Nintendo в СССР и «лихих девяностых» - делюсь воспоминаниями
Ave читатель! История игровой компании Nintendo, весьма любопытна. В ней есть интереснейший путь развития от производства игральных карт и простых детских игрушек, до игровых автоматов и консолей. Ну, и как же без игр? Mario, Donkey Kong и прочие развлечения, которые радуют нас, уже несколько десятков лет…
Повторюсь, что история этой знаменитой компании обширна, и возможно на эту тему уже были написаны книги. Или будут написаны. Ну, а я со своей стороны, просто поделюсь воспоминаниями, как я лично в прошлом веке, имел радость и удовольствие приобщиться к продукции Nintendo.
Что интересно, «первый звонок» к появлению «Нинтендо» в СССР прозвучал весной 1971 года. НА XXIV съезде КПСС было принято решение увеличить количество и качество игрушек для советских детей. Решение было принято, осталось разобраться со стратегией выполнения. На выбор было два варианта. Вариант первый – все создавать самим и «с нуля». Идеи, чертежи, разработки, пробные образцы, испытания – на это ушли бы немалые деньги и долгие «человекочасы». Вариант второй – купить у зарубежных производителей оборудование для производства и начинать выпускать игрушки, попутно набираясь опыта и разрабатывая свои проекты на основе изученного.
Как вы уже поняли, был выбран второй вариант. И уже в том же году начались деловые переговоры с представителями зарубежных компаний. Именно благодаря этому, в середине семидесятых был открыт Донецкий Завод Игрушек, а с 1977 года на прилавках советских магазинов появились те самые наборы солдатиков…
Но вернемся к Nintendo. Вернее к ее карманной консоли из серии Nintendo Game & Watch. Эти консоли выпускались с 1980 по 1991 год. И собственно именно одна из моделей этой серии привлекла внимание представителей советского игрушечного производства.
К большому сожалению, никаких документов относительно той сделки мне найти не удалось. А вот год выпуска отечественного Game & Watch известен – 1984 год. Выпускали у нас это развлечение в таких городах как Витебск, Пинск, Зеленоград, Калуга, Орёл, Рига, Арзамас, Северодонецк и других. У нас эта карманная продавалось под названием «Электроника». Цена игры была 25 рублей (при распространенной зарплате в 100 рублей), позже цена упала до 23 рублей.
Первой (и самой известной) адаптацией «Нинтендо» для советского рынка стала игра «Ну, погоди!», более известная как «Волк ловит яйца». В оригинальной японской консоли это был не Волк, а Микки Маус. Так что у нас рассудили, что американский мультипликационный герой нам не нужен, и «мышь стала волком». Впрочем, спустя несколько лет, у нас был выпущена и оригинальная игра с Микки…
От времен советских, давайте плавно перейдем к временам российским. К девяностым годам. Тем самым девяностым, которые сделали одних богатыми, другими мертвыми, а многих просто ограбили. Но нас интересуют не политически-экономическое состояние когда-то 1/6 части суши, а роль Nintendo на этой территории. Весь юмор с сатирой состоит в том, что пиратская продукция Nintendo у нас продавалась в разы больше? Есть ли смысл повторять известную историю Dendy от российской компании Steepler. 1992 год – это дата рождения приставки Dendy, нашего клона Famicom.
Первоначально Dendy изготавливались на тайваньском заводе, ну а позже производство освоили и у нас (приставка «Сюбор»), но опять же из привозных деталей. В 1998 году компания Steepler стала банкротом и разорилось. Но мы помним и коробки «с мотоциклистом», и веселого слоника из телевизионной рекламы…
Но «лицензионный продукт» Nintendo постепенно завоевывал российские рынки. Сам я родом из небольшого города, и мне повезло в те годы работать в магазине, который собственно являлся одновременно и видеопрокатом и продажей игровых консолей с носителями. К нам, ни одной лицензионной приставки (восьмибитной) и лицензионного картриджа так и не доехали. И собственно зачем? Приставки и носители стоили значительно дешевле «фирмы». Многие покупатели даже не подозревали о существовании «японца», крепко веря, что у них и приставка фирменная, и носитель такой же ;).
И как же не сказать пару слов в сторону Сергея Супонева, который был телеведущим программ «Dendy – новая реальность» и «Новая реальность»? Программа была очень популярной, отдельные фанаты даже выпуски на видеокассеты записывали…
Но настоящей райской прогулкой для меня был тот день, когда я приехал в Москву, и посетил ВДНХ (точно не помню, как оно тогда называлось) и попал в такой огромный отдел с игровыми приставками, что наш немалый по размеру магазин, казался не более чем кладовкой. И добрался я туда не просто так, а чтобы прикупить себе приставку, ибо как оказалась разница в цене у нас была выше чуть ли не в два раза.
Собственно все наличные приставки я тогда на ВДНХ «пощупал» в поисках той самой необходимой. Выбор был между Sega Mega Drive и Super Nintendo. В бою 16ти битных противников, победило детище «Сеги». Ибо, при примерно равной цене на саму консоль, цены на картриджи существенно отличались. Дело в том, что на «Сегу» можно было найти просто огромное количество игр по вполне демократическим ценам, а вот за три носителя от Super Nintendo, нужно было заплатить столько же, сколько за саму приставку. Причина простая – пиратских картриджей на эту приставку как бы и не было. Все видимые мной игры были и картонной упаковкой и буклетом внутри. Так что можно смело сказать, что у нас битву «Сеги» против «Нинтендо», Sega выиграла благодаря пиратской продукции.
Nintendo Game Boy. Появилась у нас в середине девяностых, а в Японии продажи стартовали в 1989 году. Мечта многих игроков, но черно-белый экран (я держал в руках именно такую модель), быстрый расход батареек (встроенного аккумулятора не было) и небольшой выбор игр заставили меня отказаться от данной покупки. И не жалею об этом…
А вот другое детище Nintendo под названием Virtual Boy был моей мечтой. И действительно выглядело устройство как нечто из фантастических фильмов типа «Газонокосильщика». Но, после того как на том Же ВДНХ я опробовал чудо-шлем, желание обладать им исчезло буквально за несколько минут. Вырвиглазная палитра из черно-красных оттенков, невозможность играть вдвоем и малое количество игр (в основном это были спортивные) сказали свое веское «нет». Плюс, после буквально пяти минут игры, у меня начали слезиться глаза. Разрешение в 384 x 224 точек на таком расстоянии, глазам пришлись явно не по вкусу. Ну и стоит добавить, что сама компания Nintendo справедливо считает Virtual Boy своим провалом – цифры продаж не дадут соврать. 770 000 проданных консолей – это очень мало…
Ну, а дальше я стал счастливым обладателем PC, и тот же Nintendo GameCube прошел мимо меня. В любом случае, продукция «Нинтендо» (пусть даже в «пиратском виде») оставила яркий след в моей игровой жизни, как и в жизни многих других игроков, детство/юность которых пришлась на девяностые годы…