Большое сравнение Steam Deck и ASUS ROG Ally
Предисловие
Steam Deck у меня появился летом 2022 года, устройство сразу стало для меня определяющим из-за универсальности, портативности и очень классного экспириенса использования. Строго говоря, после покупки Дэка для меня перестал иметь смысл настольный гейминг, в связи с чем декстопный компьютер с RTX 3060 на 12 гигабайт оперативной памяти был продан.
После того как на рынок как из ручья стали течь китайские хэндхелды похожего формата от Ayaneo, OneX и старожила - GPD, я стал искать устройство, которое смогло бы быть хотя бы наполовину таким же качественным как Дэк, и предлагать что-то иное, либо более адаптивное нежели сам Дэк. Ну и ASUS Rog Ally показался очевидным вариантом для покупки. Несколько кликов в Амазоне, и через две недели консоль была у меня.
Для полного понимания картины - Дэк у меня не на стоковой SSD, а на SSD от компании Sabrent на 1 терабайт. Почему это важно - стоковая SSD медленнее, хоть и незначительно. Шейдеры, хранящиеся на ссд подгружаются быстрее, вследствие чего имеем чуть лучшую производительность в играх. ASUS ROG Ally стоковый, в нем я не менял ничего. В данном сравнении я буду использовать Аллай с процессором Z1 Extreme, а не обрезанную версию, которую выпустили непонятно для кого.
В качестве критериев для оценки в данном сравнении я затрону:
- Комплектацию
- Внешний вид и сборку
- Использование в декстопном режиме
- Proton vs. Windows 11
- Автономность
- Сухое сравнение железа и производительности
За каждую из критериев буду выдавать баллы и заранее предупрежу - дальше будет много текста, поэтому берите что-нибудь покушать и приятного чтения.
Комплектация
Брал я обе консоли на американском Амазоне, в данный момент там их можно найти по цене от 600 до 800 долларов. На официальном сайте Стим Дэка, его можно взять за 650 долларов за максимальную комплектацию. В России Аллай можно найти в ДНС за 95 тысяч, а дэк за 57 тысяч соответственно. Ну и на Авито всё это добро можно найти с ценником в минус 10-20 процентов от вышеуказанных цифр.
Собственно, что нам предлагают из коробки за эти деньги? В случае с Дэком все очень прагматично - картонная коробка, зарядка и большой, увесистый чехол. По современным меркам - это очень даже богатая комплектация, в которой есть всё необходимое. Единственное, что можно было бы добавить в комплект это стекло для дэка, которое приходится докупать отдельно.
В случае с Аллай - всё довольно грустно. Много бумаги, бесполезных инструкций и одна КАРТОННАЯ подставка для самой консоли. Учитывая что АСУС не чурается вкладывать чехлы для своих премиальных игровых ноутбуков (серии Zephyrus, Flow), я не понимаю - почему нельзя было добавить что-то ещё. Пользователь вынужден покупать всё сам, а учитывая что на белом пластике пыль, пятна и любые другие следы активной жизнедеятельности видны сильнее - надевать на него чехол строго рекомендуется.
Беря во внимание ценники устройств - тут ASUS пожадничали. Даже самая дешёвая версия дека которая стоит почти вдвое дешевле Аллая поставляется с чехлом. Жадные азиаты из Тайваня решили откупиться дешёвым оригами. Балл Дэку.
Внешний вид и сборка
Разница во внешних чертах у этих устройств довольно очевидна. Больший размер у дэка аргументирован двумя тач-падами, и второй парой задних клавиш. У Аллая нет ничего из этого, зато у него есть RGB-подсветка, пожирающая батарею. Благо, её можно отключить, но я не понимаю почему АСУС так сильно вкладывается в такие мало практичные фичи как кастомные подсветки, светящиеся стики, задние меняющиеся светодиды на крышке ноутбуков. Раз они ещё продаются (и продаются судя по всему хорошо) - кому-то это видимо нужно.
Обе консоли выглядят массивно в сравнении с традиционными портативками. Если у вас есть возможность потрогать, поиграть на каждой из консолей перед покупкой - я рекомендую это сделать. Субъективно, Аллай для меня является более эргономичным устройством в силу своего меньшего размера и веса. Его легче держать в руках, расположение стиков не вызывает дискомфорта, кнопки расположены хорошо. Не то чтобы, всё тоже самое нельзя было сказать о Дэке, но он значительно больше и тяжелее (в рюкзак засунуть будет труднее, особенно если они будут в пластиковых/силиконовых чехлах, всё еще легче Свича для некоторых игроков).Также у него нет сканера отпечатка пальцев на кнопке включения.
