Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 68 (Atari 8-bit)

Я продолжаю изучать игры по «Звездным войнам» с семейства восьмибитных компьютеров Atari, и в эту подборку попало два довольно интересных проекта. В Rings of the Empire «Y-крыл» воюет с космическими станциями в виде колец — довольно оригинально, надо признать. А вот The Empire Strikes Back пусть частично и повторяет одноименную официалку, на деле оказывается куда интереснее и динамичнее. Впрочем, в марафоне не без урода, а в этом случае не без трех. Attack on the Death Star и Tie-Fighter — довольно банальные тиры от первого лица, а Starshot — полуЗВшная траншейная леталка, коих я тоже видел десятки.

Проекты в подборке:

366. Rings of the Empire (1981) — Не Halo, но с кольцами

Платформа: Atari 8-bit

Разработчик: Dennis R. Zander

Геймплей

Rings of the Empire — один из тех релизов, что напрямую к «Звездным войнам» не относятся. Однако отсылки здесь настолько очевидны, что игнорировать их у меня не вышло. Более того, геймплей на поверку оказался довольно оригинальным и увлекательным, так что о знакомстве с игрой я не жалею.

По сюжету Империя разработала целую серию боевых станций, управляемых роботами. Называются эти орудия, правда, не «Звездами Смерти», а «Кольцами». А всё потому, что каждая из них защищена силовым полем в виде одного или нескольких колец (разве не логичнее, чтобы это были сферы?). Империя разместила эти станции по всей галактике, чтобы они отслеживали и пресекали любое несанкционированное передвижение. Если не уничтожить их в самое ближайшее время, то повстанческому движению наступит конец. И на этом отсылки к «Звездным войнам» не закончились! Уничтожать «Кольца» мы будем не абы на чем, а на «Y-крыле», ну а в конце инструкции красуется заветное MAY THE FORCE BE WITH YOU.

И ведь звездолет действительно похож на «Y-крыл»
И ведь звездолет действительно похож на «Y-крыл»

По меркам аркад начала 80-х лор для Rings of the Empire прописан на удивление хорошо. Так, нам сообщают, что первой нашей целью станет станция-прототип «Кольцо Притос», что расположена в квадранте IX. Если игрок преуспеет, то следующей его мишенью окажется уже более продвинутая модель — «Кольцо Бикрот» из квадранта 2X. Ее защищает уже два кольца, вращающихся в разные стороны. Далее идут «Кольцо Трикрот» с тремя и «Кольцо Минос» с четырьмя щитами соответственно. Хотя я всё еще не понимаю, как броня в виде колец может быть эффективной, учитывая, что они расположены одно в другом, и большая часть станции по логике остается без защиты.

Геймплей оказался уникальный. По крайней мере, он не похож ни на одну другую ретро-неофициалку из моего марафона. В игре четыре уровня, и с каждым последующим количество энергетических колец у станций становится всё больше. Наша задача — пробивать бреши в обороне, после чего попадать уже по самим имперским базам. И тут хотелось бы отметить разрушаемость. Когда торпеда попадает в кольцо, она натурально проделывает в нем дыру. Таких пробитий может быть много, и все они запоминаются игрой. Для 1981 года выглядит очень даже круто.

Да, стрелок я не очень меткий…
Да, стрелок я не очень меткий…

Разумеется, станции не беззащитные. Основное оружие у них — это лазер. Он медленно, но верно снимает полоску жизни «Y-крыла», а также может подрывать наши торпеды. Куда опаснее вражеские ракеты, которые убивают с первого попадания. Станции выпускают их только в тех случаях, когда нам удается пробить часть защитного поля. При этом после 6–10 попаданий с нашей стороны ракеты становятся самонаводящимися, и просто так от них уже не отделаться. На каждой локации с левой и правой стороны есть порталы, через которые можно спасаться от этих самых ракет. Вот только есть нюанс — после каждого скачка «окна» становятся меньше, а после четвертого и вовсе закрываются. Как видите, механик и тонкостей здесь значительно больше, чем в подавляющем большинстве летных аркад, отсмотренных мной ранее.

Вообще Rings of the Empire довольно хардкорная игра. Я с большим трудом одолел вторую станцию с двумя кольцами, а вот с третьей совладать уже не удалось. Напомню, энергетические щиты вращаются в разные стороны и имеют разные диаметры, так что подгадать правильный момент для выстрела весьма непросто. Тем более по «Y-крылу» частенько стреляют из лазерной пушки, так что приходится постоянно маневрировать. А вот шмалять наобум большого смысла нет. Как я написал выше, довольно быстро появляются самонаводящиеся ракеты, от которых не так-то просто спастись.

Есть попадание!
Есть попадание!

Rings of the Empire оставляет исключительно приятные впечатления. Это довольно интересная и комплексная аркада, которая, несмотря на возраст, все еще способна завлечь. Кроме нестандартного геймплея, отдельной похвалы заслуживает разрушаемость. Есть в этом отдельное удовольствие — видеть, как твои торпеды пробивают бреши в обороне имперских станций.

367. Attack on the Death Star (1982) — Всё, как я люблю

Платформа: Atari 8-bit

Разработчики: David Plotkin

Геймплей

Очередной довольно примитивный тир по мотивам атаки на «Звезду Смерти». Управляя «крестокрылом» (хотя вид здесь от первого лица, так что сам звездолет находится за кадром), игрок должен отстреливать имперские СИДы и одновременно с этим поражать выпускные отверстия на дне траншеи. Подстрелил пять штук — ты молодец и взорвал вундервафлю Палпатина. Пропустил по себе слишком много попаданий — умер сам и обрек на погибель базу повстанцев.

Примитивизма добавляет и то, что, в отличие от большинства подобных тиров, перемещать прицел здесь можно исключительно вверх и вниз. При этом ограничений на количество выстрелов нет, так что можно просто упереться «мордой в пол», зажать кнопку «Огонь» и лишь изредка отвлекаться на подлетающих СИДов. С такой тактикой прохождение игры заняло у меня от силы 50 секунд, при этом победил я со второй попытки.

Зеленый крест — это выпускное отверстие. Если по нему попасть, оно станет того же цвета, что и СИД
Зеленый крест — это выпускное отверстие. Если по нему попасть, оно станет того же цвета, что и СИД

Ну и интересный факт напоследок. Код Attack on the Death Star распространялся через журналы, но те, кому было лень его перепечатывать, могли отправить автору 4 доллара и кассету, чтобы взамен получить по почте уже готовую игру.

368. Starshot (1983) — Лучший подарок для эпилептика

Платформа: Atari 8-bit

Разработчик: Matthias M. Giwer

Геймплей (эпилептикам лучше не смотреть)

Отвратительная игра, которая вновь воспроизводит битву как бы в траншее «Звезды Смерти». Почему «как бы»? Потому, что ничего ЗВшного, кроме уже до боли знакомого мне желоба, здесь нет. Наш звездолет — синее плоское нечто. Враги — летающие игрики (Y) цвета детской неожиданности. Задача, как обычно, банальна: уничтожай неприятелей, пока они не уничтожили тебя. Единственное значимое отличие от других подобных аркад в том, что обломки противников могут нас подорвать.

Играть в это больно чуть ли не физически. Траншея мигает с такой скоростью, что у эпилептиков после Starshot явно приключались приступы. Иронично и то, что эффекта движения, которого пытался добиться автор, это всё равно не создает. Перед тобой просто мерцающая хренотень, от которой мало того, что быстро устают глаза, так еще из-за нее ты практически не можешь уследить за летящими в тебя выстрелами.

Пульки врагов и так мелкие, а в динамике из-за мерцания их вообще фиг разглядишь
Пульки врагов и так мелкие, а в динамике из-за мерцания их вообще фиг разглядишь

Starshot вполне могла бы быть как минимум средненькой летной аркадой по мотивам «Звездных войн», но дико мигающий экран явно всё портит. Из-за него играть физически дискомфортно, и меня не хватило даже на пять минут.

369. Star Wars: The Empire Strikes Back (1983) — Первоклассный клон

Платформа: Atari 8-bit

Разработчик: Harald Siegmund

Геймплей

В ходе марафона я повидал уже множество клонов Star Wars: The Empire Strikes Back — самой первой официальной видеоигры по «Звездным войнам». Напомню, что вышла она исключительно на Atari 2600 и Intellivision, так что пользователи других ретро-платформ не могли прикоснуться к историческому релизу. Впрочем, столь досадную ситуацию с завидной регулярностью исправляли различные умельцы, перенося проект на всевозможные домашние компьютеры. По качеству получалось когда как, но конкретно у Харальда Зигмунда всё вышло просто замечательно. Его порт «Империи» на восьмибитные Atari оказался куда лучше первоисточника — как по картинке, так и геймплею.

Сразу сделаю оговорку: похоже, что есть две версии этой The Empire Strikes Back, и отличаются они исключительно цветом. Первую можно назвать условно каноничной — ее события явно происходят на Хоте, так как игрок видит снег и блеклые скалы на заднем плане. Да и сами шагоходы здесь стандартно-серые. Мне же достался «цветастый» вариант — с зелеными горами и ржавыми АТ-АТ. Честно, я бы предпочел первую версию, но что есть, то есть.

Базовый геймплей здесь примерно такой же, как и в оригинальной «Империи». Есть прущие слева направо шагоходы, и есть снежный спидер, с помощью которого требуется их уничтожать. Но вот тонкостей в игровом процессе значительно больше. Например, тут есть база, которую надобно защищать. Если хотя бы один АТ-АТ достигнет генераторов повстанцев, то всё — финита ля комедия.

А еще игра делится на уровни, и чем дальше, тем бронированнее становятся шагоходы. Напомню, как было в первоисточнике. Там пользователь просто стрелял по махинам Империи — и не важно куда — пока они не взорвутся. Лишь изредка у машин появлялись слабые точки, от попадания по которым они сразу же складывались. Здесь же АТ-АТ практически неуязвимы, а слабое место у них всего одно — на спине. При этом стрелять по нему можно не только горизонтально, как в официальной версии, но еще и под углом сверху вниз.

А еще тут есть «завихреньки» (зеленая штука по центру), которые нужно облетать
А еще тут есть «завихреньки» (зеленая штука по центру), которые нужно облетать

Ну так вот, об уровнях. Если на первой волне шагоходы падают наземь с одного попадания по уязвимой точке, то на второй уже с двух, на третьей с трех и так далее до пяти. Похоже, что игра в целом бесконечная, но хотя бы показатели брони у АТ-АТ не растут до заоблачных величин.

Говоря о впечатлениях в целом, The Empire Strikes Back для восьмибитных Atari — довольно динамичная аркада, которая на голову превосходит первоисточник. Если в официальной версии геймплей был уж слишком простой и монотонный, то проект Харальда Зигмунда может похвастаться куда большим количеством механик. Например, в некоторых случаях пилот здесь может катапультироваться и уже на своих двоих пытаться подбить имперскую махину. Это непросто, но само по себе наличие такой фишки выглядит классно. Да и защищать базу — куда более логичная цель, чем простое (и довольно скучное) уничтожение АТ-АТ.

Жить храбрецу-повстанцу осталось недолго…
Жить храбрецу-повстанцу осталось недолго…

370. Tie-Fighter (1984) — Так, сяк, наперекосяк

Платформа: Atari 8-bit

Разработчики: Jimmy Sa и Tommy Sa

Геймплей

По мотивам «Звездных войн» есть вполне себе сносные тиры от первого лица, а есть такие, как Tie-Fighter. Главная проблема здесь не столько в примитивном геймплее (подводи СИДов к перекрестию и стреляй), сколько в управлении. Противники почему-то двигаются не влево, вправо, вверх и вниз, а по диагоналям. Я сперва грешил на геймпад, но нет — с клавиатуры точно так же. Мало того, что заманить врага в центр экрана и так непросто, так еще и выстрелы по «крыльям» не регистрируются — бить нужно четко в кабину.

Из других особенностей: игра подсчитывает количество фрагов и упущенных целей. И если с первым всё понятно, то со вторым есть нюансы. Так, противников нельзя выпускать за пределы экрана, а еще на убийство каждого дается по 20 секунд. Выстрелов при этом ограничено, что в условиях ужасных управления и регистрации попаданий выглядит как полное издевательство.

Даже скрин выглядит максимально банально
Даже скрин выглядит максимально банально

Tie-Fighter — пример отвратительного тира от первого лица по «Звездным войнам». Графика примитивная, управление слишком уж… специфическое, так что никакого удовольствия от игры не получаешь.

Конец шестьдесят восьмой части. Продолжение следует…

2424
11
11
7 комментариев

Rings of the Empire я погонял, очень приятный геймплей. Мне игры этого типа (с пробиванием вращающихся защитных полей станции) уже встречались, это эта - лучшая из них.

The Empire Strikes Back про шагоход уже давно, лет 10 назад, заценил по скриншотам, скачал, но не разобрался тогда с управлением на эмуляторе. Дейцствительно, игра гораздо лучше оригинала на Atari 2600, ну так и игровая платформа гораздо более продвинутая. Насчёт цвета - только что пришло в голову: может, это просто неправильные настройки PAL - NTSC на эмуле выставлены? Надо проверить...

Основное достоинство Tie-Fighter - то, что её не пришлось набирать из журнала (в виде файла нашёл её не сразу).

1

Я уже пробовал менять с PAL на NTSC и обратно, там несильно меняются цвета. Ну то есть не так критично, как с серого на зеленый)

1

Оооооо тай файтер. Горяченькая пошла. Наконец-то. Очень очень очень жду твой обзор своих любимых иконоподобных Tie Fighter vs. X-Wing и X-Wing Alliance.

Погоди-ка, это не тот Tie Fighter, что мы ищем :) 1984 перепутал с 1994 :))))