Шишки, цветочки, гномы и насилие

Я тут недавно прошёл Bramble: The Mountain King, «хрючево для геймпаса», как бы выразились некоторые игроки...
И что-то настолько она мне понравилась, что я решил обязательно написать про неё обзор.

Да даже не просто понравилась, а оказалась очень неожиданным шедевром, может даже одной из лучших виденных мною инди. Не хуже той же Little Nightmares, с которой её частенько сравнивают.

Тут есть мааленькие кусочки спойлеров, но я их по-своему выделил, так что думаю, проблем с ними возникнуть не должно.

Итак, прекрасный страшный мир

Для начала поясню, что Bramble это адвенчура с видом сбоку (а иногда и сверху), в которой местами присутствует хоррорная составляющая.

Самое интересное в том, что у игры есть свой самый что ни на есть полноценный лор, продуманный и вполне необычный – но чтобы плавненько к нему подвести, я для начала опишу вселенную.

Это фэнтези. Волшебный и местами невероятно красивый мир с неповторяющимся дизайном, прекрасной графикой и умиротворящими пейзажами, дабы игрок мог легко расслабиться – здесь в достатке всяких лесов, полей, цветочков, деревень, замков и т.д. и т.п. Короче тех мест, где очень пригодился бы фотомод, будь он в игре.

Так приятно иногда побродить и поизучать всю эту красотищу.

С технической стороны у меня тоже ну практически никаких претензий – всё сделано зрелищным и детальным, растения, персонажи, локации и даже трупы – всё приятно смотрится; задние планы гармонично блюрятся, чтобы выделить расположенное спереди, а освещение неплохо придаёт всей этой картинке реализма.

И вот тут игра мне очень напомнила Unravel – если кто не знает, это тоже адвенчура, только гораздо милее, без ужастиков, а играть там надо за ожившие нитки.

Шишки, цветочки, гномы и насилие

Но главное – там точно такая же реалистичная графика, воссозданная на увеличенных предметах окружения из реальной жизни – допустим, можно бегать между травинками или прыгать по здоровым грибам.
В обеих играх герои очень маленькие, как тараканы.

А вторая игра, которой, как мне показалось, вдохновлялись разработчики – это Plague Tale. Но не столько картинкой, сколько атмосферой и общей структурой путешествия. Вот смотрите:

– то мы бегаем по милым полям под расслабляющую музыку;

– то где-то крадёмся среди мяса и крови, от чего-то прячась;

Шишки, цветочки, гномы и насилие

– то общаемся с доброжелательными людьми;

– то неожиданно эти люди начинают умирать у нас на глазах.

Ну разве не похоже? Plague Tale перемешивает всё это, то кидая игрока то в безопасную среду, то вырывая из неё в более жестокую и суровую.

И Bramble тоже: такие сменяющие друг друга противоречия добавляют игроку чувство тревоги – хочется же вернуться в более спокойное место, подальше от темноты и ужасов.

Но вернуться нельзя.
Но вернуться нельзя.

Хотя если часто видеть этот приём, то он надоест. Но в этой игре с этим вроде всё в порядке – я ни разу не уставал ни от ужасов, ни от мирной обстановки, игра всё подаёт равномерно и с разнообразием, это я вам обещаю.

Зато чего совершенно точно нет ни в Plague Tale, ни в Unravel, так это всяких волшебных существ.

Живут здесь очень странные, но всё же прикольные, а иногда и агрессивные, создания разных форм и размеров, милые и смертельно опасные: от малюсеньких лилипутов и гномиков, до людей, великанов, троллей и других чудовищ. Люди тут тоже слегка... чудовища, но об этом позже.

А игрок постепенно со всеми знакомится. Вот скажу честно, иногда я просто не мог перестать улыбаться, настолько мило или даже забавно выглядели некоторые сценки.

Например, ближе к началу игры мы встречаем гномиков – такие мелкие, крайне прикольные и совсем не злые микрочелы, обожающие играть и не делать ничего полезного. Немного глупые.

Но зато с ними весело, один раз мы даже помогали им собирать ожившие грибы.

И вот это как раз делает игру такой эмоциальной, благодаря уже упомянутому противоречию между уютом и хоррором. Гномы такие смешные и невинные малютки – а живут в таком жестоком, полном боли и страданий, мире. Без шуток, мне их было очень жаль.

Кстати отличный момент, чтобы отметить - в игре великолепная музыка.

Кроме магических существ здесь обитают и реальные зверушки, например ёжики или жабки. И, как видите, на них даже можно покататься.

А ещё... здесь обитают монстры.

Только самое интересное не в самих монстрах или их дизайнах, а в том, что у всех есть свой кусочек лора.

Шишки, цветочки, гномы и насилие

Вот знаете, у меня как-то отложилось в голове, что в подобных играх все враги просто, ну, злые. Злые и злые, хотят нас убить или скушать. Может я слишком мало адвенчур видел?

А в Bramble все имеют свои «причины». Свою личную историю, почему они стали такими злыми и почему они все не просто какие-то дефолтные Нпс.

Хочу рассказать о них подробнее, так что следующие три абзаца – спойлеры (но они не сюжетные, так что думаю, ничего критичного).

  1. Вот, например, в один момент мы наблюдаем, как главного героя «тянет» куда-то в озеро некая музыка – и нам рассказывают о человеке, обожавшем играть на скрипке, о том как люди его ненавидели и избивали, как он потерял свою любовь, как сошёл с ума и убил всех, заставив их насильно танцевать, пока их кожа и кости не истёрлись, превратив их в танцующие трупы...
  2. А вот стоит пустая деревня, в которой почему-то совсем никого не осталось – нам рассказывают трагичнейшую историю о чуме и о бедной девушке с дневником, как она потеряла своего возлюбленного, как там все медленно и жестоко умирали, и о том, как это страшно – сидеть в одиночестве и ждать своей смерти без возможности что-либо сделать...
  3. А вот женщина. Нам рассказывают, как она своим колдунством заманивала мужчин в свой лес, и те не возвращались. А те, кто остался в живых, начали убивать девушек из своей деревни одну за другой, думая что одна из них и была той ведьмой.
    И что в итоге? В итоге вся деревня умерла, а лес был сожжён. А последних пятерых, самых храбрых, та женщина повесила на деревья, разорвала им грудные клетки и начала вытягивать какие-то магические силы из их всё ещё бьющихся сердец. Вот так.
Шишки, цветочки, гномы и насилие

И больше тех людей никто не видел... Пока к ним не пришёл главный герой.

Ну разве не здорово? Сплошная депрессивность и много драмы.

И блин, какое же здесь приятное повествование!

Мало того, что оно равномерное – мы читаем именно о тех местах и личностях, с которыми прямо сейчас взаимодействуем – так ещё и передают его через небольшие, стильные книжки с красивейшими иллюстрациями, уникальными оформлениями и даже полноценной рассказчицей.

И конечно, интересными историями. 
И конечно, интересными историями. 

Кхм кхм, а не как в некоторых ААА, через скучные полотна текста или аудиозаписи. Да, я вот не любитель читать, предпочитаю смотреть и слушать.

Сюжет скорее есть, чем нет

Ок, ладно, единственное, в чём игра сильно уступает своим жанровым конкурентам – завязка.

Просто она слишком заурядная:
Злые тролли похищают сестру главного героя, и он отправляется её спасать. Всё.

Мальчика зовут Олле, девочку зовут Лиллемор. Жабу зовут король жаб.
Мальчика зовут Олле, девочку зовут Лиллемор. Жабу зовут король жаб.

Основная же история (а точнее, предыстория) мира, которую я тут рассказывать не буду, раскрывает причину, зачем сестру похитили, и вообще поднимает интересные проблемы – жестокости церкви, слепой веры и «охоты на ведьм». А ещё в ней фигурируют цветы.

И она очень грустная, серьёзно, тут постоянно все страдают и страдают.

Лор превращает игру в нечто большее, чем простенький рассказ о спасении девочки. Мир уже не кажется каким-то... абстрактным и далёким от игрока. Скорее наоборот раскрытым и знакомым.

Шишки, цветочки, гномы и насилие

Вот опять я вспоминаю какие-нибудь Little nightmares или Limbo – там хоть и интересные вселенные, но мы узнаём их лишь поверхностно, только то что видим снаружи, а затем сами додумываем их историю. Ну или читаем какие-то теории в фандоме.

А Bramble углубляет в себя, раскрывает суть подробнее, показывая истории разных личностей со своими проблемами.

Наверное, кто-то уже думает, что этот обзор очень фанатичен – но что ж поделать, я редко встречал такое интересное раскрытие лора.
Наверное, кто-то уже думает, что этот обзор очень фанатичен – но что ж поделать, я редко встречал такое интересное раскрытие лора.

Скандинавские хорроры. Или не хорроры.

Да, тут кстати сеттинг скандинавского, норвежского и шведского фольклора (я толком не понял, вроде это одно и то же) – но это не широко известные мифы севера, так что не рассчитывайте тут увидеть каких-нибудь Тора или Одина.

Не, Bramble скорее рассказывает истории о людях или монстрах, попавших под какое-нибудь проклятие или немножко потерявших рассудок.

Если почитать мифов, то можно найти и про боссов, и про троллей, и даже про маленьких гномов (Ниссе, если интересно), и даже имя героя, Олле, является отсылкой на персонажа из мифов.

Да даже этот носатый камень там есть.

А вот что касается игрового экспириенса...

Ну, на самом деле игра не страшная. Она просто жестокая и показывает, что в мире нигде не безопасно.

Вот взять, скажем, тех же гномиков – как я уже где-то говорил, они глупые и почему-то часто лезут в ловушки, так что нам ничего не остаётся, кроме как спасать их. Так вот. Спойлеры.

Знаете, что произойдёт после одного из таких спасений?
Половина из них неудачно наступит в капканы и умрёт, на глазах у главного героя.
Зато другая половина успешно доберётся до своего домика.... И тоже умрёт! Потому что к ним придёт тролль и всех растопчет, и тоже на глазах у Олле.

Шишки, цветочки, гномы и насилие

Или например, вот заходим мы в дом. Тёмный дом. Включаем свой фонарик (гг носит с собой волшебный светящийся камушек) и тщательно стараемся что-нибудь там разглядеть в непроглядной тьме.

И внезапно из темноты начинает двигаться какой-то чел со светящимися глазами. Это очень крипово, между прочим.

Короче, многие локации игры так или иначе обязательно попробуют вас убить.

Тут много насилия или, как минимум, намёков на него – сплошные тела, кровяка, убийства, иногда и жертвоприношения, мясцо, кишки, резня, все дела...

Шишки, цветочки, гномы и насилие

Однажды мы даже гуляли по трупу здорового лося. Напоминаю, герой – лилипут.

Сам Олле на фоне всего этого выглядит ужасно слабым, милым и невинным существом – вроде добрый мальчик, старается помогать другим микрочелам, и с животными дружит, а ведь всё равно вынужден пробираться через такие сложности.

Хотяя с другой стороны.... наверное не стоит называть невинным того, кто в один момент и сам становится частью этого жестокого мира:

-----тут начало спойлеров, поскольку я очень хочу порассуждать на эту тему

Пролистайте чуть дальше, если не хотите читать.

В общем просто послушайте: та самая женщина, убившая целую деревню, а по совместительству один из боссов, начала показывать мальчику видения о его сестре. И так она его к себе и заманила.

И что-то это настолько разозлило Олле... что тот неожиданно решает жестоко убить эту женщину.

Именно... жестоко.
Именно... жестоко.

Ну что я могу сказать. Во-первых, всё это неплохо передаёт чувство ненависти, мести и так далее, короче готовности героя проходить через такие серьёзные испытания.

А во-вторых, я его прекрасно понимаю.

А то игра показывает всё так, будто герой совершил нечто отвратительное, захотел кровавой мести, короче стал одним из тех монстров, пытавшихся его убить. И там ещё такая печальная музыка играет... И кровь на лице Олле как бы демонстрирует, что тот совершил плохой поступок...

Но ведь, блин, неприятно, когда над тобой так издеваются!
Мальчик ищет свою сестру, которая возможно уже давно мертва, а когда наконец находит – она оказывается ложью, созданной лишь для того, чтобы его убить.

Олле и так настрадался. Почему бы и не прикончить одну женщину, ставшую такой проблемой для целой деревни и для него самого?

----- тут конец спойлеров

«Кто здесь?»

Так вот мысль в том, что все эти кошмары наряду с тем прекрасным миром создают эту странную, но приятную атмосферу мрачной сказки. Вроде всё такое жутковатое... но одновременно удивительное и волшебное. Да и местами всё равно слегка пугало.

Хм, а знаете, что ещё здесь удивительно?

геймплей.

