Final Fantasy I-VI - ретроспектива серии

Вступление

Приветствую тебя, читатель! Меня зовут Сергей, увлекаюсь японскими рпг последние лет семь, а обычными и того больше. Наконец таки созрел для большой ретроспективной статьи о “Финалках”. Понимаю, что такого рода материала выходило огромное количество, но в подавляющем большинстве из них нету ни грамма смысла: мало того, что люди просто уныло пересказывают игры, не пытаясь поддавать их какому либо анализу, так они в них даже не играли! Как можно рассказать про FF IV не упомянув совершенно кретинический сценарий этой игры? Как можно игнорировать отсутствие переадресации атак в FF I? Бесполезную систему профессий в FF III? Мне кажется, мир нуждается в большем количестве критических рецензий, поэтому я решил прийти на ДТФ со своим мнением, и, возможно, встретить единомышленников)

Дисклеймер: статья написанная мною это лишь моё мнение, а не истина в последней инстанции.

Final Fantasy - это самая популярная серия JRPG в мире. Сериал, которому недавно исполнилось 30 лет, а количество игр в котором перевалило уже за 70 штук, успевший застать зарождение жанра и активно поучавствовать в его развитии, нынче заглох и находится в полумёртвом состоянии. Почему же так получилось? А ответ простой - JRPG сейчас никому не нужны. Игроки не готовы тратить сотни часов на бессмысленный гринд уровней и бесконечные случайные бои с врагами. Square, сама задававшая игровые тренды в 90-х и 00-х, теперь сама пытается бежать за разными модными штуками, и, как можно заметить, безуспешно. Попытки осовременить геймплей и ввести новые фишки приводят, за редкими исключениями (FF XII), к его деградации, а и без того никогда не блиставшие сюжеты совсем скатились на самое дно. Но так было не всегда. Сегодня мы вернёмся в самое начало серии Final Fantasy, пройдём весь путь с первой части до последней, попутно коснемся некоторых спин-оффов, и проследим, как JRPG менялись на протяжении всего этого времени.

Final Fantasy I

Final Fantasy I-VI - ретроспектива серии

Первая Финалочка была выпущена в далёком 1987 году компанией SquareSoft. В те времена компания делала исключительно клоны других, более популярных игр. И Final Fantasy не стала исключением. Хиронобу Сакагучи, создатель серии и тогда ещё её непосредственный главный босс, за основу взял вышедший годом ранее Dragon Quest. Задумывавшаяся, как последняя работа Скваре, она внезапно обрела не только огромную популярность и подарила возможность молодой компании продолжать существовать и развиваться, но и родила самую популярную серию ЖРПГ в истории, некоторые игры которой и по сей день являются эталонами жанра. Так что же такого было в Final Fantasy I?

Довольно много, на самом деле. Во-первых, появилась возможность создавать и кастомизировать собственную партию. Огромный шаг вперёд по сравнению с первым Dragon Quest, где у нас был всего один персонаж. Теперь под нашим контролем могли оказаться воин, вор, монах, и три вида магов: чёрный, белый и красный.

Во-вторых, игра стала гораздо удобнее и понятнее. Из интерфейса исчезли лишние команды вроде DOOR и SEARCH, появилась возможность сохраняться на карте мира, а не только в одной фиксированной точке.

В-третьих, боевая система также претерпела изменения. Поскольку у нас под контролем не один персонаж, а четыре, то и бои не выглядят как разборки раз на раз. Теперь на нашу партию в четыре человека может нападать до девяти врагов сразу, а сами схватки получили тактическую глубину за счёт появления слабостей у противников.

В-четвёртых, вперёд шагнул сюжет. Из банальной истории о герое, который идёт убивать дракона, здесь у нас история с перемещениями во времени, четырьмя кристаллами и четырьмя же демонами, их охраняющими, а также плот-твисты уровня 1987 года и тонны косяков и нестыковок из них вытекающих. Назвать такую историю хорошей трудно, однако, это был огромный шаг вперёд. Что-то более комплексное, чем описанное в Dragon Quest, в те времена смотрелось свежо и оригинально. Был даже целый сайдквест, который позволял развить профессии персонажей и сделать их сильнее.

