня несколько вариантов: либо Акасака не умеет прям в чистую драму, а не драму в рамках жанра повседневности, либо з**бался уже писать этот тайтл и хотел скорее перейти к новому, либо его вежливо попросили в журнале перестать палить грехи японского шоу-бизнеса.

Я, конечно, не сторонник теорий заговоров, но так DTF'ер со стажем поднабросить люблю, поэтому вот мое шизопредположение о возможных причинах.

Манга начала скатываться еще с арки про съемки фильма. Уже там практически исчезли все внутряки и подводные камни. Хотя во время съемок полнометражных фильмов настоящий производственный ад может начаться даже у маститых режиссеров и продюсеров, а в манге за дело взялись, по сути, новички в этом крупном деле. Возможно, если театралы и постановщики телешоу и телесериалов не ставили палки в колеса «Oshi no Ko», это еще не значит, что этим не займутся большие дяди из большого кино, которые очень трепетно относятся к любым возможным репутационным потерям.

А тему под изнанку кинопроизводства Акасака подобрал самую сочную — педофилию. Причем не просто упоминание, что кто-то там кого-то когда-то изнасиловал. На такое у современных журналистов уже сосиска не поднимается, столько уже раз роняли. В «Oshi no Ko» был хороший потенциал на раскрытие темы предоставления продюсерами, по сути, сутенерских услуг по доставке 14.1 известным и влиятельным в индустрии людям. От упоминания одной этой темы у японских Пи Дидди вполне может пригореть. А там ведь и за скользкую тему совращения маленьких мальчиков девушками постарше автор хотел, по ощущениям, плотно взяться. Ведь совратили то ни много ни мало главного антагониста манги. Но потом в сюжете всё это как-то быстро стухло, никуда особо не приведя.

И всё это пишет автор в индустрии, которая в настоящее время активно поглощается другими медиа-гигантами.

И активность подковерных интриг в реальности сейчас даже превосходит написанное во всяких мангах.

А медиа-гигантам в их взаимных срачах только скандала с японскими Пи Дидди сейчас не хватало. Так что вполне возможно, что к Акасаке после отданных в издательство черновиков как-нибудь подошел редактор, грустно вздохнул, закурил и сказал, что лучше бы тот рисовал инцест-концовку, где Аква с Руби поженились и родили реинкарнацию Ай, ну ей-богу!

Что пошло не так в финале манги «Oshi no Ko» (Звездное дитя)?

Ну и раз я критикую, то обязан и предложить, как надо было всё сделать. Первым делом — выходить к финалу поэтапнее, а не как школьник в сочинении на основе прочитанного им краткого содержания. В арке съемок фильма хотелось бы увидеть побольше проблем, не зависящих от действий съемочной команды, чтобы читатели могли на своей шкуре прочувствовать, что такое настоящий производственный ад, и не считали кино такой уж профессией мечты. Хотя лучшее произведение на эту тему было снято уже более 55 лет назад у нас, в СССР:

Далее, по канонам правильного злодеестроения, свою арку надо было дать и главному антагонисту манги. Показать подробнее, что он пережил в юное время в шоу-бизнесе, что тогда чувствовал и переживал, и главное, как и зачем ступил на путь убийств медийных звезд. В идеале вообще дать читателю крючки, чтобы сопереживать персонажу, но не прощать его за совершенные злодеяния. Показать, что ради будущего сферы шоу-бизнеса подобных людей туда пускать вообще не надо. Ну и описать в отдельных главах, как главный антагонист планирует и реализует свои преступления. После такого ставки бы возросли и финальное противостояние героя и злодея вызвало бы у читателей больше эмоций.

Также лично мне в финале не хватило символизма. Главного героя с рождения преследовало то, что его матери умирают от потери крови, за это он испытывал чувство вины, что не мог им помочь. Поэтому и смерть для себя Аква должен был выбрать именно от этой причины. Я понимаю финальный выбор воды. Это и отсылка на «Рейхенбахский водопад», где состоялась финальная битва Холмса с Мориарти, и удобный фактор, позволяющий оправдать нестыковки с теми же отпечатками пальцев. Однако с последними можно было придумать твист поинтереснее. Например, на интервью к папочке гг приходит один в сценическом костюме с перчатками с подарком в виде кинжала, папочка берет кинжал, припугивает сына, но говорит, что не настолько глуп, чтобы поспасть в такую очевидную ловушку. А главный герой потом просто на заднем фоне фрейма забирает кинжал и им же в финале в перчатках смертельно ранит себя.

А еще, можете тут со мной не согласиться, но окончательное «батя с сыном сцепились по пьяни» лучше было бы разместить в той же арене, на которой выступала Руби, чтобы в финале сделать два молчаливых фрейма с сияющей от счастья Руби от успеха концерта и умирающего, но радостного при этом братика, который всё-таки сумел исполнить мечту сестры, хоть и ценой своей жизни.

Если честно, я накидал несколько подробных вариантов развития событий, которые при этом бы происходили, но прочитав их, я понял, что получилось даже кринжовей, чем у автора манги, поэтому позориться с ними не стану. Главное, что после смерти Аквы необходимо было показать, как его жертва помогла сделать японский шоу-бизнес лучше.

Остается еще смутная надежда, что в аниме концовку допилят, так как адаптация пока идет по пути расширения показанного в манге с помощью визуала и музыки. В будущем, например, можно вызвать офигенные эмоции у зрителей, сделав опенинг от YOASOBI из первого сезона еще и главной музыкальной темой фильма про Ай внутри аниме.

Ну а что тогда по выводам? Оценка 8,3-8,4 в среднем на агрегаторах в целом справедливая. У манги был хороший потенциал стать шедевром, но концовка всё испортила. Не в первый раз, фанаты манги, ага?

Однако, что необычно, концовка получилась слабой не из-за перезатягивания манги для качественной дойки проекта и не из-за нелогичности выбора самих событий для концовки, а банально из-за слабого сценария в финальных арках. Поэтому прочитать мангу, если сомневаетесь, всё-таки советую. Она не затянута, а, можно сказать, кастрирована к финалу, поднимает интересные и, главное, реально существующие и актуальные для современного общества проблемы, за второстепенными персонажами интересно наблюдать (за главным героем тоже, пока в финале он не превратился в сценарную функцию). Да и в целом нарисована она приятно. Особенно, по мне, удались сцены с эмоциями крупным планом, которые прекрасно работают без всяких слов. А слитый финал быстро читается и вызывает раздражение только из-за того, что можно было написать гораздо лучше, но при этом максимально логичен для произведения.

А с вами был Monstrrro, который делает что угодно, лишь бы не пойти наконец в «Чайки». И, надеюсь, никто не бомбанул из-за кликбейтной картинки в превью?🤡

4343
88
66
11
41 комментарий

надеюсь, никто не бомбанул из-за кликбейтной картинки в превью?Поздно

26
Ответить

Это было обидно

4
Ответить

Автор Кагуи опять хуйню выдал?

5
Ответить

Не опять, а снова

13
Ответить

Ничего, в аниме опять допилят!

12
Ответить

Все кончилось инцестом

6
Ответить

Коротко и по делу. А то автор тут накатал том об аниме

6
Ответить