God of War. Как рассказывать мифы

God of War. Как рассказывать мифы

Внимание. Спойлеры! Спойлеры! Сполейры не испортят хорошего произведения, но всё же, как правило, конец всегда следует за началом.

За последние несколько лет скандинавская тематика сформировала нарратив на рынке популярной культуры. Этот тематический сезон не мог обойти стороной и видеоигры: Assassin’s creed Valhalla, Helblade Senua’s Sacrifice и конечно же обновлённая, переосмысленная, возвращённая со старых пыльных полок серия God of War. Это лишь самые громкие и успешные представители индустрии, взявшие фокус на северный сеттинг и легенды, изложенные в младшей и старшей Эддах. Тем не менее, именно дилогия God of War, на мой взгляд, лучше прочих сумела реализовать предоставленный викингами материал, рассказав старый миф современному игроку.

Казалось бы, что в основе своей затея неудачная, ведь главный герой из совершенно другого мира, его необходимо насильно интегрировать в новый и при этом ничего сильно не поломать. Весьма трудная задача, однако как раз этот явный минус обернулся главным плюсом. Кратос – чужак, имеет слабое представление о здешних порядках, его сын, Атрей знает немногим больше в силу своего возраста и именно поэтому мы стартуем с героями из одной точки. Подавляющее большинство игроков имеет лишь смутное представление о нордическом пантеоне, они слышали про Одина и Тора, про Локи, Валгаллу и Рагнарёк, но не более. Мы отправляемся исследовать незнакомый мир также, как и главные герои. Первая часть обеспечивает нам постепенное и неспешное вхождение, концентрируясь на взаимоотношении отца и сына, оставляя большую часть мира за кадром, за древесным кольцом, окружающим наш дом. Новый, неизведанный мир находится далеко, за пределами досягаемости, но периодически стучит нам в дверь. Вторая часть уже не оставляет нам выбора, заставляет нас открыть дверь туда, куда мы смотрели лишь через замочную скважину, сделать шаг вперёд и стать частью нового мира. Атрей становится Локи, Кратос занимает место Тюра, а мы, как наши далёкие предки, усаживаемся послушать сказания скальдов.

Говоря о самом мифе мне хочется отметить главную особенность истории, сюжета God of War. Игра не просто взяла декорации и имена (как, в прочем, было с прошлыми частями) из первоисточника, не брала оттуда и конкретные сюжеты для внедрении, а вплела собственную историю в существующий миф. Если рассмотреть историю тезисно – она почти не отличима от оригинального мифа. Бальдр – неуязвим, но погибает по вине Локи и омелы. Один всеми силами пытается обмануть судьбу, избежать рагнарёка, но Сурт всё равно разрушит Асгард. В общем смысле истории те же, но детали… и главное даже не в добавлении бога-иностранца, а в пересмотре уже существующих аспектов. Бальдр, став неуязвимым лишается и всех чувств, в чём закономерно винит свою мать, выводя тем самым тему о родительской гиперопеке на новый уровень. Один, в стремлении избежать предначертанного не чурается любыми методами, порабощая гномов, обманывая ванов, истребляя великанов. Он становится воплощением идеи «цель оправдывает средства». Ведь в самих целях Одина нет ничего злого, он хочет спасти свой мир, уцелеть сам и узнать смысл своего существования. «Для людей всё просто, когда они сталкиваются с чем-то непонятным, они возносят молитвы к нам и всё становится на свои места, но мы. Зачем мы здесь? У кого нам спрашивать?». На мой взгляд это очень сильная мотивация, ясная и близкая каждому, которая позволяет понять персонажа и сопереживать ему. Ведь не смотря на всё рассказы Мимира и Фреи, когда мы лично встречаем Одина он предстаёт перед нами совсем не таким. Он спокоен, рассудителен и при первом посещении Асгарда мы можем засомневаться в собственных союзниках, друзьях. Быть может они преувеличивают? Мы задаёмся этими вопросами вместе с Атреем (и задаём их Мимиру), то есть буквально живём вместе с героем и вместе с ним же убеждаемся, что на самом деле он настоящий тиран, для которого важны только собственные цели и даже родная семья для него, не более, чем послушные марионетки.

