Как я добрался до конца всех дорог

Незабываемое путешествие на край света. Увлекательный рассказ с полезными рекомендациями.

Как я добрался до конца всех дорог

В начале июня я побывал в одной из самых удивительных поездок за всю историю моих удивительных поездок! Нет, не так. В начале июня я побывал там, где нет ничего кроме холодной воды, гладких камней, мягкого мха и промерзшей земли. Опять словно что-то не то. В начале июня я проехал поперёк почти что пол России. Да, уже ближе.

В начале июня, преодолев практически половину страны поперёк в сторону севера, я оказался наедине с приветливой, но всё ещё суровой природой. Я побывал на скалистом берегу Баренцева моря!

В этом тексте поделюсь впечатлениями от поездки, расскажу как стоит подготовиться, если вы тоже решите отправиться в дорогу на машине, а также открою несколько секретов, которые сделают ваше путешествие комфортнее.

Заставку смонтировала девушка, к слову. Очень классно вышло, не так ли?

Что, где, куда?

Идея поездки не была спонтанной. Впервые мысль побывать на крайнем севере появилась в голове около восьми месяцев назад. Тогда бывший одногруппник и, что важнее, очень близкий друг пригласил посетить Мурманск. Повод не из ежедневных — его свадьба. Отказать никак не мог. Да и не хотелось.

Через пару месяцев по почте пришло официальное приглашение. Милый конверт, украшенный нарисованными цветочками, веточками и птичками скрывал ещё один милый конверт, только теперь ничем не украшенный. Просто зелёный. Внутри за печатью (это не фигура речи, на втором конверте реально была восковая печать) лежат две картонки. На первой написано когда и куда нужно подходить, на второй — в каких цветах должно быть то, в чём нужно подходить. Классика современных свадеб.

Цель получена, направление понятно, вектор движения определён, временные рамки заданы. Теперь главное оказаться в Мурманске накануне первого дня лета!

Мама специально связала тёплую жилетку в качестве одного из элементов костюма. Ожидал, что в Мурманске даже летом будет очень холодно... Это оказалось не совсем так и в итоге я был просто в розовом пиджаке :)
Мама специально связала тёплую жилетку в качестве одного из элементов костюма. Ожидал, что в Мурманске даже летом будет очень холодно... Это оказалось не совсем так и в итоге я был просто в розовом пиджаке :)

К слову, задача виделась непростая. Предстояло преодолеть порядка полутора тысяч километров. Варианты, учитывающие транспортные средства, у которых лошадиные силы заменены на человеческие, как и пеший ход, были отметены сразу.

Всё же добираться до Мурманска на велосипеде было бы слишком долго, на самокате — опасно для здравого смысла, а преодоление такого расстояния пешком могло бы кардинально изменить мою фамилию в глазах всех знакомых. Но для этого я даже не родом из Холмогор!

Прошлым летом навещал всё того же друга в его родных Матигорах, что в аккурат расположены под Холмогорами  
Прошлым летом навещал всё того же друга в его родных Матигорах, что в аккурат расположены под Холмогорами  

Альтернативы в виде поезда и самолёта также не подошли. На поезде было слишком долго, а на самолёте слишком дорого, да и также долго, как ни странно. На авиасейлс — самые дешёвые авиабилеты во вселенной, к слову — наткнулся на рейс с двумя пересадками в Питере и Москве, который длился почти сутки. Авиабилеты оказались не самыми дешёвыми во вселенной.

Чтобы вы понимали географию полёта относительно места отправления: сначала пришлось бы лететь в одну сторону, затем менять самолёт и лететь в обратном направлении, только дальше приблизительно на пятьсот километров, а уже после на третьем самолёте добираться до Мурманска. Странно, затратно и бессмысленно.

Ещё пару пересадок и получится перевёрнутый скрипичный ключ 
Ещё пару пересадок и получится перевёрнутый скрипичный ключ 

В конечном счёте выбор пал на автомобиль. На самом деле я изначально думал, что скорее всего поеду на машине, но не оставлял попыток найти более выгодный и быстрый путь. Выгоднее и быстрее железного четырёхколёсного коня ничего не нашлось.

