Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 60: французское ретро

Вместе с Sightsaber мы решили сделать юбилейный, шестидесятый, выпуск рубрики немного особенным. В нем я возвращаюсь к уже знакомым мне ретро-платформам типа Commodore 64 и ZX81, но с одним условием — на этот раз все игры французского производства. Помимо банального тира от первого лица, есть в подборке действительно оригинальные проекты. Я расскажу про космический симулятор, в котором нужно управлять звездным разрушителем, нестандартную летную аркаду про битву на Хоте, интересное виртуальное воплощение «Возвращения джедая» и клон Space Invaders для «Спектрума».

Проекты в подборке:

326. Invasion avant l'aube (1984) — Империя атакует на рассвете

Платформы: Oric 1, Oric Atmos

Разработчик: Patrick Barusseau

Прохождение

Для начала немного исторических фактов, частично подсмотренных на «Википедии». Англичане из Tangerine Computer Systems обзавидовались коммерческим успехам ZX Spectrum и захотели себе так же. Именно так на свет и появился Oric-1. Его продажи, правда, надежд не оправдали: в Великобритании реализовали 160 тысяч машинок и еще 50 тысяч в соседней Франции. Однако этого, судя по всему, оказалось достаточно, чтобы английский ПК обрел определенную популярность у французов. Так, например, это был первый компьютер Давида де Груттоля, ныне известного под псевдонимом Дэвид Кейдж. Кроме того, в моем марафоне мне попалось всего две игры для этой платформы, и обе из них оказались французскими. Обзор на первую можно почитать тут, а о второй речь пойдет ниже.

Invasion avant l'aube переводится на русский как «Вторжение перед рассветом». За этим немного романтичным названием кроется не самый понятный, но довольно оригинальный космический симулятор, в котором играем мы… за имперцев!

Любители проходить игры в оригинале могут ознакомиться с сюжетом самостоятельно. Остальным предлагаю мой краткий пересказ чуть ниже
Любители проходить игры в оригинале могут ознакомиться с сюжетом самостоятельно. Остальным предлагаю мой краткий пересказ чуть ниже

Уже на протяжении нескольких месяцев силы повстанцев блокируют систему От и уничтожают конвои Конфедерации (так здесь называют Империю). Поэтому наше командование решает нанести ответный удар и напасть на базу мятежников на маленькой и отдаленной планете Смилане. Миссия заключается в том, чтобы как можно скорее приземлиться на поверхность и захватить защитный генератор силового поля.

В нашем распоряжении ни много ни мало целый звездный разрушитель! Должен сказать, мало какая игра давала возможность порулить подобной махиной. Вот только весь текст и инструкции в Invasion avant l'aube оказались на французском, что несколько поубавило мой оптимизм. Не разобравшись с управлением, я полез на YouTube и нашел аж два видео по этому проекту. Посмотрев их, я понял, что авторы роликов сами ни черта не поняли и выложили геймплей лишь бы выложить. Я в таких вопросах гораздо упертее, так что стал учиться играть методом проб и ошибок — и научился!

Самое начало игры. Перед запуском миссии играет заглавная тема «Звездных войн»
Самое начало игры. Перед запуском миссии играет заглавная тема «Звездных войн»

Итак, наш звездный разрушитель оказывается в 100 тысячах километров от Смилана. На приборной панели внизу экрана отображается несколько показателей: скорость (vit), расстояние, она же высота (alt), время (time), очки (pts) и топливо (fuel). Геймплей проходит в пошаговом режиме — каждый следующий ход активируется пробелом.

Если ничего не делать, кроме как нажимать пробел, звездный разрушитель будет лететь к планете всё быстрее и быстрее. Отмечу, что горючее при этом не расходуется. Объясняется это гравитационным притяжением небесного тела. Другими словами, наш крейсер просто падает на Смилан. Чтобы он не разбился в лепешку, а также сумел пройти через защитное поле повстанцев, каждый ход мы можем тратить какое-то количество топлива на торможение. Наша задача: чтобы при залете в атмосферу скорость разрушителя была меньше 100 км в секунду. И здесь нужно подгадать правильный баланс — надо двигаться одновременно и быстро (за это начисляют дополнительные очки), и вовремя успеть затормозить, чтобы не проиграть.

Надпись гласит: «Обнаружено планетарное силовое поле»
Надпись гласит: «Обнаружено планетарное силовое поле»

Где-то раза с десятого я выработал более-менее рабочую тактику. Я пропускал ходы до тех пор, пока крейсер не оказывался на расстоянии 42 тысяч километров от поверхности. К этому времени в свободном падении он успевал разгоняться аж до 1060 км/с. После этого я начинал тратить по 250 ед. топлива до тех пор, пока скорость не стабилизировалась на отметке 80 км/с. Дальше оставалось лишь поддерживать ее, сжигая по 80 ед. топлива каждый ход. Ну и в финале вроде как нужно нажать кнопку D для дематериализации — это требуется, чтобы пройти защитное поле.

На этом всё? А вот и нет! У игры есть еще и второй уровень — в атмосфере Смилана. Задача и геймплей тут в целом такие же — нужно приземлиться на поверхность, только теперь скорость при посадке должна быть меньше 200 метров в секунду. В первый раз я получил такую концовку: «Есть повреждения. Вы потеряли одну половину людей при высадке, другую — при штурме генератора. Цель достигнута, но какой ценой…» Такое себе, конечно, достижение, но я всё же решил повторить его, чтобы записать собственный ролик для YouTube. К моему счастью, следующее прохождение оказалось успешнее: «Браво! Вам удалось благополучно приземлиться. Эффект неожиданности сыграл свою роль, и теперь вы контролируете генератор. Союзные войска, ожидающие на краю системы, могут теперь высадиться на планете». Так что да, теперь в интернете есть нормальное прохождение!

Люблю запах напалма поутру
Люблю запах напалма поутру

С самопохвалой я закончил, и теперь хотелось бы похвалить Invasion avant l'aube. Проект, может быть, не шибко динамичный и реиграбельный, но зато однозначно оригинальный. Ну в какой другой игре восьмидесятых годов нам давали порулить звездным разрушителем? Я вот лично ни одного примера не вспомнил. А еще здесь довольно крутая графика. Если вы включите мое прохождение и промотаете до второго уровня, то можете заметить, что солнце, выглядывающее из-за горизонта, постепенно становится всё больше и больше (напомню, название переводится как «Вторжение перед рассветом»). Да и сама картинка довольно детализированная и приятная по меркам тех лет.

327. Survie (1984) — ЗВ соседствуют с «Троном»

Платформа: Commodore 64

Разработчик: Frederic Miran

Геймплей

Survie — это не совсем проект по Star Wars. Это сборник из трех мини-игр, одна из которых как раз и посвящена вселенной Джорджа Лукаса. Две другие — аркада по «Трону» в духе «Змейки» (светоциклы оставляют следы, которые нельзя пересекать) и леталка про уклонение от астероидов в космосе.

Что до уровня по «Звездным войнам», то меня ждало разочарование. Я вновь увидел тир от первого лица, где нужно уничтожать СИД-истребители. Причем выполнен он далеко не на уровне Commodore 64 — в лучшем случае VIC-20. Хотя даже на этой более древней и слабой платформе были игры покрасивее. Геймплей максимально примитивен и прост — нужно подводить имперские звездолеты к прицелу и стрелять. Картинка под стать — двухцветная и крайне неприглядная. Враги не атакуют в ответ, ограничений на количество выстрелов нет, а за продолжительность игры отвечает таймер. Ах да, еще тут 9 уровней сложности, устанавливающих юркость вражеских пилотов. Пожалуй, больше рассказать-то и нечего.

Тут даже подпись какую-то придумать сложно — я таких скриншотов уже десятки наделал для прошлых статей
Тут даже подпись какую-то придумать сложно — я таких скриншотов уже десятки наделал для прошлых статей

Я понимаю, что в Survie аж целых три проекта в одном, но кажется, автор гнался за количеством, а не за качеством. Каждая из мини-игр выглядит достаточно примитивно — на уровне релизов конца 70-х, а не середины 80-х.

328. Walker (1984) — Доэкселевские таблицы

Платформа: ZX81

Разработчик: Patric Michel

Геймплей

Напомню, ZX81 — малоизвестный «папа» культового «Спектрума», на борту которого был аж целый один килобайт оперативной памяти! С играми для него я мучался… то есть знакомился еще в ноябре 2023 года — и теперь снова вернулся к этой платформе. И вот, как это было.

Две таблицы, о которых я расскажу чуть ниже
Две таблицы, о которых я расскажу чуть ниже

Заглядывает ко мне в личку Sightsaber и говорит: «Набрал я тут по-быстрому игру про шагоход для ZX81. Глянь пока, чтоб не простаивать», — и скидывает, значит, архив. Внутри эмуль, скан журнала, инструкция по запуску ROM’а на русском и описание игры на французском. Читаю мануал: «После появления курсора по одной цифре ввести две таблицы». Какие таблицы?.. Стал возиться с запуском. Следую инструкции, ничего путевого не происходит. Пишу Sightsaber. Он присылает более подробное пошаговое руководство — не получается и по нему. К тому же я до сих пор не понимаю, что там за таблицы такие и куда их вводить. Спрашиваю в третий раз и только после этого осознаю… В том самом французском журнале, где была опубликована Walker, напечатано еще и два блока с цифрами — по полсотни чисел в каждом. Так вот, оказывается, что перед каждым запуском игры их нужно полностью прописывать в ZX81. Причем есть несколько нюансов. Во-первых, их нельзя печатать быстро, иначе часть символов может потеряться. Во-вторых, права на ошибку нет — удалить неправильно набранную ячейку нельзя. Ну и в-третьих, кое-где цифры пропечатаны неразборчиво, и в нескольких местах я не мог разобрать, стоит там 3 или 8 (либо 8 или 6). Сам по себе набор таблиц, чтобы вы понимали, занимал у меня примерно по 20 минут (а всего мне пришлось проделать этот процесс трижды).

Скриншот Walker из журнала
Скриншот Walker из журнала

Наконец запустив программу после долгих мучений, я увидел, что картинка отображается кривовато и не совсем так, как на скрине из журнала. Например, одна-две лапы шагохода висели где-то в воздухе, а другая шла отдельно от АТ-АТ немного перед ним. Но это еще полбеды. Главная проблема заключалась в том, что я совершенно не понимал, как в это играть. Очевидно, что Walker воспроизводит битву на Хоте, а значит, в роли пилота снежного спидера (черного квадрата) нам надо уничтожать прущие на базу повстанцев махины. Но как?

Вот так игра отображалсь у меня
Вот так игра отображалсь у меня

Пришлось через переводчик читать описание игры на французском, присланное Sightsaber. Огромное спасибо, что оно уже было в текстовом формате, а не картинкой — это сильно упростило мне задачу. Правда, до конца инструкцию я так и не понял. Например, в ней говорится, что уничтожать нужно не только шагоходы, но еще и серые квадраты, которые тоже наступают на базу повстанцев. Для этого используется бортовой лазер, который активируется клавишей 0. Я играл в Walker около часа, но ни разу не сумел подстрелить ни одного врага — луч спидера до них словно не долетал. Но зато я более-менее разобрался, как расправляться с шагоходами, и эта механика меня действительно затянула. После каждого Game Over’а я снова и снова запускал игру, надеясь уничтожить хотя бы три махины Империи — правда, максимум управлялся только с двумя.

Поваленный шагоход. Черная линия — это трос
Поваленный шагоход. Черная линия — это трос

Как и в фильме, стрелять по шагоходам бесполезно — повалить их можно только с помощью троса. Для этого надо переместиться на уровень ног, не попав при этом под огонь АТ-АТ. Описание на французском через Google дает такой совет: «Спускаться можно только перед ходунком на время его движения». Увы, но я так и не научился точно определять, когда шагоход будет стрелять, а когда нет. Из-за этого выход на нужную позицию чаще всего был для меня счастливой случайностью.

Правильная длина троса в «прямом» направлении
Правильная длина троса в «прямом» направлении

Оказавшись напротив ног АТ-АТ, нужно зажать кнопку 0, после чего спидер выпустит трос, изображенный здесь пунктирной линией. Завести его нужно строго на один штрих за крайнюю правую лапу шагохода, после чего сразу же зажать 1. Трос начнет возвращаться, отображаясь уже жирной черной линией. Как только она дойдет до стены базы повстанцев, единичку нужно быстро отпустить. Если всё сделать правильно, то шагоход рухнет, а игроку начислят 250 очков. Если же ошибиться хоть где-то, на экран выскочит AT-ST и уничтожит спидер. Кстати, с ходу я не припомню ни одной древней неофициалки про Хот, где бы были эти боевые машины, так что их появление здесь меня порадовало.

AT-ST стреляет по спидеру
AT-ST стреляет по спидеру

Честно говоря, в какие-то моменты Walker меня откровенно бесила. Особенно когда надо было набирать числа перед запуском игры по двадцать минут, не имея при этом права на ошибку. Бывало, я в сердцах проклинал игру и бомбил Sightsaber в личку (прости, пожалуйста), кидая ему смайлики какашек — это я так предварительно оценивал проект.

Типичный я
Типичный я

Но сейчас, подводя итоги, я решил освежить в памяти другие ЗВшки с ZX81 и просмотрел свои старые статьи. И знает что? На их фоне Walker просто офигенна! Во-первых, тут шикарная графика — большое количество объектов, довольно детализированные AT-AT и AT-ST. Сравните скриншоты отсюда и из Starwars за авторством Стина и Юркуна — вы тут же почувствуете разницу (обе игры вышли на одну платформу и посвящены битве на Хоте). Во-вторых, геймплей здесь довольно необычный и не такой примитивный, как в других «Звездных войнах» с ZX81. В-третьих, АТ-АТ в Walker не просто «катится» по земле. Здесь есть анимации того, как он переставляет ноги, и это действительно круто!

Starwars (19XX) для ZX81. Авторы: R.V.D. Steen и K. Jurkuhn
Starwars (19XX) для ZX81. Авторы: R.V.D. Steen и K. Jurkuhn

Несмотря на то, что знакомство с французским «Шагоходом» вышло для меня довольно болезненным и нервным, должен признать, что это вполне достойный релиз по меркам ZX81.

329. Star Wars (1985) — Шикарные пиксели

Платформа: ZX81

Разработчик: Laurent Frizon

Прохождение

Когда я поражался крутизне Walker для ZX81, я просто не видел Star Wars Лорана Фризона. Мне даже сложно поверить, что игра, которая весит 14 килобайт, может быть настолько разнообразной. Всего здесь пять уровней, и каждый предлагает уникальный геймплей. Более того, по меркам платформы здесь еще и довольно крутая графика. Дополнительный плюс для меня в том, что этот проект в кои-то веки посвящен не уничтожению первой «Звезды Смерти» или битве на Хоте, а воспроизводит «Возвращение джедая». Для древних неофициалок это большая редкость.

Первая миссия, пожалуй, самая графонистая из всех, а ее события разворачиваются на лесистом спутнике Эндора. В роли Хана Соло нам предстоит взломать код бункера того самого генератора щита, что оберегает вторую «Звезду Смерти». Игроку дается всего шесть попыток, при этом код может быть любым числом от 0 до 30. Проще всего пройти задание брутфорсом. Каждый раз я поочередно вводил цифры от 1 до 6, и в какой-то момент это срабатывало.

Изначально французы называли знаменитого контрабандиста не Ханом, а Яном Соло (Yan Solo), а вот темного лорда ситхов до сих пор величают Дарком Вейдором (Dark Vador) 
Изначально французы называли знаменитого контрабандиста не Ханом, а Яном Соло (Yan Solo), а вот темного лорда ситхов до сих пор величают Дарком Вейдором (Dark Vador) 

Второй уровень визуально и геймплейно похож на стандартные тиры, где требуется уничтожать СИД-истребители. Правда, реализация здесь попроще — двигать прицелом мы не можем, только стрелять. Всего игроку дается восемь выстрелов и задача уничтожить шесть врагов. Сделать это довольно просто — за те полтора часа, что я просидел за игрой, я ни разу не промахнулся. Нужно лишь дождаться, когда противник окажется в центре экрана, и нажать любую кнопку на клавиатуре.

Всё, приятель, ты попал!
Всё, приятель, ты попал!

Третий этап разворачивается уже не в открытом космосе, а возле поверхности «Звезды Смерти». Задача тут точно такая же — уничтожать СИДы, только с видом не от первого, а от третьего лица. «Тысячелетний сокол» располагается внизу экрана, и с помощью клавиш 5 и 8 его можно передвигать влево и вправо; огонь на 0. Враги находятся сверху и могут быть двух типов — неподвижные и летящие вправо. Если я правильно понял, то проиграть тут можно только в случае, если врежешься в стенки ЗС (впрочем, со мной такого не случалось).

Если промахнуться, то враг исчезнет и появится в новом случайном месте
Если промахнуться, то враг исчезнет и появится в новом случайном месте

В ходе четвертой миссии мы должны провести «Тысячелетний сокол» по внутреннему тоннелю имперской махины. Звездолет движется вправо сам, в то время как игроку требуется контролировать его высоту кнопками 6 и 7. Поначалу уровень показался мне довольно сложным, но спустя несколько попыток я научился влегкую его проходить — в основном благодаря тому, что маршрут всегда один и тот же.

Обратите внимание на интерфейс: в каждой миссии игроку даются подсказки, какие кнопки надо нажимать. Для ретро-игры это просто вау и сверхдружелюбие к пользователю
Обратите внимание на интерфейс: в каждой миссии игроку даются подсказки, какие кнопки надо нажимать. Для ретро-игры это просто вау и сверхдружелюбие к пользователю

А вот финальный этап — как раз причина, по которой я потратил на игру около полутора часов. Формально ничего трудного тут нет: требуется расположить «Тысячелетний сокол» напротив энергетического ядра ЗС и выстрелить (0). Осложняется задача полем притяжения, которое постоянно сдвигает звездолет влево, отчего игроку требуется нажимать 8, чтобы перемещаться вправо. Проблема в том, что как бы ровно я не ставил «Сокола», он всё время промахивался. Из-за этого мне раз за разом приходилось перепроходить все предыдущие уровни. Когда я увидел, что на часах уже почти два ночи, то решил всё-таки считерить и воспользоваться быстрыми сохранениями. Даже так мне потребовалось около 10 попыток, чтобы увидеть заветное *BOUM* и со спокойной душой отправиться спать.

Финальный уровень меня настолько вымотал, что я даже не могу придумать к нему подписи
Финальный уровень меня настолько вымотал, что я даже не могу придумать к нему подписи

На текущий момент Star Wars Лорана Фризона — лучшее, что я видел для ZX81. Это разнообразный, красивый и понятный проект (кроме последнего уровня), в который действительно занятно играть. Справедливости ради стоит уточнить, что разработан он не для базовой модели с 1 килобайтом оперативки, а для компьютеров с дополнительным блоком расширения ОЗУ на 16 КБ. Стоил такой, кстати, целых 100 долларов, что по нашим деньгам — около 30 тысяч рублей.

330. Stars War (1985) — Анваисёр де леспас

Платформа: ZX Spectrum

Разработчик: Nicolas Vaucher

Геймплей

Stars War, также иногда именуемую Space Battle, можно коротко описать примерно так — глючный французский клон Space Invaders. Если подобной характеристики вам мало, расскажу чуть подробнее.

Перед нами аркада, в которой игрок должен уничтожать постепенно спускающиеся СИД-истребители. Если хотя бы один враг заберется за нижний край экрана, ну или по нам прилетит неприятельский заряд — минус жизнь. Управляем мы неким голубым звездолетом, который может двигаться влево и вправо, а также стрелять желтыми пульками. Если получится попасть в противника, нам дадут единичку энергии. Ее можно потратить на супервыстрел из лазерной пушки. В отличие от тех самых пулек, которые летят довольно медленно, лазер моментально поражает любого врага напротив.

Можно выпустить пульку и сразу же атаковать врагов лазером, а вот стрельнуть двумя пульками подряд нельзя
Можно выпустить пульку и сразу же атаковать врагов лазером, а вот стрельнуть двумя пульками подряд нельзя

Кстати, что касается попаданий в противников. Здесь это сделать очень и очень трудно. Даже когда в начале уровня на экране находится 15 СИДов, нужно невероятное везение, чтобы подбить хотя бы в один. Во-первых, как я уже писал, стандартная пулька летит крайне медленно, а враги, такое ощущение, рандомно меняют направление. Как понимаете, рассчитать верное упреждение из-за этого непросто. Во-вторых, выстрелы часто проходят сквозь звездолеты, ничего им не делая. Это отлично видно на видеозаписи геймплея. Враг почему-то исчезает, когда на него накладывается спрайт пульки, и появляется вновь, когда эта самая пулька продолжает лететь дальше. Таким образом, любой фраг — чистое везение.

Проект в принципе сильно забагован. Так, когда я играл в него в первый раз, самый верхний СИД оказался неубиваем. Я стопроцентно по нему попадал, так как мне зачисляли за это очки и прибавляли энергию для лазера, но уничтожить его не выходило никаким оружием. Или же мой звездолет раздваивался или растраивался на экране. Хорошо хоть, что попадания по фантомным клонам не списывали с меня жизни.

Вот и какой из этих трех голубых звездолетов настоящий?
Вот и какой из этих трех голубых звездолетов настоящий?

Stars War — это очень плохой клон Space Invaders. Я специально включил посмотреть геймплей оригинальных «Космических захватчиков» 1978 года и поразился. Мало того, что играются они довольно плавно и динамично, так там еще и разрушаемость есть! А тут — ни ее, ни нормальной регистрации попаданий плюс тележка багов.

Конец шестидесятой части. Продолжение следует…

1919
1 комментарий

Весь этот выпуск проходит под знаком разнообразия: французские программисты игр по "Звёздным войнам" из 80-х годов показывают себя, возможно, и не самыми умелыми кодерами, то точно одними из самых оригинальных игроделов.

Самая блестящая в подборке, конечно, игра Лорана Фризона. Да, это 16 Кб, но можно лишь поаплодировать тому, какое увлекательное многоуровневое приключение удалось создать для ZX81. С адекватным управлением, стоит заметить.

Впервые увидев в журнале скриншот игры Walker, был в восторге от графики и наличия аж двух разных типов шагоходов. Уже после набора кода программы нашёл её файловый вариант (с какими-то другими начальными настройками - так что набирал не зря). Маленькая поправочка: одну-две ошибки в таблицах, которую игрок набирает перед запуском, исправить можно, вручную прописав адрес, но это тот ещё гемор.

Ну и, конечно, Invasion avant l'aube: атака на Хот звёздным разрушителем - гениальная задумка, хоть и несколько отличается от показанного в Эпизоде V (там, напомню, флот Дарта Вейдера выходит слишком близко к Хоту, и повстанцы успевают поднять планетарные щиты (за что допустивший оплошность адмирал Кендал Оззель резко потерял возможность дышать). В целом приятная, довольно динамичная игра с интересной графикой.

Vive la France!

2