Zelda Gamelon (CD-i) — очередной хиден гем отечественного (пусть и частично) геймдева
Знакомство с игрой
С этой игрой я познакомился так же как и с лицами зла, еще в 2k16, но только в 2021 с форсом Моршу про них вспомнил и только тогда я смог понять гениальный смысл юмора в этих играх. Как оказалась у лиц зла, была игра сестра-близнец гамелон, на том же движке, но где играли уже за Зельду. Я бы поиграл в обе несколько раз и в ремастеры и оригиналы, и их трудно воспринимать как отдельные игры, скорее это одна игра, которую искуственно разделили на две части(так и оказалось). Хоть с ввиду и обложки игра выглядит как игра для девочек, но внешность бывает обманчива, так как эта игра подойдет и пацанам, так же как и ларка и метроид например. Именно на таких героинь Зельда и будет здесь ровнятся.
История Создания
Игровая компания Nintendo ходили разработать CD дисковод для своей новой в то время игровой консоли SNES, но в одиночку они справится не могли, из-за чего сначала обратились к Sony и те разработали им прототип, который хранится в коллекции и для него даже делают рабочие ретро-игры, но контракт был разорван по той причине, что Nintendo посчитали его невыгодным и перешли к сотрудничеству к их конкуренту - компании PHILIPS, которые разбирались в производстве CD плееров, и у них уже была на готове новая консоль - PHILIPS CDi - использующая довольно популярный в то время процессор Motorola 68000, который использовался в таки консолсях как Sega Mega Drive и компьютерах Apple и Amiga. PHILIPS не стали ставить таких условий как Sony(а они в изначальном контракте хотели заниматься распространением CD для SNES-CD без контроля Nintendo), но попросили права на использование персонажей и Nintendo им дали 5 персонажей - среди них были: Зельда, Линк, Марио, ганон и кто-то пятый. Но реально PHILIPS использовали больше персонажей, и должны были консультироваться по деликатным вопросам с Nintendo, чтобы не опорочить образ персонажей и попросили не показывать всякую пошлятину(со слов Стивена Радоша - испольнительного продюссера всех Nintendo-CD-i игр).
Похоже, что должен был быть Donkey Kong CD-i в Hotel Mario его не добавили
PHILIPS для разработки игр по франшизам Nintendo использовали свежеиспеченные дочерние компании, а также сотрудничали с Дейлом ДеШароном, который до этого работал в дочерней компании Spinnaker Software и смог зарекомендовать себя как профессиональный разработчик.
До этого Дейл участвовал в разработке таких игр как Laser Lords(эксклюзив CD-i с бредовыми пластилиновыми катсценами, но класным OST от Тони Триппи, который и напишет OST для российско-американских Зельд).
Когда он искал сотрудников для разработки игр, ему удалось найти Игоря Разбова - эмигранта из СССР, который подсказал ему, что нужно привлечь аутсорс из России, к тому моменту российские разработчики уже начали работать на экспорт(компания Doka, где ключевой фигурой был Алексей Пажитнов - создатель Тетриса).
Также один из директоров Доки (не два) прокомментировал разработку игр для CD-i, и сказал что они наверно единственные кто делал для него игры в России(а ООО "АМИ" Разбова которое разработало системсейлеры этой консоли видимо для него шутка).
Обзор геймплея
Собственно перейдем к самой игре, здесь нас также встречает заставка PHILIPS и заставка самой игры, после чего начинает играть атмосферная музыка, наверное одна из лучших во всей серии игр, только бы Болеро мог с ней сравниться:
Далее будут спойлеры сюжета, если для вас это так страшно, то сначала пойграйте, а потом читайте, но только посмотрев эти катсцены вы сможете прочувстовать сюжет, так что перейдем к основным моментам:
Начинаем игру и видим, что Король Харкинян хочет помочь своему родственнику - Герцогу Онкледу, остров которого был захвачен гэноном и сам Король отправляется в плаванье, чтобы его спасти.