Конечно, переезд в полторы тысячи километров за рулём несколько настораживал. Максимальное расстояние, которое я преодолевал на машине до этого измерялось в тысячу километров, когда ездил из Череповца в Архангельск на пятом курсе университета. А тут сверху ещё пять сотен! Но с другой стороны — напрашивалось отличное приключение.

Дорога предстояла не из простых. В первую очередь для автомобиля. Поэтому решил заранее обратиться в хорошо знакомый автосервис, где ребята выручали уже не раз. Попросил провести полную диагностику: двигатель, подвеска, коробка, масла и тд. К великому счастью и не меньшему удивлению мастер развёл руками и в иронично обидчивой интонации сказал, что делать ничего не надо, а поэтому денег я ему заработать не дал. Взял символическую сумму в немного рублей за осмотр и отправил в добрый путь.

Если собираетесь в продолжительную поездку на машине, то в обязательном порядке проверьте, чтобы всё в ней было исправно. А ещё возьмите с собой побольше воды, в том числе и технической, а также еды, которую будет удобно кушать за рулём. И скачайте побольше разнообразной музыки или аудиокниг!

А я еду, куда ведёт дорога

Путешествие началось вечером 30 мая. Забрав девушку с работы, мы сразу направились в сторону далёкого северного города, где в предсвадебном угаре сходил с ума мой лучший друг. По крайней мере, мне хочется так думать.

Экипаж четырёхколёсного корабля дальнего плавания состоял из меня, девушки и нескольких сумок с вещами. Всё же автомобиль открывает куда больше возможностей по перевозке всякого барахла. В поезд и тем более в самолёт много с собой не возьмёшь, а машина ограничивает исключительно вместительностью заднего сиденья и багажника.

Маршрут поездки выбирал недолго. Было необходимо остановиться на одном из двух вариантов. И в ту, и в другую сторону дорога хорошая, да и расстояние практически одно и то же. Классическая балансная ситуация: где дорожное покрытие чуть хуже — расстояние чуть меньше, где чуть лучше — чуть больше. Благо никакое из этих «чуть» ничуть не определяло конечный выбор. На деле я просто не захотел ехать треть пути по дороге, которая из раза в раз провожает меня в Санкт-Петербург. Для разнообразия и был выбран альтернативный маршрут.

Первый маршрут через Вытегру и Пудож, а второй — через Тихвин и Петрозаводск. Оба пути сходятся в одной точке — Медвежьегорске и выводят на трассу Е-105  
Первый маршрут через Вытегру и Пудож, а второй — через Тихвин и Петрозаводск. Оба пути сходятся в одной точке — Медвежьегорске и выводят на трассу Е-105  

Проехать всю дорогу до Мурманска за один присест не представлялось возможным. Особенно учитывая время отправления. Решили, что поедем с ночёвкой. Идеальным местом, чтобы остановиться во время первого переезда, оказалась Пудож — небольшой городок на юго-востоке Республики Карелия. И мотель там подобрался достойный, и расстояние было в самый раз, чтобы проехать вечером не слишком мало, но и не задерживаться на трассе до рассвета.

В Пудожи рекомендую мотель «Уют». Действительно уютное место с удобным расположением и адекватными ценами. Родной брат жениха с родителями останавливались там же по дороге из Архангельска

Стартовая часть пути показалась даже слишком простой. Видимо на кураже от предстоящего путешествия провели с девушкой первые 350 километров за болтовнёй обо всём и ни о чём, не заметив как пролетело время. Любовались потихоньку уходящими за огненный горизонт пушистыми облаками, рассматривали величественные лесные красоты, слушали классную музыку и просто наслаждались поездкой.

Вологодская область

Оставшиеся до пункта назначения 80 километров уже не были такими радужными: дорога стала чуть хуже, да и усталость постепенно брала верх над бодрствованием. По пути чаще стали попадаться мелкие деревеньки с погружающимися в сон жителями из-за чего приходилось постоянно снижать скорость, что создавало иллюзию нескончаемости дороги. Зато смогли рассмотреть ночной быт незнакомых посёлков городского типа и городов посёлкового типа!

