Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

Совершенно внезапно получил от Sanchez Crew и sinc Lair чертовски приятный подарок — физическую копию новой спектрумовской игры Delta's Shadow! Но поскольку я не любитель жанра «распаковка», то расскажу не столько о внешних особенностях коллекционного издания, сколько о содержимом игрового носителя, благо там есть, на что посмотреть и что обсудить ;-)

Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

Хотя понятное дело, что от рассказа про внешнюю часть мне не отвертеться, но сразу предупреждаю — фотографии делались на валенок и трясущимися от радости руками. Итак, в посылке был DVD-бокс с игрой и конверт с парой постеров формата А3. Тут меня ждала первая приятная неожиданность: я почему-то был уверен, что в комплекте идёт ОДИН двухсторонний постер, а не два односторонних. Хотя а сайте чётко указано, что постеров два — но вот я это почему-то не заметил.

Качество полиграфии постеров вроде бы не хуже, чем у тех, что вкладывались в журнал «Навигатор игрового мира» в районе 2003 года, а качество обложки DVD-бокса — не хуже, чем у других коммерческих игр. Естественно, всё это субъективно и на глазок, просто вот лично я разницы в качестве не вижу.

Внутри DVD-бокса в качестве бонуса лежит маленькая бумажка «useful hints», которая является скорее кусочком readme-файла, чем сборником подсказок.

Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

И с одной стороны, гораздо круче бы смотрелся полноценный бумажный мануал, но с другой — даже в коробочных изданиях старых компьютерных игр конца девяностых порой встречались вот такие вот одиночные бумажные вкладыши, так что каноничность в принципе соблюдена.

Всё, на этом хватит о внешнем, переходим к главному: игра поставляется на... microSD-карте, вставленной в переходник на формат SD.

Для меня это сюрпризом не стало, но со стороны может выглядеть странновато: в массовом сознании ZX Spectrum прочно ассоциируется с загрузкой игр и софта с аудио-кассет, а тут, понимаете ли, флешка. Современная. Но на самом деле всё это имеет вполне разумное объяснение.

Начнём с того, что для спектрума уже в момент его актуальности начали продавать адаптеры для подключения дискетных дисководов, а некоторые поздние спекки и вовсе поставлялись со встроенным флоппиком.

Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

Из подобных адаптеров на постсоветском пространстве наибольшую популярность получил Beta Disk Interface, использующий операционную систему TR-DOS. И сегодня для практически любого спектрума можно без проблем приобрести или самому спаять аддон для порта расширения, который позволяют эмулировать этот интерфейс, подгружая образы дискет с SD-карты. Безусловно, здесь можно устроить холивар на тему «это же не тру!», но факт остаётся фактом — немалое число современных спектрумистов между удобством и труёвостью выбирает удобство, и лично я тут никаких проблем не вижу.

Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

Ну так вот, причём тут всё это: Delta's Shadow написана под операционную систему TR-DOS с её 640-килобайтными дискетами. Кассетной версии у этой игры нет и не будет, и это осознанное решение: работа внутри полноценной операционной системы развязывает авторам руки, позволяя удобно выгружать из памяти лишние данные и погружать дополнительные ресурсы с дискеты «на лету». Безусловно, с кассеты тоже можно подгружать данные по мере прохождения игры, и я даже показывал это в выпуске Old-Hard на примере игры Golden Axe (таймкод 39 минут 50 секунд), но это делать заметно менее удобно, причём как для игрока, так и для автора игры. По сути это два совершенно разных способа организовывать игровые ресурсы, и в случае с дискетой авторы могут поместить в игру больше контента и подгружать его чаще, чем в случае с кассетой.

Окей, ладно, вариант с кассетой отпал. Но ведь не обязательно было поставлять игру на флешке, можно было бы положить в коллекционную версию реальную 3.5-дюймовую дискету, верно? Ну, как ни странно, такая «трушность» создала бы дополнительные сложности. Немного забегая вперёд — на флешке лежит сразу ВОСЕМЬ версий игры: на четырёх языках (русском, английском, испанском, польском) и двух вариантах звука (для чипа AY и для звуковой платы Turbo Sound).

Это конечно разрешимая проблема, например, можно было бы предложить покупателю выбрать только одну версию под свой язык и чип, или поместить в коробку сразу 8 дискет... но учитывая, что по факту многие спектрумисты реальными дискетами уже не пользуются — то такая поставка больше создала бы проблем, чем решала. Да и присутствует проблема качества дискет и дисководов: как мне показалось, современные флоппики в этом смысле уступают старым, так что надёжная запись большого количества дискет превратилась бы в тот ещё квест.

Ко всему прочему — игра сделана сразу под три платформы, ZX Spectrum, ZX Spectrum Next и Windows, соответственно сейчас на флешке идут все три версии. И в случае с некстом и такими адаптерами флешку можно сразу воткнуть в комп, т.е. достигается практически консольное удобство использования.

