KMFDM и альбом Symbols: место в истории индастриала
Есть в безграничном пространстве музыки альбомы, которые вроде как признаны культовыми и определяющими жанр/стиль, но при ближайшем рассмотрении особо никем не любимые. Зачастую такие работы вообще оказываются полузабытыми. Именно таким на первый взгляд кажется безымянный альбом проекта KMFDM, он же Symbols.
Группа KMFDM была основана аж в 1984 году немецким музыкантом Сашей Конецко, и впоследствии стала одним из столпов индустриальной музыки, сочетая агрессивные гитарные риффы, электронные биты и социально-политическую сатиру. И, что странно, при всём своём статусе, данный проект так и не добился коммерческого успеха ближайших коллег по цеху вроде Ministry и Nine Inch Nails, оставаясь по большому счёту в тени и в андерграунде. Наверное, самым популярным поводом, в связи с которым упоминают KMFDM в СМИ, по-прежнему остаётся печально известная кровавая бойня в американской школе «Колумбайн» в Колорадо в апреле 1999 года. Двое устроивших стрельбу школьников якобы в числе прочих групп слушали KMFDM. Сами же обвинения давно угасли, а вот о группе и её наследии есть что рассказать.
Вышедший на лейбле Wax Trax! в сентябре 1997 года, Symbols стал уже девятым по счёту альбомом группы, и он же её стал коммерческим и творческим пиком. Предыдущие записи — в частности, Angst, Nihil и Xtort — уже успели сделать имя KMFDM на андерграундной сцене в статусе корифеев индустриальной музыки, и в музыкальном отношении Symbols не принёс ничего нового. Это была запись, созданная по уже отточенному рецепту людьми, которые знают и любят своё дело. Но по части приглашённых и новых лиц альбом отличился. Именно здесь впервые в составе группы отметился шведский музыкант Тим Скольд, написавший текст и спевший в песне Anarchy, ставшей одной из визитных карточек KMFDM. А в песне Torture спел основатель и лидер Skinny Puppy Нивек Огр, в миру Кевин Огилви. Среди постоянных участников над альбомом трудились, помимо Конецко, также Эн Эш (по сути, второй лидер в группе), Рэймонд Уоттс, гитарист Гюнтер Шульц и барабанщик Билл Рифлин, известный по участию в Ministry и в последние годы жизни аж в King Crimson. Запись альбома преимущественно проходила в небезызвестной Studio X в Сиэтле, где в разное время работали самые разные именитые артисты вроде Nirvana, Radiohead и R.E.M.
В музыкальном отношении Symbols стал удачным синтезом обильной электроники, гитарных риффов и индустриальных ритмов. Альбом в меру тяжёлый, в этом смысле в дискографии самих KMFDM есть и более брутальные записи, но ценность Symbols в другом. Именно там Саша, Эн Эш и Шульц довели формулу своего звучания до абсолюта, сделав музыку при этом максимально доступной, насколько они могли себе это позволить в рамках своей деятельности. Помимо Anarchy, Symbols памятен вещами вроде забойной Megalomaniac, Stray Bullet с её замечательным гитарным риффом и безумным угаром финальной Waste. В текстах же сохранялась верность традициям: всё та же социальная критика, ирония и самый злобный сарказм.
Symbols, разумеется, не стал последним альбомом KMFDM. Меняя составы и направления, лидер и наставник группы Саша Конецко продолжил труд на ниве индастриала. Однако во многом, и чем дальше, тем больше, это уже было движение по инерции. А Symbols остался — всё такой же безымянный и именитый.