Super GT: японское чудо и почему его стоит посмотреть

До нового сезона остается четыре месяца — чем это не повод рассказать о главной японской гоночной серии?

Honda NSX GT500 '20
Honda NSX GT500 '20

Начнём с самого начала. Что вообще такое этот ваш Super GT?

Это главный автоспортивный чемпионат Японии основанный в 1993 году, ранее известный как JGTC. Если попробовать его описать, то это некая смесь Формулы 1 и гонок на выносливость.

Дистанция гонки варьируется от 300 до 1000 километров, а в самом заезде выступают автомобили двух классов: GT500 и GT300. О них я расскажу чуть позже. В экипаже одного силуэт-прототипа едут два пилота, которые сменяют друг друга по ходу дистанции, а во время пит-стопов помимо смены шин проводят дозаправки.

Пит-стоп Toyota Supra GT500
Пит-стоп Toyota Supra GT500

Самые внимательные читатели уже могли заметить некоторое сходство машин из DTM и Super GT, и это не спроста. Оба чемпионата почти всегда шли рядом и долгое время предпринимали попытки объединится. В 2020-м организаторы обоих чемпионатов приняли регламент Class 1 унифицировав часть компонентов, но даже тут отразился разный подход чемпионатов. Если в DTM пытались унифицировать как можно больше деталей и запретить доработку болидов по ходу сезона для борьбы с раздутыми бюджетами, то японцы наоборот оставили за собой право дорабатывать свои машины.

У нас совершенно разные культуры. В DTM вкладываются в рекламу и отдел продаж, а у нас производители хотят тратить ресурсы на развитие техники

Масааки Бандо, промоутор Super GT

Итог этого печального «объединения» известен многим. Никакие попытки ограничить бюджеты не помогли DTM, и в том же 2020-м он очередной раз перезапустился, отказавшись от Class 1 и перейдя на более простую технику GT3. А все права на регламент перешли в руки японцев.

Одна из последних «гонкок мечты» 
Одна из последних «гонкок мечты» 

Так почему всё-таки стоит приобщиться к миру японских гонок? Сейчас об этом и поговорим!

Это очень красиво и быстро

Как и было сказано выше, в Super GT выступают два класса автомобилей. GT500 — это силэут-прототипы, построенные по регламенту «Class 1 + Alpha», т.е. с теми самыми доработками. Это самые быстрые машины с закрытыми колёсами в мире.

В этом классе выступают три крупнейших автопроизводителя Японии: Nissan, Toyota/Lexus и Honda. Благодаря регламенту, силуэты в целом очень узнаваемы, несмотря на то, что по факту от автомобиля тут остаются в лучшем случае оптика и форма.

Nissan GT-R, Toyota Supra, Honda NSX-GT
Nissan GT-R, Toyota Supra, Honda NSX-GT

Смотреть на такие машины гораздо приятнее и понятнее обычному человеку, чем за прототипами из LMP2 или LMH, которые выступают в гонках на выносливость и не имеют ничего общего с дорожными автомобилями.

Toyota Supra GT500 (сверху) и Toyota GR010 Hybrid по новому регламенту Hypercar (LMH)
Toyota Supra GT500 (сверху) и Toyota GR010 Hybrid по новому регламенту Hypercar (LMH)

С классом GT300 всё немного сложнее. Тут уже три подкласса, которые сражаются друг с другом: GT3, JAF GT 300 и JAF GT 300 (MC).

Рассказывать про GT3 особого смысла нет — это самый массовый гоночный класс в мире. А вот остальные подклассы уже являются особенностью Super GT. JAF 300 — это самые дорогие силуэт-прототипы, которые полностью спроектированы по регламенту японской автофедерации. Такие машины очень сложны в производстве и поэтому в этом классе участвуют только заводские команды.

JAF MC — это более дешевые и стандартизированные силуэт-прототипы, которые используют одинаковые монококи и моторы, что существенно сокращает бюджет на постройку такого автомобиля.

Небольшой и наглядный гид по классам от DTMania, хоть и немного устаревший
Небольшой и наглядный гид по классам от DTMania, хоть и немного устаревший

Все эти автомобили так же имеют общие черты с заводскими, но не только это делает их такими привлекательными.

В Super GT большая свобода в плане внешности автомобиля. В ливреях нет никаких обязательных элементов раскраски, в GT3 не обязательно использовать только омологированные диски к конкретной модели. Да и просто, видимо, у японцев очень хорошо развито чувство прекрасного. Вы сами посмотрите на это:

Это тот самый олдскул, который вы ищете

Нынешний автоспорт стал слишком прилизанным, политизированным и унифицированным, но только не в Стране восходящего солнца. Жёсткая борьба между пилотами, никакой командной тактики, минимально-возможная унификация машин, шинные войны и никакого DRS или его аналогов, превративших обгоны в обычное опережение на прямых.

Говорить про то, сколько тут сочных обгонов, я просто не вижу смысла. Это лучше увидеть самому. Вбиваете в YouTube — Super GT highlights — и вперёд. Но что позволяет пилотам так бороться друг с другом? Конечно же, техника. И тут она по-настоящему уникальная.

Подборка сражений на финальном круге

Как и Формуле 1, тут развиваются настоящие конструкторские войны. Каждое инженерное бюро пытается выжать максимум возможного для победы. Сложная и развитая аэродинамика, постоянная доработка мотора. Про последнее стоит отдельно отметить, что эти четырехцилиндровые монстры выдают по 700 л.с. на обычном бензине и без каких-либо гибридных установок. Подход всех производителей разный, и поэтому преимущество нередко переходит из рук в руки в зависимости от трассы.

Различия в аэродинамике боковых каналов GT500
Различия в аэродинамике боковых каналов GT500

Помимо этого, огромную роль играет и выбор производителя шин. В Super GT четыре поставщика: Michelin, Bridgestone, Yokohama и Dunlop. И каждый из производителей старается дать своим клиентам лучшую шину для каждой гонки, ведь от этого может многое зависеть. Да, шинные производители действительно подготавливают разные составы под каждую трассу и каждого экипажа.

Nissan GT-R GT500
Nissan GT-R GT500

Ну и третий, не менее важный элемент борьбы — это тактика. На пит-стопах разрешается менять не все четыре колеса, и нужно рассчитывать, сколько доливать топлива. Ведь промахнувшись, можно лишиться не только победы в гонке, но и в чемпионате.

Горечь поражения 
Горечь поражения 

Всё это в совокупности даёт постоянную борьбу, и, зачастую, судьба титула решается в последней гонке.

Это битва самураев

Состав пилотов GT500 на 2019 год
Состав пилотов GT500 на 2019 год

Ни в коем случае нельзя забывать про тех, кто за всем стоит — это, конечно же, люди. Одна из причин популярности Формулы 1 — это то, что гораздо проще следить за 20 «гладиаторами» и найти для себя пилота, за которым приятно следить и сопереживать ему. Именно поэтому многие гонки GT кажутся немного безликими, ведь новичку будет очень трудно выбрать себе любимчика из 120-180 пилотов, которые участвуют в заезде. Но только не тут.

Подиум GT500 (слева направо): Рё Хиракава, Ник Кэссиди, Кадзуя Осима, Кента Ямашита,  Юдзи Кунимото и Сё Цубои
Подиум GT500 (слева направо): Рё Хиракава, Ник Кэссиди, Кадзуя Осима, Кента Ямашита,  Юдзи Кунимото и Сё Цубои

Да, на одну машину тут приходится по два пилота, но и машин в GT500 всего 15. А так как GT500 — высшая ступень японского автоспорта, то и залётных людей тут почти не бывает. Помимо бывших пилотов Формулы 1, таких как Баттон и Ковалайнен, в чемпионате участвовали такие мастодонты японского автоспорта как Комуи Кобаяши, Казуки Накаджима, Кейичи Цучия (да, тот самый) и многие другие.

К сожалению, из-за ковидных ограничений количество европейцев в Super GT сокращается. Баттон ушёл после сезона 2019, Хейкки Ковалайнен покидает серию из-за того, что ему приходилось всё время находится в Японии. Но это не означает, что следить там больше не за кем.

Чемпионский экипаж Дженсона Баттона и Наоки Ямамото
Чемпионский экипаж Дженсона Баттона и Наоки Ямамото

Можно обратить внимание на двухкратного чемпиона Наоки Ямамото, который вместе с Дженсоном Баттоном смог завоевать свой первый титул в 2018 и до последних кругов боролся за чемпионство в этом году. А чего только стоит история Нобы Танигучи, прошедшего путь от уличного гонщика до трёхкратного чемпиона Super GT. Он всё ещё выступает на узнаваемом «анимэшном» Mercedes-AMG GT3. И это только пара примеров. На всех не хватит никакой длины текста, ведь есть и Джулиано Алези, который поедет за чемпионскую Toyota #36, чемпион Формулы-Рено и японской Формулы 3 — Саша Фенестраз, чемпион GT300 Жуан Пауло де Оливейра и уйма других отличных гонщиков. В общем, есть за кого поболеть!

Радость первой победы Сюнсукэ Коно
Радость первой победы Сюнсукэ Коно

Ну что, уговорил?

Стоит понимать, что всё это только вершина айсберга, как и в любом автоспорте. И если вас это заинтересует, то найдёте там уйму интересных мелочей, которые дают пищу для анализа и только подогревают интерес к происходящему.

К следующему сезону Toyota и Honda обновят свои машины, а Nissan заменит старичка GT-R на абсолютно новую «Z-тку», поэтому расклад сил может поменяться в очередной раз.

Nissan Fairlady Z GT500
Nissan Fairlady Z GT500

Следить за развитием сезона можно будет с 16 апреля на Моторспорт.ТВ с русскоязычными комментариями или на других ресурсах с английскими комментаторами. Также можно посмотреть в записи сезон 2021 на Моторспорт.ТВ (только со второго этапа) или найти англоязычные повторы гонок.

А чтобы ты не пропускал интересных статей и новостей, а «Автоспорт» развивался дальше, мы рекомендуем сделать одну простую вещь — подписаться на наши социальные сети:

114114
56 комментариев

ладно, убедил, чертяка. Где/когда смотреть? РУ-комментатор есть?

9
Ответить

Моторспорт.ТВ, только там есть русские комментарии

1
Ответить

Сейчас можешь попробовать в пиратской бухте найти записи с Моторспорта. Ну или оформить подписку. Там на месяц всего 320 рублей.

Так же можно найти записи с английскими комментариями и сделать это гораздо проще.

Следующий сезон должен начаться 16 апреля

1
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Супер ДжиТи действительно очень классный чемпионат, в котором всё сделано на отменном уровне. Действительно становится обидно за DTM: гонки мечты в Фудзи были очень крутые, и объединённый чемпионат мог бы получиться чем-то невероятным. Но тут вопросы: не помешали бы сильные разногласия между тем, как европейцы делают свои дела, и как это делают японцы. Может бы и не получилось чего-то долговечного. Есть же причина, почему большинство из самых крутых и уникальных кузовных чемпионатов являются национальными, будь то BTCC, НАСКАР или суперкары. Ну и конечно герой этого крутого поста)
Единственный минус чемпионата для нового западного зрителя - это большое количество японских имён, которые по началу введут в замешательство даже самого опытного анимешника. Но оно того стоит.
Надеюсь, следующий сезон, как и 2020 будут транслировать на ютубе :)

3
Ответить

Ну и сами машины - это полный балдёж, особенно если ещё и капнуть немного в прошлое. Рай для JDMщика.

2
Ответить

Да с ДТМ обидно вышло. Ведь после того как он скурвился кто-то хотел Астон и Ауди в ГТ500 выставить, но не смогли договориться.

1
Ответить