The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Мои впечатления

Недавно я закончил проходить “The Legend of Zelda: Breath of the Wild”. И это было восхитительно.

Хайрул в это время года прекрасен
Хайрул в это время года прекрасен

В этой статье нет спойлеров, почти нет подсказок по игре, но если вы ещё не играли и хотите получить свой уникальный и незабываемый опыт, можете это не читать.

Для более полного понимания добавлю немного контекста, мои впечатления очень сильно зависят от предыдущего опыта. Начал играть я примерно в 95-96 году ещё на клонах snes, далее играл на пк года до 2012-2014. Последние полномасштабные игры, в которые я играл - это Skyrim, Mass Effect 1-2-3, far cry 3; вероятно, играл в ещё пачку игр, но навскидку вспомнить их все непросто. А вот все консольные эксклюзивы всегда обходили меня стороной, точнее, я - их. И вот с таким наследием я вместо покупки итогового ПК или установки Геншина на телефон порадовал себя приобретением консоли с морально устаревшим железом, но прекрасной репутацией - Nintendo Switch. И я решил начать с тяжёлой артиллерии, с её величества

The Legend of Zelda: Breath of the Wild (УУуууУУ!)

Да, Ботву обозревал и высказывал свое мнение уже каждый второй и бла-бла. Но я под слишком сильным впечатлением, чтобы молчать. Я не буду особо вникать в сюжет, в игровые механики, в то, какая там старая, но лаконично-хитрая графика и как затейлив геймдизайн. Если вы хоть чуточку интересовались этой игрой, то вы и так все знаете. Я хочу сделать акцент на своих эмоциях и впечатлениях. Единственная трудность этого процесса - не навалить слишком много спойлеров и не испортить вам ваш персональный опыт от прохождения игры, если вы про какой-то причине ещё не играли.

Но с сюжетом все просто: эта игра больше упирается в геймплей, а сюжет как бы есть, и ладно. Но сюжет от японцев. Да, вот не надо сейчас про их гениальные анемэ и культуру, вы их хайку видели?

Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

Мацуо Басё

Все гениальное просто, и здесь так же, а дальше каждый воспринимает в меру своих потребностей и способностей. Так что даже вполне ощутимые спойлеры о судьбе любого персонажа не смогли бы испортить мои впечатления от игры.

Ведь самое главное то, что эту историю окружает, какие эмоции получаешь в конечном итоге, как сюжет подан, через какие инструменты, какими деталями дополнен. В конце концов, есть мнение, что все сюжеты уже придуманы и ничего принципиально нового не будет. А вот с игровыми механиками надо постараться не наспойлерить. Ну да ладно, это всё вода, пора переходить к делу!

Запускаю, не вникая ни в какие настройки - консоль же, все должно быть сделано так, как задумано. Стандартные инструкции по передвижению в мире и интерфейсу, все понятно, все удобно, выглядит симпатично. Выбравшись из пещеры, окинул горизонт взглядом, но не придал этому особого значения. Это обычная нарядная картинка с мрачным замком вдалеке, таким давно никого не удивишь. С обрыва прыгать как-то не захотелось, да и кому в здравом уме захочется, и я отправился по тропинке в путешествие продолжительностью более сотни часов.

Я ещё не знаю
Я ещё не знаю

Первое, что удивило - это всего три сердечка на начало игры, что, как оказалось позже, эквивалентно 12 hp. Совсем немного для избранного спасителя мира, но это и не важно, ведь драться пока и не с кем. Это создаёт некий настрой, стойкие ассоциации с ретро-играми. Очевидно, меня не ждёт симулятор выживания в лесу или реализм уровня “Flashpoint”.

Второй раз я сказал "интересно-интересно"? когда увидел на дереве яблоко и, в попытке его достать, просто залез на дерево. Вот так, как мальчишка в коротких штанах и футболке теплым летним днём, который пытается добыть себе черемуху. В этот момент захотелось забраться куда-нибудь повыше, но в руках только палка, с которой особо и не повоевать. А рядом как раз обнаружился пожилой мужчина, пришлось двигаться дальше по сюжету.

Сейчас соберем (Конечно же это постановочный скриншот, ради которого я вернулся к тому самому дереву)
Сейчас соберем (Конечно же это постановочный скриншот, ради которого я вернулся к тому самому дереву)

И с этого момента игра начинает потихоньку намекать, что меня, конечно, могут вести за ручку и все подробно рассказывать, но лучше пытаться разобраться во всем самому, а ещё лучше - просто исследовать все аспекты игры, иначе упустишь много интересного. Ведь у меня в сумке есть несколько яблок, а передо мной костер и рядом с ним валяется печеное яблоко. Конечно, добрый старец тут же рассказывает про то, что огонь может сделать еду вкуснее, но к этому моменту я уже запек все свои яблоки. Просто потому, что могу. Достаточно приятно, когда игрока не считают за глупца и дают разбираться во всем самому. Именно в моменте с яблоками я начал потихоньку осознавать, что этот мир нужно исследовать, а игра будет меня мягко к этому подталкивать, а порой и толкать со скалы. И это становится интересно, ведь я уже вижу неподалеку руины и небольшой лес, в которых я наверняка найду что-нибудь. И я отправился искать.

Я Избранный Спаситель Хайрула и это моя ПАЛКА!
Я Избранный Спаситель Хайрула и это моя ПАЛКА!

В первой битве не было ничего увлекательного, кроме того, что я сломал свою палку об голову так неудачно подвернувшегося мне бокоблина. Хорошо, что к этому моменту избранный спаситель всего Хайрула уже собрал целых три палки! Но к этому я вернусь позже, пока у меня за душой лишь лохмотья да топор, который я одолжил у радушного дедушки и который к моему большому сожалению потом тоже сломается. Но не будем опускаться до подробностей квестов, тем более, что обучение и получение основных навыков продолжается так долго, что его уже хватило бы на небольшую игру.

Передо мной сами собой возникали трудности, которые мне предстояло преодолеть, а уж намереваешься ты с ними разобраться или постараешься избежать, решать только тебе.

Старик просто сказал мне, что я должен посетить четыре больших светящихся камня. Все, иди и ищи. Как искать? Ну посмотри вокруг, вон один, здоровенный и светится, ты же не слепой. Разработчики в открытую говорят мне "иди, исследуй, пробуй делать всякое, но только в рамках закона".

Одно из этих святилищ оказалось на высокой горе, на которой, вдобавок ко всему, ещё и холодно. Да так холодно, что бедняга Линк может буквально замёрзнуть насмерть. И тут начинаешь думать, вспоминать, что видел упоминания теплой одежды, находил еду с разными свойствами. Ну или просто набрал много яблок, чтоб лечиться и кабанчиком добежать до цели, глядишь, хватит. А если не хватит, можно собрать еще больше еды!

Благодаря этому начинаешь критически относится вообще ко всему в игре. Нашёл какой-то бесполезный листик? Пусть побудет в инвентаре, мало ли чего, может пригодится, не знаю, зачем, но для чего-то же он существует. И я постоянно был в небольшом напряжении, ведь я так плохо знаю этот мир, а разработчики непрерывно дают мне все новые инструменты и возможности, которые неплохо бы освоить. А первый найденный корок, на которого я наткнулся совсем случайно, вообще прямым текстом говорит мне, что мне следует осматривать все интересные места. Зачем? Просто так, за семечки, которые нельзя съесть.

Так, молодые люди, чем это мы тут занимаемся?
Так, молодые люди, чем это мы тут занимаемся?

Таким образом игра поощряет любопытство. Но это не сундуки со случайной добычей, которые роднят многие современные игры с казино, затягивая банальной лотереей, не пресловутые киндер-сюрпризы, которые делают из нас будущих игроманов. Это дух исследователя, когда тебе просто хочется заглянуть в каждый уголок и забраться на каждый холмик, разобраться, зачем нужно это голубое желе и что можно сделать с пресловутыми семечками.

