Агент паранойи. Вытесненное аниме Сатоси Кона
Информация:
Оригинальное название: Mousou Dairinin
Тип: 13 ТВ серий по 24 минуты
Жанр: Психологическое, детектив, триллер
Год: 2004
Доводилось ли вам пересматривать аниме сразу же, вслед за первым просмотром?
Финал «Агента паранойи» оставил весьма противоречивые чувства. Эпилог же, лишь раззадорил желание совершить второй, более осмысленный круг.
И вот, завершив это повторное «путешествие», мне стало грустно от того, что гораздо чаще вспоминают о "Паприке" и "Идеальной грусти", при этом практически списывая со счетов этот великолепный сериал. А посему, я решил хоть немного исправить это досадное недоразумение и рассказать, почему же вам стоит «попробовать» на вкус "Агента паранойи".
Настоящий детектив
Как и положено детективу, история начинается с преступления. Известный дизайнер, создательница сверхпопулярной игрушки “Мароми”, подверглась нападению таинственного мальчика с битой. Дело странное, улик мало, да и следует отдать должное, жертва ведет себя подозрительно.
Новостной сюжет, затем еще одно нападение, и вот, паника разрастается, а вместе с ней множатся и преступления, связь между которыми едва ли под силу уловить здравомыслящему человеку. Неизменно лишь одно, каждая из жертв, все как один, указывают на таинственного мальчика с золотой битой.
Впрочем, существует еще один, весьма неочевидный нюанс: большинство пострадавших испытывали серьезные жизненные трудности накануне нападения. Вот только образ всезнающего преступника, способного вторгнуться в разум жертв, звучит не слишком то вменяемо, а значит, решение этой задачки обещает быть нелегким.
Несмотря на отсутствие должных улик и понимания мотивов преступника, наблюдать за расследованием довольно интересно, при том не только благодаря таинственности происходящего, но и за счет личности самих следователей, на которых я и предлагаю остановиться.
Кэйти Икари
Опытный следователь со стажем, настоящий «тертый калач», который говорит на языке фактов. Довольно скептически относится к первому инциденту, а затем и вовсе теряется, связывая свои неудачи с тем, что его время прошло, да и преступники нынче не те.
Идея о том, что где-то в городе ездит паренек на роликах и бьет случайных людей, кажется ему глупостью, которая вполне может быть присуща этому безумному современному миру.
Кэйти выглядит немного отстраненным и агрессивным, а на допросах выступает в качестве «плохого полицейского», что может намекать на некоторые трудности, накопившиеся в его личной жизни.
Любопытная деталь: идейно персонаж показался мне очень похожим на шерифа из фильма «Старикам тут не место». Погуглив пару минут, я узнал, что сценарий был написан год спустя выхода «Агент паранойи». Впрочем, линия Икари, на мой взгляд, выдалась куда глубже и многограннее.
Мицухиро Манива
Молодой следователь. Легок на подъем, всегда вежлив и обходителен. Горит своим делом и готов вникать в каждую деталь, даже если допрашиваемый преступник неадекватен. Пожалуй, наиболее приятный персонаж первой половины истории, однако, вовлеченность и высокий уровень эмпатии может сыграть злую шутку в столь морально нелегкой профессии.
На крючке интриги
Ознакомившись с первым эпизодом, зритель остается в предвкушении. Как же детективы распутают столь сложный клубок преступлений? Пойдут ли по пути логики, ожидая появления новых деталей, или предадутся безумному символизму, который кажется единственной зацепкой в этом деле?
Практически каждый эпизод посвящен новой жертве, каждая из которых по-своему необычна.
Здесь вам и крайне тщеславный паренек, которого внезапно начинают подозревать в причастности к нападениям. А он, как это водится, естественно подозревает недоброжелателей в своих бедах.
Присутствует и полицейский, который стремится к эталонному образу «настоящего мужчины», при этом промышляя взятками и проводя время в компании проституток, рассказывая при этом коллегам, как он обожает жену и дочь (последнее даже не совсем ложь).
Не обошли стороной и проблемы психиатрического толка, а вместе с ними и тему массового психоза. Серия, где соседки буквально «у подъезда» обсуждают мальчика с битой, может показаться несколько филлерной, однако прекрасно передает реальное положение дел, а ее концовка и вовсе прекрасна своей пугающей сатирой.
Тем временем, расследование идет полным ходом, и где-то на фоне парочка детективов изо всех сил пытается разобраться в происходящем.
Скажу больше, часть эпизодов довольно плотно посвящены расследованию, будь то допрос подозреваемого или происшествие в седьмом эпизоде. Впрочем, именно с середины развязка детективной части становится практически очевидной, и разгадка уходит на второй план, оставляя зрителя один на один с последствиями того, как влияние «мальчика с битой» расползается на весь Токио.
Вот и получается, что история эта не только, и не столько о расследовании, сколько о людях. Даже финал показался мне интересен больше судьбами детективов, нежели неожиданным раскрытием карт, ведь я разгадал сущность преступника уже после второго эпизода, и, что характерно, разгадка эта меня нисколько не разочаровала. Все благодаря психологическому аспекту аниме, который умело вскрывает болезненные стороны общества.
Изучая фрагменты интервью с создателем, я узнал, что задумка сериала родилась из идей, которым не нашлось места в прочих работах автора, и знание этого фактора, мягко говоря, настраивает на скептицизм. Однако, все оказалось куда любопытнее, ведь несмотря на схожесть с психологическим эссе, аниме имеет цельность и в большинстве эпизодов сохраняет прямую связь с центральной заявленной темой, хоть и носит порой сугубо демонстрационный характер.
Тем не менее, демонстрация эта удалась на славу, во многом за счет весьма приземленных образов и отсутствия вымученной драмы. Несомненно, здесь присутствуют грустные моменты (особенно меня тронуло завершение линии детектива Икари, и раскрытие его сущности в целом), но при этом, многие реально жестокие события подаются с долей черного юмора, ярким примером которого служит серия о группе неудачливых самоубийц.
Ловушка фантазий
Впрочем, несмотря на приземленность, было бы глупо ожидать от Сатоси Кона обыкновенного детектива с социальным подтекстом. Будьте готовы к тому, что герои то и дело странствуют между миром своих фантазий и реальностью, от чего происходящее на экране далеко не всегда стоит воспринимать буквально. При этом градус безумия нарастает постепенно, что обусловлено сюжетом. И если допрос неадекватного подозреваемого едва-ли способен запутать зрителя, то события происходящие во второй половине трактуются многими как чистая мистика или даже своего рода артхаус. В свою очередь, я убежден в том, что происходящее все так же имеет приземленную основу, и знаете, в подобном просторе для толкования заключается еще одна прелесть работ режиссера.
Кроме того, происходящее наполнено метафорами, от чего у зрителя может возникнуть чувство ускользающей сути, однако, все это видится мне лишь иллюзией.
Скажу больше, автор словно бы насмехается над людьми, которые выстраивают незримые связи, ищут смысл в словах стариков, страдающих деменцией и конечно-же… находят их. В этом плане, мне кажется очень показательной судьба персонажа под именем «Человек-радар», который олицетворяет любителей конспирологических теорий и скрытого символизма. Пожалуй, серия становления этого героя наиболее сильно запала в мою память, по крайней мере на уровне визуального исполнения.
Так или иначе, не смотря на витиеватость событий и заигрывание со зрителем, сериал дает ответы на все значимые вопросы, при том делает это максимально развернуто, а потому, вдумчивый зритель не останется разочарованным. Единственное, что может вас смутить — это потеря значимости детективной линии. Я попал в эту ловушку при первом просмотре и даже немного расстроился тем, к чему пришло расследование, но хорошенько подумав, понял, что любое его окончание вызвало бы схожую по эмоциональной окраске реакцию, ведь к моменту финала личность преступника уже не имеет особого значения, ровно как и детали предыдущих преступлений, которые хоть и не разжевали должным образом, но все же поддаются осмыслению в контексте всего произошедшего.
Итоги
«Агент паранойи» — это интригующее, вдумчивое, и по сей день актуальное аниме, в основе которого лежит одновременно близкое и понятное многим, но тем не менее вытесняемое из осмысленной жизни явление. То самое аниме, посмотрев которое кажется, словно произошел некий личный диалог с автором. Диалог, который даже мне, весьма словоохотливому человеку не очень хотелось обсуждать с другими, ведь мало кто любит выносить на всеобщий суд собственные недостатки и слабости. В комбинации с нестандартной подачей, которую часть зрителей сочтут «веселой наркоманией», все это дает понимание того, почему же об этом аниме очень редко вспоминают.
P.S.
Заглядывайте в мой ТГ-дневник впечатлений, где я кратко рассказываю об играх, фильмах и сериалах, с которыми знакомлюсь. А еще, добавляйтесь в друзья кинориуме, если зависаете там. На этом все!
Комментарий недоступен
Сатоси сюжет сочинял по ходу создания сериала, и в процессе ушёл в запой. Поэтому история начинается, как Твин Пикс, а заканчивается, как Срака Макака. Проебал все полимеры.
Начинается как твин пикс и заканчивается как Твин Пикс, только осмысленнее
Спасибо пиратам 2000-х, за то что подсунули мне его в 10 лет. Как говорится: "Ничего не понял, но очень интересно!". Хочу и боюсь пересматривать его еще раз)
Пересмотр самый топ, когда уже +-знаешь общую канву и можешь подметить все детали)
До пересмотра отношение было гораздо хуже к тайтлу
Одно время я плотно изучал блог Кона Сатоси (Kon's tone).
Откопал свои заметки об «Агенте»:
https://twitter.com/romor_on/status/1665821706219388929
https://twitter.com/romor_on/status/1683178536276836353
https://twitter.com/romor_on/status/1683514833201766408
https://twitter.com/romor_on/status/1683852246230892547
https://twitter.com/romor_on/status/1683889557060694017
https://twitter.com/romor_on/status/1683911551877537809
https://twitter.com/romor_on/status/1684636993924333568
https://twitter.com/romor_on/status/1685427097643122688
https://twitter.com/romor_on/status/1685717104618549249
https://twitter.com/romor_on/status/1687194707330486275
https://twitter.com/romor_on/status/1688280739329032195
https://twitter.com/romor_on/status/1688999184181972992
https://twitter.com/romor_on/status/1689702251541987328
https://twitter.com/romor_on/status/1689725979789230080
https://twitter.com/romor_on/status/1690366312793399296
https://twitter.com/romor_on/status/1690384477925597184
https://twitter.com/romor_on/status/1690404235429425152
https://twitter.com/romor_on/status/1690441614081060864
https://twitter.com/romor_on/status/1691171454153367552
https://twitter.com/romor_on/status/1727023711994487046
https://twitter.com/romor_on/status/1728461981798244541
Постарался расставить в хронологическом порядке, источники в каждой ветке должны быть приложены в виде ссылок.
Заметки редко как-то связаны между собой, это были просто спонтанные порывы поделиться чем-то интересным или забавным.
Думаю, вам будет интересно почитать. Кон был на удивление открытым режиссёром и делился многими интересными подробностями.
Спасибо, обязательно прочитаю)