Зельда пытается его отговорить, но он игнорирует её предостережения, в то время как Импа(первое её появление в играх) успокаивает её, нам здесь даже покажут трайфорс в руках и героев(как тебе такое Окарина), и просит через месяц послать Линка, если с ним, что-то случиться.
Послушайте прекрасную озвучку Линка в этой игре:
Но отважного и безрассудного Линчика-Ленчика берут в плен и среди героев остается только Зельда и эта женщина-гигачад отправляется всех спасать.
Геймпленно же игра похожа сразу на несколько игр, среди которых:
1.Zelda 2: Adventure of Link - Зельда с видом сбоку, была принята смешанно из-за неадекватной сложности (чтобы игру нельзя было пройти за вечер) и резкой смены геймплея по сравнению с оригиналом
2.the Dark Castle - который тоже выходил для CD-i, и скорее всего оттуда была взята идея с веревками
3.Laser Lords - оттуда был взят принцип работы NPC. Там Дейл и научился разрабатывать игры для CD-i.
Дейл Дешарон хотел разработать Зельду с видом сверху,но картинку пришлось бы ухудшить, а PHILIPS заботила только графика, и тогда он решил делать сайд-скроллер.
В целом это вполне неплохая метроидвания. Эти игры довольно несложные, если настроить управление и запомнить куда нужно прыгать, потому что это ни всегда понятно.
Так выглядит местный Моршу, его родственник Ушром. В то время как Моршу напоминает Сидоровича(скорее всего его с Моршу и срисовали), Ушром своим истеричным характером и розовой бабочкой напоминает одного манерного художника, только пажилого.
Такой славы как усатый пухляш он не получил.
У него хватает наглости просить у Зельды денег, хотя с её крутым характером стоило бы не рисковать, а отдать ей всю лавку.
Стоит обратить внимание и на спрайт Зельды, одета она ни как принцесса из средневековья, а как из фэнтэзи (эльфийка все таки), художники брали за основу костюм Зельды из Марио-шоу(там и был мультсериал Легенда о Зельде и Капитана Н). Также если сравнить со спрайтом Линка можно заметить и разницу в характерах героев: Линчик просто вышел погулять, чтобы получить поцелуй от Зельды, в то время как Зельдочка идет серьезно кромсать врагов в мелкий фарш. Игроки также обратили внимание на размах мечей персонажей. В ремастерах если пройти игры в режиме героя, то откроется возможность пройти игру за трех героев на выбор: Зельду, Линка и Харкиниана.
Зельда отправляется в пустыню Aru Ainu, чтобы получить зеленое покрывало, которое отпугивает монстров:
По ходу игры можно встретить таких мемных персонажей как Мэр Кравиндиш:
и конечно же повор:
Также одним из подвигов Зельды будет накормить голодную девочку - похоже она родственница Моршу: одета похоже и такая же горбатая.
Но Дейл ДеШарон не продумал альтернативное прохождение, её можно накормить только драконьей яичницей, остальное она есть не будет.
Тема в стиле Окарины Времени за 5 лет до её выхода:
Среди врагов Зельды мы увидим всяких магов, мумий и оборотней, также на её пути попадутся бабки-ёжки и змей-горыныч:
Зельда жестко расправляется со своими врагами, в отличии от добренького Линка.
В игре можно встретить русские названия - например озеро Шутой (Shutoy Lake). Так что видимо российская сторона принимала участия чуть больше, чем просто рисовала катсцены.
В целом Зельда справляется с геройскими трудностями не хуже Линка, но последствия этого увидем позже.
Одолев всех мини-боссов Зельде становится доступен дворец Рисонг, где и сидит приведенье гэнон.
Реально же его озвучил Марк Берри - тот же актер, что и Короля Харкиниана
Также гэнон обещает вернуться(привет лица зла)
В него достаточно кинуть палку - сюжетный предмет и он будет повержен, но Зельду могут убить падающие камни на финальном уровне - так что аккуратнее, чтобы не проходить по новой.