Final Fantasy I-VI - ретроспектива серии

Среди прочих нововведений можно упомянуть карту миру, которая стала гораздо больше и, соответственно, увеличившееся количество точек интереса. А для изучения этой карты был введён транспорт. Нам дадут поплавать на каноэ, поуправлять кораблём, прокатиться на подводной лодкой и полетать на эиршипе.

Но, при всех достоинствах игры, у неё был большой недостаток - это ЖРПГ 1987 года, а следовательно, это запредельная сложность, случайные бои на каждому шагу и тонны гринда, без которого невозможно продвинуться дальше. Боевая система сломана, ведь в ней отсутствует такая банальная вещь, как переадресация атаки, а заклинания не работают так, как должны, или не работают совсем. Впрочем, большинство проблем были исправлены в переизданиях. Но только при игре в эти самые переиздания всплывает главный подводный камень первой FF — она совершенно пустая. Да, Final Fantasy продвинутее, чем Dragon Quest, но только в сравнении с Дрегон Квестом она и побеждает. Малое количество контента, путь к которому лежит за унылейшим гриндом, отсутствие в игре интересных персонажей, примитивная боёвка и бредовый и абсудрный сюжет - это всё, что вы найдёте в более продвинутых версиях на ПС1, ГБА и ПСП. Стоит ли играть в эту игру сейчас? Если только в качестве исторического интереса. И только в версии ГБА или ПСП, как самые играбельные.

Вывод: Неиграбельный кусок кода, который будет вам сниться в кошмарах ещё долго после прохождения игры.

Final Fantasy II

Final Fantasy I-VI - ретроспектива серии

В 1988 году, после успеха первой части, фирма Square выпускает следующую игру в серии Final Fantasy. Решив, что написать сценарий, продолжающий историю первой игры слишком сложно, Square пошли оригинальным путём - придумали полностью новую игру, использующие некоторые элементы первой части, превратив сериал Final Fantasy в некое подобие антологии, где игры хоть и не связаны между собой по сюжету, но близки по духу и используют некоторые общие элементы, вроде имён персонажей, названий и прочего. Начиная с этой игры, несвязанность одной номерной игры серии с другой становится визитной карточкой сериала.

Final Fantasy II - странный представитель жанра JRPG, так как очень многие её элементы заимствованны из западных ролевых игр. Во-первых, это ролевая система. В отличие от первой части, в FFII нет классов, которые мы выбираем в начале и не можем изменить в процессе игры. Все герои могут пользоваться любым оружием и носить любую броню, и, словно The Elder Scrolls, при использовании автоматически прокачивают навыки использования какого либо типа вооружения и ношения брони. Также была отброшена классификация мощности заклинаний с изменением окончаний, по типу: cure, curaga, cureaja. Теперь при применении заклинания оно растёт в уровнях, обозначаемых цифрой. Разработчики полностью отказались от уровней героев, вместо этого заставляя нас прокачивать умения напрямую, что до сих пор смотрится оригинально для японской ролевой игры. Вторым важным изменением является диалоговая система сменившаяся с типичного для jrpg нажимания кнопки "далее", для появления на экране следующей реплики, на систему кодовых слов; При появлении в реплике персонажа, с которым мы ведём диалог, кодового слова мы можем запомнить его и после сказать это слово для появления следующей реплики. Пошли ли эти изменения на пользу? Однозначный ответ дать нельзя. С одной стороны это интересный эксперимент по совмещению японского и западного подхода к геймдизайну, с другой — местная ролевая система несбалансированна, а диалоговая попросту не работает — вместо толковых диалогов мы имеем «прощупывание» нужной реплики, чтобы продвинуться дальше по сюжету.