По сборке ни у одного из устройств проблем не обнаружилось. Все выглядит стабильно, нигде не чувствуется дешевизны, всё легко разбирается и собирается. Если уж совсем придираться - R2 и L2 на Дэке имеют большую широту движения и выглядят менее стабильными, чем на Аллае. Также сделаю ремарку о том, что Валв предупреждает о более слабой устойчивости к падению и повреждениям у хотя бы разово разобранного Дэка. Не знаю насколько это правдивая информация, так как свой я не ронял, но разбирал. С Аллаем я уверен, такая же история, так как корпус у обоих устройств из пластика.
Еще одна малоактуальная для многих фишка Аллая - это разъем xGM для подключения eGPU. Подключаем мобильную видеокарту от Асуса и наслаждаемся производительностью уровня декстопного пк на RTX 4090. В теории это так, на практике - я этим никогда не пользовался, поэтому свой опыт описать не могу.
Один аспект который однозначно лучше у Аллая - это экран. Он ярче, современнее (120 герц), с лучшей цветопередачей но при этом непонятно, зачем сюда добавили Full HD разрешение, которое в большинстве "больших" игр приходится сбавлять до 720p.
В целом у обоих устройств нет проблем по сборке, а внешний вид с эргономикой - дело каждого отдельного человека. Для меня Аллай нивелирует меньшим весом и размером отсутствие тачпадов и второй пары макро-кнопок на задней части устройства. Обоим по баллу.
Использование в декстопном режиме
Оба устройства являются полноценными компьютерами, которые легко подключаются к монитору с клавиатурой, но каждый из них имеет свой пользовательский опыт использования декстопного режима.
Дэк изначально задумывался инженерами Валв как игровое устройство, поэтому по умолчанию мы находимся в ограниченном игровом режиме, из которого можно покупать игры, запускать их, настраивать основные настройки консоли, смотреть скриншоты из игр и общаться с друзьями. Вся мощь Дэка как мультизадачного устройства раскрывается в декстопном режиме, в который пользователь может перейти буквально по нажатию двух кнопок.
Линукс, как основное пространство для работы многим может показаться неинтуитивным. Есть один магазин приложений, куча кастомных настроек и непонятный терминал, который иногда приходится использовать для настройки некоторых параметров Дэка. Сам я не являюсь линуксоидом, но опыт работы в Linux Mint, Ubuntu, Elementary и некоторых других дистрибутивах у меня имеется. Для меня всё довольно понятно и легко, хотя опять же - использовать LibreOffice в качестве офисного пакета сильно менее приятно, нежели базовый Microsoft Office.
На этой мысли, предлагаю перейти к Аллаю, который делался с несколько другим подходом. Аллай работает на обычной версии Windows 11, которая довольно неплохо заточена под тач управление, но довольно слабо заточена под управление физическими кнопками. Единственное софтверное напоминание о том, что вы руках держите игровое устройство - это две физические кнопки на консоли - кнопка вызова командного центра и кнопка вызова программы-оболочки Armoury Crate.
Каждая из этих программ очень важна для Аллая, ведь это по факту единственное, что может отличать его от других ноу-нэймных игровых портативных приставок на Windows. Armoury Crate это "лаунчер для лаунчеров" всей вашей библиотеки игр, стима, Xbox, EA Games и прочих программ. Он автоматически находит игры на устройстве, но пользователь может их добавить сам вручную. В дополнении к этому, Armoury Crate позволяет кастомизировать практически каждый аспект Аллая. От режима работы RGB подсветок до раскладки клавиш в декстопном и игровых режимах.
Командный же центр это, по факту, самое часто используемое меню. Здесь есть всё - кнопка вызова рабочего стола, смены режимов производительности, вызова клавиатуры, мониторинг игровых счётчиков производительности и много чего другого. В целом, это меню получилось сильно удобнее аналогичного в дэке.