Следующим неприятным сюрпризом был первый встреченный мною мини-босс, который под энергичную музыку без раздумий накидал мне полную шапку, но не того о чем вы подумали, а камней. Побегав вокруг него и получив по первое число, я просто сбежал, как жалкий трус. Уж не знаю, зачем мне было его убивать. Может, когда-нибудь вернусь, а пока обойду стороной. И с этим принципом в Хайруле можно существовать достаточно долго: как минимум ещё от двоих крепких монстров я просто сбегал, поджав хвост. Игра многое прощает, позволяет практически в любой момент удрать, заняться чем-нибудь другим, получше приготовься или вообще забить на этот квест или локацию, ведь для конечной цели они, по сути, и не нужны. С одной стороны, это делает прохождение большей части игры ненужным; но получив по щщам от каких-то гопников несколько раз, хочется возмездия.

Итак, я один на один с этим миром, заканчиваю своеобразное обучение и меня отправляют буквально за горизонт. Все ещё в лохмотьях, с дефицитом оружия и вообще всего, в мир, в котором я в любой момент могу наткнуться на монстра, который разделает меня под орех. И я просто прыгаю в этот интересный мир, на этот раз действительно со скалы. По пути до следующей точки главного сюжета я потерялся на много часов. Вместо протоптанной дороги я отправился окольными путями, через холмы и лесочки, избегая лишней встречи с врагами и исследуя необъятные просторы. А масштабы поражают, причем доступностью, а не банальными размерами карты: мир Skyrim тоже не маленький. Больше всего меня поразили горы, которые я видел на горизонте в самом начале игры, выбравшись из святилища жизни. Даже не сами горы, а тот факт, что до них можно дойти, забраться на самую вершину и за ними будут необъятные просторы, уходящие за горизонт. Потрясающий, масштабный мир, в котором я могу забраться буквально везде, наполненный сюрпризами и задачками.

хмм.. Дым, наверное там что-то интересненькое
хмм.. Дым, наверное там что-то интересненькое

С этого момента сюжет как будто отходит на второй план, и меня поглощает изучение Хайрула. Зачем спасать мир, когда можно просто погулять? Это потрясающее чувство: приключение, наполненное сражениями, загадками и сюрпризами. Безусловно, рано или поздно мне начинало это надоедать. Я просто не знал, чем бы ещё себя занять, облазив все верхушки гор одной части карты и пройдя обнаруженные святилища. И в этот момент достаточно просто отправиться на выполнение квестов из главного сюжета. Зачастую для этого нужно преодолеть большие расстояния, и на этом пути есть все шансы опять потеряться где-нибудь в холмах, гоняясь за короками или удирая от очередного тролля.

Но у такого большого мира непременно есть и недостатки. Несмотря на то, что он наполнен массой занятий, от поиска святилищ до попыток оседлать какого-нибудь зверя, этот мир не очень живой. Он безмятежен и не нуждается в присутствии героя, точно так же, как лес во время нашей прогулки не нуждается в нас. Вряд ли отправившись в настоящую тайгу, вы найдете много интересного, скорее, рой мошкары и следы медведя, которого лучше не встречать. Да, попадаются npc и монстры, но это рутинные события, которые зачастую не несут в себе никакой смысловой нагрузки; большая часть квестов очень примитивны и не сулят каких-то игровых преимуществ. И в такие моменты очень кстати замечаешь знакомые ландшафты, предметы окружения, которые есть на карточках из воспоминаний.

Лично для меня воспоминания, это одни из самых ярких моментов игры.

Одинокий молчаливый странник, в мире, который он запомнил совсем другим, лишившийся всего, чужак, которому рассказывают легенды о нем самом, потому что его не узнают. И где-нибудь среди холмов, на опушке леса приходят ностальгические воспоминания. Черт побери, как я рад был видеть эти флэшбеки о Зельде! Каждый раз у меня пробегали мурашки по спине. Это напоминание о том, зачем Линк все это делает, яркая эмоция в те моменты, когда начинаешь задумываться о перерыве. Хотя не все воспоминания поднимали мою мотивацию двигаться к финалу, но каждое из них я обнаруживал с огромной радостью.

В такие моменты по спине пробегали мурашки
В такие моменты по спине пробегали мурашки

Наверное, добрую половину времени я был сконцентрирован на исследовании мира и по большей части избегал самых сильных монстров, предпочитая обходить их стороной. Особого стимула убивать их просто не было, я прекрасно обходился без этого, ведь как таковой прокачки в классическом понимании в игре просто нет. Но по мере дальнейшего исследования мира стали появляться мотивы и для этого. Тогда я с удивлением обнаружил, что казавшиеся раньше непобедимыми крепкие чудища с большими дубинами оказываются мне по плечу, а запасы хрупкого оружия не так трудно пополнить. Да и лупить монстров разным оружием веселее. И тогда я решил вернуться к каждому обидчику, чтобы припомнить былые унижения и показать, кто в Хайруле Избранный.

Я все помню, но теперь у меня есть камнелом!
Я все помню, но теперь у меня есть камнелом!

К этому моменту понимаешь, что мог делать все то же самое и раньше, просто не хватало ни знаний, ни умений. А та самая система, благодаря которой Линк становится более боеспособным, тоже вызывает уважение. В BotW нет необходимости крошить монстров пачками ради опыта. Достичь могущества, да и выполнить множество квестов, можно разными способами. Убить монстра ради какого-то предмета, купить необходимое, найти, получить в другом квесте или вообще решить загадку в святилище. Эта гибкость одновременно делает игру проще, но дает выбор и разнообразие.

И так я приближался к финалу, одновременно желая пройти игру, но еще больше хотелось найти и попробовать все, что может предложить Хайрул. Это приключение вызвало самые теплые ассоциации с теми временами, когда я пытался разобраться в играх, даже не зная английского. Zelda BotW - это путь исследований и открытий, она не требует от тебя каких-то особенных навыков, просто немного любопытства. В ней ты волен сам устанавливать, насколько сложной игры ты хочешь: в равной степени интересно рубиться с монстрами без подготовки и доказывать себе, что ты это можешь. И так же весело просто ползать по горам, обнаруживая подозрительную ямку, в которой спрятался корок. Для этого нужно лишь желание, а уж возможностей через край.

Смотря на финальные титры, я испытываю смешанные чувства. Мне хочется исследовать этот мир дальше, тем более, осталось еще много занятий. С другой стороны, у меня больше не будет так умело расставленных сюжетных стимулов, которые приятно радовали по мере прохождения. Не за горами новая игра из серии The Legend of Zelda, которая непременно подарит мне много приятных впечатлений. А до той поры я, пожалуй, буду возвращаться в Хайрул время от времени.

Жду с нетерпением
Жду с нетерпением

Особая благодарность Dead Jack , редактору этой статьи.

124124
158 комментариев

У тебя не было ощущения однотипностт игры? Я вот наиграл 30 часов и начинаю понимать, что уже увидел практически все, что есть в этой игре есть, из-за чего исследовать уже не так интересно. Но в целом игра отличная, единственное немного бесит молчаливый Линк, хотелось бы чтобы это исправили.

12
Ответить

Да Линки всегда молчат.

12
Ответить

Я вот наиграл 30 часов и начинаю понимать, что уже увидел практически всеЯ наиграл часов 100 с плюсом и то нахожу что-то новое в игре. Например буквально недавно узнал, что во время битвы с определенным боссом, его можно отвлечь бананами и это даже лорно обосновано. И таких мелочей, которые можно обнаружить при повтором прохождении десятки, если не сотни.

8
Ответить

Ну опенворд пустоват и понатыкан кокорами и данжами, но встречаются вполне себе крутые участки мира с загадками на всю локацию, да и куски мира где сюжетные гигантски данжи вполне себе добавляют новые моменты в механике. Впринципе если игра надоела всегда можно просто завалить глав босса (но лучще всеж сюжетные квесты сделать)

3
Ответить

Ближе к концу было. А именно вторичности относительно других игр небыло по двум причинам: последняя игра до ботвы - Скайрим, он другой. Ну и вот так вот просто шариться по горам, без цели, имея только путь. Конечно многое уже было где то, но трудно сделать абсолютно оригинальную и новую игру

1
Ответить

Игра с Большой Буквы "И". Олицетворение самого понятия игры как цифрового развлечения. Спасибо за материал.

14
Ответить

Да, такое же мнение у меня. Именно игра для удовольствия и развлечения, без хоррора, без нервов, красивая. Шикос

4
Ответить