Realms of Arkania 2: Star Trail (1994/2017)
Год назад я писал про Realms of Arkania: Blade of Destiny. Самобытную игру из Германии 1992-го года. Первую часть легендарной трилогии Realms of Arkania. У меня есть хобби играть в игры, которые вышли 20 и 30 лет назад. Так что в прошлом году мой взор пал на Realms of Arkania: Star Trail (1994). И играть я должен был в неё, но как перфекционист я решил начать с первой игры серии, то есть Blade of Destiny.
Тут нужно отметить, что Star Trail стала лучшей РПГ года по версии PC Gamer US и Computer Games Strategy Plus. А вот Blade of Destiny никаких титулов, если мне не изменяет память, не выиграла и многими считается гораздо слабее своего продолжения. Я подумывал скипнуть Blade of Destiny, но всё-таки решил с ней «ознакомиться», в итоге игра меня чрезвычайно затянула и я получил большое удовольствие от её прохождения (хотя и нервотрёпку тоже, см. мой обзор).
А раз уж Star Trail большинством, наверное, считается лучше первой части, то я полагал, что кайф мне обеспечен и предвкушал начало игры. Скажу честно сразу — я чрезвычайно разочаровался. Планировал написать большой разбор игры после её полного прохождения, но вместо это игру дропнул на середине больше полгода назад, а написать хоть что-то руки дошли только сейчас.
Но обо всём по порядку.
Проблемы начались с самого начала. Хоть и технические, а не геймплейные. Вы можете импортировать свою партию из первой части, но… все аватары ваших персонажей заменятся на… детские. Такая проблема была на момент выхода игры, такая проблема остаётся в версии GOG. Про Стим, кстати, не в курсе. Почему такой баг возник, почему лица именно ДЕТСКИЕ — я не знаю. Откуда вообще взялись детские изображения?! В игре вроде нет детей. Решил я проблему по инструкции отсюда при помощи hex-редактора файлов.
Мне сейчас лень переводить с английского, запихните в переводчик или поищите сами инструкцию на русском. Правда должен отметить, что там написано «5 lines further down from the word CHAR», а я нужную для редактирования строку находил существенно ниже, где-то 9-11 строк вниз. ЕМНИП, я искал уже просто любые «10» (не «01») и менял на «00». Важно! Перед каждым редактированием файла сохранения нужно делать копию! Не то что-то измените и превратите персонажа в жабу. Короче, эту проблему я таки решил. Потом у меня игра начала виснуть на заставке. Опытным путём я установил, что игре или DOS-BOXy, не знаю кому из них именно, не нравится дефолтное значение циклов CPU. После того как я поменял его до 12000, не помню уже это было в сторону увеличения или нет, интро прошло нормально.
Ладно, всё. Начали игру.
Я хотел поменять одного персонажа в партии на нового. То есть хотел создать ещё одного нового персонажа, думал что мне дадут его апнуть в начале уровень так на пятый. А вот и нет! Если вы создаёте нового героя, то и начинать он будет с первого уровня! Так что импорт партии крайне приветствуется, иначе вам придётся хорошенько погриндить перед любыми важными переговорами. В ремейке 2017 года (на Unity, ЕМНИП) новые персонажи имеют пятый левел.
Графика стала немного лучше, появились, хоть и редкие, анимационные сцены в процессе игры. Особенно это заметно при перемещении по городу и подземельям, а также на глобальной карте. Но при этом мне показалось, что вид зданий стал менее ламповым и приятным, хоть и более сложным.
Сражения. Они тоже стали лучше в чём-то, но не настолько, чтобы спасти ситуацию. Бои всё такие же длинные и скучные. И в основном, кроме одного данжа, показались мне лёгкими. Теперь вы можете делать атаки на дистанции по диагонали! У противника, время от времени, начали появляться спеллкастеры в команде, наконец-то! Но большинство рандомных сражений, а без них в этой игре нельзя, ведутся опять против трёх калек. Меня чрезвычайно бесила повторяющая раз за разом, раз за разом, ситуация, когда на меня нападали во время пути из города в город. Нападал один, буквально, один, какой-то леший и сразу же отступал, прекращая бой. Можно было как-то поработать над программой, чтобы такого прикола не происходило постоянно? Видимо — нет.
В одном данжене (Blood peaks вроде) на меня нападало по 20(!) орков за раз. Без орков-спеллкастеров… Я обмазывал оружие ядами, а сам обмазывался лечебными зельями, и с трудом выигрывал бои там, но меня это достало, скучно. Бои в целом стали, наверное, посложнее, так как если в первой части автобой вы выигрывали в 99% случаев, то сейчас значительно реже. А вот визуал боёв никак не улучшился. По-прежнему сложно разобраться кто где из персонажей, так как модели одинаковые.
Интерфейс удобнее не стал. Отличить по виду и названию магические предметы от обычных нельзя… Если в 92-ом году это ещё можно было как-то списать на технические ограничения, то сейчас непонятно почему этот момент никак не улучшили.
Путешествия стали чуть менее нудными, так как теперь можно сохранить режим лагеря, кто собирает травы, кто пополняет припасы, кто в дозоре. Но… На мой взгляд карта стала ХУЖЕ! Во-первых, на карте НЕТ названий населённых пунктов. В мануале и cluebook к игре глобальной карты тоже нет. Ах да, изображения карты мира ЦЕЛИКОМ в игре нет, мир разделён на четыре экрана. Почему? Да пошёл ты, казуал, вот почему!
Интересных данженов по сравнению с первой частью стало МЕНЬШЕ.
Сюжет в отличие от первой части не такой примитивный и однообразный. Здесь есть целая закрученная история с плот-твистами, да и сайд-квестов теперь больше одного. Но всё это улучшение нарратива сводится на нет другими вещами. Сюжет стал более «линейным», в игре по-прежнему открытый мир, но логично(!) будет следовать примерно одному маршруту.
Если в первой части захватывало дух от исследования гигантского мира, то здесь чувствуется, что тебя, как говорится, ведут за руку. А квесты и головоломки стали как раз наоборот очень нелогичными! «Sierra logic» просто отдыхает.
На самом деле, я мог бы час рассказывать про то как я ненавижу загадки в этой игре. Обычно я корю себя, если необоснованно обращаюсь к «прохождению» игры, обычно я потом думаю «блин, мог бы ведь сам сообразить». С этой игрой не так. Я не только не считаю, что сам бы додумался до многого, но и считаю, что большинство даже олдовых геймеров такие выкрутасы бы не решили. Например, в одном месте вам нужно 18(!) раз сделать одно и то же действие, чтобы решить проблему.
Кое-где и баги встречаются, которые могут блочить прохождение. В одном месте нужно будет отключить параметр «stepwise».
Сейчас, кстати, скажу из-за чего я дропнул игру. Игра с открытым миром. ОК, да. Но в одном месте, через которое ОБЯЗАТЕЛЬНО пройти для завершения основной сюжетной линии, у вас
отберут ВСЮ амуницию и стафф, включая ключи. А у меня как раз был ключ от важной двери сюжетного данжена, оказывается. Он пропал. Когда я вернулся в тот данжен, он стал непроходимым…
Я пытался вернуть ключ всяческими внеигровыми ухищрениями типа редактора файлов опять же, но у меня как-то не вышло. Откатываться на сильно ранний сейв тоже уже не хотелось. Вот так.
Плюсом игры, можно, наверное, назвать появление диалогов с NPC по ключевым словам (да, как в квестах и как в том же Морровинде).
Я ещё в обзоре на первую часть писал, что к концу игры левел-апы теряют свой интерес потому что ты вкачиваешь постоянно одни и те же навыки и спеллы раз за разом. Во второй части эта тенденция продолжается. Нужно только ещё учесть, что, ЕМНИП, для некоторых мест вам НУЖНО иметь определённые навыки и заклинания, и если вы их не прокачали к данному повороту сюжета… то сорян. А ещё я заметил, что, как мне показалось, как минимум одно заклинание в игре просто сломано. Не работает. Как-то сумбурно вышло, но на полноценную статью меня не хватило, к сожалению. Вот такой блогопост.
К сожалению, к сожалению, для меня вторая часть игры стала не лучше первой, а хуже. Большинство вещей, которые я надеялся, что исправят (бои, карта, интерфейс), не исправили. Зато многое испортили (квесты, паззлы, данжены). В третью часть я играть уже не буду...
В ремейк я не играл, только запустил для скриншотов. Но если он по качеству такой же, как ремейк первой части, то вряд ли в него стоит играть, ИМХО.
Кстати, орки в этом сеттинге выглядят так.
Такие дела. Конец.