Собственно, различный подход к созданию пользовательского опыта и решает, насколько лично для вас Аллай будет лучше Стим Дэка или наоборот. Многие пользователи жаловались на забагованность Аллая, на проблемы со сгоранием карт памяти, торможение и присутствие лагов в Armoury Crate, но спешу заявить что АСУС не прячет голову в песок и не кладёт хуй на покупателей. Уже выпущено обновление BIOS, которое решает проблему перегрева карт памяти, путем искуственного замедления скорости записи. Это кстати одновременно и плюс, и минус, так как на Дэке этого замедления нет и игры ставятся значительно быстрее, но зато вы получаете живую карту памяти в долгосрочной перспективе. Касательно забагованности системы - Стим Дэк также не идеален, иногда он зависает при переходе из декстопного режима в игровой, иногда интерфейс подлагивает, но ничего криминального в этом нет, поэтому каждое устройство получает по баллу. Разные подходы к созданию пользовательского опыта отражаются наиболее сильно в следующем пункте.
Proton vs. Windows 11
Как-то раз, я захотел установить на свой Стим Дэк довольно говёную игру про Человека Паука (Web of Shadows) 2008 года выпуска. У каждого обладателя Стим Дэка наверное было непреодолимое желание скачать какую-нибудь старую игру и проверить насколько хорошо она идёт на нем.
По итогу, после того как я скачал раздачу с рутрекера, получив в своё распоряжение копию образа игры, я обнаружил что нихуя не работает. Протон - эмулятор, позволяющий комфортно запускать игровые файлы предназначенные для винды - попросту не имел нужные файлы, для запуска. Для того чтобы всё заработало, мне нужно было:
- скачать патч 1.1 для самой игры (он шёл вместе с образом)
- установить в свойствах игры в лаунчере стима разрешение 1280х720 и экспериментальную совместимость с протоном
- скачать protontricks и выбрать лаунчер игры в качестве программы для "лечения"
- выбрать в protontricks файлы, которые я хочу скачать для добавления в папку с игрой
- перезагрузить дэк в игровой режим
Собственно, такой набор действий придется совершить с любой мало-мальски старой игрой, требующей конкретные файлы Microsoft Visual Studio, DirectX и Microsoft Visual C++.
Знаете какой набор действий нужно совершить в Аллае для запуска той же игры?
- запустить экзешник с установкой игры
- запустить лаунчер
Это в целом показывает насколько разный опыт будет у пользователей Дэка и Аллая. Причём, Протон - это невероятно крутая программа. Шутка ли, практически любую игру из 2010ых без говёного анти-чита или лаунчера от Юбисофт и EA он запускает без каких-либо проблем. На ProtonDB уже больше 11 000 тайтлов, которые можно запустить на Дэке. Но опять же, не все из них можно запустить простым добавлением игры в список игр в стиме или её покупкой там же.
Это наверное главная причина, почему кто-то может предпочесть Аллай Стим Дэку. Windows 11 не только позволяет комфортно пользоваться любым декстопным приложением к которому ты привык, но и запустить любую игру. Для меня это важно, ведь например мой любимый (единственный) симулятор казино для умственно-отсталых (фифа) не идёт на Стим Дэке, так как он работает только в комплекте с проприетарным анти-читом.
Учитывая всё это, я мог бы сказать что по данному пункту выигрывает Аллай. Однако, талантливейшая команда разработчиков Валв использует мощь, находящуюся в Стим Дэке гораздо лучше, нежели Windows 11 использует камень Ryzen Z1 Extreme. В данной категории каждое устройство получает по баллу.
Автономность
Начнём с того, что ни одну из приставок я не считаю автономной. "Из коробки", без каких-либо настроек со стороны пользователя, Стим Дэк может проработать до 1,5-3 часов с простыми 2D/инди играми. В случае с AAA проектами по типу Киберпанка или Балдурс Гейта 3, он проработает максимум полтора часа. Если настроить количество ватт, используемое системой, ограничить количество кадров, герцовку экрана, поиграться с настройками графики этот показатель можно улучшить (+-час игры).
В случае с Аллай всё еще хуже. Аккумулятора хватит на час игры в фифу, и максимум двух часов игры в проекты по типу Blasphemous, Cuphead и Dead Cells.
Благодаря усилиям разработчиков Валв, они смогли выжать все что возможно из процессора AMD Zen 2 так, чтобы каждому второму пользователю не приходилось прибегать к овервольтингу и чтоб Дэк не умирал в течение часа (как Аллай).
Тем не менее, на обеих устройствах я обычно играю с подключенной зарядкой. В этом режиме производительность Дэка не меняется (что похвально, так как система работает равномерно вне зависимости на зарядке он или работает от батареи). В случае с Аллаем, можно включать максимальный режим производительности не боясь разрядить аккумулятор за полчаса. Между режимом Performance (15 ватт) и Turbo (25 ватт) разница значительная, но вцелом в требовательные игры вполне комфортно играть и на 15ти ваттах.
Постоянные обновления системы прилетающие на Стим Дэк (в частности обновление 3.5, которое вышло недавно) значительно увеличивают производительность Протона. Одновременно с этим увеличивается и эффективность расходования ресурсов консоли, в связи с чем увеличивается автономность. Тут однозначно балл забирает Стим Дэк.
Сравнение железа и производительности
На мой взгляд - самая скучная часть этого сравнения, так как интернет заполнен видео, демонстрирующими производительность различных проектов на обих консолях. Однако тут нужно заметить, что в большинстве своем такие видео демонстрируют производительность игры на максимальном режиме производительности на ССД. Давайте приблизим условия теста к более "бытовым". Игра установлена на карте памяти, профиль производительности 15, либо 25 ватт (в случае с Дэком еще и 10).
Раз уж один раз уже вспомнили о Человеке-Пауке, предлагаю глянуть на производительность игры 2018 года на высоких настройках в HD и Full HD режимах на 15 и 25 ватт на Аллай.
На высоких настройках игра идёт плавно в обоих режимах, если включить Турбо производительность ФПС стабильно держится между 50-60. Прошу обратить внимание на процент батареи вначале видео и в конце. За 10 минут игры ушло 15 процентов заряда батареи. 120 герц увеличивают плавность изображения, даже в случаях когда фпс ощутимо падает.
Тоже самое на Стим Дэке без включенного FSR и в разрешении 720p.
Тут уже ФПС проседает до 30, хотя держится в районе 40-50 кадров в секунду. За тот же отрезок ушло на треть меньше заряда батареи. Разница в графике не настолько ощутима, как остаточный процент заряда батарейки.
Если опустить режим производительности Аллая до 10 ватт - играть станет некомфортно, картинка будет дёрганной. В Стим Дэке же играть все ещё комфортно и жор батареи станет еще меньше. Это заметно ещё сильнее в такой игре как Red Dead Redemption 2, которая при 10 ватной нагрузке на камень умудряется выдавать гораздо лучший фреймрейт, чем Аллай.
В итоге мы можем подытожить, что софтверная оптимизация и синергия железа с софтом у Валв дают больше фпс для игрока, даже при меньшей номинальной мощности камня. Однако, если нужен хэндхелд без компромиссов с максимальной мощностью, который можно подключить к телеку и иметь меньшую потерю качества изображения - Аллай выигрывает. Балл обоим.
Итоги
По итогам критериев, выставленных в начале этого текста победу со счётом 6-4 одерживает Стим Дэк.
Неожиданно, неправда ли?
А если серьёзно, ни один из этих девайсов не является плохим. Как декстопный компьютер+игровая консоль ASUS ROG Ally на мой взгляд лучше, чем Steam Deck. Если рассматривать их как сугубо игровые устройства (чем в основном они и являются), Стим Дэк экономичнее и лучше. Очень большую роль играет коммьюнити, которое образовалось вокруг Стим Дэка. Благодаря ему, мы имеем невероятно удобную эмуляцию старых игр, плагины, упрощающие жизнь игрока и дающие возможность кастомизировать приставку и огромное количество Реддит тредов, в которых люди делятся опытом, рассказывают как запускать незапускаемое и помогают другим.Очень импонирует стратегия развития платформы которую выбрали Валв. Покупая Дэк, пользователь может быть уверен, что его консоль будут поддерживать, обновлять и дорабатывать как минимум до 2025 года. В целом опыт использования продуктов Валв, будь то сам Дэк или магазин Steam мне очень нравится. Плюс, у меня ПТСД после ситуации которую создали Сони с PS Vita и видеть такой путь развития консоли - только в радость.
Подводя итог, можно сказать следующее: пока Microsoft сами не создадут ОС специально для таких устройств или не доработают уже существующую Windows 11, Valve будет выигрывать по соотношению цены/качества в 8 из 10 случаев. А учитывая то, как быстро появляются всякие инструменты для запуска старых игр на Дэке, то и в 9 из 10.