История палеоарта
История палеоарта Палеонтология никогда бы не стала такой известной среди простых людей без палеоарта. Ведь он во многом способствовал популяризации этих потрясающих животных. Однако, палеоарт развивался вместе с палеонтологией. Отследим его историю от зарождения до наших дней. Всё началось примерно в 19 веке, когда палеонтология постепенно выделялась в отдельную науку. В 1830 году британский геолог друг детства палеонтолога Мэри Эннинг Генри Де Ла Беш, находясь под впечатлением от её открытий, написал картину “Duria Antiquor”, что в переводе с латыни означает “древний Дорсет” (графство в Великобритании). Британское общество было впечатленно. Сказать, что в изображении морских ящеров на ней было много научной неправдоподобности, ничего не сказать. Впрочем, тогда это было последнее слово науки. Фактически в это время и зародился палеоарт, как более менее оформленный вид искусства. В целом в 19 веке на картинах и гравюрах динозавры изображались как большие, но тупые и неповоротливые создания, которые даже толком не могли постоять за себя и вымерли из-за своей глупости. Изображения таких динозавров как игуанодон и мегалозавр были далеко от правды, но тогда их так представляли учёные. На рубеже 19 и 20 веков в ходе освоения американского фронтира, появляется больше ископаемых находок древних ящеров и древних животных. Всё это даёт новый толчок развитию жанра. В это время американский художник Чарльз Найт внёс большой вклад в развитие палеоарта. Его кисти принадлежат изображения дриптозавра (1897), агатума (1897), бронтозавра (1897), смилодона (1905), эдмонтозавра (1905) и других древних созданий, которых открыли на тот момент. В частности такому возрождению посодействовали и “Костяные войны” палеонтологов Коупа и Марша. В картинах Найта динозавры и древние животные изображены в более активных, динамичных позах, но представление динозавров как массивных существ обречённых на вымирание всё ещё сохранялась. Однако в 1970-х годах всё меняется. Американский палеонтолог Джон Остром описывает новый вид динозавров - дейнониха и представляет его как быстрого и проворного хищника. По этой работе в будущем великий учёный Роберт Бэккер создаёт иллюстрацию древнего ящера, которое полностью переворачивает все представления о динозаврах и привлекает к ним внимание общественности. Они становятся популярнее в массовой культуре. Теперь они не медлительные и тупые, а быстрые и ловкие. Окончательно закрепляет за динозаврами статус умных и приспособленных ящеров фильм “Парк юрского периода” (1993). В 1990-е начинается настоящий бум диномании. Рапторы, которые умеют открывать двери. Тираннозавр, который переворачивает машины. Всё это особенно первое было несколько преувеличено, но тем не менее, произвело огромное впечатление на людей. Выпускались игрушки, выходили мультфильмы и десятки произведений подражателей. С этого момента динозавры прочно входят в массовую культуру, как существа, быстрые, умные, ловкие, проворные, способные постоять за себя. Вместе с тем палеоарт также стремился и к большей научности и правдоподобию. Вследствие чего появился документальный сериал “Прогулки с динозаврами” (1999), который тоже произвёл фурор. С годами палеонтологи узнавали всё больше и больше. Их знания росли, расширялись. Вот уже в 2022 году вышел документальный сериал доисторическая планета, который на них основывался. Он сразу понравился всем палеолюбителям. Да, палеоарт необязательно научно достоверен, но на самом деле его главная цель - помогать людям лучше понимать древнюю эпоху и самого себя. Палеонтология будет развиваться, вместе с ним и это замечательное направление искусства