Впрочем, есть у SD-карточки и один потенциальный минус: я где-то читал, что если годами не втыкать карточку в компьютер — с неё «стекает» заряд, от чего данные могут быть частично утеряны. К сожалению, сходу найти статьи на эту тему у меня не вышло, так что может там речь шла о многих десятилетиях хранения без включения. В реальности с такими повреждениями я не сталкивался. Как альтернативу можно было использовать CD-R болванки — я вот несколько лет назад для себя делал физическое издание из цифрового сборника игр 3D Realms.

Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

Но опять таки, в теории, у современных CD-R болванок тоже есть проблемы с долговременным хранением — я недавно перебирал свои CD-R и DVD-R институтских времён, и успешно прочиталось примерно 80%. Со статистической точки зрения это говорит примерно ни о чём, но тем не менее.

Заказать же заводскую штамповку болванок для текущих объёмов либо было бы невозможно, либо стоило бы каких-то нереальных денег. Да и удобство «достал и коробочки и воткнул в адаптер/ZX NEXT» потерялось бы. Сейчас же любой желающий без проблем сможет сделать для себя сколько угодно бэкапов флешки, а если захочет — то и запишет образ дискет на реальную дискету, и насладится пением флоппика во время подгрузок.

Единственный оставшийся вопрос: почему использована microSD с адаптером на SD? Как ни странно, но и тут есть причина: у ZX Spectrum Next есть проблемы с некоторым видами полноформатных SD-карт, при том что проблем с microSD воткнутыми через переходник пока не встречалось. Более того, официальные карточки для ZX Next тоже были в формате «microSD-карта с переходником», и видимо это было неспроста ;-)

Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

Ну и теперь наконец то можно переходить к содержимому флешки. Хотя сама карточка имеет объём в 16 ГБ, отформатирована она на 2 ГБ — возможно потому, что у адаптеров и/или NEXT'а есть проблемы с флешками больших объёмов. При этом заполнен на ней почти гигабайт О_О Почему так много? Давайте смотреть.

Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

Во-первых, 130 мегабайт занимает Windows-версия. К слову, не смотря на название папки - она почти наверняка нормально будет работать не только на десятке, но и 8, и даже семёрке и висте, но на практике не проверял.

Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

Во-вторых, уже упомянутые 8 версий игры в формате образов TR-DOS'овских дискет под классический спектрум.

Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

Ну и в-третьих — 700 с копейками мегабайт дополнительных материалов.

Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

Туда включена папка фанатского арта с почти тремя десятками изображений (+что-то типа комикса в архиве с названием secas.zip, лол). Часть арта идёт одновременно и в формате для просмотра на самом спектруме, и в обычном PNG или JPEG. Причём некоторые из картинок я точно видел в тематической ВК-шной группе игры.

Меня больше всего удивило наличие стереоскопической версии плаката, причём в нескольких вариантах.

Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

Далее идёт набор фанатских каверов на композиции из игры, общим хронометражом около получаса. И да, вам не показалось — там ещё и приложены ноты главной темы игры. Для пианино. Вау о_О

Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

Также в отдельной папке лежат электронные версии печатных постеров в формате PNG и разрешении 4k.

Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

И наконец — папка «Sinc LAIR PB and DS videos(RUS)» весом в почти 600 мегабайт, содержащая 4 видео с канала «sinc Lair»: обзор оригинальных версий Power Blade 1 и 2, рассказ о старте разработки игры, видео с рассказом о завершении разработки, а также любопытный кавер одной из игровых тем (живой саксофон + два чипа AY).

Delta’s Shadow Collection Edition - рассказ про физическое издание новой игры для ZX Spectrum

Увы, тут не обошлось без факапа — на винде имена 3 файлов отображаются в битой кодировке. Подозреваю, что флешки тиражировались на маке или под линуксом, и что-то где-то пошло не по плану...

Остальные файлы относятся к ZX Next'овский версии игры.

Как я понял по файлу с лицензией, на флешке также живёт кусок NEXT-овский операционки, чтобы игру можно было загружать в то самом «консольном стиле» - воткнул флешку и сел играть.

А вот что удивило — на флешке нет игрового OST. Все треки можно без проблем послушать прямо в игре в отдельном меню, в ВК или на bandcamp, и если что — там же и приобрести весь альбом. Но, имхо, на этой флешке они смотрелись бы очень уместно. Collection Edition как-никак ;-)

Ну и на этом вроде бы всё. Краткий обзор данной игры я уже делал, но если вы его вдруг не видели и решили под такое дело ознакомиться — то приятного просмотра ;-)

7979
20 комментариев

Помню какое впечатление на игроков произвел выход UFO на спектруме. Да, были времена ("спектрофон и к")...

11
Ответить

UFO-2 особенно нереально крут, да. 
(В смысле что там была полноценная тактическая стратегия с разрушением и проч)
Медноногов конечно талантище..
Интересно знают ли братья Голлопы чьи игры-предвестники UFO выходили в 80-е на спектруме как раз как UFO попадет туда же.

4
Ответить

 О да
Это был внезапный оргазм

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

под закат спектрумов уговорил батю свозить меня в воронеж из моего мухосранска за дисководом, дисковод так и лежит пылится, подключить его не удалось)

4
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить