Почему я считаю ранний доступ лучшим, что случалось с геймдевом за последнее время

Тут я расскажу, почему практически никогда не покупаю готовые игры и за редким исключением всегда сижу во вкладке раннего доступа Стима.

Дисклеймер. Сразу скажу, что все это мое мнение, которое я не считаю доминантным. Привел, лишь небольшое количество конкретных примеров, которые ярко отпечатались в памяти.

Я большой любитель игр жанра roguelite/roguelike и вне этого жанра плюсом в игре для меня будет некий вид постепенной прокачки с прогрессом игры, открытия новых возможностей и механик.

Во-первых, это дает возможность игроку потихоньку знакомится с геймплеем и больше погружаться в процесс осмысленно, а не вываливает огромную кучу всего сразу, что может вызвать негатив и непонимание, что, собственно, делать и как расставить приоритеты с самого начала игры. Во-вторых, при должном подходе только за счет прокачки можно дать игре реиграбельность. И вот на такой штуке, как реиграбельность будет зиждится мой основной посыл этой статьи.

Цена

Игры на раннем доступе просто дешевле уже полностью вышедшей игры по вполне понятной причине. Но проблема заключается не в этом. Чтобы понять нравится ли тебе игра и готов ли ты потратить на нее кровно-заработанные, скорее всего первым делом полезем на ламповый ютубчик смотреть ее прохождение. Но даже это не гарантирует, что начав в нее играть самостоятельно, ты получишь тот же спектр эмоций, какой тебе дал просмотр прохождения другими. И тут добрый и ласковый Габен дает нам возможность дать заднюю нажав золотую кнопку Refund. Только проблема вышедшей игры в том, что скорее всего первые пол часа-час забиты кат-сценами, диалогами и прочими отвлекаторами от заветного геймплейчика. Потихоньку будут вводить в курс дела и рассказывать/показывать, что случилось и кто виноват. Ты начинаешь играть, изучать наслаждаться видами и все, заветные два часа, данные на передумать истекли, а ты так и не понял нравится игра или нет. Хорошо, если да. В обратной ситуации добро пожаловать в бэклог игр, которые я когда-то купил за тысячи деревянных, но больше никогда не поиграю.

С играми раннего доступа, гораздо быстрее ты дойдешь до основных механик, сможешь понять есть ли потенциал, нравится ли тебе ядро геймплея, стоит ли она твоих денег. Очень редко нарратив и историю добавляют в игры на ранних этапах разработки. В большинстве случаев два часа вполне хватит на то, чтобы осознать правильность своего решения о покупке.

Hidden gem

Чтобы не прогореть с релизом и особенно ААА проектом, огромные студии редко рискуют вводить необкатанные механики. Скорее всего они сварят суп из механик, которые уже получили положительную оценку от игроков, будь то заимствования из других проектов или из предыдущих частей. Это не плохо, некоторые элементы нравятся всем, использовались и будут использоваться в игровой индустрии еще десятилетиями под разной перспективой выданные, как новая игра. Сильно ли изменился базис шутеров со времен КС 1.6?

По-другому же обстоят дела с инди-проектами, которые в основном и реализуются через схему раннего доступа. В нашу эру технологий стала доступна возможность быть one-man-dev и сублимировать все свои безумные фантазии в виде игры. Хоть и не все из них готов пропустить через себя Стим, есть площадки с более свободными взглядами, как например, itch.io. Тут уж найдется продукта на любой вкус и взгляд, возможно ты даже не знал, что тебе такое нравится, а вот какой-то псих разработчик попал ровно тебе в сердечко со своей игрой. Авось, таких наберутся легионы и твой любимый проект всего за сто рублей получает невиданную поддержку, продолжает расти и развиваться (Vampire Survivors). Более того, есть возможность самому поучаствовать в создании игры. Предложив добавить интересную механику, улучшить интерфейс, удобство использования и получив поддержку от комьюнити или же люто-бешенно наплюсовав уже предложенные идеи.

Реиграбельность

Вот мы и подошли к самому важному для меня плюсу игр раннего доступа. Тут я сразу отсеку игры с изначально заложенной реиграбельностью. Она может быть ограниченной, обширной или вообще бесконечной. Не суть. Один из важных показателей стоимости игры — это количество возможного времени провести в ней с интересом. Есть безумно красивые и интересные проекты, которыми наслаждаешься все время игры. И музыка, и картинка, и механика — все в ней идеально. Но вот незадача, ты ее прошел и на этом конец. В среднем игры занимают 20-30 часов на прохождение, а то и меньше. Но вот незадача, ты все посмотрел, все пощупал, каждый уголок облизал ииии… конец. За небольшим исключением, переигрывать после прохождения ты уже не будешь, те же эмоции от увиденного в первый раз — во второй не испытать. Остается только ждать платное DLC или следующей части в надежде, что все то, что тебе так понравилось не запорят ради денег.

И — как читатель догадался — в этот момент я начну расхваливать ранний доступа. Да, безусловно, это отчасти игра в рулетку. Проект может быть скамом, на разраба упадет метеорит и купленная игра никогда не получит больше дополнений. Но во-первых, некоторые игры уже с раннего доступа выглядят невероятно отполированными и наполненными кучей часов геймплея (Satisfactory, Dyson Sphere Program), что вызывает вопросы "А это точно ранний доступ?". А во-вторых, да, они могут быть не совсем законченными, но они будут получать постоянные(бесплатные!) дополнения. Что даже в игру, где нет абсолютно никакой регирабельности, ты будешь возвращаться снова и снова. Кто-то может через год, кто-то через месяц. Это может быть уже совсем не та игра, которую ты брал на старте, подкрутят баланс, добавят новые механики или полностью переработают базовые. Таким образом игра, в которой заложено 10 часов гемплея начинает увеличиваться в разы. И все это бесплатно. До сих пор дивлюсь с 7 days to die, которая в раннем доступе уже 10 лет и разрабы ее не бросают, хотя по скидке ее можно было купить за 200-300 рублей. Согласен, что игра может по итогу измениться в худшую сторону, но чаще всего это было сделано под давлением большинства в сообществе игры.

Итог

Подводя итоги, безусловно, в играх раннего доступа часто встречаются баги. Бывают критичные — их, скорее всего, сразу попытаются пофиксить, бывают неприятные, которые могут долго не фиксить. Есть наверняка и другие минусы, которые перечислят в комментариях. Но для меня как человека, который любит поиграть много и в разное, плюсы сильно перевешивают минусы. Особенно, когда проект, который сильно понравился, начинает развиваться, и ты с радостью читаешь новостную ленту Стима, с интересом просматривая каждый апдейт репорт. Внезапно, игра, которую ты уже и позабыл, получает крупное обновление, и ты понимаешь что можно с радостью опять погрузится в дивный старый мир, потому что там ожидает что-то новое!

22
4 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Прекрасный материал, прочитал с удовольствием!

Ответить

Игры на раннем доступе просто дешевле уже полностью вышедшей игры по вполне понятной причине.

Да, это самый простой приём манипуляции) очень рабочий

Ответить

Ранний доступ это ухудшенная демоверсия.

Ответить