В один момент на дорогу рядом с машиной выбежала лиса. Опасности мы друг другу не предоставили, но это подтолкнуло на мысль, что при наступлении темноты стоит быть внимательнее — вдруг выбежит кто покрупнее

После остановки у мотеля и пятиминутной зарядки для разминания ног, я успешно получил ключи от номера и отправился к двери, предвкушая мягкую кровать и тёплое одеяло. Где-то на пятой попытке провернуть ключ я осознал, что скорее не открываю свою комнату, а вламываюсь в чужую посреди ночи! Одна загвоздка: цифры на двери и ключах совпадали.

Оказалось, что комната правильная, но вот корпус совсем не тот. В надежде, что я несильно потревожил кого бы то ни было, и прихватив недоумевающую и подсмеивающуюся надо мной девушку, я быстро переехал к нужному зданию.

Если что, то это основной корпус. Дополнительный находится дальше по дороге :)
Если что, то это основной корпус. Дополнительный находится дальше по дороге :)

На утро предстояло самое сложное — марш-бросок длинной в 970 километров. Мурманск был всё ещё далеко, но уже ближе, чем вчера. В столь затяжных поездках на машине очень важно следить за количеством топлива. Как своего, так и своей железной кареты. И если к моменту отправления я уже успел подкрепиться, то машине это сделать только предстояло.

Заполнив полный бак на ближайшей заправке и закупившись мороженым, мы отправились дальше в путь. Главная мысль, которую я вынес за 970 километров до Мурманска: если видишь заправку — заправься. По каким-то неизвестным мне причинам мест, где можно покормить железного коня оказалось не так много, несмотря на территориальную значимость дорожной артерии.

Последняя тысяча километров до Мурманска действительно не изобилует заправочными станциями. Не стоит испытывать судьбу и ехать до «сухого» бака
Ещё в лесах по трассе уж слишком много мусора. Ладно огромные покрышки, это останется на совести работников карьера, где я остановился на отдых, но неужели так сложно бутылки с фантиками с собой забирать    
Ещё в лесах по трассе уж слишком много мусора. Ладно огромные покрышки, это останется на совести работников карьера, где я остановился на отдых, но неужели так сложно бутылки с фантиками с собой забирать    
Почти что постъядерная пустошь 
Почти что постъядерная пустошь 

А вообще самое классное, что мне удалось наблюдать за дорогу — это плавно сменяющиеся пейзажи за окном. Проезжая через Вологодскую область, республику Карелию, а затем и Мурманскую область становишься невольным свидетелем того, как сильно изменяется природа.

Пышные смешанные леса Вологодского региона сменяются болотистыми просторами Карелии. Вдоль дороги всё чаще встречаются горные образования и валуны — из камушков поменьше люди складывают пирамидки по обочинам. Чем дальше, тем лес становится скупее, насыщенная зелень сменяется скромными оголёнными ветками одиноко стоящих деревьев. Тундра неумолима.

Где-то за 300 км до Мурманска

И всё же чем дольше находишься на трассе в Мурманской области, тем больше отвисает челюсть. Проезжаешь ещё сотню километров и берёзы по краям дороги вовсе лишаются листвы.

Интересное наблюдение: Когда за раз проезжаешь на машине почти 1000 км, то последние 250 из них ощущаются финишной прямой. Будто вот-вот и ты уже на месте

Через следующие пятьдесят километров за окном становятся видны высокие холмы и тонкие, бегущие между камней ручейки. А за одним определённым затяжным поворотом открывается вид на горы. Настоящие. С белыми шапками снега.

От неожиданного появления гор челюсть у меня отвалилась окончательно. Ехал словно заворожённый 

Так в полном трансе от окружающей красоты мы наконец добрались до знака «Добро пожаловать в Мурманск». Правда там было написано просто «Мурманск», да и называть огромную стелу «знаком» будет не совсем правильно.

Думаю, что город в любом случае был рад нашему приезду. Может быть также сильно, как мы сами.

Первое, что удивило — ландшафт. Для меня, как для человека, проживающего на полностью ровной местности, обилие холмов и возвышенностей в обычном, с позволения, не особо туристическом городе, повергло в лёгкий географический шок. К тому же пришлось адаптироваться к управлению автомобилем в новых условиях. Почему-то Мурманск напомнил о Владивостоке, несмотря на то, что в последнем я ещё не успел побывать.

Необычным показалось и то, что районы города, разбросанные между сопками, соединены полноценными дорожными развязками, какие используют при прокладывании междугородних трасс. Было непривычно переезжать из одной части города в другую, постоянно взаимодействуя с трассой.

Удивительный вид 
Удивительный вид 
Мурманский морской порт 
Мурманский морской порт 

Белые ночи не оставили без внимания. Да, я пять лет прожил в Архангельске и в Санкт-Петербурге бываю достаточно часто, чтобы знать как это, когда летними ночами свет попросту не выключают. Однако Мурманску удалось произвести впечатление.

Темнеть переставало часов в шесть вечера и до самого утра солнце практически не двигалось на небосводе. Из-за этого слегка сбивалось чувство времени и казалось что спать в принципе не нужно. Для девушки это стало ещё большим потрясением. Она никогда не испытывала на себе полярный день. Ведь как это вообще возможно, когда на улице постоянно светло?

На фотографии около часа ночи
На фотографии около часа ночи

Мы добрались вовремя. Встреча гостей у ЗАГса была назначена на следующее утро. Получилось чудесное празднование. Торжества длились два дня. Два прекрасных дня, за которые смог познакомиться с приятными людьми, отлично отдохнуть и побыть вместе с близкими друзьями. На свадьбе даже не подрался никто. Настолько всё было спокойно и хорошо.

Лучший друг женился, а зелёный неукрашенный конверт теперь официально выполнил своё предназначение.

Место, где живут киты

Они правда там живут. Часто появляются, радуя своей мощью и красотой. Там холодно и куда ни глянь — завораживающий вид. Добраться до туда не так просто. Продукты в это место доставляются исключительно морским путём. Зимой там можно увидеть северное сияние. А ещё там есть точка, где завершаются все дороги.

На третий день пребывания в Мурманске, когда оказались свободны от свадебных празднований, решили втроём (я, девушка и моя одногруппница) съездить к заливу Баренцева моря — в Териберку. Пожалуй, одно из лучших решений в жизни.

Как я добрался до конца всех дорог

Териберка — живой памятник русской тоске во всех проявлениях умиротворяющего тлена. Это небольшой посёлок, расположенный на северном побережье Кольского полуострова, примерно в 120 км к северо-востоку от Мурманска. С момента основания в 1860-м и до середины двадцатого столетия Териберка являлась крупным рыбопромышленным центром. Сейчас от былых заслуг местных рыбаков остались только воспоминания и разбитые лодки.

Вторую, теперь уже туристическую, жизнь посёлок получил после того, как режиссёр Андрей Звягинцев снял там своего «Левиафана». На месте, где была выстроена декорация дома главного героя теперь стоит памятная стела, а знаменитый скелет кита можно встретить недалеко от пляжа рядом с ресторанами «Сияние Севера» и «Териберский берег». К слову, в первом ресторане рекомендую заказать вкуснейшую уху из свежепойманной трески. Скелет же оказался пластмассовым.

Китовый скелет из фильма «Левиафан» 
Китовый скелет из фильма «Левиафан» 

Изначально планировал ехать до Териберки на своей машине. Благо на свадьбе меня вовремя отговорили новообретённые знакомые. Ребята из местных подсказали, что последние 30-40 километров дороги — без дороги. Конечно, не в том смысле, что конец всех дорог наступает ещё до того, как приезжаешь в точку назначения, но в том, что асфальтовое покрытие резко сменяется разбитой грунтовкой. Не хотелось лишний раз бить подвеску, тем более столь продолжительный путь.

Решение элементарное: не хочешь ехать на своей, поезжай на чужой. Воровать автомобиль у какого-нибудь мурманчанина, как минимум, было бы некрасиво. Всё же я в городе гость. Поэтому решил обратиться в прокат.

Рекомендую «Автопрокат 51». Остался доволен работой с ребятами. Машины новые, цены приемлемые, настроение хорошее, погода солнечная

Был сразу предупреждён, что если захочу взять машину именно с целью поездки в Териберку, то обязан об этом сообщить. В этом случае к общей стоимости полагается наценка в 3000 рублей. Вполне справедливо, учитывая, какая там дорога. Ко всему прочему до Териберки прокатчики дают только джипы или кроссоверы — никаких легковушек. Остановился на Renault Duster. Лучший вариант за свои деньги. Вместе с доплатой снять машину на сутки вышло 6000 рублей.

Классная тачка. Очень понравилось её водить. Привык к управлению где-то за час-два
Классная тачка. Очень понравилось её водить. Привык к управлению где-то за час-два

Утром третьего июня мы выехали в сторону Териберки. Если уже на подъезде к Мурманску, невооружённым взглядом видишь природную мощь Тундры, то дополнительные 100 километров вглубь только усиливают впечатления. Порой на протяжении сотен метров по обочинам не встречалось ни единого дерева. Только промерзлая земля, одинокие камни, мох и снег. А ещё огромные ветряные мельницы.

Поразительный вид. Я будто оказался на другой планете  
Поразительный вид. Я будто оказался на другой планете  

Последние 30-40 километров до Териберки и правда оказались сущим адом для низко посаженых легковых автомобилей. Ядерная смесь из ям, ухабов, кочек, камней, гравия и песка, обобщённая дорожными работами явно не способствовала бы сохранности подвески. Пока ехал, тысячу раз поблагодарил ребят, кто посоветовал взять машину в прокат.

Напомню, на улице 3 июня 
Напомню, на улице 3 июня 

Сама Териберка встретила с присущим ей выдержанным хладнокровием. Первое впечатление: словно я приехал в самое изолированное место на Земле и мне это понравилось. Конечно, Териберка совсем не изолирована, но чувствуешь себя на её территории как-то по-особому.

Машину оставили на парковке и пошли изучать окрестности. Сначала дошли до пляжа. Это было моё второе (после Белого) северное море, которое удалось посетить в жизни. Вроде событие не из ярчайших, но сколько радости!

Вид на залив Баренцева моря
Вид на залив Баренцева моря

Прогуливаясь вдоль по пляжу можно наткнуться на заброшенный старый корабль, превращённый местными жителями в качели. Недалеко виднеется заброшенная школа. Когда-то давно её стены наполняли детские голоса, а сейчас вместо них мертвая тишина, граффити и разбитая штукатурка.

Фото не моё
Фото не моё

Дальше решили доехать до самого конца — места, где кончаются дороги и начинаются бесконечные просторы суровой Тундры. На карте точка так и называется «Конец всех дорог». Это не просто красивое художественное название какого-то памятника, это действительно физическое окончание любой из дорог в районе ближайших сотен километров.

От Териберки ехать туда порядка десяти километров. Дорожное покрытие ещё хуже, чем перед посёлком. Хорошо, что «Дастеру» на это наплевать, если ехать медленно. Всё же хоть машина и не моя, относиться к ней нужно не менее аккуратно. Добирались минут сорок со скоростью улитки. Последний километр прошли пешком, оставив машину у сложного подъёма. Не стал рисковать.

Как я добрался до конца всех дорог

Думаю, именно благодаря столь непростому и долгому пути момент, когда наконец оказались на краю света, подарил ощущение будто мы путешественники-первооткрыватели, соприкоснувшиеся с заветной целью. Незабываемое чувство.

«Конец всех дорог» — поразительное место. Стоишь на обрывистом берегу среди молчаливой мертвой земли и смотришь в бескрайнюю гладь холодного моря. Этот момент фотографией остаётся у тебя в альбоме памяти. Ветер обдувает лицо и руки, но ты не мерзнешь, тебя согревает теплота собственного сердца, ликующего от счастья единения с миром вокруг.

Где-то там вдалеке проходит корабль. Возможно на его борту стоит такой же воодушевлённый зевака. Он смотрит на берег и машет рукой. Ты не видишь этого жеста, но чувствуешь его. Между вами в небе пролетает одинокая птица. Сейчас ты также свободен, как и она. Сейчас ты по-настоящему жив.

Как я добрался до конца всех дорог

Назад к машине возвращались всё ещё пешком, но уже «другими» ногами. У каждого что-то переменилось в душе. Каждый смог сохранить пережитые только что прекрасные мгновения где-то в глубине сердца. Вместе мы веселились, обсуждали увиденное и шутили. По отдельности задумывались о чём-то своём.

