Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 70 (Atari ST)
По сравнению с предыдущими ретро-платформами, Atari ST — это настоящий некстген. Первый шок у меня случился, когда в операционке я увидел более-менее привычный графический интерфейс с рабочим столом, папками и файлами. Боже, когда тебе не нужно прописывать десятки «заклинаний» для запуска программы — это так круто!
Что до игр, то большая часть из них приятно удивила как минимум графикой. Space Fighter 1996 года и вовсе выглядит потрясающе — в ней уже полноценная трехмерная графика. В плане жанров, правда, оказалось без сюрпризов — два тира от первого лица и две простенькие летные аркады.
Так как игр по «Звездным войнам» на Atari ST оказалось немного, то пришлось сразу же переходить к следующей платформе. Что именно это за система, я пока не скажу — приберегу интригу до конца статьи ;)
Проекты в подборке:
376. ST Wars (1987) — Наstоящая трехмерноstь
Платформа: Atari ST
Разработчик: Tim Hays
Первое, с чего я кайфанул, так это с названия. Как говорится, всё гениальное просто, и автор действительно тонко обыграл и сокращение от Star, и название платформы одновременно. Но и помимо этого игре есть чем удивить, особенно после сотен двухмерных и максимально примитивных проектов с предыдущих систем.
ST Wars — это не совсем летный симулятор, но крайне продвинутый по меркам моего марафона тир. С юридической точки зрения он не имеет никакого отношения ко вселенной Джорджа Лукаса, но само название и его шрифт уже как бы намекают. Кроме того, в целом проект во многом похож на официальную Star Wars: The Arcade Game, но сделан с куда большим количеством механик.
Начинается всё с ангара. С видом от первого лица игрок должен дотопать до звездолета, забраться в него по лестнице и увидеть, как сверху его накрывает крышка кабины. И всё это в 3D! Да, графика довольно условная, но по сравнению со всеми предыдущими ретро-неофициалками — это просто вау! Ну а дальше с обилием спецэффектов мы перемещаемся в космическое пространство, где нас уже поджидают СИДы и астероиды. Еще тут есть какая-то розовая штука, внутри которой можно подзарядиться и прыгнуть в гиперпространство.
Снова оказавшись где-то в космосе, мы должны еще немного повоевать с вражескими истребителями, после чего вдалеке замаячит местная «Звезда Смерти» — она тут похожа на картофелину. Как и в официальной игре, сперва придется полетать у ее поверхности, расстреливая турболазерные турели. После этого игрок должен лично отыскать траншею и спуститься в нее. Ну а дальше автор замешал два эпизода в одном. Сперва требуется запульнуть торпедой в выпускное отверстие, как в «Новой надежде». Затем — прошмыгнуть внутрь ЗС и, слово в «Возвращении джедая», подорвать ядро станции. Ну а в конце поспешно выбираемся по туннелю обратно в космос и лицезреем эпичный взрыв — победа! (Хотя после этого всё начинается с начала, ну да ладно.)
ST Wars действительно поражает. Загибаем пальцы: более-менее честное 3D, яркие спецэффекты, возможность менять вид камеры (перед, зад, по бокам и даже сверху), перегрев лазеров, всякие показатели на экране вроде скорости, высоты, положения звездолета относительно горизонта и так далее. Всё бы здорово и круто, если бы не управление. Я не знаю, как оно игралось на оригинальном Atari ST, но на эмуляторе почти всё завязано на мышь. Даже передвижения персонажа в ангаре в начале игры. Рулить звездолетом тоже довольно неудобно, особенно если надо куда-то завернуть. И самый ад — это залететь в узкую траншею «Звезды Смерти». Что примечательно, эмулятор видел геймпад, и я даже вроде как назначал управление на него, но по факту игра не реагировала ни на стики, ни на его кнопки.
Из всех увиденных мной ретро-неофициалок ST Wars кажется мне самой технологически продвинутой. Несмотря на довольно схематичную графику, проект дает почувствовать себя пилотом космического истребителя. Он не просто ведет за ручку, как было в официальной Arcade, а предлагает пусть и небольшую, но всё же свободу действий и перемещения. Жаль только, что неудобное управление с мыши подпортило в целом приятные впечатления от игры.
377. The Empire Strikes Back (1990) — Траурный марш Вейдера
Платформа: Atari ST
Разработчик: Warning Sign
Уже по названию я догадывался, о чем будет игра: очередной клон оригинальной The Empire Strikes Back с Atari 2600, но с более крутой графикой. В принципе, мое предположение оказалось практически верным. «Империя» для Atari ST — это действительно скролл-шутер про уничтожение АТ-АТ. Но, как говорится, есть нюансы.
Главное, что мне запомнилось в этом проекте — начальный экран. На нем довольно неплохой пиксельный арт с Люком и Вейдером, а также играющий на фоне марш. Но нет, не имперский, а траурный — тот самый, что написал Шопен. Вероятно, это как бы намек, что ситхам осталось недолго :D
Что до геймплея, то кажется, он еще примитивнее, чем было на Atari 2600. Если в оригинале мы хотя бы могли летать по Хоту и выискивать шагоходы, то здесь «крестокрыл» намертво прилеплен к правому краю экрана. Истребителю позволяется двигаться только вверх и вниз. При этом если нажать кнопку стрельбы, то перемещаться будет нельзя, что довольно неудобно.
Врагов здесь два типа — СИДы и те самые АТ-АТ. Первые убиваются довольно просто, а вот вторые — нет. Но как именно подбивать шагоходы, я так и не понял. Некоторые грохались с одного попадания, другие с двух, а третьи не падали вовсе. Может быть, у них есть слабые места, но разбираться я уже не стал.
Что однозначно понравилось, так это графика. Картинка мне напомнила игры из детства на SEGA Mega Drive. И это наголову круче, чем было во всех предыдущих неофициалках с других платформ. После визуально примитивных проектов, что я проходил до этого, релизы с Atari ST действительно кажутся некстгеном.
Однако всё же этой The Empire Strikes Back нечем удивить, кроме траурного марша на начальном экране. Геймплей максимально примитивный и надоедает довольно быстро, а управление подбешивает блокировкой перемещения при стрельбе.
378. Space Fighter (1996) — Это. Просто. Офигенно
Платформа: Atari ST
Разработчик: Dune
Ребята, я плачу и не верю своему счастью. Вот оно, я наконец дошел до нормальной трехмерной неофициалки. Да, по современным меркам графика здесь максимально примитивная, но только не для меня — уж слишком я соскучился по чему-то непиксельному. А когда перед геймплеем еще и заставка на движке была, я испытал настоящий восторг!
Вышедшая в 1996 году Space Fighter не имеет прямого отношения к «Звездным войнам», однако уши вселенной Лукаса торчат тут отовсюду. В первой же и единственной кат-сцене можно отчетливо разглядеть как типичные СИД-истребители, так и шаттл типа «Лямбда». Более того, уже во время геймплея приборная панель звездолета сильно напоминает кабину «крестокрыла» из официальной Star Wars: X-Wing. Правда, «Космический истребитель» — это всё-таки не симулятор, а обычный линейный тир. Игрок может немного смещаться в стороны, но при этом всегда летит в строго заданном направлении.
Ну а еще Space Fighter напоминает официальную Star Wars: The Arcade Game. Как и там, сперва пользователь оказывается в космосе, окруженный группой СИД-истребителей. Правда, угрозы они не представляют — летают себе, чтобы ты их сбивал и получал очки. А что опасно, так это несущиеся навстречу астероиды. За врагами их порой бывает трудно разглядеть, так что долбануть они нас могут неожиданно.
Опять же, как и в «Аркаде», здесь есть эпизод в траншее. Правда, не «Звезды Смерти», но очень похоже. На этом уровне игроку требуется сперва облетать расположенные на разных уровнях горизонтальные балки, после чего попасть из лазера по местному тепловыводящему отверстию. Если получится, то всё начинается по новой, но на повышенной сложности. Не получится — надо будет промчаться по траншее второй, третий, четвертый раз, пока наконец мы не выполним миссию.
На следующей сложности к уже имеющимся фазам добавляется новая. В ней нужно уворачиваться то ли от каких-то столбов, то ли от местных небоскребов, при этом расстреливая несущиеся на нас булыжники. Еще одна стадия появляется уже на третьей сложности. На ней требуется пролетать через висящие в воздухе квадратные рамки и точно так же расстреливать огромные камни. На этом, правда, всё — больше дополнительных «уровней» не будет. Получается максимум четыре фазы в таком порядке: космос, небоскребы, траншея, квадраты.
Если откровенно, то Space Fighter, конечно, довольно простенькая в плане механик игра, явно вдохновленная двумя официальными релизами — X-Wing и Arcade. Но на фоне всего того ретро, что я проходил — это просто взрыв мозга и ультранекстген. Как сказал мой друг, это как если ты целый год смотришь только на фотографии, а потом тебе покажут фильм про прибытие поезда. И да, в Space Fighter булыжники летели мне прямо в лицо — страшно было!
379. La Guerre des étoiles (19XX) — Назад в прошлое
Платформа: Atari ST
Разработчик: Gilles Ferre
Только я обрадовался красивой и трехмерной Space Fighter, как судьба подкинула мне La Guerre des Étoiles (это «Звездные войны» по-французски). Передо мной вновь оказалась максимально примитивная аркада, в которой сверху на тебя спускаются СИД-истребители, а ты, двигая звездолетом, должен их расстреливать.
Как и во всех предыдущих играх с Atari ST, управляется тут всё мышкой, что несколько непривычно и поначалу неудобно. Тем не менее это не помешало мне уже со второго захода настрелять 200 СИДов, не потратив ни единой жизни. Заняло это у меня всего пять минут, но надоело так сильно, что я решил добровольно слить катку. Воевать дальше смысла попросту не было, так как в геймплее ничего не менялось.
Если не считать начальной заставки, которая выглядит более-менее сносно, в самой игре графика под стать геймплею, то есть такая же примитивная. Не как на компьютерах 70-х, конечно, но до других ЗВ с Atari ST явно не дотягивает. Тут даже фон — сплошная черная заливка без единой звездочки, ну и спрайты истребителей с анимациями также довольно простенькие.
380. La Guerre des étoiles (19XX) — Первое знакомство с SC-3000
Платформа: SC-3000
Разработчик: неизвестно
Недолго я наслаждался трехмерными играми с Atari ST, как пришлось переходить к новой платформе. Ею стала некая SC-3000, о которой я, честно говоря, услышал впервые. Как оказалось, это 8-битный игровой компьютер, выпущенный в 1983 году той самой SEGA. Распространялся он в ограниченном количестве стран. Кроме Японии, в список попали Австралия, Новая Зеландия, Франция, Италия и Финляндия. У этого гибрида ПК и консоли было две основных модификации — с обычной мембранной клавиатурой и с механической. Кстати, интересный факт: владельцы платформы могли разрабатывать собственные игры, и, возможно, La Guerre des étoiles как раз из таких.
Переходить с Atari ST на SC-3000 оказалось несколько грустно. После относительно красивых двумерных и трехмерных проектов меня снова ждало нечто примитивное — как в плане графики, так и игрового процесса. Очередные французские «Звездные войны» относятся к моему «любимому» жанру тиров от первого лица, в которых требуется подводить СИД-истребители к центру экрана и жать кнопку «Огонь». И да, предыдущим предложением я практически исчерпывающе описал геймплей La Guerre des étoiles. Могу разве что добавить, что время на игру ограничено, а всего пользователю дается 50 выстрелов. В конце раунда на экран выводится статистика, в которой отображаются количество убитых врагов, затраченное на это время и точность.
Также стоит отметить, что здесь имеется три вида противников, но отличаются они лишь внешне. Причем ЗВшные тут только СИДы, а вот другие два типа звездолетов идентифицировать мне не удалось.
Конец семидесятой части. Продолжение следует…