Кстати, о сюжете — начинается игра с поражения нашей партии от рук чёрных рыцарей, после чего трёх из четырёх наших протагонистов спасают от смерти повстанцы. Далее сюжет повествует нам о борьбе повстанцев, под предводительством принцессы Хильды, с агрессивной империей, захватившей принадлежащее ей королевство. Как бы шаблонно эта завязка не выглядела, в сценарии присутствует несколько любопытных поворотов и множество интересных ситуаций, вроде поселения в чреве гигантского морского чудовища или целой сайд линии про фракцию драгунов и её историю, но во избежание спойлеров я не буду распространяться. Сюжет в Final Fantasy II, по сравнению с первой частью и большинством игр того времени, значительно похорошел. Авторы игры смогли в драматичное повествование, у героев появилась хоть какая то индивидуальность и мотивация, да и задача теперь не сводится к банальному собиранию четырёх элементов с боссфайтом в конце. Это большой шаг вперёд для серии и жанра — в FFII сюжет действительно хорош, причём настолько, что в следующий раз что-то сопоставимое мы увидим только в Final Fantasy VI.

Но, у этой игры есть и явные проблемы. Например дизайн уровней. В этой игре одни из худших подземелий в серии. Излюбленный приём дизайнеров уровней этой игры — ставить на пути двери, за которыми скрываются пустые комнаты с несколькими битвами, что раздражает и тратит впустую время игрока. Сломанная боевая система, недуг первой части – перекочевала и сюда. Переадресации атак по прежнему нет, а для игры на 90% состоящей из боёв - это плохо.

Final Fantasy I-VI - ретроспектива серии

Final Fantasy II - хорошая игра для своего времени, хоть и не лишенная недостатков. Самый сильный её аспект — отличный сценарий и наличие хоть какой то проработки мира (те же драгуны и их история), к тому же — FFII первая часть сериала пытающаяся привнести драматичность в повествование. Слабые её стороны — левелдизайн и геймплей. К сожалению, для игры — это критично, и несмотря на прогресс сделанный со времён первой части, язык не повернется назвать FFII хорошей игрой в наше время. В 1988 году — да, но не сейчас. И хоть лично мне она нравится, я понимаю, что играть в неё сейчас стоит только из археологического интереса.

В переизданиях была улучшена графика, музыка и починена боевая система, что позволяет оценить их на балл-два выше.

Final Fantasy III

Final Fantasy I-VI - ретроспектива серии

Однозначно, Final Fantasy II была значительным шагом вперёд — больше, насыщеннее и интереснее предшественницы. Хоть она и обладала несколько отличным от первой части геймплеем, именно в FFII появились многие элементы, ассоциирующиеся с сериалом Final Fantasy, такие как: усатый изобретатель Cid, огромные ездовые птицы Chocobo и отсутствие прямой связи между играми серии. Чем же является Final Fantasy III? Говном...

В этой части на смену бесклассовой системе развития персонажей, придуманной в FFII, приходит система профессий. Я вижу в этом закономерное развитие идей первой части, только если там мы обозначали роли в начале и не могли сменить по ходу прохождения, то в здесь игрок волен переключаться между профессиями по ходу игры, настраивая состав партии под свои нужды. В теории это даёт нам большую вариативность и возможность проходить игру разным составом партии множество раз. На деле же местный геймдизайн устроен таким образом, что в определённой ситуации нам нужен определённый состав партии. Примеры? Герои видят в полу дыру и один из них говорит, что они смогут попасть в неё если уменьшаться, что предполагает наличие в партии белого мага. После уменьшения мы попадаем в туннель со случайными встречами, а так как персонажи под статусом «мини» наносят 1 единицу урона, то чтоб продвигаться по этому туннелю нам необходимо иметь в партии как минимум 2 чёрных магов. И в этом вся FFIII, она попросту не использует потенциал своей ролевой системы. Зачем нужна возможность выбора профессии, если игра предполагает определённый состав партии на каждое подземелье и босса?

После заметно более проработанного и драматичного сюжета второй части, было бы закономерно ожидать развития именно её идей, но, к сожалению, и тут разработчики решили сделать референс в сторону первой части. Опять кристаллы, опять спасение мира. Честно говоря, я даже не знаю что можно сказать о сюжете этой игры. Он слишком пустой и банальный. В начале вы играете за четырёх подростков, попавших в пещеру и обнаруживающих там кристалл ветра. Кристалл сообщает протагонистам, что они избранные и должны восстановить баланс сил в мире, после чего он делится с ними своей силой и выдаёт вам базовые профессии. Завязка, как и в случае с FFII банальна, но если там из банальной завязки вытекает весьма интересный сюжет, то тут такого нет и в помине. Там где в FFII были пусть и не самые глубокие, но персонажи с именами, предысторией и какими-то индивидуальными чертами, в FFIII безымянные болванчики. Список можно продолжать, но я думаю что и так становится очевидно: Final Fantasy III — это большой шаг назад обратно к первой части.

Вообще, главная проблема этой игры точно такая же как и у первой части — отсутствие индивидуальности. Безусловно, FFIII во всём лучше первой части, но на фоне вышедшей между ними второй — обе игры меркнут. В Final Fantasy III нет ничего что могло бы зацепить игрока: ни интересного геймплея, ни сюжета, ничего, полностью стерильная JRPG, каковой и была первая часть в своё время. И оттого ещё страннее то, что именно третий выпуск сериала Final Fantasy в 2007 году получил полноценный трёхмерный ремейк для портативной консоли Nintendo DS. Помимо понятных технических улучшений и нескольких мелких нововведений, преобразился и сюжет: появилась предыстория того, как герои встретились, а так же они получили имена и по одной черте характера. Спасает ли это сюжет? Конечно же нет. Непонятно чем руководствовались Square, выбирая настолько не выдающуюся игру для ремейка.

Final Fantasy I-VI - ретроспектива серии

Отдельного упоминания заслуживает невероятно сложный последний босс. Мало того что перед ним нужно пройти длинное подземелье с несколькими боссами без возможности сохраниться, так ещё и сам босс для победы над ним требует огромного количества времени для прокачки определённого набора профессий (босс рвёт ЖОПУ). Можно было бы простить это игре, если бы она того заслуживала и как-то компенсировала затраченное на гринд время, но она того совсем не стоит — финал, под стать игре, очевидный и скучный (ГОВНЯНЫЙ)

Подводя итог, можно сказать: вышедшая в 1990 году Final Fantasy III ничем не способна удивить игрока: ни геймплеем, ни сюжетом. Абсолютно не выдающийся выпуск сериала, который хоть и лучше первой части (небольшое достижение, надо признать), но во всём хуже второй. Очень блеклая игра, которую не хочется рекомендовать даже в историческом контексте (ТУПОЕ ГОВНО)

Final Fantasy I-VI - ретроспектива серии

DS версии игры можно накинуть лишний балл-два за её технические улучшения и микро пролог, но не более.

Final Fantasy IV

Final Fantasy I-VI - ретроспектива серии

Final Fantasy IV 1991 года открывала сериал в новом поколении консолей. Благодаря мощностям Super Famicom (или Super Nintendo во всем остальном мире) картинка стала красивее, качество звука улучшилось, а количество текста и возможностей должно было возрасти. Так ли всё хорошо? Посмотрим.

Вокруг этой части в некоторых странах создан целый культ, понять который частично я могу: FF IV была одним из первых блокбастеров в мире видеоигр. Но людей хвалящих её проходя/перепроходя сейчас я не в силах понять совершенно. Мне и говорить то про неё не хочется, если честно. Геймплейно игра ничего интересного не предлагает, сеттинг в очередной раз отсутствует, сайд активностей по минимуму, ну и оскорбительно тупой сценарий и постановка, как вишенка на торте. Раз в пол часа игра балует нас невероятным душещипательным самопожертвованием, которое может довести до слез ребенка лет семи, а ещё через пол часа этот персонаж удивительным образом оказывается живым, заставляя скучать или фейспалмить абсолютно любого человека вне зависимости от возраста.

Final Fantasy I-VI - ретроспектива серии

Эта игра также отправляется на помойку, в ней не могу выделить никаких плюсов. Рекомендуется играть только чтобы подивиться тому, какое говно может нравится людям (не играйте вообщем, а если собираетесь, то пощупайте DS ремейк аналогичный третей части).

Final Fantasy V

Final Fantasy I-VI - ретроспектива серии

Незаслуженно забытая FF V 1992 года выпуска был любопытным экспонатом. Пятёрка развивает систему профессий из третьей части и делает это неплохо: работает всё так же, но теперь в этом есть стратегическая глубина, т.е. вас не загоняют в искусственные условия, вынуждая менять профессию, а дают кастомайзить партию под ваш стиль игры. В целом работает это неплохо, но всё ещё достаточно простенько в сравнении с другими играми серии использующими систему профессий.

Сюжет и историю комментировать сложно: в этой игре сильно чувствуется, что разные сегменты писали разные люди. После крутой драматичной сцены часто может случится то, что нынче принято называть “кринжем”. В целом сюжет держит стандарт кретинизма начавшийся с FF III, хотя местами драма работает.

Сеттинг всё ещё по плохому смешной, сайд активностей всё ещё почти нету, ролевую систему похвалили, можно идти дальше. Хоть по тексту может сложиться обратное мнение, но FF V вполне неплохая игра, и несмотря на то, что мне она не нравится - в неё можно сыграть и получить удовольствие!

Final Fantasy VI

Final Fantasy I-VI - ретроспектива серии

Вы всё ещё это читаете? Я очень рад, потому что мы наконец то подошли к первой действительно классной “финалке”! Вышедшая в 1994 году FFVI была огромным прорывом не только для серии, а для всего жанра в целом.

В этой игре всё как минимум хорошо, как максимум просто взрывает мозг (по хорошему). Во первых: в ней мы получили здоровенный внятный сценарий и сюжет, который хоть и не лишён нелепых шуток и неровностей, всё ешё можно адекватно воспринимать и увлечённо следить за ним. Во вторых: это твист в примерно середине игры, полностью меняющий структуру, поясню далее. Первая половина это хорошая история про “добрых” героев воюющих со “злой” империей. Тут есть тупое говно про “империя это зло потому что всех захватывает”, но с этим я готов мириться, ведь если так подумать - это поинт многих не только жрпг, а в принципе произведений искусства. Другое дело, что в хорошем романе тебе пояснят, что у обеих сторон конфликта “рыльце в пушку”, но этот вопрос оставим на отдельную статью) Далее спойлер для игры двадцатилетней давности: первая половина - линейное приключение, в середине игры главный гад угрожает нам взорвать мир на части и… взрывает. Я такое мало в каких играх видел, а в жрпг так вообще ни разу! Но мало того, меняется и структура повествования - вторая половина игры это полноценный опен ворлд с сайд квестами, где мы можем находить и возвращать себе в партию героев, которых катаклизм раскидал по миру.

Final Fantasy I-VI - ретроспектива серии

Геймплей в этой части просто пушка: нам наваливают целых четырнадцать персонажей со своими уникальными навыками и позволяют в любой момент собрать из них партию, что открывает большой тактический простор. В остальном же это всё что мы видели в предыдущих частях, но сделанное лучше и с новыми фентебобелями. Музыка и графика самые сочные в своём поколении, но оно и сейчас отлично выглядит и звучит.

Подведем итог и по FF VI, и по всем играм периода Famicom - Super Famicom: Final Fantasy до шестой части был дерьмовым и мало играбельным сериалом, который не смотря на все его недостатки усердно пытался из игры в игру по разному развлечь игрока и привнести в свою же формулу что то новое. И если в пятой части мы увидели попытку довести до ума систему профессий, то шестая часть стала первой по настоящему хорошей игрой, движущей сериал и жанр вперед. Даже пройдя её сейчас можно получить массу удовольствия, а значит проверку временем она прошла и рекомендуется к ознакомлению всем непосвященным)

В следующей части поговорим об играх PS1 эпохи и разберем куда двинулась серия в эти годы, а пока я прощаюсь. Подписывайтесь и комментируйте, буду рад пообщаться!)

P.S. Как маленький бонус закину сюда фотку финалочной части своей библиотеки)

Final Fantasy I-VI - ретроспектива серии
107107
72 комментария

Я обожаю критику, и раз уж так случилось, что автор тоже её любит, то почему бы не показать, что она - обоюдоострое оружие.

