Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 63 (MSX и Bally Astrocade)

В этом выпуске я прощаюсь с MSX и говорю привет приставке Bally Astrocade. Но прежде чем я перейду к рассказу об играх, мой товарищ Sightsaber подготовил для вас небольшую историческую справку по этой платформе. Передаю слово ему:

«В 1977 году известная компания Midway, игровое подразделение Bally Technologies, выпустила Bally Professional Arcade — нечто среднее между приставкой второго поколения и персональным компьютером (тогда говорили — микрокомпьютером). Устройство имело внутри знаменитый процессор Zilog Z80 и 4 КБ оперативной памяти с возможностью расширения до 64 КБ. А еще оно поддерживало разрешение 160x102 в режиме восьми цветов и 160x88 для двух цветов. Astrocade была одной из первых систем с картриджами, но собственные программы, которые приходилось набирать на урезанной клавиатуре, можно было сохранять и на аудиокассету. Контроллер был довольно сложным и имел форму рукоятки пистолетного типа с кнопкой спереди и джойстиком сверху рукояти. Вал джойстика был соединен с потенциометром, что означало, что рукоятку можно было вращать.

В 1981 году название приставки сменилось на Bally Computer System, а в 1982 — на Astrocade. С рынка консоль ушла в 1985-м. И нет, на фотке не вейп, а контроллер
В 1981 году название приставки сменилось на Bally Computer System, а в 1982 — на Astrocade. С рынка консоль ушла в 1985-м. И нет, на фотке не вейп, а контроллер

Несмотря на то, что система имела множество технических компромиссов и не реализовывала в полной мере потенциал своего «железа», возможность ее модернизации с консоли до персонального компьютера вкупе с библиотекой из почти 30 игр в 1982 году делали ее популярнее основных конкурентов настолько, что она входила в семерку основных игровых платформ.

Сейчас интерес к Bally Astrocade невелик — настолько, что полноценная его эмуляция доступна лишь на мультиэмуляторе MAME. Хуже того, до самого недавнего времени MAME не поддерживала эмуляцию загрузки с аудиокассет в 300 бод, а почти все найденные игры по «Звездным войнам» были именно на них. К счастью, благодаря помощи Адама Трионфо, «смотрителя» сайта любителей Astrocade, мы нашли инструкцию по запуску для последнего обновления MAME, и дело пошло на лад».

Эмулятор MAME
Эмулятор MAME

Проекты в подборке:

341. Death Star (1987) — Траншейное 3D

Платформа: MSX

Разработчик: A. Morreale

Игра разработана в 1986 году, но выпустили ее в январе 1987-го

На первый взгляд Death Star может показаться очередной «траншейной» аркадой, где нужно сбивать СИД-истребители. Собственно, так оно и есть, но имеется нюанс. В отличие от других подобных «Звезд Смерти» эта ощущается трехмерной.

В целом геймплей довольно примитивен — нужно управлять «самолетиком» и стрелять по СИДам. Однако противники в этой Death Star не просто подлетают с разных сторон, но еще и держатся на разных высотах. То есть тебе нужно занять позицию четко напротив врага, чтобы его сбить. Из-за этого метко стрелять в этой «Звезде Смерти» значительно труднее, чем в аналогах. Более того, истребители действительно приближаются к игроку, и в случае чего с ними можно столкнуться (собственно, это единственная опасность в игре). Всё это создает ощущение, что ты действительно перемещаешься в трехмерном пространстве.

Заметьте, у звездолетов даже есть тень!
Заметьте, у звездолетов даже есть тень!

Death Star не назвать оригинальной, ведь подобных «траншейных» аркад было большое множество, но как минимум фишкой с трехмерностью проект действительно выделяется.

342. Star Wars (19XX) — Итальяно постреляло

Платформа: MSX

Разработчик: неизвестно

Геймплей

Я прощаюсь с платформой MSX, закрывая ее итальянской игрой, о которой почти ничего не известно — ни дата выхода, ни автор, ни описание. Рассматриваю я ее лишь потому, что она называется Star Wars, хотя если и относится ко вселенной Лукаса, то слишком уж натянуто.

Поначалу перед нами шутер, в котором звездолет, немного похожий на «крестокрыл», сбивает летящие на него астероиды. Однако после того, как игрок набирает 1000 очков, геймплей меняется. Теперь бесстрашному протагонисту противостоят вражеские корабли, на ЗВшные, увы, ни капли не похожие. При этом есть нехитрый трюк: если встать у левого края экрана, откуда появляются противники, и постоянно нажимать кнопку выстрела, то «крестокрыл» будет сбивать 100% целей. Таким образом я набил 2420 очков, надеясь, что в игровом процессе еще что-то поменяется — но нет.

Хотя если пофантазировать, вот это может быть ракетным катером ХМ-1
Хотя если пофантазировать, вот это может быть ракетным катером ХМ-1

Итальянская Star Wars для MSX не слишком ЗВшная, не слишком интересная и не слишком красивая. Но исторической справедливости и полноты картины ради я всё же решил про нее упомянуть.

343. Star Battle (1979) — Траншейная дуэль

Платформа: Bally Astrocade

Издатели: Bally Manufacturing Corporation, Astrovision

Геймплей

Как мне сказал Sightsaber, Star Battle — это самая известная игра по «Звездным войнам» для Bally Astrocade, и именно с нее я начал знакомиться с этой платформой. (На самом деле перед ней была еще парочка проектов, которые я запустил и… пропустил — они были неиграбельны, а еще и не ЗВ.) От файла, который весит всего 2 килобайта, я ждал нечто черно-белое и не особо увлекательное, но в итоге «Звездная битва» меня приятно удивила. Во-первых, цветной картинкой, а во-вторых, геймплей здесь оказался довольно динамичен.

Проект воспроизводит дуэль между «крестокрылом» и СИД-истребителем в траншее «Звезды Смерти». Играть можно как одному против компьютера, так и вдвоем с другом. А еще перед началом раунда пользователь сам задает количество фрагов, требуемых для победы.

Траншея постоянно меняет цвет — то она красная, то зеленая, то коричневая, то синяя
Траншея постоянно меняет цвет — то она красная, то зеленая, то коричневая, то синяя

В целом игровой процесс довольно простой — управляешь звездолетом и стреляешь по врагу. Интересная особенность в том, что твой истребитель сам то отдаляется вглубь экрана, то возвращается поближе к игроку. Из-за этого и создается та самая динамика, а заодно еще и эффект трехмерности. «Крестокрыл» не просто двигается влево и вправо, он натурально маневрирует. Благодаря этому дуэль выглядит зрелищнее и чувствуется напряженнее.

Пусть здесь и написано Game Over, на самом деле это победный экран
Пусть здесь и написано Game Over, на самом деле это победный экран

Я еще не видел толком других проектов с Bally Astrocade, но для игры 1979 года Star Battle выглядит довольно здорово — она цветная, она динамичная, она поддерживает режимы для одного и для двух человек. Пожалуй, пока что это лучшая «траншейная» аркада семидесятых годов, что я играл в рамках марафона.

344. Down the Trench (1979) — Траншейный пипец

Платформы: Bally Astrocade, Atari 8-bit

Разработчик: Timothy Hays

Прохождение

Down the Trench относится к категории игр «без бутылки не разберешь». Первые проблемы у меня начались еще на выборе уровня сложности. Так как поначалу я не знал, сколько их вообще (пять, причем самый трудный — первый), то просто нажал единичку на клавиатуре, после чего в эмуляторе у меня пропечатался пробел. Я нажимаю 2 — вижу 0. Тыкаю наугад 5 — получаю 2. Аллилуйя, подойдет! Долбя клавиши по всей клавиатуре, я чудом запустил игру — как выяснилось позже, кнопкой C.

Увиденное оказалось еще менее понятным, чем описанная выше прелюдия. На синем экране нарисованы зеленый крест и того же цвета полосы, которые то появляются, то исчезают. Секунды три спустя центр креста взрывается, и игра выдает надпись: «Ты лох, начинай с начала». Следующие две-три попытки были примерно такими же, только продержался я чуть дольше, так как начал дергать стиком. Правда, логики «выживания» я не понял, потому что на экране толком ничего не менялось — как мигали полосы, так и продолжили хаотично мигать.

Эту надпись я видел довольно часто
Эту надпись я видел довольно часто

Что я обычно делаю, когда ничего не понимаю? Иду в личку к Sightsaber жаловаться, какое всё нерабочее и неиграбельное. Он сказал, что сам не разобрался в Down the Trench, но хотя бы скинул мне наглядную табличку соответствия современных клавиш на клавиатуре с кнопками Bally Astrocade. После этого в присланных им же файлах я нашел ссылку на описание игры и даже более-менее подробное руководство.

Из интересного. В 1979 году Down the Trench продавалась за 5,5 долларов, что на современные деньги равняется примерно $24 или 2200₽. В ее рекламе писали прямо и открыто: «Вам может потребоваться час, чтобы наконец уничтожить “Звезду Смерти” и перейти на более высокий уровень сложности». И действительно, примерно столько времени у меня и ушло, пока я не увидел победный экран. Также я отыскал выдержку из обзора некоего Ричарда Дефореста, опубликованного в журнале Arcadian 1, номер 11, 31 октября 1979 г.: «Считаю, это лучшая игра Sebree's Computing. Для успешного выполнения миссии программа требует ловкости, упорства и концентрации. А еще здесь выдающиеся звук и трехмерная графика». Ну а так как упорства мне не занимать (правда, только тогда, когда речь идет о бесполезной фигне вроде прохождения древних ЗВ-игр), я решил разобраться — и разобрался!

Если вам кто-то скажет, что здесь выдающиеся звук и трехмерная графика, don't believe his lies
Если вам кто-то скажет, что здесь выдающиеся звук и трехмерная графика, don't believe his lies

Геймплей условно делится на две фазы. На первой нужно уклоняться от лазеров «Звезды Смерти», а на второй — прицелиться и выстрелить в известное тепловыводящее отверстие.

Итак, фаза 1. Как оказалось, здесь действие происходит вовсе не от первого лица, а от третьего. Зеленый крест на экране — это уходящие вдаль стенки траншеи, вертикальные мигающие полоски якобы создают эффект движения (очень хреновенько, надо сказать), а хаотичные мигающие отрезки — это лазеры. Что до «крестокрыла», то он отображается на экране примерно 30% времени и выглядит как мигающая фигурка из «Тетриса». Понять, где твой истребитель находится в конкретный момент, бывает крайне непросто.

А вот и «крестокрыл»!
А вот и «крестокрыл»!

Логики выживания в этой фазе я так и не обнаружил. Единственный рабочий метод, который я нашел — дергать стиком геймпада влево и вправо, надеясь, что в тебя не попадут. Работало в 70% случаев, что уже успех, я считаю.

На минимальном уровне сложности примерно спустя 80 секунд геймплея в правом углу экрана начинает мигать какая-то красная хренотень. Это значит, что нужно нажать кнопку «Огонь». После этого игра переключится на вид от первого лица, а мы перейдем на фазу номер два.

На предыдущих скринах я обрезал «QR-коды» справа, но вообще они находятся на экране всегда, хотя их назначение мне не понятно
На предыдущих скринах я обрезал «QR-коды» справа, но вообще они находятся на экране всегда, хотя их назначение мне не понятно

В целом задача здесь довольно стандартна для игр подобного плана — требуется навести прицел на тепловыводящее отверстие и выстрелить. Проще всего это сделать, если перед переходом в режим от первого лица «крестокрыл» находился по центру экрана. Но вот подгадать момент атаки достаточно трудно. Либо тебе пишут, что ты выстрелил слишком рано, либо — что слишком поздно. При этом никаких подсказок на экране нет. Лишь спустя несколько десятков попыток я чудом нажал кнопку вовремя, после чего увидел надпись PULL OUT. В этот момент надо резко дернуть стик вниз, чтобы вылететь из траншеи и любоваться взрывом «Звезды Смерти».

Если будете играть, то стрелять нужно примерно в этот момент
Если будете играть, то стрелять нужно примерно в этот момент

Down the Trench — довольно хардкорная и неинтуитивная игра, в которую надо учиться играть. Конечно, в 2024 году оно того не стоит, но полагаю, что для 1979-го это было только в плюс. Если большинство ретро-проектов в моем марафоне проходилось за 5-10 минут, то здесь потраченные на кассету 5,5 баксов хоть как-то да отбивались. Но вот визуал в «Траншее» откровенно ужасный, и тут сделать скидку уже не получится — просто сравните эту игру со Star Battle, вышедшей в том же году на ту же платформу.

345. Star Wars (1979) — Расстрел недоСИДов

Платформа: Bally Astrocade

Разработчик: Scott Waldinger

Геймплей

В случае с Bally Astrocade я словно иду по пути снижения качества. Star Battle был красивым по меркам 1979 года проектом и предлагал довольно динамичный игровой процесс. Down the Trench визуально не впечатляла, но совсем уж примитивной ее не назвать. Как минимум она бросала вызов, и в нее надо было учиться играть. А вот «Звездные войны» Скотта Уолдингера и выглядят крайне скудно, и геймплей здесь посредственный.

Цель довольно стандартная — уничтожить как можно больше СИД-истребителей, пока они не уничтожили тебя. Правда, имперские звездолеты выглядят тут странно — как квадратики с палочками по бокам. Да и сами мы стреляем не из «крестокрыла», а из желтого отрезка, похожего на ракетку из PONG. Иными словами, «Звездными войнами» на первый взгляд здесь и не пахнет.

Поначалу я даже думал не включать эту игру в марафон
Поначалу я даже думал не включать эту игру в марафон

Итак, внизу по центру экрана расположено наше орудие, а где-то в космосе летают «крылатые» квадратики. Задача заключается в том, чтобы выводить врагов на линию огня, после чего их, собственно, уничтожать. Если нам надо, чтобы противник двигался влево, то на геймпаде требуется нажимать вправо. А вот кнопками вверх и вниз неприятельские звездолеты можно приближать и отдалять. На определенной от нас дистанции непонятного вида квадратики приобретают всё-таки форму СИД-истребителей, так что вопрос о ЗВшности проекта отпадает.

Кстати, поначалу я думал, что игра забагована, так как пушка ни в какую не двигалась, какие бы кнопки на клаве или геймпаде я ни нажимал. Мне приходилось ждать и подлавливать СИДы в центре экрана, и каким-то чудом я умудрился набрать так аж 9 фрагов. И лишь когда на следующий день я сел писать этот текст, то понял, что управлять нужно вовсе не пушкой, а непосредственно СИДами.

Враги стреляют рандомно и убивают с первого попадания
Враги стреляют рандомно и убивают с первого попадания

«Звездные войны» Скотта Уолдингера ничем примечательным не выделяются. Это некрасивая и неинтересная игра — пока что худшая из трех отсмотренных мной на Bally Astrocade.

Конец шестьдесят третьей части. Продолжение следует…

2929
2 комментария

Ты занят великим делом!

2
Ответить

Эмулирование Bally когда-то давно началось со знакомства с игрой Star Battle: в некоторых обзорах её относили к 1977 году и называли первой игрой по "Звёздным войнам". Сейчас-то мы знаем, что это не так: игра вышла в 1979 году, а про реально первые игры по ЗВ у Сергея есть целый выпуск марафона.

Впрочем, сама Star Battle и правда играется интересно. Запустив её для марафона, убедился: как только вспоминаешь, как работает управление, можно потратить несколько минуть, с удовольствием расстреливая врагов. И это с учётом того, что вышла она по сути в эпоху Pong'а - неудивительно, что на Западе игру до сих пор везде вспоминают.

В целом же разница между выпущенной на картридже Star Battle и продававшимися (и распространявшимися среди членов клубов любителей Bally) на аудиокассетах играх хорошо заметна. В последнем случае хорошо видно, как авторы игр, получив в своё распоряжение относительно производительную, но капризную игровую систему, пытаются реализовать на ней свои "хотелки", ещё до конца не понимая того, как добиться желаемого результата. Со временем игры для платформы станут чуть качественнее в техническом плане, но это уже не про "Звёздные войны".

2
Ответить