История игровых консолей (Консольное возрождение)
Помните в прошлый раз я сказал, что консоли и игровая индустрия практически вымерли? Так вот... Это не совсем так, дело в том, что так называемый «Игровой кризис» коснулся только США и Канаду. В Европе люди как играли на ПК, так и продолжили это делать, а в Японии игровая индустрия была только на этапе становления. И именно она изменила всё.
Восхождение Nintendo
Nintendo начала своё существование в конце XIX века как мастерская по производству игральных карт ханафуда. В 1970-х компания решила зайти на рынок электронных развлечений. Выпустив свой первый игровой автомат. Но в итоге место в аркадных залах было проиграно SEGA.
После поражения на поле игровых автоматов компания решает побороться за рынок домашних консолей. На тот момент единственной продававшейся в Японии игровой консолью была местная копия Magnavox Odyssey. И тогда Nintendo решается выпустить Color TV Game 6 (цифра обозначает количество доступных игр, позже была выпущенная улучшенная версия Color TV Game 15), которая фактически являлась копией Atari Pong.
Если в США к тому момент уже пришло осознание что ставить на консоль с ограниченным набором предустановленных игр это такое себе решение, то для Японии это было в новинку. Консоль продалась тиражом 3 млн. экземпляров, позже Гумпей Ёкой разработал Nintendo Game and Watch, и после её успеха было принято решение выпустить консоль со сменными картриджами. При этом устройство должно было быть мощнее и дешевле, чем устройство от Epoch. Изначально устройство обладало всеми атрибутами компьютера: там был привод для дискет, клавиатура и модем. Но позже от этого было решено отказаться ради удешевления.
В итоге получилось устройство с небольшим светлым корпусом, на котором было две кнопки: тумблер вкл.- выкл. и кнопка Reset, порт для картриджей, рычажок для их извлечения.
В комплекте шли два не отсоединяемых контроллера с крестовиной, кнопками A и B, а также кнопками Start и Select на первом контроллере и микрофоном на втором.
Спереди у консоли был порт для периферии, которой было не мало. В комплекте с консолью шёл световой пистолет:
Который применялся в таких играх, как например Duck Hunt, которая шла в комплекте с консолью.
Второй игрой, шедшей в комплекте, была Super Mario Bros за авторством легендарного Сигеру Миамото
Говоря о периферии. Клавиатура в итоге была выпущена и в комплекте с ней был картридж Family Basic, который позволял заниматься программированием на Famicom.
А ещё позже был выпущен так называемый Data Recorder - кассетный магнитофон, который обладал функцией диктофона. Поставлялся он в комплекте с кассетой, которая при подключении плеера к клавиатуре Family Basic, позволяла игрокам сохраняться.
Так Nintendo пыталась найти альтернативу паролям для загрузки сохранений, потому что игры становились всё сложнее, а когда-то простые пароли становились неадекватно длинными.
Окончательно проблему сохранений должен был решить аддон Famicom Disk System:
На неё должны были выходить игры на дискетах, и она должна была без тонн проводов позволять пользователям сохранять прогресс. Одной из игр на неё была первая часть The Legend of Zelda вышедшая в 1987 году.
Но осознав провал аддона игра была перевыпущена на картридже с дополнительным блоком памяти, отведённым под сохранения.
И при этом разработчики смогли выйти за грани возможностей Famicom потому что консоль не обладала достаточным объёмом оперативной памяти для реализации скроллинга локаций, а в The Legend of Zelda он есть.
По ходу жизни консоли существенно расширилась линейка аксессуаров. Кроме пистолета появился робот "R.O.B."
Nintendo NES Satellite, позволявшая подключать к консоли до 4-х геймпадов.
Ещё были аркадные джойстики, был музыкальный коврик и прочее:
Релиз в США
Но перенесёмся на несколько лет назад. В 1983 году начался "Игровой кризис" и в таких условиях Nintendo решили прийти на американский рынок. Сначала они хотели сделать это с помощью Atari, но к ним быстро пришло осознание куда катится индустрия в Америке, и они решили выпустить консоль самостоятельно. Advanced Video System пыталась максимально дистанцироваться от консолей и наследия старой игровой индустрии.
Этому способствовало как наличие клавиатуры, так и дизайн в стиле видеомагнитофона. Но систему никто не хотел покупать, и глава Nintendo уже были готовы сдаться. Но, после того как руководство Nintendo of America решила более внимательно посмотреть на игроков, то они пришли к выводу, люди всё ещё хотели играть в игры, но только в качественные. И тогда консоль была полностью переработана. Она стала позиционироваться как развлекательная система, собственно так и родилось американское название: Nintendo Entertaiment System (NES).
При этом дистанцирование от консолей всё ещё продолжалось, к примеру картриджи назывались "Игровыми кассетами". А для недопущения второго краха игровой индустрии Nintendo ввела жёсткие условия лицензирования:
- 30% от продаж достаётся Nintendo
- Компании должны платить аванс за производство картриджей
- Картриджи производит только Nintendo
- Nintendo определяет размер тиража
- Компаниям запрещается выпускать более 5 игр в год
- Игры эксклюзивны для платформы Nintendo
- Nintendo может налагать запрет на выход игр на их платформе
Вместе с этим в консоль был встроен чип блокировщик, который не позволял запускать не лицензированные картриджи. К примеру, компания владелец бренда Atari вознамерилась выпускать игры самостоятельно и предприняла попытки взломать чип. Но ничего не удалось. Они даже пытались химическим путём расщепить чип чтобы рассмотреть его устройство под микроскопом, что тоже не помогло.
Позже другие компании, такие как SEGA, будут предлагать сторонним разработчикам аналогичные соглашения.
Условия издания игр, многими показались через чур жёсткими (что было не далеко от правды), а иногда и раздражающими, потому что Nintendo очень часто специально выпускала игры заниженными тиражами, чтобы подогревать ажиотаж. Но те, кто на это соглашались через некоторое время внезапно узнавали, что тиражи их игр теперь идут не на десятки, а на миллионы копий.
И несмотря на отсутствие интереса к консоли в начале, NES смогла покорить сердца игроков и стать самой продаваемой и долгоживущей консолью поколения (В Японии окончательная поддержка Famicom прекратилась только в 2003 году). Всего на ней официально вышло 714 игр.
61 910 000
Другие
Тут всё гораздо скучнее... поэтому и коротко
В 1983 году, в ответ на спад индустрии игровых автоматов SEGA пыталась выпустить SG-1000. Консоль с абсолютно безликим названием и странным контроллером, а также возможностью подключения клавиатуры и даже плоттера. Консоль обладала библиотекой из 42 игр на картриджах и 29 на специальных картах памяти, для использования которых было необходимо специальное расширение. Первый блин получился комом.
160 000
В 1985 году вышла SEGA Master System. Ком был уже больше похож на блин. На неё даже вышли некоторые культовые игры, и она обладала обратной совместимостью с играми от SG-1000. А в Европе и Бразилии консоль встретили очень даже тепло, хотя многие отмечали её очень скромную библиотеку игр.
10—13 млн. (Точных данных нет)
В 1986 году Atari, дабы вернуть лидерство на рынке, выпускает Atari 7800. О Эта была их первая консоль разработанная сторонней компанией. В итоге Atari больше никогда не будет разрабатывать свои консоли самостоятельно. Из аксессуаров была клавиатура, которая могла превратить её в полноценный ПК. И при этом устройство обладало обратной совместимостью с Atari 2600.
3 770 000
Таким образом всё третье поколение прошло под ликом Nintendo.
Консольные войны ещё только впереди.