Про достоверность информации от "экспертов" и Comic Sans для дислексиков

В очередной раз (третий, если не ошибаюсь) в канале "Разработка игр 🍄" вкинули статью про читабельность текста в играх "A quick guide to readable game text", которую я уже не первый раз вижу как источник по этой теме, и к которой у меня претензии. Выливаю возмущение на бумагу.

Про достоверность информации от "экспертов" и Comic Sans для дислексиков

Статья в целом несёт месседж, что выбор шрифта — очень важная часть разработки визуальной части игры, потому что невозможно знать, какой там у игрока размер экрана и расстояние между ним и глазами, да и вообще не стоит забывать про людей с нарушениями разными, поэтому шрифт должен хорошо читаться при разных "вводных данных". Да, хороший месседж, но давайте пройдёмся по сути...

Автор статьи приводит рекомендации "ведущего специалиста по доступности" (accessibility lead) из EA — Карен Стивенс.

На её LinkedIn всё же написано Director of Accessibility. С мая 2022 года она больше не работает на этой должности (статья от 2020 года).

И если про размер и контраст я с ней ещё могу согласиться, то в части про шрифты есть рекомендация использовать Comic Sans со следующим интересным пассажем:

Comic Sans tends to get a bad reputation but really it's a very, very good font. Particularly for dyslexia. Those with dyslexia have trouble distinguishing different characters and the way Comic Sans is is much easier for them — more so than most actual fonts made for dyslexia.

Caren Stevens, EA Director of Accessibility

То есть она говорит, что Comic Sans, несмотря на его дурную репутацию, очень хороший шрифт. И особенно он хорош для людей с дислексией, причём он намного более читаем для них, даже чем большинство(!) специальных шрифтов для людей с дислексией.

Дейстивтельно ли Comic Sans хорош для людей с дислексией?

Мне, естественно, стало интересно, полистал интернет на эту тему. Так вот: никаких серьёзных исследований по этой теме не проводилось, что, в частности, подтверждает профессор Мэгги Сноулинг из Оксфордского университета:

Я не знаю ни одной серьезной работы по этому вопросу.

Professor Maggie Snowling, University of Oxford

Примерно то же самое говорит и профессор Джон Стайн, заслуженный профессор физиологии Оксфордского университета, известный исследователь вопросов дислексии. Он говорит о том, что помогают дислексикам более крупные и более широкие буквы, а также увеличенный интервал внутри и между словами.

Для дислексиков лучше всего подходят шрифты без засечек и моношрифты. [...] Но всё это оказывает небольшой эффект.

Professor John Stein, emeritus professor of physiology at University of Oxford

И вообще скорее всё сводится к тому, что Comic Sans легче читается людьми с дислексией из-за его увеличенного межбуквенного интервала. Что не является его уникальной характеристикой, и таких шрифтов вообще дофига. Об этом говорит и Профессор Мэтт Шнепс из Гарвардского университета — Comic Sans завоевал "dyslexia-friendly" репутацию благодаря слегка увеличенному межбуквенному расстоянию, а стиль или формы букв вообще ни при чём.

С одной стороны, хорошо, что она занимается (занималась, точнее) вопросами доступности и пыталась сделать так, чтобы играми могли наслаждаться как можно больше людей.

С другой — такие её категоричные громкие заявления, которые, судя по всему, не подкреплены никакими фактами, ставят под сомнение её авторитет как ажно целого директора по доступности в не самой маленькой инди-конторе.

Ну и в очередной раз эта ситуация показывает, что не стоит брать за абсолютную истину все подряд статьи из интернета, даже те, которые ссылаются на каких-либо "специалистов". Особенно когда дело касается чего-то, что может быть научно подтверждено.

55
4 комментария

С другой — такие её категоричные громкие заявления, которые, судя по всему, не подкреплены никакими фактамиA/B и плейтесты?
Ну и в очередной раз эта ситуация показывает, что не стоит брать за абсолютную истину все подряд статьи из интернетаЯсно. Очередная статья на DTF, не берём за истину.

2
Ответить

A/B и плейтесты?Возможно. Возможно, внутренние, потому что ещё ни в одной игре от ЕА я не видел Comic Sans. Раз он настолько хорош, что ж его никуда не прикрутили как альтернативный шрифт? Но ведь мы об этом не узнаем, потому что зачем рассказывать про такие интересные опыты/исследования, проще ж ультимативно заявить о чём-то :)
И да, я послушал эту часть оригинального выступления — ни слова про тесты. Просто заявление "это лучше".

1
Ответить