Что такое смех? Юмор и медитация. Связь смеха и просветления

Вчера посмотрел концерт Нурлана Сабурова "Принципы", что послужило рождению некоторых мыслей о смехе и его природе. Что такое смех? На первый взгляд — это просто реакция на что-то забавное или неожиданное, но если приглядется внимательнее, то можно увидеть, что смех — намного более сложное и глубокое явление.

Здесь я хочу обсудить природу смеха и попробовать ответить на вопрос, почему смех может быть настоящим «просветлением» — состоянием, когда мы, пусть на мгновение, освобождаемся от оков мыслей и становимся частью потока жизни.

Что такое смех? Юмор и медитация. Связь смеха и просветления

Смех как возвращение к настоящему моменту

В современной жизни мы часто застреваем в прошлом или будущем, размышляя о том, что уже было, или беспокоясь о том, что еще не случилось. Наше внимание отдано внутреннему монологу — бесконечному анализу, планированию, тревогам.

Смех, однако, работает как «кнопка перезагрузки»: он прерывает поток мыслей и возвращает нас к настоящему. Смех вызывает всплеск яркого, мгновенного присутствия. Можно сказать, что в эти моменты мы переживаем жизнь такой, какой она есть, без искусственных фильтров и заумных объяснений.

Смех — это состояние, когда мы на мгновение забываем о своих ожиданиях, суждениях и интерпретациях. Мы видим что-то смешное и реагируем спонтанно. Это освобождение от привычных шаблонов мышления и, по сути, от самого «я», которое обычно контролирует, оценивает, выстраивает причинно-следственные связи.

Смех помогает нам испытать радость не от того, что «должно быть» или что предсказуемо, а от того, что прямо перед нами, как оно есть.

Например, в комедийных моментах или анекдотах часто присутствует элемент неожиданности, который рушит привычные логические связи. И в этом разрушении происходит «разрядка» — смех. Мы, можно сказать, на долю секунды видим мир без привычных границ и логики, с позиции детской непосредственности, когда всё может быть возможным и ничто не требует объяснений.

Комик, при помощи шутки, как бы ломает привычную нам реальность и через эту трещину вырывается радость и смех. Чем мощнее шутка, тем шире трещина и сильнее смех. Причем слом реальности происходит, когда комик пересказывает то, что мы все знаем. Чем лучше он пересказывает то, что заметил, тем смешнее.

Например, популярность Сергея Орлова связана с тем, что он замечает очень тонкие моменты русской жизни и хорошо, натурально их передает. Мы узнаем себя и свою действительность. Словом, то, что без комика лишь чувствовали, но не могли выразить.

Смех как переживание подлинной радости

Смех связан с радостью, и эта радость не всегда возникает из-за остроумия или внешнего веселья. В смехе можно найти проявление подлинной внутренней свободы — того состояния, в котором мы чувствуем жизнь, просто потому что она есть, а не потому что она оправдывает наши ожидания. Когда мы смеёмся, мы не думаем о том, почему это «хорошо» или «плохо» — мы просто радуемся.

В этом смысле смех похож на состояние «здесь и сейчас», которому учат многие духовные практики. Буддизм, например, считает смех, рожденный от осознанности и понимания, положительным проявлением внутренней радости, которая появляется в результате принятия мира таким, какой он есть. Эта радость возникает не потому, что мы всё поняли или достигли, а потому, что мы позволили себе отпустить контроль и просто быть.

Что такое смех? Юмор и медитация. Связь смеха и просветления

То есть, мы не "решаем" посмеятся, смех просто естественно случается, происходит.

Тут можно вспомнить детство. Мы видим, что дети смеются гораздо чаще и проще, чем взрослые. Дети более подвижны, восприимчивы и живут в потоке настоящего, так как прошлого у них по сути нет, а будущее они не понимают и оно их не беспокоит.

Дети не боятся показаться смешными или неразумными и часто радуются самым обыденным вещам, которые взрослые считают скучными или несущественными. Для ребёнка смех — это естественный способ восприятия мира, а не что-то, что нужно специально искать. Он смеётся, потому что воспринимает мир как пространство, полное удивления и радости.

Смех в этом смысле — это детское качество, которое остаётся в нас, хотя и скрывается под множеством социальных, ментальных и эмоциональных блоков. Комик вскрывает таке блоки.

Наука и философия о смехе

1. Теория несоответствия

Согласно теории несоответствия, смех возникает, когда мы сталкиваемся с неожиданными и противоречивыми элементами. Философы и ученые, такие как Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр, считали, что комическое и смех рождаются из столкновения противоположностей.

Несоответствие между тем, что мы ожидаем, и тем, что получаем, вызывает всплеск эмоций, приводящий к смеху. Когда наше восприятие «ломается» об абсурдность или неожиданность, мы на долю секунды возвращаемся к настоящему моменту. Этот момент открытого восприятия становится основой для смеха, поскольку позволяет нам на мгновение выйти за пределы привычных установок.

2. Нейробиология смеха: освобождение от стресса

Смех вызывает активность в разных зонах мозга, особенно в префронтальной коре и лимбической системе, которая связана с эмоциональной реакцией. Когда мы смеемся, активизируются «центры вознаграждения» и выделяются дофамин, серотонин и эндорфины, вызывая чувство удовлетворения и расслабления. Смех буквально помогает «перезагрузить» мозг, снимая стресс и возвращая нас в настоящее состояние, где отсутствуют страхи и напряжение.

Психолог Ли Берк из Университета Лома Линда, например, обнаружил, что смех укрепляет иммунитет и снижает уровень кортизола, что подтверждает его роль как средства для гармонизации тела и ума.

3. Теория облегчения

Согласно этой теории, разработанной Зигмундом Фрейдом, смех действует как способ освобождения от психологического напряжения и подавленных эмоций. Фрейд утверждал, что смех может быть «клапаном», позволяющим нам безопасно разрядить сдерживаемые мысли и желания. Смех помогает снять внутренний груз и очистить сознание от накопленных переживаний. Это объясняет, почему многие люди, переживая трудные или напряженные моменты, спонтанно смеются — таким образом их психика освобождается от напряжения.

4. Смех как социальная связь

Эволюционные теории смеха утверждают, что смех развился как способ создания социальных связей и укрепления группы. Смех объединяет нас, создавая чувство безопасности и принадлежности к группе.

Робин Данбар, антрополог и эволюционный психолог, предположил, что смех в доисторические времена мог служить своеобразным «социальным клеем», помогая людям сближаться, общаться и укреплять отношения. Это подчеркивает роль смеха не только как реакции, но и как мощного средства для создания и поддержания чувства единства и присутствия в моменте — как бы короткое пробуждение к тому, что разделяет нас друг с другом.

5. Смех как парадокс и форма защиты

Смех можно также рассматривать как реакцию на парадоксы жизни. Психолог и философ Виктор Франкл считал, что юмор помогает людям справляться с самыми трудными ситуациями. Например, во времена сильного стресса или ужаса, чувство юмора и смех помогают осознать парадоксальность самого существования и воспринимать трудности легче.

Франкл утверждал, что смех помогает нам «выйти» из трудной ситуации и взглянуть на неё с другой стороны, сохраняя душевный баланс. Парадокс смеха в том, что он способен существовать на грани радости и горя, освобождая нас от страха и возвращая нас в момент, когда мы можем просто быть.

Стивен Кинг отмечал похожее в своей книге "Пляска смерти", правда с другой стороны. Кинг заметил, что страх и юмор стоят очень близко и что если немного переборщить, страх станет смешным.

Что такое смех? Юмор и медитация. Связь смеха и просветления

6. Смех как практика внимательности

Многие исследователи, изучающие осознанность и смех, утверждают, что смех во многом похож на состояние медитации. Исследования показывают, что во время смеха у людей происходит замедление бета-волн в мозге, что похоже на эффект медитации. Это замедление позволяет нам отключиться от сложных мыслей и расслабиться, делая нас более осознанными.

В этом состоянии мы, как и в медитации, перестаем мыслить в привычных категориях и просто позволяем себе присутствовать в моменте, наслаждаясь им.

Что такое смех? Юмор и медитация. Связь смеха и просветления

7. Смех и парадокс свободы

Философ Анри Бергсон рассматривал смех как проявление человеческой свободы. По его мнению, смех появляется, когда мы видим несовпадение между динамичностью жизни и фиксированностью привычек. Смех становится сигналом, что свобода выше условностей и ограничений, и позволяет нам взглянуть на вещи со стороны, освобождая от излишней серьёзности и предсказуемости. Это столкновение с подлинной природой вещей раскрывает, как смех помогает нам признать нелинейность жизни, её непредсказуемость и изменчивость.

Что такое смех? Юмор и медитация. Связь смеха и просветления

Здесь мы можем видеть, что смех имеет много общего с эффектами медитации.

Смех:

  • Открытое восприятие
  • Снятие стресса
  • Эмоциональная разрядка
  • Укрепление социальных связей
  • Принятие жизни
  • Чувство свободы

Медитация приводит к тем же эффектам.

И смех, и медитация помогают человеку почувствовать настоящую радость, освобождение от ограничений ума и лёгкость восприятия жизни. Они находятся в связи. Таким образом, человек, который хоть раз смеялся может понять то, о чем говорит буддизм.

Что такое смех? Юмор и медитация. Связь смеха и просветления

Смех как форма прозрения

Если мы посмотрим на смех с точки зрения философии или духовности, можно увидеть, что смех способен вызвать своего рода просветление, пусть и на мгновение. В восточных традициях, таких как дзэн-буддизм, смех часто сопровождает моменты озарения. Например, ученики, решая коаны (парадоксальные вопросы), иногда испытывают чувство полного абсурда, которое приводит их к внезапному смеху. Этот смех рождается от осознания, что всё, что мы привыкли считать «реальным» или «логичным», в действительности лишь ограниченная интерпретация, которую легко сломать.

Таким образом, смех может становиться откликом на столкновение с подлинной природой вещей, когда ум оставляет попытки всё объяснить и принимается за простое бытие. Смех — это не бегство от реальности, а признание её парадоксальности и свободы.

Смех также помогает нам относиться к жизни легче, не застревая на серьёзности и не делая мир слишком жёстким и предсказуемым. Когда мы смеёмся, мы понимаем, что всё в мире преходяще и не так серьёзно, как нам кажется. Даже трудные ситуации можно переживать с ноткой самоиронии, что делает нас сильнее и помогает оставаться устойчивыми. Смех освобождает нас от напряжения, которое возникает, когда мы воспринимаем всё слишком серьёзно.

Что такое смех? Юмор и медитация. Связь смеха и просветления

Смех и медитация мета

Отдельно хочется подчеркнуть эффект единения, который создает юмор и связь этого явления с медитацией мета.

Смех — это мощный инструмент, который ломает границы и объединяет людей, часто даже тех, кто незнаком. Когда мы смеемся вместе над шуткой, возникает ощущение принадлежности к группе, потому что каждый из нас «включён» в общий процесс, ощущает похожие эмоции и открыто делится ими.

Это форма связи, в которой человек осознаёт, что не одинок, что у него есть общие моменты, понятные всем. Смех стирает личные различия, отводит напряжение и показывает, что, в конце концов, мы все сталкиваемся с похожими ситуациями, слабостями и парадоксами жизни.

Медитация метта направлена на создание чувства любви, доброжелательности и единства с другими. Практикующий постепенно расширяет чувство любви и доброты сначала на близких людей, затем на нейтральных, на незнакомцев и даже на тех, кто вызывает трудные эмоции. В конечном счёте это чувство направлено на всех живых существ, создавая чувство глубокой связи с окружающим миром. Смех тоже способен создавать эту «ауру» общей радости и принятия. В момент, когда мы смеемся, мы временно отпускаем суждения и оказываемся в пространстве доверия, где все разделяют одну и ту же волну радости.

Оба состояния — смех и метта — помогают снять эмоциональные барьеры и почувствовать себя частью большего целого. Смех здесь служит мгновенным, естественным способом «открытия сердца» по отношению к другим людям. Сама по себе эта реакция на шутку является способом сказать: «Да, я тоже это понимаю, я вижу себя в этом».

Смех, как и метта, активирует системы мозга, отвечающие за социальное взаимодействие и эмпатию. Окситоцин, «гормон привязанности», вырабатывается в моменты коллективного смеха, укрепляя ощущение доверия и социальной связи. Нейробиологи обнаружили, что смех стимулирует те же центры мозга, что и моменты привязанности и связи, когда мы чувствуем любовь или защиту. Это приводит к формированию «общей реальности», где мы можем позволить себе быть открытыми, уязвимыми и, наконец, объединёнными в общей радости.

Что такое смех? Юмор и медитация. Связь смеха и просветления

Смех можно рассматривать как естественный, непринуждённый способ поделиться добротой с окружающими. Когда мы смеёмся над собой или над ситуацией, которая понятна всем, это поощряет остальных видеть себя тоже с лёгкостью, без чрезмерной серьёзности. Такая мягкость и доброта к себе и другим — один из аспектов медитации метта, которая учит доброжелательному отношению к миру и людям. Смех можно считать своеобразной «мини-меттой», потому что он тоже несёт в себе энергию сострадания и свободы от суждений.

И медитация метта, и смех помогают нам вернуться в настоящий момент. Во время смеха мы находимся «здесь и сейчас», открыты и не отвлекаемся на мысли, страхи и внутренние конфликты. Этот чистый, присутствующий момент раскрывает нам истинную природу существования — то, что мы вместе, все в одной «игре» жизни.

22
1 комментарий
Ответить