Помимо сути, рассказываемая история имеет не менее прекрасную форму. Рассмотреть хотя бы чеховские ружья, которые разбросаны вдоль всей истории. Будь то наконечник стрелы из омелы, «просто» скрепляющий ремень на груди Атрея или смерть волка Фернира, сопровождающаяся непонятной магией Атрея, или мёртвая змея впитавшая душу одного из великанов, каждая мелочь имеет значение, способствует большему погружению в историю, делает её более целостной и настоящей. Безусловно ничего идеального создать нельзя и я очень сомневаюсь, что в сюжете God of War отсутствуют белые пятна, несостыковки и откровенные глупости. Однако их не видно при целостном восприятии произведения. Вы можете сидеть и наслаждаться видом на прекрасную лужайку, пестрящую различными цветами, а можете пойти их топтать в попытках найти хоть какой-то изъян и неизбежно вступить в подарочек от барбоса из соседнего подъезда. God of War не вызывает у меня желание пойти и топтать её, пройти ещё несколько раз лишь для того, чтобы найти изъян и торжествующе поведать всему миру о своей внимательности.

Помимо хорошо вписанной в миф истории на погружение работает буквально каждый аспект игры. Камера постоянно следующая за персонажем, отсутствие монтажных склеек и акценты на тех же вещах, на которые обращают внимание сами герои. Постоянные разговоры персонажей в пути: рефлексия о только что произошедшем, истории о далёком прошлом, перепалки, размышления о мире. Мы остаёмся в тишине только когда это диктуется произошедшими событиями. "Ненавязчивые советы" сходить проверить дополнительные задания не смотрятся плохо, хоть ты и понимаешь, что это игровая условность, тем не менее, она по-настоящему живёт в этом мире. Фразы Атрея: "Отец, может прежде чем отправлять в другой мир, исследуем этот?" не смотрятся инородными. Он мальчик, ему хочется узнать и увидеть как можно больше, он произносит это в первую очередь из-за любопытства, а не потому что должен направить игрока. Хоть я немного отвлёкся на иные аспекты игры, основная мысль остаётся той же: «Игрок живёт вместе с героями, он думает о том же, о чём думают они, он исследует как они, он переживает тоже же, что и они». Именно это и делает произведение уникальным, нам не просто рассказывают истории, показывают мифических героев и существ, нам предоставляют возможность эту легенду прожить.

Часть игроков несомненно оспорит моё утверждение об отлично адаптированном мифе. Они приведут длинный ряд неточностей и несоответствий. Начиная с малого, как например, отсутствие радужного моста, рагнарёк, обрекающий на гибель только Асгард, Фрея в роли матери Бальдра. Заканчивая глобальным переосмыслением позиций мифических героев. Ассы – поработители и тираны, а не герои, защитники простых смертных (хоть для жителей Мидгарда даже в игре они таковыми и являются). Великаны (йотуны) не коварные обманщики и угроза всему живому, а миролюбивые затворники, предпочетшие запереть свои души в камнях, согласно своим пророчествам, чем выступить против Одина и Асгарда. Негодовать ли и не принимать такие переосмысления право каждого, тем не менее, мне бы хотелось обратить внимание на то, что отдельное авторское произведение и не обязано дотошно следовать источникам, на которые оно опирается. Более того, для нас, слушателей, читателей, игроков куда лучше, чтобы оно как раз и не следовало, чтобы создавало новые конфликты, выискивало неочевидные углы зрения, переставляло декорации. Именно такой путь ведёт к развитию не только отдельной сферы искусства, но и самой личности. Всем, кто ещё не познакомился с этим произведением я искренне советую это сделать. Тем же, кто в нём разочаровался по тем или иным причинам, я бы пожелал вернутся к нему ещё раз, попробовать взглянуть с другой стороны.

22
5 комментариев

Прочитал 2 предложения и чуть не умер — такую водянистую бессмысленную ботохуйню даже чатгпт не напишет

2

Не обращай внимание на горе комментаторов, неспособных прочитать больше двух предложений. Хороший слог, и читать интересно.

1

Скандинавские мифы это унылый кал про таких же унылых войнов

Нихуя ты графоман. Можно было бы написать короче. Как нужно рассказывать мифы? Не так как это делает gow рагнарёк.

Да игра полный кал, согласен