Stand Up: смена курса Jethro Tull

К 1969 году британская рок-сцена переживала радикальные изменения. На фоне психоделических экспериментов The Beatles и зарождающегося прогрессивного рока группа Jethro Tull, всего год назад выпустившая дебютный блюзовый альбом This Was, совершила резкий творческий поворот. Их второй студийный релиз Stand Up не только обозначил новое звучание коллектива, но и предвосхитил ключевые тенденции 70-х. Этот альбом стал мостом между традиционным блюз-роком и сложными аранжировками.

Stand Up: смена курса Jethro Tull

После выхода альбома This Was Jethro Tull оказались на распутье. Дебютный альбом, с характерным блюзовым звучанием, получил положительные отзывы, но не выделял группу на фоне таких современников, как Cream или The Yardbirds. Внутри коллектива назревал конфликт: гитарист Мик Абрахамс, приверженец классического блюза, не разделял стремления фронтмена Йэна Андерсона к экспериментам с фолком и классической музыкой. В результате Абрахамс покинул группу, а его место занял Мартин Барр — техничный гитарист, открытый к экспериментам.

В этом составе — Андерсон (вокал, флейта, губная гармоника, клавишные инструменты), Барр (гитара, флейта), Гленн Корник (бас-гитара) и Клайв Банкер (ударные) — и был создан Stand Up. Андерсон, ранее невольно считавшийся с Абрахамсом, теперь взял полный контроль над материалом, что сразу отразилось на стилистике. Запись проходила весной 1969 года в лондонской студии Morgan Studios под руководством продюсера Терри Эллиса.

Stand Up — это смесь хард-рока, фолка, джаза и элементов классической музыки. Блюз тоже пока что ещё оставался, но скорее в виде отдельных реверансов, как в открывающей композиции A New Day Yesterday, где тяжелые гитарные риффы Барра сочетаются с фирменной флейтой Андерсона.

В целом же альбом ознаменовал переход Jethro Tull от блюз-рока к более сложным формам. Если This Was был данью уважения американским корням, то Stand Up больше обращался к европейской музыкальной традиции. Андерсон, увлеченный средневековым фолком и классикой, интегрировал эти элементы в рок-структуры. Мартин Барр, в отличие от Абрахамса, старался избегать прямых блюзовых фраз, предпочитая мелодичные соло с влиянием джаза. Его партии часто переплетались с флейтой, создавая диалог между инструментами. Тексты Андерсона, ранее вторичные, обрели поэтичность, метафоричность и даже некоторые намёки на автобиографичность.

Интересный факт: оригинальный винил Stand Up содержал обложку-трансформер, разработанную художником и скульптором Джеймсом Грэшоу — при открытии конверта фигурки участников группы «вставали», что обыгрывало название альбома.

Получив поначалу смешанный критический приём, спустя годы Stand Up был признан важной вехой в развитии Jethro Tull. Отказ от блюзовых клише в пользу жанрового синтеза открыл группе путь к уникальному стилю, который позже определит их карьеру. Уже через год, на альбоме Benefit, группа окончательно закрепит за собой статус новаторов — наряду с Yes, King Crimson и Genesis.

3
3 комментария