Колдовское очарование I come with knives

I come with knives — одна из самых известных песен группы IAMX. В плейлисте This is IAMX на Spotify она занимает 2 место, в Apple Music — 4. Все годы знакомства с ней меня занимал вопрос: чем она привлекает и почему именно она всем нравится?

Первая по популярности — Bernadette. С ней мне все было ясно: темная дарк-кабаре сказка о закрытом мире двух людей, зацикленных друг на друге и скрывшихся от превратностей внешнего мира, не может не привлекать.

I come with knives начинается стихотворением на немецком, которое зачитывает Жанин Гезанг, бессменная спутница Криса Корнера — единственного автора IAMX.

Kinder und Sterne küssen und verlieren sich

Greifen leise meine Hand und führen mich

Die Traumgötter brachten mich in eine Landschaft

Schmetterlinge flatterten durch meine Seele

In der Mitternacht

Дети и звёзды, целуясь, теряются

Машут мне рукою, унося меня

Боги сновидений привели туда, где

Бабочки порхают по моей душе

В[ъ] полуночи

Затем следуют куплеты на английском, которые, на первый взгляд, совсем не связаны с кричалкой в начале.

The paradox of our minds

Too much to believe, too much to deny

You fool me again to quiet my pride

But I’m a human, I come with knives


I never promised you an open heart or charity

I never wanted to abuse your imagination


I come with knives

I come with knives

And agony

To love you


The monotony

And the rising tide

Is under my skin, is crawling inside

Adrenalin to rewire my mind

I’m only human, I come with knives

В чем парадокс сознания?

Согласиться — не сметь, не суметь отрицать

Вновь морочишь меня, чтоб на время утих

Но я же смертный, и я с ножом


Искренность и жалость не мои добродетели

Я не обещал потакать фантазиям


Я ношу нож 🗡

С собою нож

Агония

Несу любовь


Среди пошлости дерзкий прилив

Бьётся наружу, скребётся внутри

Адреналин активирует ум

Обычный смертный, и я с ножом

Англоязычная часть суммируется одной фразой: I’m only human, I come with knives. Для выживания в мире людям свойственно носить с собой ножи — чтобы защищать себя. I come with knives удачно передает эту энергию, агрессию и отчаяние, свойственное бытию человеком.

Но какое отношение к этому имеет первоначальная сцена с колдовским полночным миром и что в ней происходит?

В этой кричалке интересно, кто же такие Die Traumgötter — «боги сновидений». Судя по всему, речь идет об античных божествах сна: Онире, Морфее или вовсе безымянном множестве духов сна — онирах, «темнокрылых духов (даймонов) снов, которые каждую ночь появлялись, как стая летучих мышей, из своего пещерного дома в Эребе — стране вечной тьмы за пределами восходящего солнца». (рус. перевод, первоисточник).

Собственный лэйбл Корнера, на котором был выпущен альбом с I come with knives (The Unified Field, 2013) назывался Orphic records (ныне UNFALL, нем. «несчастный случай») — в честь певца Орфея и орфизма. Божеству сна Ониру посвящен LXXXVI орфический гимн.

Получается, что I come with knives соткана из двух частей. Первая из них — реальный мир, в котором человек существует и борется за существование. В ней присутствует вполне христианская дискуссия о вере в бога: The paradox of our minds / Too much to believe, too much to deny / You fool me again to quiet my pride / But I’m a human, I come with knives, — и свой ответ Корнер даст в следующем альбоме, названном, к слову, по-гречески — Metanoia («перемена ума»), и треке No maker made me (Создатель меня не создавал).

Вторая часть — античная лунная мистерия, пространство сна и успокоения. Загадочное заклинание, произнесенное на другом, неизвестном языке, и поэтому воспринимающееся как нечто магическое. В темноте разносятся звуки колокольчиков и расплывается детская улыбка, так контрастирующая с повседневным существованием.

Жизнь беспокойна, агонична. Но она сосуществует с магическим сном, в котором в темноте ночи сияют звезды и по душе порхают бабочки.

I come with knives — это песня об античной магии. Помимо сильной эмоции из названия (Я человек, у меня есть нож), она завораживает античностью, растворенной в опыте каждого человека, познавшего плоды западной культуры.

in der Mitternacht

— der Mitternachtswald

33
18 комментариев

Клип Bernadette обязан делать влюбленным в группу

2

Да, такой красивый депресняк. Bernadette была первой песней, которая мне понравилась у Корнера, я ее тогда переводила одновременно с немецкого / английского (т.к. чисто с английского на тот момент смысл мне не был до конца понятен). До этого я слушала песни с the alternative | kowa, но не зацепило, а вот Bernadette понравилась. Но именно группу я полюбила после I come with knives. Помню, как слушала раз за разом и поражалась, как нечто подобное вообще может быть реальным. Вот эти колокольчики, эта магия. Разгадать секрет получилось только в этом году)
Я вообще хотела кусок из Bernadette взять эпиграфом к статье, которую тизерила в сентябре, но не сложилось. Возможно, позже я все-таки ее оформлю. Bernadette — это для меня такой кусок взросления, было важно понять, что, конечно, сие в клипе красиво, но абсолютно нездорово)

1

Здоровое — это вот то, что Корнер написал в последнем альбоме в песне Life before death))

What you need, I will learn to give
Without judgment, without dramatics
I will show up and I will now just commit
To humility, to forgiveness

1

Доп. чтение для интересующихся: https://libfl.ru/ru/news/nauka-sna-reprezentaciya-snovideniy-v-iskusstve-i-kulture

1

Почему в статье "наука сна" упоминают "начало" но не "науку сна". Стоит ли доверять авторам 🙄

1