После чего она вызволит Короля и Линка из заточения. КОНЕЦ,
Интересные факты
В гамелоне задействована неиспользованный предмет - сердца, которые Зельда должна была подобрать после победы над айроннаклом и гектаном, но их убрали. Их можно найти в файлах игры
Из журнала SNES мы можем заметить, что катсцена где Зельда держит Линка за плечо выглядела по другому, присмотритесь на её улыбку, в самим катсценах CDi вы этого кадра не найдете.
Перевод статьи из журнала SNES:
PHILIPS заполучили большую победу для их новой системы CD-i. Они имеют лицензию The Legend of Zelda от Nintendo и работают над новыми играми с Линком, гэноном и Принцессой Зельдой.Хотя игры которые мы увидели: лица зла и гамелон не завершены, их геймплей удивляет. Вместо вида сверху эти игры имеют вид сайд-скроллер.
Первая вещь о которой задумываются большинство людей это превосходная графика CD-i игр. Компакт диск может хранить гораздо больший объем данных, чем картриджи, так что это делает возможным иметь длинные и детализованные анимационные катсцены и задние фоны с высоким разрешением, как один из них - места снаружи.
Еще в 1993 году Сони все таки пытались помочь Нинтенде с их приводом для SNES(но уже наподобии SEGA-CD). И уже все втроем вместе с PHILIPS разрабатывали действительно инновационный аддон, с большим количеством оперативной памяти, чтобы сократить время загрузки, который к тому же должен был поддерживать запуск CD-i игр.
Sony выпускали консоль совместно с PHILIPS - портативный CDi. Так что все таки можно было поиграть в Зельды на консоле от Sony.
Герцог Онклед очень уж похож на Короля Харкиниана, и скорее всего является его близким родственником. Катсценны с ним рисовал Денис Чернов - режиссер Смешариков. Своей работой здесь он не особо гордиться, но был не против дать интервью.
Зельда - армянка, её фамилия Харкинян, а её отца все называют по фамилии(в игре его зовут кинг - король), Харкинян есть лишь в руководстве(и возможно в файлах игры), фанаты считают что его имя - Джон.
PHILIPS CD-i ОФИЦИАЛЬНО продавали в России в фирменом магазине PHILIPS в Москве, но российскую озвучки на игры от российских же разработчиков вы не получите, хотя художники из ООО "АМИ" за сверхурочные скорее всего бы справились с этой задачей, видимо расчет на то, что тот у кого есть штука баксов в середине девяностых с большей вероятностью и так владеет английским, хотя все равно было бы приятно послушать на великом и могучем .Фанаты же так и не перевели эти игры целиком, только частями -кто-то качественно, кто-то халтурно, но и на том спасибо. Качественную российскую фан-озвучку смог получить только Моршу, но его в этой игре нет.
Наследие
По данной игре(как и по лицам зла) было созданно множество мемов и пупов и в иностранном ютубе имеют большое фанатское сообщество, которое пишет музыку по этим играм, рисует фан-арты и разрабатывает фанатские игры.
В дальнейшем будет выпущено множество интересных духовных продолжателей, которых бы следовало упомянуть, среди них:
0.Zelda CD-i - HD remake
C4DNerd - 3д аниматор, который решил переделать катсцены из этих игр в 3D- и у него довольно неплохо вышло. Но похоже его энтузиазм угас(катсценам уже 7 лет).
1.Arzette: The Jewel of Faramore
Уже более завершенный проект от Dopply, который разработал фанатские порты-ремастеры дулогии CD-i Зельд для ПК, разрабатывал их 4 года и релизнул в ноябре 2020. После чего занялся непрямым продолжением этих игр.
Видно что принцесса Арзетта довольно сильна похожа на CD-i Зельду внешностью и характером, еще чуть-чуть похожа на Линка(прической и глазами). Возможно их дочь, а другой цвет кожи можно объяснить тем, что спит не в кровати, а в солярии. Еще её предполагаемый дедушка (не Харкиниан, а отец Линка скорее всего имел смуглую кожу, но сыну не передалась, а передалась внучке (такое нередко бывает))
Также в этой игре есть родственник Моршу:
Скорее всего игра выйдет 10 октября 2023 года, сами думайте почему. (Но это чисто мои домыслы)
И еще звуки здесь взяты прямиком из CD-i игр.
2.ENA: Dream BBQ
Ena - Это артхаусная дань ретро-поп-компьютерной культуре, и кусочком Ины являются катсцены - пародирующие CD-i стилистику. Конечно там другой сюжет, но влияние вполне заметно(1:11 и 1:20)
3.МЕМНАЯ БРАТВА (BROTHERHOOD OF MEMES)
ждите осовременного переосмысления и пародию на отечественные мемные игры, где катсцены будут уже в RTX HD 3D стиле, и место действия переключится с фэнтэзи средневековья на современность, соответственно будет множество мемчиков, геймплей будет в стиле ГТА. Планируется MMO составляющая - МЕМНАЯ БРАТВА ОНЛАЙН
Релиз будет 10 октября 2023.
В отличии от Арзетты пока только на ПК (шиндоус и люникс)
Вердикт
Несмотря на то, что первая игра где мы действительно играем за Зельду вышла одновременно с лицами зла, видно, что она делалась чуточку раньше, из-за того, что в некоторых местах есть просадки fps, и даже встречались вылеты(про оригинальные версии), и имено в гамелоне есть множество уровней с неадекватным геймдизайном.
В целом из плюсов игры можно отметить:
1)Можно играть за Зельду
2)Мемные катсцены(WHAT'S FOR DINNER(что на ужин?), GREAT(ЗДОРОВО), GOOD(ХОРОШО), THIS IS ILLEGAL YOU KNOW(это незаконо - вы знаете),только вот простите, игроки мы не можем предоставить вам Моршу, возвращайтесь играть в ММММ Линк: лица зла), здесь же торговец - пожилой мафиозник.
3)Качественная 2D графика для 1993 года
4)Первая крупно-бюджетная игра с участием российских разработчиков
5)Очень Зельдовые саундтреки, главная тема и Кобитан
Минусы:
1)не очень хорошее управление
2)Оригинал есть только на CDi который сейчас стоит дороже PS5, а так на ПК есть эмули и фан ремастеры
3)местами неадекватные уровни, не понятно куда можно наступать, а когда нельзя. Но при втором прохождении это уже никак не мешает.
4)очень много отсебятины от разработчиков, особенно в характере персонажей, конечно их основным материалом были комиксы и мультсериал, где уже характер Линка и Зельды значительно отличался от задуманных авторами, но маньячкой её сделали уже разработчики этой игры. Канон Зельды во многом игнорируется, Хайрул почти не упоминается(возможно из-за лицензии).
Поиграйте, порофлите с мемчиков. Потому что Зельду я себе и представлял как Бой бабу , и игра исполнила мои ожидания, и еще она здесь одевается молодежнее, потому что эльфийки сражаются не хуже эльфов.
Источники
- Причудливая история Super NES CD-ROM: https://habr.com/ru/articles/423041/
- Как создатели мемных спин-оффов Зельды изменили индустрию: https://dtf.ru/games/930094-kak-sozdateli-memnyh-spin-offov-zeldy-izmenili-rossiyskuyu-industriyu-igr-i-animacii
- Дейл Дешарон - легенда: http://blog.hardcoregaming101.net/2012/09/dale-desharone-unspoken-legend.html
хайдден гем
Hidden произносится как хиден, а не хайден.
поправил
Комментарий недоступен
Мой лайк был одним из первых. Но спасибо, что позвал. Продолжай в том же духе
Комментарий недоступен
Бля, музыка в главном меню, как из порнухи 90-х