Kane & Lynch - слишком злая история, чтобы закончиться
Дилогия стрелялок от создателей Хитмана запомнилась отнюдь не за проработанный геймплей или нововведения. В конце концов, шутер от третьего лица Gears of War с укрытиями и упрощенным тактическим взаимодействием с союзниками вышел до них. А в Кейне и Линче вдобавок это было реализовано довольно криво. Игра брала сеттингом и персонажами. Мало где дают взять роль даже не антигероя, а законченной мрази. У антигероя есть белые пятна на черном одеянии, а протагонисты этих двух игр их начисто лишены и весь сюжет мы наблюдаем чистейшее противостояние черного против черного. Именно на шок-контент делали ставку IO Interactive. Даже уровни сложности они назвали в честь популярных веществ у страдающих от зависимости. И надо сказать, плевок на общественную мораль сделал свое дело и дал играм славу в узких кругах. По крайней мере, это у разработчика вышло лучше, чем у какого-то провокативного Hatred.
Первая часть носит подзаголовок "смертники", и в тюрьме по пути на заслуженную казнь мы и встречаем обаятельную парочку. Сидящий на успокоительных маньяк Линч, с большой вероятностью убивший свою жену, и беспринципный предатель-рецидивист Кейн объединятся в борьбе за жизнь, чтобы выплатить долг последнего перед преступным синдикатом. И нет, не в обмен на свободу бывшего члена банды, он уже приговорен не только законом, но и мафией. Сражаться будем ради дочери, которую Кейн не хочет потерять, особенно после того, как первый его ребенок нашел спрятанный пистолет отца и случайно застрелился. Эта предыстория морального падения будущего ублюдка почти не рассказана в самой игре, находя место лишь в галлюцинациях героя, когда он находится на грани между жизнью и смертью.
Игра проведет героев через самые злачные места мира, намеренно тыкая жестью в лицо, заставляя докуривать бычки, бить и похищать женщин, расстреливать в психозе заложников, убивать бывших подельников на заброшенной стройплощадке, которая должна была стать их могилой, и даже повоевать на Кубе в рамках сфабрикованного мафией государственного переворота. Сценаристы намеренно задевают все чувствительные стороны поборников морали, убивая жену главного героя за провал дела, и заставляя Линча под управлением компьютера решетить трупы врагов. Неудивительно, что у подобной истории попросту не может быть счастливого конца - либо Кейн не изменит себе и в очередной раз предаст друзей, за что его возненавидит даже собственная дочь, либо потеряет ее. И судя по сиквелу, где Линч напоминает Кейну про предательство, а его дочь жива, каноном является именно совершение подлости.
В продолжении место действия перенесется в Шанхай и то, что должно было стать очередной противозаконной сделкой, обернется погоней по всему городу от мести местного мафиози. В меню на этот раз голые промежности в мыльном блюре, перерезание горла на камеру, снаффы и тошнотворный визуальный стиль трясущейся дешевой китайской видеотехники. Сумбурное короткое приключение на этот раз сменит главперсону на сумасшедшего Линча, отчего повествование станет еще беспардоннее, бредовее и непоследовательнее, по-прежнему отвратительная стрельба прилагается в подарок. Непросто заставить игравшего пересказать события, но скорее всего он упомянет про череду нелепых убийств по случайности, служащих основными двигателями сюжета, изнасилование женщины Линча на камеру, пытки голых людей острыми предметами, а также возросшее в 2 раза число убийств женщин на экране. Персонажи цинично шутят про детскую проституцию и по-прежнему не отдают отчета в своих действиях, вследствие чего одна случайная смерть из-за несдержанности сменяется другой, а под конец ты уже сам путаешься, каких болванчиков убиваешь сквозь объектив мыльной камеры,тем более что игра не делает различий между бандитами и продажными силовыми структурами. По мнению авторов, в Шанхае все смешались в кучу, люди, кони. Начавшееся из-за ничего безумие завершится тоже ничем и психопаты попросту сбегут из города на ближайшем рейсе, и только черт знает, какой курс они заставят взять пилота. По крайней мере, подзаголовок "собачьи дни" игра оправдывает.
Игры про Кейна и Линча собрали внушительное внимание прессы, в планах даже было снять криминальную драму по мотивам, но дело было заброшено в долгий ящик и забыто. Плохие продажи нелепого сиквела также не радовали инвесторов. В следующий раз камео отвратной парочки появится лишь мимолетно в одном из хитманов. Неужто большего мрази не заслужили? А ведь как могла бы завершиться эта история?
С учетом давящего педаль в пол мрачности сеттинга, продолжение должно было бы придерживаться принятого курса жестокости, но починить геймплей и внести логики в сюжетную составляющую. Бегущие от всего мира дьяволы должны были бы участвовать в показательных пытках, как Тревор из GTA 5, сценаристы добавили бы очередного шок-контента вроде убийства детей, на что хватило духа у Postal, вследствие чего проект запретили бы во многих странах. Погибшим ребенком могла бы стать непосредственно дочь Кейна, как месть мафиозных кланов. А в финале мразей бы ждал неминуемый и жестокий конец, быть может, даже от руки друг друга. Невозможно искупление в подобных историях. Мог бы кто-нибудь представить стареющих гангстеров уходящими в закат по берегу моря, как Макс Пейн? Ода мортидо, деструдо и саморазрушению в целом может иметь лишь закономерный печальный для поющих ее исход. Взявший меч в руки от меча и погибнет, персонажи совершили все возможные грехи и прежде всего тяжкий грех Иуды - предательство. Предательство товарищей, своих семей, женщин, моральных норм, да и просто норм игростроения, черт возьми. Вряд ли проект когда-то получит перезапуск или продолжение, его время ушло, а играть в него изначально было не слишком приятно. Но как игра-событие, видеоигровой нонсенс, занятная штука в кунсткамере игровой индустрии, она заслуживает право быть. В конце концов, как доказательство того, что чернуху себе могут позволить не только Rockstar или Running with scissors. Но не жестью единой строится хайп, согласитесь?
Статья написана для конкурса «Идеальный финал»