Разговариваем за The Death and Return of Superman (SNES, 1994)
Сам до конца не понимаю, что такое нашлось в этом битемапе, что побудило меня провести за ним несколько часов своей жизни к ряду, вместо предполагаемых 10-15 минут. Первоначально, озираясь по бесконечному списку древних игр, загруженных для эмуляции, я внезапно вспомнил о таком персонаже как Супермен — наверняка с этим парнем существует какой-нибудь яркий, знаковый проект. Вот только детище для аркадных автоматов к сожалению работать отказалось, а Superman для Sega Game Gear (то, что я называю все эти консоли, совсем не означает, что я в них разбираюсь) это просто какое-то тупое убожество, от которого у меня на память остался лишь этот скриншот.
Ещё нашлась некая игра на NES под странным названием "Superman 2 (prototype)", и учитывая тот факт, что после победы над боссом-вертолётом экран не погас и уровень не завершился, вместо чего Человек из Стали просто продолжил лететь дальше бесконечно долго, игра действительно оказалась незавершённой. А вообще-то, как ни странно, жаль, ведь у этого изделия есть потенциал — здесь в равной мере сочетается наземный и полётный геймплей, и Супермен на удивление плавно взмывает и перемещается в воздухе. С тем лишь нюансом, что здешний Супермен куда охотнее огибает противников, чем сражается с ними. Эдакий Супер Ссыкун — уж простите мне столь обсценный гэг.
Ну и, наконец, The Death and Return of Superman на SNES и Sega (я буквально только сейчас осознал, что это эквивалентные друг другу 16-битные консоли — мир становится чуть более ясным с каждым днём). Неинтересный факт — эту игру разрабатывала Blizzard Enterteinment, о чём гордо возвещает их логотип в начальных титрах. А ещё это произведение по мотивам одноимённой истории из комиксов, и даже ссылается на него в общей канве.
Общую идею вы можете знать из фильма Зака Снайдера — некое шипастое чудовище по имени Думсдей убивает Супермена и гибнет само, но если фильм на этом завершался, то комикс только брал своё начало, ударяясь в присущую жанру шизу. Если верить игре, то на смену мёртвому Супермену, который на самом деле не умер, а... улетел на Южный полюс подумать и отдохнуть? — короче, непонятно откуда на смену ему появилось ещё целых пятеро не то преемников, не то каких-то шарлатанов, что выдают себя за Суперменов. И один из них злодей, насчёт остальных это не точно.
Ну а что сама игра. Самым заметным её отличием от любого другого битемапа будет наличие воздушного боя, дополняющего типичный 2,5D формат — тот, при котором ты дёргаешься не только влево-вправо, но и немного вверх-вниз. Ну, то есть, Супермен в игре летает, и пусть летает он очень ограниченно, но всё равно же здорово — включаешь игру про Супермена и получаешь примерно то, что и ожидаешь. Тепловое зрение у него тоже есть, правда оно здесь оглушает, а не ранит.
Но коль так, то по поводу чего собрание? Откуда столько чести третьстепенной адвенчуре на "Сеге", чтобы теперь увековечивать её в прозе? И с чего вдруг я, безразличный к жанру и недолюбливающий ретро-гейминг доходяга, из всей плеяды 16-битных дебилок с почти детской увлечённостью уткнулся в конкретно этот довольно неприметный проект? Да я чёрт его знает — наверное, мне к своей неожиданности просто было весело. Весело от того, насколько The Death and Return of Superman всё-таки странное поделие.
Для начала о сюжетной канве — у нас же тут произведение по мотивам комикса, и как же потешно небрежно его история воплощается на экране. Значит, всё начинается с того, что Супермен заваливается на электростанцию, где ошиваются какие-то откровенные выродки — не то мутанты, не то пришельцы, не то демоны из Ада, кто ж их поймёт. Супермен относительно успешно стукает всех собравшихся по голове — бьёт кулаком, обрушивается с воздуха, подымает вражину за грудки, взмывает с ним и бьёт того оземь, выжигает подкожных клещей на их лицах тепловым зрением, швыряет в стену, наконец. Словом, веселится как может — ведь мы-то знаем, что если бы последний сын Криптона действительно хотел бы, он бы касанием пальца убил на месте всю эту нечисть.
Доходит, значит, Супермен до конца уровня, а тут раз и Думсдей. Ну что ты думаешь, давай драться с ним. замечательный босс, простейший в игре, ни одного удара мне не нанёс, отхватил и убежал. Ну убежал и убежал. Второй уровень. Собственно, вырожденцев нечеловеческого вида подолбили, пора взяться и за вырожденцев обычных, городских. И Супермен идёт гулять по родному Метрополису, где всякие панки уже развели бутылки с зажигательной смесью — потому что это секретная слабость Супермена, как все знают.
И в конце уровня случается что? Да, опять Думсдей. Снова шёл мимо, а тут опять этот неприятный тип в плаще. Ну и пришлось драться, видимо. И снова легчайший босс, но на сей раз Супермен погибает по сюжету.
А дальше начинается какая-та эпилептическая чушь. То мы в облике уже Супермена-киборга летим громить Кадмус (что-то вроде секретной правительственной базы), тут на нас впервые нападают летающие противники, и прочая шушера — но да что они могут против меня, чёрт знает кого, очень похожего на Супермена. В итоге киборг ворует тело Думсдея, видимо. Я не уверен.
А потом начинается парад криптонской моды — нам показывают и стильного Супермена с пижонским плащом, и какого-то Супермена-пацана, и ещё один Супермен-киборг, только на сей раз типа добрый и с молотком, и тот киборг, который плохой, всякий раз оказывается боссом уровня, об которого разбиваешься раз по 10 и который всё равно убивает тебя по сюжету.
В сюжете ещё фигурирует какой-то город, который, видимо, накрыло ядерной волной, или ещё чего там произошло — в игре, типа, два с половиной диалога, и кто все эти люди, чего им надо, понять решительно нельзя. В общем, злой киборг что-то задумал, по этому поводу те Супермены, что ещё не подохли, объединяются, и даже сам Кларк Кент по этому поводу из мёртвых восстаёт.
Ну я чёрт его знает — это забавная бредятина, которая почти складывается в какую-то твою личную, персональную историю. Как когда ты в детстве не имел контекста и сам пытался додумать, что в игре происходит. Тут нет сюжета, вместо него есть вектор, по которому все эти личности движутся и попутно что-то делают. В контексте геймплея декорации сменяются, враги тоже — хоть и подразделяются на одни и те же типы, — всё это красиво, красочно, динамично, и походит куда больше на мультсериал о всё том же Супермене, чем на какой-то там комикс.
Словом, эстетика комиксов DC тех лет здесь играет огромную роль. И даже если ты не фанат, вся бытующая на экране ахинея, имеющая в своей основе какую-то неявную причину быть, нет-нет да заинтересует на тему того, что игра собирается дальше со всем этим делать.
А что она собиралась со всем этим делать, я уже не узнаю. Я не смог это пройти. Несколько неотрывных часов, свыше 50-ти сохранений — я не прошёл. The Death and Return of Superman это типичная игра на "Сегу" — игра, которую ты не пройдёшь никогда. Я говорил, что бой с Думсдеем лёгок и прост. А вот выступление против Супермена-киборга это уже поединки насмерть, где мне порой требовалось попыток 5-6 только затем, чтобы подобрать эффективную тактику против этого ублюдка, и ещё столько же, чтобы в итоге одолеть. В то время как в оригинале ты начинаешь уровень заново и, не ведая о том, что видеоигры нужны для развлечения, а не страданий, снова пробираешься к боссу уровня, чтобы снова отъехать за какие-то секунды.
И на уровне 8-м, кажется, я окончательно сдался — я уже и до босса дойти не мог, меня забивали палками миньоны на уровне. И даже эмулятор с возможностью сохраняться где угодно уже не спасал. Нет, можно было бы фиксировать прогресс после вообще каждого успешного боя и брать игру на приступ шаг за шагом, но это уже какая-то мастурбация, мало совместимая с азартом и удовольствием. Не говоря уже о полном несоответствии первоначальному замыслу разработчика.
Игра хоть и оказалась типично сложной для своей платформы, однако, в отличие от полчищ прочих проектов на Sega, здесь у меня не было стойкого чувства того, что меня хотят изнасиловать. Поначалу, по крайней мере. Незамысловатый битемап, позволяющий тебе зажимать кнопку атаки над лежачим врагом, и стоит ему подняться как он уже окажется под ударом — вроде и примитивно, а приятно. Захват противника и поднятие за шею выполняется на кнопку "движения" — проще быть ничего не может. Хитбоксы у объектов словно бы неправильные, но неожиданно в твою пользу — стоит коснуться кулаком кончика башмака солдата на джетпаке как он тотчас падает вниз. А иначе бои в воздухе были бы куда более проблемными и бесящими.
Словом, игра среди прочего дала мне уверенность в том, что её можно пройти без боли. Что лишь подтверждало бесконечное число continue, что позволяло рашить один и тот же уровень снова и снова, до победного конца, не сбрасывая многочасовой прогресс. По итогу меня всё равно обманули — игра непроходима, по крайней мере для моих ручонок. Тем не менее даже я сумел забраться довольно глубоко — если не на финальный уровень, то рядом с ним. Довод, конечно, спорный, но, эй — я за всю жизнь ни одной игры на Sega не прошёл, они все неадекватно тяжёлые для меня, что в детстве, что сейчас. А здесь я хотя бы чувствовал, что всё делаю правильно и мне эта задача по силам, а победа зависит не от вырвиглазного левел-дизайна и изуверских врагов, но от того, сколь умело и шустро я смогу проворачивать простые, в общем-то, паттерны. Как мало бывает нужно от видеоигр, а?
Возвращаться к игре я, впрочем, более не буду — мало ли ещё двухмерных бродилок, о которые можно сломать зубы очередным воскресным вечером. Однако это далеко не худшая адвенчура, что с самого начала обговаривает правила общения с игроком, и впредь не нарушает их, лишь усложняя одни и те же испытания. Думаю, это честно, хоть сложность всё равно начинает стремиться к невменяемой после первых двух уровней. Из всех прочих сраных игр на "Сеге", что только мне попадались, эту я хотя бы в теории могу пройти. Через бесконечные загрузки одного и того же уровня, доводя своё понимание противников до безупречного, а бои с ними до автоматизма. Не люблю брать игры измором, но если бы мне снова было 12, и перед мной не было бы ничего, кроме этой мерзкой "Сеги", то быть может, быть может.
Короче, эпилог. Могу ли я это рекомендовать? А ты в самом деле пойдёшь в это играть? The Death and Return of Superman это продукт своего времени, и там бы ему и оставаться. Я же, внезапно обзаведясь антропологическим интересом к древним пыточным инструментам, окунулся в это ретро-консольное болото, и вот опыт игры в "Супермена" оказался для меня как будто бы не таким и болезненным, и даже наоборот. Чем и решил поделиться с миром. Потому что о чём нам ещё говорить в сию проклятую эпоху, в которую никакой пришелец с далёких звёзд нас уже не защитит.