[Путь к Нитро] Макрей против Пастраны: Рождение ралликросса в Америке
Нитро Ралликросс — это уже третья серия ралликросса в Соединённых Штатах Америки. Однако все эти серии смогли появиться благодаря X Games.
X Games (или как у нас их называют «Всемирные экстремальные игры») — это соревнования, специализированное на экстремальных видах спорта. Обычно в них входят различные соревнования на мотоциклах, скейтбордах и велосипедах. И проводятся они с 1994 года.
Однако добавить в программу автоспорт организаторы решились только в 2006 году. В то время ралликросс был совершенно незнаком американскому зрителю, однако ралли было на подъёме. Появились домашние звёзды, такие звезды, как Кен Блок, Таннер Фауст и Трэвис Пастрана, а популярная заводская команда Subaru Vermont SportsCar лидировала в недавно образованном (в 2005 году) Национальном чемпионате Америки по Ралли.
Все эти звёзды приняли участие и в первом раллийном соревновании X Games. Однако они были не единственными звёздами. Также был приглашён Колин Макрей — чемпион мира по ралли, известный своим зрелищным типом вождения и популярной серией видеоигр.
Колин уже не принимал участие в полном сезоне WRC, однако всё ещё гонял на некоторых ралли из календаря чемпионата мира, а также гонялся на ралли Дакар и марафоне 24 часа Ле Мана. Участие Макрея в летних X Games 2006 года означало, что шотландец сядет за руль заводской Subaru впервые с 1998 года.
Тем временем Пастрана был в самом разгаре своего второго боевого раллийного сезона. Он приехал на X Games как на выставочное мероприятие, не относящееся к чемпионату. На тот момент он завоевал четыре подиума в первых пяти этапах сезона Ралли Америки. После X Games он выиграл три из четырех последних ралли, тем самым завоевав свой первый чемпионский титул в американском ралли.
Несмотря на недавний переход на четыре колеса, Пастрана все еще оставался мегазвездой на двух колёсах, и буквально за ночь перед заключительным днем ралли он вошел в историю, сделав первое двойное сальто в рамках соревнований и выиграв золотую медаль за лучший трюк в фристайле.
В списке участников ралли было 15 автомобилей, но побеждали исключительно Макрей и Пастрана и их штурманы Ники Грист и Кристиан Эдстрем. Они доминировали по ходу всех девяти спецучастков.
Пастрана стал быстрейшим на первом участке, опередив Макрея на 8,2 секунды. Макрей ответил, выиграв второй спецучасток, а третий соперники проехали с одинаковым временем. Пастрана выиграл следующие два спецучастка, а Колин выиграл спецучастки номер 6 и 7. На восьмом спецучастке снова была ничья. Таким образом судьба всего ралли решалась на последнем спецучастке, который должен был пройти на арене Home Depot Center в Лос-Анжелесе.
Пастрана ехал первым, показав неплохое время. Макрей ехал за ним и сразу же показал более высокий темп на асфальтовой части спецучастка. Казалось бы, победа достанется чемпиону мира, однако после прыжка на гравийной части маршрута внутри стадиона машина Макрея перевернулась.
Но автомобиль после переворота приземлился снова на колёса, Макрей в своём фирменном стиле всё-таки финишировал. В итоге он занял второе место, проиграв Пастране полсекунды. Колину переворот не стоил много времени, однако этого было достаточно, чтобы лишиться золотой медали в день его 38-летия.
Золотая медаль Пастраны в ралли означала, что он выиграл три золотые медали за X Games 2006 года (третье золото он выиграл в фристайл-мотокроссе). Пастрана стал третьим спортсменом, кому удалось выиграть три золотые медали на одном X Games, в 2006 году никто не смог выиграть больше.
Его выступление в ралли также привлекло внимание Макрея, который после многих лет соревнований вместе с лучшими гонщиками мира был впечатлен молодым Пастраной, взял его под свое крыло и наставлял во время последующих соревнований.
Трэвис ехал хорошо. Все спрашивали, не поддавался ли я, чтобы держать интригу. Но я этого не делал. Мы старались изо всех сил. Он провел отличное ралли. Нужно много таланта, чтобы проехать так, как он на этой неделе.
Эксперимент с ралли на X Games оказался чрезвычайно популярным, и в последующие годы автоспорт на всемирных экстремальных играх продолжал развиваться и расти.
Соревнования по ралли вернулись на X Games в 2007 году в формате гонок 1 на 1 на выбывание, в котором победили Таннер Фауст и Крисси Бивис, опередив Кена Блока и Алекса Джелсомино, а также Пастрану и Эдстрема. Макрей также вернулся, и X Games стало последним участием шотландца в ралли перед его преждевременной кончиной. Но он упустил шанс получить еще одну медаль из-за повреждения машины.
В 2008 году соревнования по ралли на X Games были переименованы в «Гонки на раллийных автомобилях», чтобы лучше соответствовать формату личных встреч 1 на 1. В 2010 году параллельно с ралли было представлено «Rally Car Super Rally», которое представляло из себя соревнование в стиле ралликросса с использованием тех же автомобилей из ралли.
А уже год спустя ралликросс по настоящему представили на X Games. Ралликросс заменил супер ралли, а гонки 1 на 1 на раллийных автомобилях в том году проводились на машинах ралликросса. Брайан Диган выиграл золото в первой гонке ралликросса на экстремальных играх. С того же 2011 года начала своё существование первая серия ралликросса в Америке — Global Rallycross Championship (GRC).
В 2012 ралли не вернулось в программу X Games, однако ралликросс был в программе до 2015 года (X Games стал считаться этапом Глобального ралликросса). Последнее золото ралликроса в 2015 выиграл Скотт Спид на Фольксвагене Жуке.
Новая американская серия Нитро Ралликросс начинает свой первый полный сезон уже сегодня — 24 сентября. Всю эту неделю выходил цикл постов Путь к Нитро. В нём можно найти интервью с создателем серии и одним из главных героев истории, которую вы только что прочитали, Трэвисом Пастраной. В этом же цикле можно познакомиться со всеми пилотами Нитро ралликросса и посмотреть расписание первого уикенда. А найти всё это добро можно по следующим хэштэгам: