Крылья, которые нравились всем: Mercedes-Benz 300 SL «Gullwing» - крутейший суперкар 50-х

Крылья, которые нравились всем: Mercedes-Benz 300 SL «Gullwing» - крутейший суперкар 50-х

Думаю, ни для кого не секрет, что Mercedes-Benz является одним из старейших автомобильных брендов в мире из существующих по сей день. Он был основан ещё в 1926 году, после слияний компаний Карла Бенца (изобретателя машины с ДВС) и Готтлиба Даймлера (другого великого немецкого инженера) в концерн Daimler-Benz, а первую половину своего названия получил в честь дочки влиятельного члена правления. На протяжении почти сотни лет трёхлучевая звезда остаётся символом представительского класса, в то время как относительно бюджетные модели только закрепляют положение компании в индустрии. Конечно, были у Mercedes-Benz и тёмные времена. Но даже почти полное уничтожение производственных мощностей в годы Второй Мировой не смогли погубить этот бренд, как не погубило его репутацию сотрудничество с понятно какими силами. Спустя всего несколько лет после окончания войны был предоставлен новый роскошный лимузин Type 300, который имел огромный успех у бизнесменов, знаменитостей и политиков (за любовь первого канцлера ФРГ к этой машине она получила своё неофициальное название по его фамилии - «Аденауэр»).

Type 300 (1951 - 1962)
Type 300 (1951 - 1962)

Вместе с тем, Мерседесы покупали отнюдь не только для езды на заднем сидении. Ещё в довоенные годы компания славилась передовыми спортивными моделями: SSK, 500K, 540K. Неплохо себя показывал Mercedes-Benz и в гоночных заездах. Однако самое престижное состязание в мире, 24 часа Ле-Мана, компании выиграть долгое время не удавалось. Во многом именно по этой причине было решено создать ультимативный гоночный автомобиль нового поколения.

Ведущий инженер проекта, Рудольф Уленхаут, принял весьма неординарное решение: взять за основу упомянутый выше «Аденауэр». От этого неповоротливого лимузина новому суперкару досталась рядная трёхлитровая шестёрка, разогнанная до 175 л.с. (не рекордные, но приличные по тем временам цифры), а также передняя и задняя подвеска. Шасси седана представляло из себя тяжеленную, неуклюжую раму, которая могла обессмыслить все труды создателей и совершенно не годилась для гонок. Поэтому Уленхаут вновь проявил изобретательность. Он решил использовать сложносочинённый и невероятно прочный каркас из десятков трубочек, похожих на велосипедные. Эта идея позволила радикально снизить вес автомобиля и сделать его гораздо маневреннее.

Крылья, которые нравились всем: Mercedes-Benz 300 SL «Gullwing» - крутейший суперкар 50-х

Модель получила заводской индекс W194 и официальное название 300 SL. Источники Mercedes-Benz в разные годы расшифровывали эти две буквы и как Sport Leicht («спортивный лёгкий») и как Super Leicht («сверх легкий»). Но в массовую автокультуру машина вошла под своим прозвищем - Gullwing («крылья чайки»).


Внешний вид 300 SL определила та самая трубчатая рама. Дело в том, что особенности её конструкции не позволяли «вырезать» пространство для дверей сбоку - пострадала бы жёсткость. Поэтому двери решили сделать открывающимися наверх, что никак не противоречило правилам популярных гонок. Таким образом, «крылья» были не только и не столько попыткой оседлать тренд на всё авиационное (набиравший в те годы обороты), а скорее технической необходимостью. Уникальное единство эстетики и целесообразности ! Да, садиться в машину всё равно было чертовски неудобно из-за широчайших порогов. Но она и не была предназначена для обычной городской езды… До поры до времени.

 Рудольф Уленхаут со своим творением, 1952 г.
 Рудольф Уленхаут со своим творением, 1952 г.
W194 был представлен общественности в 1951 году, а уже через год на этой машине немецкими гонщиками впервые покорился Ле-Ман.
W194 был представлен общественности в 1951 году, а уже через год на этой машине немецкими гонщиками впервые покорился Ле-Ман.

Идея создания версии 300 SL для дорог общего пользования принадлежит официальному дилеру Mercedes-Benz в США по имени Максимилиан Хоффман. Он убедил представителей концерна в том, что суперкар будет продаваться за океаном по тысячу экземпляров в год. В 1954 году на Нью-Йоркском автосалоне была выставлена модель W198. От чисто гоночной W194 она отличалась относительно мягкими тормозами и подвеской, полноценным салоном и приборной панелью, а также… БОЛЬШЕЙ мощностью двигателя - 215 л.с. Правда, и вес машины тоже увеличился, до 1290 кг. Максимальная скорость гражданского Gullwing составляла 242.5 км/ч, что делало его самым быстрым серийным автомобилем своего времени. Цена на момент начала продаж составляла 6820 долларов (с учётом инфляции - около 75 тысяч).

Рекламный постер 300 SL в ФРГ
Рекламный постер 300 SL в ФРГ

Эпатажный автомобиль имел массу интересных конструкторских и дизайнерских решений. К примеру, те самые двери открывались крайне необычным образом, особенно для своего времени: нужно было нажать на выступающую деталь, которая выдвигает ручку с углублениями под пальцы, потянуть за эту ручку, а затем поднять дверь за небольшой разъём снизу.

Другая интересная фишка Gullwing - возможность наклонить рулевое колесо в сторону водителя нажатием одной кнопки. Это позволяло не задевать руль ногами и облегчить процесс входа в достаточно тесный салон машины.

Фотография взята из обзора автоблогера Дага ДеМуро 
Фотография взята из обзора автоблогера Дага ДеМуро 

Gullwing выпускался с 1955 по 1957 год, за это время было продано 1400 экземпляров. Обладателями уникального автомобиля были многие знаменитости - например, Кларк Гейбл, Джина Лоллобриджида и даже президент Аргентины Хуан Перон.

Софи Лорен под своим «крылом чайки»
Софи Лорен под своим «крылом чайки»

Очевидно, продажи Gullwing (при всём имиджевом успехе) всё-таки не оправдали надежд Mercedes-Benz. Поэтому на смену ему в 1957 году пришёл куда более «консервированный» родстер под тем названием 300 SL (к тому моменту инженеры компании уже придумали, как сделать для этой машины классические двери). Родстер выпускался на протяжении пяти лет, в финансовом плане он оказался не сильно успешнее - 1858 проданных экземпляров.

300 SL Roadster
300 SL Roadster

Отдельная история - 300 SLR. Это гоночный автомобиль, созданный специально под соревнования серии World Sportscar Championship, который выиграл 3 своих гонки из 4-х. Конструктивно он был близок к тогдашнему болиду Mercedes в Формуле-1 под индексом W196, а с Gullwing имел только схожий дизайн. Увы, в 1955 году эта машина попала в страшную аварию на Ле-Мане, которая стала причиной гибели 83 человек (в том числе пилота) и временного ухода компании из автоспорта.

В продажу поступили только две 300 SLR, коммерческие экземпляры получили второе название «Uhlenhaut Coupe». Один из них был продан в 2022 году на аукционе Сотбис за 142 миллиона долларов, официально став самым дорогим автомобилем в истории.

300 SLR Uhlenhaut Coupe
300 SLR Uhlenhaut Coupe

Что касается гражданского Gullwing, то сегодня ценник на него куда более «демократичный» - от одного миллиона долларов. Более того, как минимум одна машина продаётся на данный момент в РФ (по цене трёшки в хорошем районе столицы):

Долгое время Mercedes-Benz не ставили крылья чайки на свои модели. Однако в 2010 году был представлен SLS AMG - идеологический наследник легендарной машины. На протяжении 5 лет (вплоть до прекращения производства) её использовали на Формуле-1 в качестве сейфти-кара.

Крылья, которые нравились всем: Mercedes-Benz 300 SL «Gullwing» - крутейший суперкар 50-х

Mercedes-Benz 300 SL - это один из самых ярких и необычных серийных автомобилей в истории, выдающийся пример гармонии технологий и эстетики. Да, особенности его внешнего вида не стали общим местом для индустрии, они по-прежнему воспринимаются экзотикой. Но «крылья чайки» раздвинули границы возможного в автостроении, позволили мыслить свободнее целому поколению инженеров, открыли дорогу ещё более смелым экспериментам. Ну и конечно, оставили напоминание о силе человеческой мысли, благодаря которой появляется на свет великая рукотворная красота.

3131
33
11
11
18 комментариев

Красивые тачанки :3

Нет в планах похожей подборки, но по машинам великого и прекрасного агента 007 ?)

1
Ответить

Обязательно напишу текст про Астон Мартин DB. Может, и про другие машины Бонда )

1
Ответить

Жаль, что сейчас не делают массово таких красивых тачек. Одни одинаковые куски мыла по улицам гоняют.

1
Ответить

Ну, справедливости ради, красивых суперкаров немало и сейчас.
Но именно массовый автопром в те годы действительно был куда интереснее.

1
Ответить

Так их и тогда массово не выпускали

Ответить

Массово никогда не делали такие машины, но если деньги есть, вот существует мелкосерийка Морган.

Ответить

Да, АвтоВАЗ и УАЗ почему-то не радуют своей продукцией.

Ответить