Только он удивительный не в хорошем, и не в плохом смысле – а скорее по своей странности. Он немного необычен для своего жанра, и я сейчас это поясню.

Шишки, цветочки, гномы и насилие

Причин на это две:

  1. Здесь можно стрелять. Я вроде уже упоминал магический камушек, который носит с собой Олле? Так вот он ещё умеет выпускать что-то вроде лучиков света, для отпугивания страшных тварей.
    (надо сказать, c геймпада это делать страшно неудобно)
  2. И игра сложная. Нет, реально сложная, я вот от такой адвенчуры совсем не ожидал, что на последнем боссе меня убьют где-то 20 раз.

Почему так? Потому что надо изучать его атаки и уметь грамотно уворачиваться – перекатов, как в соулсах, нет, но зато есть прыжок и спринт, и игра заставляет их правильно использовать.

А ещё потому что на стиках тяжело целиться своим камушком.

А ещё потому что Олле малюсенький и умирает с одного удара.

А ещё потому что я рак и не умею быстро адаптироваться к противникам.

Но мне всё равно понравилось: вот как бы сказать, босс-файты здесь – это типичные для таких адвенчур «дуэли», где вас запирают на небольшой арене, вы сначала какое-то время уклоняетесь / прячетесь от всех атак – а затем наконец наносите немного урона. И так, условно, раза три-четыре, зависит от игры. Даже в конце первой Dead Space было нечто подобное.

Так вот в Bramble примерно то же самое, только сложнее – совсем нет права на ошибку. Вот так надо протянуть весь бой, а он там, между прочим, охренеть какой длинный – и оттого непростой.

Но сложность это не так уж и плохо – она же добавляет эпика – а с ним добавляются и эмоции.
Но сложность это не так уж и плохо – она же добавляет эпика – а с ним добавляются и эмоции.

Вышло вроде зрелищно, да ещё и на фоне играет известная классика Grieg – In the Hall of the Mountain King. Не исключено, что её подобрали специально под название игры.

И в плюс ко всему вас в конце ещё ждёт неплохая драма.

Неожиданно и приятно. Итоги.

Не, только не думайте, что игра прям безупречна, конечно у неё есть минусы. Даже не один.

  • в Bramble слегка унылый по геймплею первый босс-файт. Будет очень жаль, если кто-то его увидит и подумает, что остальные там такие же скучные. Потому что нет, они не скучные.
  • как бы я ни хвалил отличную графику, примерно в середине игры есть пара мест, где освещение слегка послабее, а текстуры не такие проработанные. Кажется, даже тени куда-то пропадали, хотя вроде должны быть. Может, мне просто показалось?
  • если часто умирать на последнем боссе, то музыка может надоесть. Вывод: не умирайте. Саундтрек конечно шикарный, но я переслушал его слишком много раз. Не будьте таким раком, как я.
  • ну и вот честно, у игры кринжовое название, «Терновник: горный король». Оно как бы осмысленное, но вообще не вызывает ни интриги, ни заинтересованности. Я даже думаю, что игра могла отпугнуть игроков как раз своим неприметным заголовком.

Но это же всё не отменяет приятной атмосферы?

В игре всё ещё интересные и разнообразные сражения с боссами, много эпика, красивые локации, полным-полно мест для любителей поскриншотить, и определённо очень эмоциональные истории.

А, ну и думаю, для игравших в Little nightmares – обязательно к прохождению. Это НЕ Little Nightmares, Bramble определённо не настолько криповая, но она всё же приятно удивляет своими остальными идеями.

Вот такой маленький инди-шедевр. Спасибо что читали.

Пост кстати написан для конкурса «Скрытые сокровища».

109109
19 комментариев

@Чернушка тут твоё приватное видео слили в посте. Инцест-оргия в кругу семьи

5
Ответить

Игра топчик, случайно нашел в game pass и пару вечеров зависал 👍

4
Ответить

Прошел на релизе и всем рекомендовал эту игру, настоящий hidden gem

2
Ответить

Прекрасная игра!
Тоже очень понравилась!
Обязательно сыграю в следующий проект студии

2
Ответить

сколько по времени примерно занимает прохождение?

1
Ответить

А, часа 3-4, она небольшая

1
Ответить

Сорри, не стал дочитывать, чтобы не портить впечатление.
Оно ж и на боксе есть? Лойс ставлю за подгон)

1
Ответить