Final Fantasy - это самая популярная серия JRPG в мире. Сериал, которому недавно исполнилось 30 лет, а количество игр в котором перевалило уже за 70 штук, успевший застать зарождение жанра и активно поучавствовать в его развитии, нынче заглох и находится в полумёртвом состоянии. Почему же так получилось? А ответ простой - JRPG сейчас никому не нужны. Игроки не готовы тратить сотни часов на бессмысленный гринд уровней и бесконечные случайные бои с врагами.

Не соответствует действительности. Мало того, что автор не знает о том, что jrpg могут занимать разное количество часов на своё прохождение, так ещё и начинает говорить за всех. Можно узнать статистику по которой jrpg никому не нужны? Ну знаешь там, плохие продажи Tales of Arise, Octopath Traveler и прочих игр. Про гринд я вообще молчу, он был только в самых ранних jrpg или редко встречается в современных. Если и говорить о нём, то его ровно столько же, сколько в любой другой игре с rpg системой.

В-третьих, боевая система также претерпела изменения. Поскольку у нас под контролем не один персонаж, а четыре, то и бои не выглядят как разборки раз на раз. Теперь на нашу партию в четыре человека может нападать до девяти врагов сразу, а сами схватки получили тактическую глубину за счёт появления слабостей у противников.

А ничего, что за год до FF вышла вторая часть Dragon Quest, где как бы тоже не один персонаж? Это касается и всех остальных утверждений, который рассыпаются в прах, только потому что автор не знает о существовании DQ2.

Но, при всех достоинствах игры, у неё был большой недостаток - это ЖРПГ 1987 года, а следовательно, это запредельная сложность, случайные бои на каждому шагу и тонны гринда, без которого невозможно продвинуться дальше.

А ещё недостаток воинов Чингизхана в том, что у них не было пулемётов, с ними они бы были ещё эффективнее. Игры в 80-90ых были сложные, уууу какой недостаток =)
Если автор пытается доказать, что игра неинтересная, сравнивая с современными стандартами, то это как минимум выглядит глупо.

Всё остальное так или иначе вертится вокруг того, что зумеру не нравятся старые jrpg и он решил прокатиться на хайптрейне критики священных коров.Обвинять игры 35 летней давности в том, что они сейчас не торт - это совсем зашквар.

25
Ответить
Автор

Хорошо)

1
Ответить

Минусите. Фф4 просто уничтожил за не что. Автор говорит сюжет для семилетних. Самопожертование и тд. А так в этом и есть весь посыл, он учит добру, чего в нашем мире и так мало. Или на пост СССР только и умеют говорить о том, что все хуево и ныть. Или муму детей заставлять читать в школе. Дохера смысла увидел в школе ? А нужно оно тебе? Как будто без этого не поймём как в жизни не легко. В Японии не зря сюжет этой части в школе проходят. Потому что как бы хуево не было надо не ныть, а менять что-то. Очень хороший пример. Фильм побег из шоушенка. Как недавно узнал в оригинале он называется искупление шоушенка. О чем многое говорит. К сути. Ситуация Жопа, но один из гг попадаю в тюрьму попадает под институтилизацию. Его начинает менять система. Но он не прогибается, а вдобавок пытается помочь изменится людям в окружении. Как бы хуево не было.
Могу сказать хейтить много можно, и хайп ловить тоже можно на нем. Потому что большинство людей не довольны своей жизнью. А что-то изменить в ней хер. Или по крайней мере не хейтить. Увидить что-то хорошее. Государство систематизирует мышление, общество систематизируенное государством создаёт резонанс на отдельного человека. И так бесконечно. И если не будет таких произведений как Фф4 утонем во всем этом и не выпловим. Автор достоин своей публики. Хейтеров у нас любят. Системное мировоззрение, системные посты, системные +.
Минусуйте.

12
Ответить

Автор явно почитал бложик Сергея Цилюрика и решил накатать сочинение по мотивам тамошней критики :)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Саундрек у шестерки просто восхитительный, конечно, особенно на то время. Это не игра, это интерактивная опера. 

7
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить