История визуальных новелл: Первые симуляторы свиданий (1984-1987)

Если вы читали первую статью, то должны знать, что я решил погрузиться во всю историю визуальных новелл, чтобы узнать, что же изначально подразумевалось под этим словосочетанием. Советую почитать (или посмотреть видео) первую часть, перед прочтением (или просмотром) этой.

Видео-версия

Если лень читать можете посмотреть видос, он не сильно отличается от статьи

Текстовая версия

Для начала я бы хотел сделать замечание. На западе не существует такого жанра игры как «Квест». Такое название пристало у нас, после всевозможных игр от Sierra с названиями Police Quest, Space Quest, King Quest и прочие. На западе подобные игры называют «point-and-click adventure». Ну и так как «point-and-click» это обозначение поджанра, то основным названием жанра является «Adventure», а не «Квест». И именно из Adventure-игр и рождался жанр визуальных новелл в дальнейшем.

В прошлой статье я говорил про The Portopia Serial Murder Case, где нам приходилось взять на себя роль детектива, расследующего убийства. Эта игра имела много общего с визуальными новеллами:

1. Повествование из глаз главного героя, с которым себя должен отождествлять игрок;
2. Выборы вариантов ответов;
3. Статические фоны со спрайтами поверх;
4. Текстовое окно с репликами.

The Portopia Serial Murder Case на Famicom
The Portopia Serial Murder Case на Famicom

И хоть здесь немало внимания уделялось разговорам, допросам и любому общению с другими персонажами, в целом все реплики были весьма краткими и не красноречивыми. Portopia всё же больше похожа на то, что у нас бы назвали «квест», а в мире «adventure». Но именно эта игра от Enix дала толчок вот такому детективному поджанру, который со временем обрастал все большим количеством диалогов и упором на диалоги.

1984-й год

Например, Square в 1984 году выпустила игру The Death Trap.

The Death Trap
The Death Trap

Её сеттинг вертелся вокруг холодной войны в мире, и одной таинственной «страны Б» где-то в Африке, которая в попытке создать биологическое оружие похищает известного ученого. Агент по имени Бенсон отправляется в страну Б, чтобы спасти доктора и предотвратить новую угрозу мира во всем мире.

Здесь нам нужно ходить по локациям, искать улики, стараться не умереть и разговаривать с людьми. Но, в целом, эта игра явно слабее чем Убийца из Портопии, да и сеттинг, откровенно говоря, не привлекающий.

В то же время Юдзи Хории, не сидел сложа руки, и спустя год после выпуска Убийцы из Портопии написал сценарий к новой игре Hokkaido Rensa Satsujin: Ohotsk ni Kiyu, что переводится как «Серийный убийца из Хоккайдо: Исчезновенией в Охотске. Правда, не в составе Enix, а просто выпустив игру в журнале Login Soft.

Hokkaido Rensa Satsujin: Ohotsk ni Kiyu
Hokkaido Rensa Satsujin: Ohotsk ni Kiyu

Как нетрудно догадаться, игра была похожа на предыдущую. Тоже расследование убийства, тоже главный герой расследует дело вместе со своим помощником. Но в этот раз убийца действительно серийный, ведь труп не один. И по сравнению со всем, что выходило в том же 1984 году, эта игра является просто образцом сюжетной постановки.

И ещё одно замечание, в дальнейшем я сразу буду отметать все игры с парсерным вводом команд. А в то время почти все «новеллоподобные» игры были именно такими. Среди подобного можно найти адвенчуры по мотивам такой манги и аниме как Gundam, Nanako SOS, Wingman, и даже по первому фильму Godzilla.

Была и даже игра, сделанная по мотивам аниме «Навсикая из Долины ветров». Игру по праву считают одной из худших и отвратительных приключенческих игр 1984 года. Существует легенда, что Миядзаки, увидев ЭТО, был настолько взбешен, что запретил создавать игры по своим произведениям.

Kaze no Tani no Nausicaä

Также я не могу не остановиться на Salad no Kuni no Tomato-hime, потому что эта игра была настолько популярной, что позже её улучшенную версию выпустили на Famicom, а в начале 90-х так и вовсе отправили покорять запад уже на NES.

Salad no Kuni no Tomato-hime
Salad no Kuni no Tomato-hime

Сюжет здесь вообще «зашибись»: Злой министр Тыква предал своего короля, похитил его дочь, прекрасную принцессу Помидорку, и начал терроризировать землю овощей. Король поручил сэру Огуреру освободить его дочь и его королевство.

В целом было много любопытной дичи, которую если я буду рассматривать подробно, мы не уйдем из 80-х ещё пару лет. Так что двигаемся дальше.

1985-й год

Юдзи Хории не отдыхает и под издательством Enix выпускает новую игру Karuizawa Yuukai Annai, что переводится как «Гайд по похищению в Каруизаве». Здесь у нас расследуется уже не убийство, а похищение.

Karuizawa Yuukai Annai
Karuizawa Yuukai Annai

Кумико со своим парнем и младшей сестрой Нагисой отдыхали в Каруизаве. Игрок выступает в роли этого самого парня.

И вот, главный герой пытается расслабиться с девушкой, но та начала волноваться о сестре, которая все никак не вернется. Полиция отказывается помогать, мол, «мало времени еще прошло, она погуляет и вернется», но вот Кумико такой вариант не устроил, и она вместе со своим парнем берется расследовать это дело. И, к слову, с самого начала игры, становится понятно, что в игру завезли эччи. И всевозможного фансервиса, в виде панцу-шотов, здесь хватает.

Здесь все стало еще более необычно, ведь теперь перемещать по локации можно как в старых классических RPG (видимо, Юдзи уже делал понемногу Dragon Quest). И это очень удобно.

Karuizawa Yuukai Annai
Karuizawa Yuukai Annai

Но сама история послабее. Это просто веселое, легкое приключение с забавными сценками и несложным прохождением. Несложным… как мне казалось. Ведь поначалу все довольно таки просто, а потом нас заставляют заниматься таким пиксель-хантингом, что без гайда тут не управиться.

Это последняя подобная игра от Юдзи Хории, ведь в дальнейшем он переключился на серию Dragon Quest и стал известным на весь мир, окончательно закрыв в своей жизни главу с эротическими играми.

В этом году вышла ещё одна любопытная игра, под названием Shiro to Kuro no Densetsu ~Hyakki Hen~, которая является хорром! Это первая игра Soft Studio Wing и она является эксклюзивом платформы MSX. Также используется выбор команд, поэтому как минимум это играбельно с переводчиком в наше время. Выглядит, правда, все еще не очень. Однако, не стоит судить по обложке.

Shiro to Kuro no Densetsu ~Hyakki Hen~
Shiro to Kuro no Densetsu ~Hyakki Hen~

История начинается с пожара в психиатрической больнице. Репортер из местной газеты прибыл на место, и узнал, что пожар начался в камере 301, но причина пожара осталась неизвестной. Более того, пациент этой камеры исчез — даже его тело не было найдено. После долгих поисков репортер находит пропавшего пациента на улице — но он просто бормочет какие-то странные пророчества. На следующий день обычная поездка на поезде превращается в кошмар для нашего репортера: когда поезд входит в туннель, все за окном внезапно начинает меняться, и он оказывается в ужасном альтернативном мире.

Shiro to Kuro no Densetsu ~Hyakki Hen~
Shiro to Kuro no Densetsu ~Hyakki Hen~

Игра занимает целых три кассеты — на первых двух записана сама программа, а на третьей содержится музыка. Разработчики пошли на необычный ход. Встроенный звуковой чип в MSX не мог похвастаться возможностью проигрывать качественную музыку. Потому было принято решение записать на третью кассету нормальную полноценную музыку, которая автоматически перематывалась на нужные моменты во время игры.

Это позволило создать невероятное по тем меркам звуковое оформление. Да и сама музыка весьма мрачная напрягающая. Именно она и создавала 90% атмосферы и делала из игры полноценный хоррор.

Не удивительно, что Shiro to Kuro no Densetsu обрела культовый статус в Японии и обзавелась кучкой сиквелов и спин-оффов в дальнейшем. Действительно любопытная штука.

Tenshi-tachi no Gogo отличается относительно неплохой анимешной графикой и сюжетом, похожим на типичные визуальные новеллы будущего.

Tenshi-tachi no Gogo
Tenshi-tachi no Gogo

События происходят в Японской школе, где вам нужно закадрить звезду теннисного клуба Юмико Шираиши. Чтобы это сделать, вам предстоит много говорить, общаться с её друзьями и узнавать о ней как можно больше информации. Здесь есть выбор вариантов ответов, много общения, так что вполне себе полноценный дэйтсим, да еще и в 1985 году! Но всё еще много элементов adventure, по типу ходьбы между локациями. Ну и в наличии порнуха, конечно же.

Кстати забавно, в поисках информации о старых новеллах, чуть ли не под каждым дейт-симом до года 92-ого пишут о том, что «вот эта игра точно первый дэйтсим». Тут трудно отыскать правду, потому остановимся на том, что Tenshi-tachi no Gogo 1985-ого года выпуска вполне похожа на настоящий первый дэйтсим.

1986-й год

Если в 1985 году было относительное затишье, то вот в 1986 произошел бум японских adventure-игр. Также можно было заметить скачок в графике.

Например в игре «Hokuto no Ken: Violence Gekiga Adventure» очень смачно разлетаются головы на кусочки от касания главного героя.

Омае ва мо шиндеру!
Омае ва мо шиндеру!

По сути вся игра состоит из того, что Кенширо куда-то идет, нам показывают злодея, после мы выбираем как его убить, убиваем и идем дальше.

Или вот игра под названием Alpha от Square. Да, в ней нужно вводить команды парсерным вводом, да, в ней нужно бродить по локациям и собирать предметы, но посмотрите на этот графон.

Alpha
Alpha

Появилась нормальная рисовка, анимации, игра действительно выглядит зрелищно. Знаменитой сценой данной новеллы считается вот эта обнаженная девушка в цепях.

Alpha
Alpha

И так как здесь очень удачно лег локон волос, эта картинка не 18+. В то время японцы часто делали в играх какую-нибудь провокационную сцену в рекламных целях. Чтобы про нее вспоминали “а помнишь ту игру, где была голая баба в цепях?”. К слову, забавно, но эта сцена повторяется в игре 4 раза! Главную героиню ловят и заковывают в цепи по каждому малейшему поводу.

По сюжету здесь на планету Альфа прилетает корабль с Земли, который летел не одно поколение в поисках нового места, пригодного для жизни. И вот главная героиня одна из людей с этого корабля, никогда не видевшая ничего кроме корабля, исследует новую планету. По пути её насилуют все подряд, издеваются, в общем, делают все, что так любят японцы в видеоиграх.

Как вы могли заметить, многие крупные японские разработчики начинали с порнухи. Square, как и Enix, издавали много подобных игр. Но затем выпустили Final Fantasy и началась совсем другая история.

Ещё одним примером качественной графики является Gall Force — Eternal Story. Но здесь, помимо внешнего вида, вполне неплохой сюжет и диалоги с выборами, почти как в классических новеллах. В том плане, что вариантов выборов не огромное множество, а всего несколько. Сама новелла сделана по одноименному аниме, которое можно перевести на русский как Девичья Сила.

Gall Force — Eternal Story
Gall Force — Eternal Story

По сюжету тут семь девушек летают на корабле и творят всякие добрые дела. И, что невероятно, в игре нет никакой порнухи.

Знаете, чем еще все вышеперечисленные игры отличаются от визуальных новелл, к которым мы так привыкли? Все они довольно короткие, и проходятся за час, если знать куда нажимать. Другое дело игра под длинным названием J.B. Harold no Jikenbo #1 — Final Mystery — Murder Club.

J.B. Harold no Jikenbo #1 — Final Mystery — Murder Club
J.B. Harold no Jikenbo #1 — Final Mystery — Murder Club

Как вы могли догадаться по названию, здесь снова расследование убийства. Игра оказалось довольно известной, была выпущена на западе, получила куча ремейков и переизданий, которые продались общим тиражом в более 20 миллионов копий. Последний ремейк, к слову, вышел в 2017 году на Nintendo Switch. А это уже немало говорит нам об успехе игры. Игра представляет из себя очередное расследование преступлений с общением со свидетелями, прикольными сюжетными твистами, часов так на 10.

Как вы могли понять, подобный детективный жанр стал весьма популярным в Японии, и дал очередной толчок к играм, завязанным на диалогах.

Также в этом же году Shiro to Kuro no Densetsu, тот самый хоррор с клевым саундтреком, получил свой сиквел, который внешне мало чем отличался от первой части, но имел всё ту же клёвую фишку с саундтреком на третьей кассете.

1987-й год

В 1987 году свою жизнь начала компания Fairytale, создающая эроге-новеллы до сих пор. И их дебютная новелла называется… Fairy Tale. Здесь у нас главный герой сталкерит за девушкой Юмико-чан, и ему удается попасть в ее квартиру, выдавая себя за сотрудника газовой службы. Ну а главная цель — трусики девушки.

Fairy Tale
Fairy Tale

И новелла получилась довольно неплохой и забавной. Есть даже одно сюжетной ответвление помимо game over’ов. Юмико выглядит забавно, ее личность яркая, оставляя хорошее легкое впечатление в игре.

При этом Fairytale разошлись и выпустили в этом же году ещё 4 игры.

Still Sword— rpg-подобное исследование подземелий с полуголыми девицами.

Still Sword
Still Sword

Hot Milk — очень странная игра про насильника, который изнасиловал 994 женщины и хочет добить число до тысячи… честно, даже нагуглить геймплей не удалось, ну и не сильно то хотелось. Есть только скриншот.

Hot Milk
Hot Milk

Abunai Josei Shinrigaku Nyuumon — ещё одна странная игруля с набором коротких эротических историй по 2-3 минуты каждая.

Abunai Josei Shinrigaku Nyuumon
Abunai Josei Shinrigaku Nyuumon

Ну а Koroshi no Dress более интересный экземпляр. Здесь уже не типичная эроге, а очередное расследование, но личного характера — найдена мертвой невеста лучшего друга. А позже похитили и девушку главного героя.

Koroshi no Dress
Koroshi no Dress

Эта игра стала прорывной, ведь она сломала стереотип о подобных новеллах, как о сборниках эротических картинок. Здесь был и удобный выбор вариантов ответов, и довольно интригующая история с двумя концовками, а ещё можно задать имя главному герою, что станет классической фишкой у многих будущих визуальных новелл. А ещё в игре было много кровавых сцен.

Koroshi no Dress
Koroshi no Dress

К слову, можно все еще заметить странную тенденцию любви японцев к изнасилованиям. Каждая вторая приключенческая игра будет вертеться вокруг этого события. И ведь это я вам рассказал далеко не о всех играх, вышедших ранее. Одна только Lolita Rape чего стоит, по названию уже всё понятно. В общем, Японцы, одним словом.

Ну и пока детишки во всю рубились в Dragon Quest, для взрослой аудитории Enix продолжали выпускать взрослые игры. И одной из них была Jesus.

История визуальных новелл: Первые симуляторы свиданий (1984-1987)

Несмотря на то, что игра начинается с фан-сервиса, на этом фан-сервис и заканчивается. Это тоже adventure-игра с кучей диалогов и персонажей и весьма крутой рисовкой на те времена. Очень успешная игра, которая, получила сиквел и порт на фамиком в дальнейшем. Фанаты Dragon Quest могут услышать знакомые темы из франшизы играющие здесь, ведь композитором был не кто иной, как сам Коичи Сугияма.

События новеллы происходят в 2061 году. К Земле приближается комета Галлея, и по предсказаниям Нострадамуса, она принесет апокалипсис. А так как в 2061 году люди все еще верят в гомеопатию, а соответственно, и в предсказания Нострадамуса, группу исследователей отправили прямо на эту комету, чтобы выяснить, че за херня это вообще летит. Ну и спойлер: авторы явно вдохновлялись фильмами Чужие от Ридли Скотта.

Благодаря графике и музыке, которые заметно выделялись на фоне остальных игр, и сюжету, похожему на какой-то полноценный фильм, Jesus считают по праву “поднимателем планки” японских adventure-игр.

И вот в конце 1987 года выходит симулятор свиданий Nakayama Miho no Tokimeki High School, и не от кого попало, а от совместных усилий Square и Nintendo на консоли Famicom Disk System. Это такая Денди, только с дискетами. Более того, над игрой работали создатель серии Final Fantasy — Хиронобу Сакагучи и серии Metroid — Йошио Сакамото. В этой игре у главного героя был шанс закадрить поп-идола тех времен — Накаямо Михо, которой на момент выпуска игры было 17 лет.

Накаямо Михо на обложке игры Nakayama Miho no Tokimeki High School
Накаямо Михо на обложке игры Nakayama Miho no Tokimeki High School

Как обычно — вы школьник. Ваша семья только что переехала, а значит впереди новая школа. После занятий вы случайно столкнулись со скромной девушкой в очках. Она представляется Мидзухо, но она вот поразительно похожа на популярную поп-исполнительницу Михо. Конечно, в итоге оказывается, что она действительно та самая айдол-девушка, и вам предстоит долго и тяжко подбирать правильные варианты в диалогах, дабы не спугнуть девушку.

Nakayama Miho no Tokimeki High School
Nakayama Miho no Tokimeki High School

Например, вы можете быть откровенным и сказать: «Я знаю ваш секрет, Михо» после чего она покинет школу и настанет game over. А можно подойти издалека и с осторожностью. Кроме того, во время важных сюжетных моментов, помимо реплики, нужно выбрать и выражение лица главного героя. И порой приходится делать довольно противоречивые выборы, дабы остаться на плаву.

Nakayama Miho no Tokimeki High School
Nakayama Miho no Tokimeki High School

Угадать варианты диалогов просто невозможно, каждый неправильный выбор — game over. Без прохождения лучше даже не соваться, но сама игра по геймплею это чистейший симулятор свиданий, только очень уж хардкорный.

При этом сам сюжет довольно занятный, на построении отношений все не заканчивается. Далее вам нужно будет держать её истинную сущность в секрете, ходить на свидания, а в какой-то момент главного героя так и вовсе похищает к себе поклонница, после чего придется оправдываться насчет опоздания на свидание с Михо.

Реклама игры Nakayama Miho no Tokimeki High School

Ну и уже тогда в игре были прикольные маркетинговые фишки, например, время от времени в игре можно было встретить какие-то номера телефонов, на которые можно было звонить в реале, чтобы получить подсказки от Михо.

Я буду заканчивать с 1987-м годом и с этой статьей тоже. Ещё очень много есть игр, о которых я бы хотел рассказать, но я попытался выделить лишь самые значимые и интересные. Я, конечно же, мог что-то пропустить, и данный ролик не претендует на историческую значимость, так как информация собиралась по крупинкам со всего интернета. У меня было два пути — рассказать вкратце о 80-х и перейти к 90-м, рассказывая всю индустрию новелл в общих словах, как это делают многие исследователи, которых я нашел, либо пойти по более сложному и подробному пути, рассматривая все новеллы, вышедшие в каждом году и выискивая среди них что-то крутое, ориентируясь на статьи их древних интернетов и не только.

Спасибо всем за прочтение! Подписывайтесь на меня на DTF!

8585
45 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

Я аж вспомнил во что сам играл.
Гайдзиновская и неадвенчура. А гайдзиновская адвенчура была Spellcasting 101. Главное было включить naughty режим, а то вместо оттарабанивая жены декана, ты бы с ней в шахматы играл.
Также я не понял, почему автор видео так странно реагирует на текстовый парсер. Нормальная же штука.

3
Ответить

 >то вместо оттарабанивая жены декана, ты бы с ней в шахматы играл.

Тарабанить жену декана я и в жизни могу, а вот узнать как деды шахматы программировали в 1834м...

1
Ответить
Автор

Норм, но не имеет ничего общего с привычными визуальными новеллами. Да и на японском в игры с парсерными командами играть очень сложно.

1
Ответить

Если кто-то хочет продолжения темы, тут я затрагиваю игры Gainax'овской серии игр Cybernetic Hi-School 1989-1991 годов, визуальных новелл с заимствованием механики взаимодействия из старых квестов, и надбавкой в виде викторины, как это было Lolita (Yakyuken) 1982 из прошлой части разбора Тернокса.

3
Ответить
Автор

О Gainax я в следующих частях тоже расскажу)

2
Ответить

жду список годных 18+ VN, симуляторов свиданий и эроге.

3
Ответить