ЛОНГарус о HTC Vive + личный опыт
HTC Vive: революция в виртуальной реальности на момент выхода
В последние несколько лет виртуальная реальность (VR) стала неотъемлемой частью индустрии технологий. Одним из самых известных и революционных продуктов в этой области стал HTC Vive — гарнитура виртуальной реальности, выпущенная в 2016 году совместно с компанией Valve. С момента своего появления Vive произвел фурор, предложив пользователям совершенно новый опыт взаимодействия с цифровым миром, благодаря использованию новейших технологий и продвинутости в области сенсоров.
История создания
HTC Vive был разработан в сотрудничестве с Valve — компанией, известной своими игровыми разработками и созданием платформы Steam. Вдохновленные успехом первого шлема виртуальной реальности Oculus Rift, HTC и Valve решили создать систему, которая бы могла обеспечить не только качественное погружение в виртуальный мир, но и поддержку активного взаимодействия с окружающим пространством. Для этого был разработан уникальный набор технологий, включающий в себя камеры и датчики для отслеживания движений пользователя.
Система Vive включает в себя два основных компонента: саму гарнитуру, которая отображает виртуальный мир, и систему отслеживания — базовые станции (Lighthouses), которые позволяют точно отслеживать положение пользователя в пространстве.
Как же работает Lighthouse?
Эмиттеры Lighthouse состоят из двух компонентов: горсти инфракрасных LED и двух вращающихся инфракрасных лазеров – один по оси X, другой по оси Y. Эти лазеры отличаются от обычных точечных – каждый лазер Lighthouse – это линейный лазер. Они настроены так, чтобы охватывать примерно 180 градусов.
Инфракрасные LED задают старт временного отсчета. Микроконтроллер начинает отсчет когда получает изначальный синхронизационный сигнал, после чего ждет когда X и Y лазеры осветят диод. В зависимости от времени, микроконтроллер напрямую указывает время задержки к X и Y подсчетам. При помощи нескольких фотодиодов, а также зная структуру их расположения, микроконтроллер может вычислить точную позицию ресивера.
Что это значит для тех, кто ничего не понял: LED-диоды дают команду – начинаем вычислять позицию. Фотодиод получает команду и начинает следить за сигналами линейных лазеров. Проходит ось X – он делает пометку о времени. Проходит ось Y – он снова делает пометку. После этого он смотрит на разницу по времени с начала отсчета – зная сколько времени нужно линейному лазеру на проход по оси, он определяет точку по оси X и по оси Y, указывая ее в виртуальном пространстве комнаты. Так как лазерных эмиттера два и они находятся в разных углах комнаты под разным углом, микроконтроллер отвечающий за определение позиции, может использовать данные сразу от 4 лазеров, что позволяет ему точно определить свое положение в трехмерном пространстве. А зная форму расположения фотодиодов, он может вычислить угол, под которым они расположены.
И такое решение очень элегантно по ряду причин:
- Требуемые вычисления минимальны, особенно в сравнении с системой отслеживания на основе видео-фида
- Невероятно низкая задержка. В отличие от других методик, системе не нужно ждать пока она получит тяжелые изображения, обработает и проанализирует их. Вычисления микроконтроллеров могут быть очень быстрыми и точно передавать углы наклона. Это критически важный аспект виртуальной и расширенной реальности, где ошибки вычислений и время задержки создают массу проблем и разрушают эффект VR
- Система полагается на высокие временные разрешения на ресивере для определения углов – что превосходит все другие техники
- Устройство ресиверов преступно дешево – один фотодиод стоит один цент. Они очень легкие и маленькие, что позволяет использовать их на практически любом объекте. Не зря Valve говорили, что предоставят всем желающим возможность внедрять трэкеры во что угодно.
Теперь о шлеме...
Шлем HTC Vive имеет продуманный и удобный дизайн, который позволяет комфортно носить его на голове даже длительное время. Он выполнен в минималистичном стиле с черными и синими акцентами, что делает его современным и стильным. В комплекте идут регулируемые ремни для головы и дополнительные поролоновые подкладки для удобства. Также шлем оснащен вентиляционными отверстиями, которые предотвращают запотевание линз.
Вот только продуманным он казался 8 лет назад, сейчас же система ремешков и хлястиков вызывает только вечные правки положения шлема на макушке ибо шлем имеет явный перекос по центру тяжести и так и норовит сползти вниз. Все остальные тезисы не вызывают нареканий.
А что там по техническим характеристикам?
Ну по этому аспекту все на момент выхода было не плохо. Два OLED-дисплея с разрешением 1080 x 1200 пикселей (по 1080 x 1200 на каждый глаз). Частота обновления составляет 90 Гц, что минимизирует размытость движений и устраняет проблему с тошнотой. Поле зрения в 110 градусов, что позволяет лучше погружаться в виртуальную реальность. Шлем так же оснащен различными датчиками для отслеживания движений, включая гироскопы, акселерометры и лазерные датчики, которые фиксируют положение головы и позволяют использовать жесты и движения в реальном времени. Особенно хотелось бы отметить наличие системы подстройки межзрачкового диапазона, при чем не по каким то преднастройкам как у некоторых конкурентов и более поздних автономных шлемах, а полноценную плавную с большим диапазоном.
А как там с эргономикой? С эргономикой как я спрашиваю.
А вот тут уже есть огромные проблемы, из-за особенности системы фиксации шлема назвать эргономику выдающейся нельзя. Все дело в ремешках.
Да сам шлем для своих габаритов легок, но ремешки его надежно на голове не фиксируют, и он всегда сбегает на нос. Да в про версии ребята учли этот нюанс и выпустили самое совершенное крепление которое как по мне до сих пор является самым лучшим(но об этом чуть позже).
А при чем тут Valve?
Valve выпустила платформу для виртуальной реальности - SteamVR. SteamVR был представлен в рамках разработки оборудования, включая шлем виртуальной реальности HTC Vive. Vive был первым продуктом, который интегрировал SteamVR с возможностями «Room-Scale» — технологии, позволяющей пользователю перемещаться в пространстве, создавая эффект полного погружения. Платформа SteamVR также поддерживает другие устройства VR, такие как Oculus Rift, Valve Index и другие, благодаря чему она предоставляет огромный выбор для пользователей.
В чем же не совсем очевидный плюс этой платформы? В Возможности апдейтов своего оборудования которое на ней завязано. А тут уж есть куда разгуляться.
Можно ли что-то добавить еще? Конечно можно но не нужно... Дальше пойдет уже личный экспириенс. Да да я купил себе это исчадие ада и даже смог его про апдейтить.
Personalis experientia. Не матерись...
Я долго размышлял что взять для врыва в VR, сразу с двух кошельков влететь в Индекс\паймакс\вайв про 2 или взять автономку по типу пико4\квест2-3. После некоторых исследований на натуре пришел к решению о покупке БУ вайва первого поколения. Почему он а не например квест2 за чуть большее количество шекелей? Всему причина SteamVR. И возможно проапгрейдить комплект до следующего "уровня".
И вот я уже сижу на сетевой барахолке и покупаю за 17к фуллкит Vive. Но как оказалось есть свои нюансы в этом вот всем БУ рынке, один из контроллеров оказался не совсем рабочим. Пришлось задействовать перк на ремонт шлейфов\обход повреждений.
Но в целом все остальное отлично работало и проблем не вызывало. Через несколько недель было решено проапгрейдить контроллеры... сразу на Индекс кастеты
Разница между штатными палками и кастетами такова что ее не передать словами, да цена у них кусючая, но в замен они дают кроме точного позиционирования еще и новые ощущения от взаимодействия с миром в ВР. Нет они не дадут тебе почувствовать мягкость некоушек, или например мягкость бубесов, а жаль. Но вот взаимодействовать в некоторых играх с окружением они позволят, например в ХЛ Аликс ты сжимая рукоятку можешь сжать банку из под газировки, или в The Lab пожать так сильно руку роботу что сможешь ее смять. И все благодаря датчикам сжатия. Так же контроллер отслеживает каждый палец, то есть ты можешь фиги крутить или "козы". Но есть и минусы, в отличии от вайв палок кнаклсы очень хрупкие и лупить ими стены не стоит.
В какой то момент устав от зерна(1080р на глаз это немного больно на светлом фоне) я решил взять себе шлем из про ветки... Ох и натерпелся я с ним...
Оказалось что в линкбоксе на про шлеме стоит блютус, драйвер на который в моем случае винда не смогла поставить и вся система просто не заводилась, немного(5 часов) гуглежа и поисков помогли найти искомый драйвер. Но тут возникла новая проблема(оборудование то бу пусть и хорошо сохранившееся для 6ти летнего устройства), а именно порт линкбокса устал и кабель 3в1 теперь только в определенном положении работает. Ну а я кто? Правильно гаражный маг дакка технологий... Пофиксил все обычным русским лесом(спичкой)
И так, что же я получил теперь?
Новые контроллеры, и более совершенный шлем. В чем же его плюсы? Это новое разрешение (1440 х 1600 на каждый глаз), систему отслеживания и управления взглядом( так и не понял нафиг она мне нужна ну пускай будет), крайне удобная система крепления, наличие встроенных наушников.
На системе крепления хотелось бы несколько заострить внимание, боль обычного вайва в том что нет противовеса, и маска всегда сплозает, здесь же полностью ее переработали и из ремешков остался только верхний, остальное же заменили на мягкий пластик и добавили противовес на затылок который дополнили мягкими вставками, и как результат шлем теперь сидит как влитой и за счет противовеса менее утомляет пользователя.
Вывод
Для 2024 система устарела, и всему виной разрешение дисплеев, сейчас даже доступные автономные системы имеют 4к разрешение. Но вот в остальном Вайв первого поколения все еще могет. И спасибо нужно сказать платформе SteamVR, ее модульность позволяет и сейчас взять и поменять шлем на какой-нибудь паймакс 8кх с ошеломительными 200 градусами фов и 8к разрешением. И все будет работать.
Отслеживание по базовым станциям многим кажется устаревшим и не удобным, но мнение это ошибочно. Точность, скорость отслеживания такова что ни одному автономному шлему с отслеживанием по камерам и не снилась. Для понимания я вброшу что топ в таблице рекордов Beat Saber занимают исключительно пользователи систем ВР с внешним трекингом. Да и в играх обычному пользователю она позволяет творить грязь даже не взглянув в сторону противника(слепая стрельба) что автономные шлемы например не могут дать ибо почти сразу утеряют трекинг.
Провода к шлему, да это не совсем удобная штука, без потолочного крепления он вечно под ногами валяется и несколько портит погружение. Но даже на этот случай есть кит для беспроводного соединения, но и тут не все гладко. Если у вас частный или малоквартирный дом то все ок, диапазоны wifi не загажены помехами и картинка почти всегда будет четкой без падения битрейта, но вот в человейниках даже с очень хорошим роутером обеспечить 100% стабильную картинку не выйдет. В проводе так же можно найти плюс, это использование его как ориентира чтобы случайно не уйти в окно).
Можно ли взять например шлем для игры в вр во всякие симуляторы по типу гоночных или летных? Нет, нужно минимум еще одну станцию для отслеживания и это минус , так как шлем с линк боксом можно взять например за 10к, а вот маяк первого поколения минимум 5-9к, то есть проще взять уж полный кит.
А как реагирует тело на ВР? У все индивидуально, но есть и общие моменты. При рваном ФПС тело реагирует тошнотой и головокружением, при варианте перемещения стиком(без телепорта) мозг начинает думать что ты отравился и тоже вызывает рвоту, так как он фиксирует движение но знает что ты ногами не перебираешь и как следствие думает что ты чем то отравился и нужно бы прочиститься. Так же есть проблема с внутренним отслеживанием у некоторых людей, после выхода из ВР не совсем осознают что вышли из него и монитор воспринимают как оперативное окно. Это все самые часто встречаемые "побочки". Но практика и некоторые хинты позволяют сводить на минимум эти пробочки. Так же некоторые люди со специфической подготовкой и работой мозга в целом игнорируют все побочки, так как мозг четко разграничивает реальность и виртуалку и даже сохраняет позиционирование из-за чего не налетает на стены и мебель.
Советую ли я попробовать ВР? Да определенно стоит, а вот купить себе уже только по результатам "пробы в десна". Сейчас ВР автономка по типу квеста 2 стоит немногим дороже 20-24к, вайв до 20к можно найти(важно иметь возможность проверить работоспособность и в целом осмотреть устройства). Всякие хорроры в ВР говорят очень хороши. Так же плюсом является тот факт что даже в сидячем режиме физические действия так же совершаются что можно обернуть в занятие фитнесом. Для творцов в блендарах Вр откроет новые грани восприятия, но тут уже наверное нужно иметь про шлем с отслеживанием взгляда.
В тексте были задействованы материалы из данных источников: