Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book

Раз уж я поддался искушению посоревноваться в конкурсе Виабу, то было бы неплохо подготовить полезную статью приуроченную к выходу фанатского русского перевода и DX версии.

Как вы уже поняли из названия, расскажу я об Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book. Вышла эта чудесная игра в 2015 году на PlayStation 3, а позже была переиздана на все популярные нынче платформы, кроме разве что Xbox. Она далеко не единственная в своём роде и серия Atelier имеет у себя до 19 проектов и сравнительно долгую историю развития. Разработчикам Gust надо отдать должное: этими играми они смогли создать дружное комьюнити вокруг своих работ и при этом умудриться выпускать по несколько штук в год, не теряя популярности.

Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book

Так чем же Ателье Софи заслуживает внимания по сравнению с остальными?

Во-первых. Перед началом работы было решено отойти от правила “один художник - один проект”, так как нагрузка с каждым разом была всё выше. Пришлось идти на риск и распределить обязанности между двумя иллюстраторами, к тому же новичками, которые раньше не работали над серией. Это были Yugen и NOCO.

Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book

Во-вторых. В серии Atelier есть подсерии, куда обычно входит от двух до четырёх игр, связанных между собой общими персонажами и сюжетом. И Atelier Sophie является первой в таковой под названием Mysterious series.

И, наконец, в-третьих. Разработчики постарались убрать ограничения по времени, чтобы сделать геймплей более неспешным и приятным.

О чём игра

Помните такие игры как Harvest Moon, My Time At Portia, Rune Factory, Stardew Valley? Их суть заключается в том, что главный герой или героиня просто живут в городе или деревне и занимаются своим делом, попутно налаживая отношения с соседями. Здесь всё то же самое, ателье - это рабочее место алхимиков, а Софи соответственно занимается алхимией, смешивая разные предметы и получая полезные вещи. В свободное от работы время она общается со своими друзьями и ходит за город, чтобы пополнить запасы ингредиентов.

По словам разработчиков, у них есть особый подход к тому, что будет из себя представлять следующая часть. Они следят за модными трендами и стремятся отразить их в своих проектах. И когда дело коснулось данной игры, они решили сделать её в стиле повседневности, так как популярность аниме в данном жанре увеличилась.

Софи - молодой алхимик, которая после смерти своей бабушки осталась одна жить в доме. Весь её потенциал в профессии ограничен слабыми лекарствами и простейшими вещами, но она мечтает в будущем стать такой же сильной и способной как её бабуля. В один прекрасный день она обнаруживает книгу для записи рецептов, которая почему-то оказалась совершенно пуста. Но это самое меньшее, что её удивило, книга внезапно взлетела и начала говорить. Зовут её Плакта (Плахта? Плафта?), она создана с помощью алхимии и совершенно не помнит своего прошлого. Софи с радостью решает помочь своей новой подруге вернуть память, а Плакта при этом учит её новым фишкам профессии. Собственно, на этом и строится 90% всего главного сюжета.

Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book

Однако, повествование не ограничивается этими двумя, город Кирхин Белл тоже живёт своей жизнью и меняется. Друзья детства Софи - Оскар и Моника - врываются в домик алхимика и подбивают хозяйку на разные приключения. Путешественники, ведомые личными причинами, обосновываются и открывают магазины, каждый из них имеет за своими плечами историю. Постепенно, завоевывая их доверие, можно раскрыть многие секреты и даже взять их в напарники. Как и в любых подобных играх NPC можно дарить подарки, чтобы расположить к себе, но не надейтесь на романтику и семейные отношения, здесь даже намёка нет на что-то подобное.

Алхимия

Алхимия - основа не только игры, но и всей серии, которая подарила популярность Atelier. Её суть не так просто объяснить, так как нюансов великое множество. Представьте себе, что вы алхимик. Идёте себе вы ночью по полянке и задумываетесь о том, что с переносным источником света было бы намного комфортнее. Применяете фантазию, небольшие расчёты и вот готов рецепт. То же происходит и с главноей героиней, Софи нужна идея, а она в свою очередь появляется в результате озарения: пошёл дождь, собрали нужную травку, убили определённого монстра, даже созерцание печки может натолкнуть на мысль. А чтобы игрок не запутался, в опции с рецептами есть подсказки, которые помогут понять, что нужно делать. Далее, когда рецепт готов, можно заняться делом и выбрать правильный котёл. Котёл представляет из себя квадрат, поделённый на клетки, где необходимо размещать все наши продукты в виде фигурок тетриса разного цвета. У каждого котла свои особенности, объём и правила: в одном всё надо сделать на время, в другом можно крутить тетрис-фигурки. В зависимости от того как всё расположить могут получится предметы с разными эффектами.

Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book

Ингредиенты имеют довольно много параметров вроде качества, свойств, эффектов, размеров тетрис-фигурок. Цель алхимии в том, чтобы учесть все эти параметры и перенести нужные свойства предмета на готовую вещь. Например, берём камень со свойством “Убийца магов” и используем его в алхимии, а по окончании синтеза переносим его на сделанную бомбу. И вот у нас получилась взрывчатка, способная нанести большой урон магам. Синтезу подвергается буквально всё, даже ресурсы для брони и оружия, а учитывая, что их более 250, можно представить себе огромные возможности по кастомизации.

Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book

Некоторые предметы могут содержать уникальные свойства и перенести их на предмет напрямую нельзя, так как рецепт не предполагает данный ингредиент и поэтому приходится создавать промежуточный синтез. И такая цепочка может быть очень длинной, к тому же только так возможно получить доступ к высокоуровневым идеям. Те, кто играл в Settlers или подобные игры наверняка знают что такое производственная цепочка. Это то же самое только она не задана заранее, а игрок сам её придумывает.

Алхимия применима не только к предметам, но и непосредственно к телам напарников, точнее только к Плакте. Чуть позже по сюжету её вселят в куклу и с помощью ресурсов это тело можно кастомизировать, меняя не только её параметры, но и внешний вид.

Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book

Немного особняком стоит магазин Корнелии, пришлой девушки, которая решила обосноваться в городе. Она тоже алхимик, но её талант заключается в размножении вещей. Если ей дать синтезированный предмет, она сможет за небольшую плату его копировать. Этакие способ легально дюпать самые удачные образцы. Не забывайте про Корнелию, не делайте моих ошибок и ваши нервы будут в полном порядке.

С основами алхимии мы разобрались, но совершенно упустили из вида процесс собирательства. Что ж, берём корзинку, зовём друзей и отправляемся вместе с Софи в приключения.

Итак, что же нам нужно собрать. Ага! Пятидневная лоза, а она растёт в Грибном саду, к тому же здесь водятся химеры, с которых неплохо бы получить мех. То что надо! Важно также понимать, что время суток тоже влияет на окружение: наступила ночь и вместо пятидневной лозы, в корзину полетит уже закатная трава, а окружающие монстры станут привидениями. Поэтому, отправляясь в путь, рассчитывайте время прибытия, так как само путешествие тоже занимает время.

Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book

Дружба и общение

Как я уже упоминал выше игра не ограничивается только алхимией и сражениями с монстрами. Кирхин Белл наполнен самыми разными жителями, которые не прочь поболтать с Софи, дать ей задание или раскрыть часть своих секретов. Надо отдать должное игре, многие из них - довольно запоминающиеся фигуры. Чего стоит только толстячок Оскар, который умеет разговаривать с растениями и отлынивает от работы в магазине. Или официантка Тесс с кроличьими ушками, которая умудряется перебарщивать, когда дело касается решения проблем. Правда они далеко не всегда готовы к общению и подчиняются простейшей симуляции жизни. Та же Тесс работает в баре только один день в неделю, Оскара можно встретить днём каждый день, зато владелец кафе Хорст на своём месте круглосуточно и ежедневно. И это довольно удобно, ведь именно этот мужик выдаёт побочные квесты и делится слухами.

Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book

Занимательный факт. Иллюстраторы довольно интересно распределили свою работу. Всех местных жителей рисовала NOCO, а иностранцев, посетивших город - Yugen. Это сделано, чтобы не смешивать стили художников и вплести разницу в игру как геймплейную фичу.

Особое место в списке занимают напарники, чей уровень дружбы повышается от того как часто с ними проводишь время. Делать это важно, так как благодарные друзья обзаводятся новыми абилками.

Геймплей

Ну что, похоже у нас только что синтезировалась бомба и пора бы её протестировать. А заодно запасёмся лечилками, едой, эликсирами и прочим стафом. Взрывчатку отдадим Харолу, часовщику, так как он отлично разбирается в устройствах, подруге детства Монике оставим еду, она не понимает ничего в алхимии и всё равно не сможет пользоваться сложными предметами. Как вы поняли напарники ограничены в своих возможностях и это важно учитывать при составлении команды. За всю игру нам предоставят в личное пользование девятерых вояк из них только четверо могут участвовать в бою.

Сами же сражения представляют из себя пошаговые бои, где в начале каждого хода ты раздаёшь команды всей группе, а потом наблюдаешь за тем, что получилось. Важная часть битвы - стойки, всего их две: защитная и атакующая. Каждый удар или получение урона заполняют шкалу цепной связи и эффект стойки напрямую зависит от её заполненности вплоть до проведения ультимативного приёма.

Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book

Воевать тут довольно интересно, так как игра постоянно подкидывает новые территории с сильными врагами и качественными ресурсами, удерживая напряжение на грани. Часто такое бывало, что в поисках чего-то ценного приходилось заходить в далёкие дали и прятаться по углам обходя монстров стороной. Риск здесь поощряется. Но не переживайте, проиграть невозможно: на ранних стадиях поражение всего лишь телепортирует в город, лишив части ресурсов, а на поздних - создадите такую экипировку, с которой никто не будет страшен.

Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book

Кстати про страх, помните я говорил про владельца кафе Хорста, он выдаёт задания и делится слухами. У него можно получить наводку на боссов, с которых иногда падает уникальный лут, который нигде больше получить невозможно. Эти противники - серьёзные ребята, имеющие в своём арсенале убойные техники и несколько фаз. И если экипировка не позволяет абсолютно доминировать над ними, приходится разрабатывать стратегию, а иногда и перековывать снаряжение.

Вывод

Я не просто хочу рассказать про Atelier Sophie, но донести то, чем она является. От этого очень многое зависит. Важно понимать, что Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book - это проект в стиле повседневность. Нет, вы тут не найдёте эпика и сложных историй, это добрая сказка про девочку и её мечту стать первоклассным алхимиком. Она максимально пропитана девчачьей атмосферой с обнимашками, чаепитием и милыми вещами. Здесь каждый парень ведёт себя как джентльмен, а если он этого не делает, то просто притворяется букой. Я понимаю, что многим не нравится такой сеттинг и именно поэтому предупреждаю заранее, чтобы не случилось недопонимания. Примите её такой какая она есть.

Но это вовсе не значит, что тут скучно или неинтересно. Как только вы нажмёте на New Game, Ателье не отпустит, пока не сделаете последний квест и не зачистите последний данж. Здесь не бывает такого, что нечем занятся. Каждый день на Софи наваливается масса возможностей и разрывает в разные стороны. Кто-то хочет пообщаться, кому-то позарез надо сделать вещь, открылась новая территория и было бы неплохо её исследовать, а ещё созрела идея и возможность синтезировать супер-пупер аксессуар с крутыми статами. И при этом никто не подгоняет, выбирай тот темп и способ игры, который больше нравится.

Особенно хочется упомянуть про фото режим, который изобилует множеством настроек от выражения лица и позы до нескольких фильтров. И дабы не распространятся на большое количество символов, проще будет показать разницу между обычным скриншотом и тем же скриншотом в фоторежиме.

Что в игре может понравится

Конечно же алхимия! Помните как говорили про археологию: она на 99% чтение архивов и 1% раскопки, а вовсе не как в фильмах про Индиану Джонса. Тут то же самое. Алхимия состоит на 50% из чтения местной энциклопедии, чтобы определить нужные свойства и составить цепочку синтеза, на 20% из рисования на бумажке стратегии достижения нужного предмета и на 30% из “да блин как же впихнуть этот тетрис сюда, чтобы не зафейлить весь синтез”. Кажется слишком задротски на первый взгляд, но на самом деле это довольно увлекательное занятие, особенно, когда конечный продукт можно протестировать на ближайшем противнике.

Что может не понравится

Atelier Sophie является лишь первой частью трилогии, поэтому если вы хотите знать судьбу Корнелии, которая ищет своего отца, или кукольника Фритца, то придётся пройти две следующие игры. Сюжет и побочные истории обрываются на середине и это совсем не то, что ждёшь в конце 60 часов геймплея.

В остальном же это прекрасная не напрягающая игра с дружелюбной атмосферой и лайтовым сюжетом, которая наверняка заинтересует вас хорошо проработанной алхимией и фансервисом.

Полезные ссылки:

Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book
Контент для взрослых
8282
59 комментариев

Немножко люблю эту серию

34

Лови мои огромные респекты. Я, кстати, Dusk проходил тоже на Свитче (отличные порты), только ты где умудрился картридж-то раздобыть?

5

А старые ательеры не уважаешь или просто на фото их нет?

Где комментарии? Всем бан.

11

Комментарий недоступен

5