На обратном пути обратил внимание, что прямо перед подъёмом к «Концу всех дорог» путешественники оставляют собственную обувь. Это показалось очень символичным — знак того, что человек смог дойти до самого края земли, покорив все возможные дороги. Дальше только камни, вода и безжизненная пустошь.

Как я добрался до конца всех дорог

До того как окончательно покинуть Териберку решили, что будет неправильно оставить без внимания другие интересные уголки посёлка. Следующим пунктом назначения стали яйца дракона...

Нет, с мультфильмом от DreamWorks здесь нет ничего общего. Просто так называется местный галечный пляж с круглыми камнями. Галька, конечно, крупновата — примерно с один или несколько футбольных мячей — но это всё ещё галька. В качестве сувенира забрать с пляжа яйца нельзя. Но даже если бы и захотелось, вряд ли попытка была бы удачной.

Интересно, вылупиться ли из него дракон 
Интересно, вылупиться ли из него дракон 

Последней точкой интереса стал водопад. Удивительной красоты природный объект прямиком из Death Stranding. С рюкзаком за спиной и поясной сумкой через плечо на все сто почувствовал себя Сэмом Портером Бриджесом, когда перепрыгивал с камня на камень посреди ручья.

Где-то там вдалеке можно увидеть Кодзиму (он гений) 
Где-то там вдалеке можно увидеть Кодзиму (он гений) 

Териберка влюбила в себя с первого взгляда. На целый день мы, как и немногочисленные другие туристы, оборвали практически все контакты с внешним миром, погрузившись в атмосферу одинокого клочка земли, где продолжает гореть тлеющий огонёк некогда насыщенной жизни. Великолепный опыт, который я с радостью готов испытать заново. Говорят, зимой там можно выловить северное сияние.

Им, к слову, и завершили мини-путешествие. Почти. Ресторан «Сияние Севера» проводил нас вкуснейшей ухой, морскими ежами, териберской рыбачьей похлёбкой и душевными разговорами. Самое забавное, что китов за целый день так и не увидели.

Как я добрался до конца всех дорог

Уже на следующее утро отправились с девушкой обратно домой. Предстояло проехать всё те же полторы тысячи километров. На этот раз решил, что поделю дорогу на две части примерно пополам. На середине пути нашёлся небольшой городок с очень говорящим лично для меня названием — Сегежа. Если вдруг понадобиться переночевать там же, то рекомендую отель «Jarvi».

Из Мурманска ехали уже чуть медленнее, съезжая с трассы и останавливаясь погулять в красивых местах. Физически поездка ощущалась легче, так как знал что от неё ожидать. Только под конец слегка начал сходить с ума от монотонности движения. Ещё бы раз осмелился на подобную авантюру не раньше чем через пол года, а то и год.

Знаете, никаких растянутых выводов делать не буду. То, насколько поездка удалась, вы уже прочитали в тексте выше.

Скажу лишь одно: путешествуйте всегда и везде. Ведь даже короткая поездка до соседней деревни — это маленькое путешествие, но целая прожитая в моменте жизнь. Если у вас есть возможность съездить на машине куда-то далеко, где вы ещё не были, обязательно сделайте это! И почему бы Мурманску с Териберкой не стать идеальными кандидатами на это приключение.

Ниже просто красивые фото и видео:

Как я добрался до конца всех дорог
Как я добрался до конца всех дорог
Как я добрался до конца всех дорог
Как я добрался до конца всех дорог
Как я добрался до конца всех дорог
Как я добрался до конца всех дорог
Как я добрался до конца всех дорог
Как я добрался до конца всех дорог
Как я добрался до конца всех дорог
Как я добрался до конца всех дорог
Как я добрался до конца всех дорог
Как я добрался до конца всех дорог

Подпишись на мой DTF-блог, если понравился материал. О путешествии писал впервые. Не забудь поставить «🔔». Спасибо, что читаешь! 🤍

304304
55
22
11
11
210 комментариев
3000 ₽

Охуенный пост, держи, спасибо. Сам был в тех окрестностях на базе Тундра хаус в гастротуре, тоже кайфанул - природа нетронутая, красивейшая, еще и на северное сияние посмотрел.

21
1
Ответить
300 ₽

Охуенно, спасибо за пост!

7
1
Ответить

Какая же в России нищета и запущеннее повсюду.

21
13
1
Ответить