Playstation 1 в наше время
То есть при вызове, к примеру, инвентаря в Silent Hill, происходит изменение разрешения картинки. Это не вызывает никаких проблем на ЭЛТ, но при подключении к современным телевизорам может стать проблемой. Требуется время для синхронизации сигнала с новым разрешением на стороне самого телевизора.
Это особенности современной цифровой техники вроде телевизоров, проекторов и мониторов. Ряд апскейлеров устраняют эту проблему, помещая картинку с консоли в кадр фиксированного размера, чтобы телевизору не приходилось выполнять работы по синхронизации. Но так делает далеко не все оборудование, к томе же самому апскейлеру требуется время на проведение этой же синхронизации. Пусть они это и делают в среднем быстрее, чем телевизоры. В любом случае в это время придется наблюдать черный экран, а геймплей в это время уже может запуститься.
AV Multi Out порт - это порт видео и аудио-подключения, ставший стандартом для Playstation 1 и 2, и оставшийся по наследству в Playstation 3. Обеспечивает с помощью одного порта сразу несколько видов видео-сигнала. С ним, скорее всего, вы и будете иметь дело. Поэтому давайте начнем с того, что вы можете получить от любой ревизии Playstation, без модификации консоли.
Стандартный композитный кабель идет в комплекте с консолью. Многие с ним знакомы и если вы подключите консоль к ЭЛТ-телевизору небольшой диагонали, то этого может оказаться достаточно.
Если же вы подключаете свою Playstation к телевизору 25 или более дюймов, тоже даже там уже можно заметить проблемы. Если же вы планируете использовать PVM или современные экраны, то лучше обратить внимание на другие доступные варианты.
S-Video
При этом подключение не происходит смешивания данных о цвете и яркости в один сигнальный кабель, что положительно сказывается на качестве изображения. Если у вашего ЭЛТ телевизора есть такое подключение, или ваш апскейлер или line doubler (например, Retrotink 2x) поддерживает подключение через S-Video, то вам может оказаться этого достаточно.
Но всё же S-Video в наше время практически не применяется в видео-технике, но вот RGB...
RGB
Ещё недавно его можно было встретить в LCD телевизорах, и даже недорогие апскейлеры, вроде OSSC, работают с таким сигналом. И да, вы можете получить RGB изображение на немодифицированной Playstation 1 просто купив или изготовив самостоятельно подходящий кабель. Применяется для этого SCART-подключение.
Но будьте внимательны при выборе кабеля. Методы синхронизации зависят от реализации кабеля - распайки компонентов и распиновки. Playstation не поддерживает CSYNC, поэтому настоятельно рекомендуется искать кабели, помеченные как Sync-on-luma. Кабели с Sync-on-composite также будут работать, но при такой синхронизации возрастают требованию к качеству изготовления кабеля и его экранирование, иначе в сигнале могут появляться разные наводки и шумы. Также есть информация, что консоли PAL-региона плохо работают и с кабелями Sync-on-composite тоже, но эту информацию я самостоятельно, к сожалению, проверить не могу.
RGB обеспечивает самое высокое качество изображения, которое доступно на немодифицированной консоли. К тому же RGB сигнал отлично подходит для апсейлинга в более высокие разрешения. При качественно изготовленном кабеле различные шумы и результаты наводок будут почти полностью отсутствовать в видео и аудио составляющей. И при подключении через XRGB-Mini Framemeister, OSSC или Retrotink результат будет потрясающий.
Поэтому, если ваш ЭТЛ телевизор поддерживает RGB или S-Video, настоятельно рекомендую использовать именно такие виды подключений в паре с качественными кабелями.
Если же вы планируете подключать Playstation к современной технике, то стоит придерживаться варианта "качественный RGB-кабель + апскейлеры". Например, OSSC в качестве базового, но качественного решения.
Если же вы решитесь на нестандартные подключения и даже модификацию своей консоли, тот тут тоже есть варианты.
Видео-подключения с модификацией консоли
RAD2x
Из нестандартных подключений сразу хочется отметить HDMI-конвертер для AV Multi Out порта Playstation 1 от RAD2x.
Именно для Playstation 1, потому что для Playstation 2 нет такого конвертера в AV Multi Out порт, который бы поддерживал все её видеорежимы (уточню - с основной массой режимов работает, но 100% "покрытия" нет). А решение от RAD2x поддерживает все режимы Playstation 1, имеет нулевой инпут лаг, очень быструю ре-синхронизацию при смене разрешения видео и самое главное - проводит правильную обработку видео, чтобы на выходе вам предоставить лучшее из возможных изображений.
Но есть и минус - на момент создания этого видео стоимость такого кабеля от RAD2x - 60 евро. Что в целом обычная цена на подобные устройства, но я объективно понимаю, что для наших регионов это немалая стоимость. Поэтому и указываю стоимость как минус устройства. В остальном, если вы фанат и большой энтузиаст Playstation 1 - рекомендую присмотреться.
Главное - не используйте низкокачественные скейлеры-конвертеры, подобные этим. Они портят и изображение, и инпут лаг, а часто и соотношение сторон кадра (думаю, надо будет в одном из материалов и этот момент осветить).
Если же вы готовы к достаточно серьезным модификациям своей консоли, хотите получить самое высокое качество видео, которое только можно получить на оригинальном железе, тогда обратите внимание на PS1Digital и Retro G.E.M.. Это два разных, но связанных продукта.
PS1Digital
PS1Digital сейчас уже не приобрести новым, но его можно найти на вторичном рынке или поискать консоль с уже установленной модификацией.
Он представляет из себя специальный набор, который подключается к материнской плате Playstation только в ревизиях SCPH-550x и SCPH-700x.
Установка платы и кабелей PS1Digital требуют небольшой модификации корпуса, удаления последовательного порта консоли и распайка в нескольких точках материнской платы.
Если вы не уверены в своих силах, то к стоимости комплекта установки стоит прибавить стоимость работы специалиста.
Стоит ли оно того? В целом - да. Вы получаете отсутствие инпуг-лага при апскейле изображения, сам целочисленный апскейл до 480p или 960p с выводом картинки в кадре до FullHD. Различные варианты настроек изображения. И чистые, качественные и без помех видео и аудио сигналы.
Но как я уже и сказал, сейчас PS1Digital не приобрести новым. Всё потому что ему на смену пришел Retro G.E.M..
Retro G.E.M.
Это практически самостоятельное устройство, которое обрабатывает сырой видеосигнал, производит разные настраиваемые виды апскейла и деинтерлейсинга, может добавить скан-линии на итоговое изображение. И конечно же, оно не имеет инпут-лага и выводит максимальное качественные видео и звук, что делает его практически ультимативным решением для энтузиастов Playstation 1. В общем - эволюция PS1Digital, улучшающая его сильные стороны.
Retro G.E.M. также распаивается на материнской плате консоли, и к каждой консоли необходимо брать соответствующий набор для установки. Ведь RetroGEM, кроме Playstation 1, может быть установлен и в ряд других консолей.
По предоставляемым возможностям RetroGEM даже превосходит PS1Digital, но всё также ограничен совместимостью только с двумя ревизиями Playstation (SCPH-550x и SCPH-700x) и требует определенные навыки для установки. К тому же, комплект установки также не очень дешев, поэтому подойдет не всем.
Но если вы хотите бескомпромиссное качество звука и видео и готовы за это заплатить, то Retro G.E.M. - ваш вариант.
С оригинальными консолями Playstation 1 на данный момент это все доступные варианты подключения. Да, вы наверняка обратили внимание, что среди них не было компонентного видео (YPbPr), но при этом соответствующие кабели продаются для AV Multi Out порта. Всё верно, не смотря на то, что порт тот же, Playstation 1 не способна выводить компонентное видео. Эти кабели созданы для следующих консолей семейства Playstation - 2 и 3. И они тоже могут запускать игры Playstation.
Playstation 1 игры на Playstation 2
В 2000 году на рынок вышла Playstation 2, следующее поколение в семействе Playstation. И она имела обратную совместимость с Playstation 1. Вы просто вставляете диск и игры просто запускаются.
Но тут есть важная оговорка по поводу совместимости игр. Дело в том, что у Playstation 2 тоже было немало разных ревизий, и к сожалению, не все они воспроизводят игры Playstation 1 без проблем. На одних ревизиях всё отлично, на других есть мелкие проблемы, не мешающие играть, на иных ряд игр не работает вовсе.
Подробнее ознакомиться с этой проблемой вы можете в моём видео на youtube-канале, где я рассказываю об этой особенности разных ревизий Playstation 2. К сожалению, оно достаточно старое и здесь я такой материал не выкладывал. Так что только там.
Что же касается видео подключения, то у Playstation 2 есть ряд отличий от Playstation 1.
Композитное видео почти во всех ревизиях будет четче у PS2. RGB-кабели выдают практически идентичное изображение. Учитывая, что RGB сигнал у PS1 был образцовый, то и для PS2 это будет хорошим выбором. Здесь, также как и с PS1, стоит отдать предпочтения кабелям sync-on-luma для получения лучшего изображения.
Но в отличии от PS1, Playstation 2 способна выводить компонентный видеосигнал. И он практически идентичен RGB-сигналу в PS2 и PS1.
Разницу я находил только в однотонных больших поверхностях, на которых можно заметить небольшой шум. Но он мало заметен, если вы сидите от телевизора хоть на каком-то правильном расстоянии. И возможно здесь проблема только в качестве самих кабелей.
В остальном, выбор компонентного видеокабеля, на мой взгляд, является отличным вариантом.
Бытует мнение, что Playstation 2 не выводит картинку в PS1 играх по компонентному видеокабелю. В каком-то из своих старых видео я уже рассказывал, что это не так. Хотя мне продолжают это утверждать. Playstation 2 в играх Playstation 1 выводит ровно такое же разрешение, которые было на оригинальной консоли при любом типе подключений. Чаще всего - это 240p.
Дело в том, что подавляющее большинство телевизором и даже немало плат захвата не способны работать с таким сигналом по компонентному видео-подключению. Если вы столкнулись с таким, то у вас есть несколько вариантов решения проблемы - подключить консоль через апскейлер или Line doubler, чтобы получить хотя бы 480p, с которым работать способно практически любое оборудование.
Или с помощью программы GSM заставить видеочип консоли не переходить в режим 240p и зафиксировать в разрешении выше. Так страдает совместимость игр, но несущественно и возможно, что ваших любимых игр это просто не коснется.
Если вы решите использовать RGB или компонентное подключение на своей Playstation 2, не забудьте выставить соответствующее значение в настройках своей консоли.
Если оно выставлено неправильно, то в зависимости от устройства, к которому вы её подключаете, вы можете получить либо изображение с неправильными цветами или не получить изображения вовсе.
Если картинки нет, то есть способ решить проблему без серьезных манипуляций. Выключите консоль и включите её снова без карт памяти и диска в лотке. Подождите 5-10 секунд, чтобы консоль загрузилась и нажимайте на геймпаде: вниз, X, подождите пару секунд, вниз, вниз, вниз, X, вправо, X. Проблема исправлена, изображение появится. Да, это просто комбинация для прохода в нужный пункт меню настроек "вслепую".
Также в настройках Playstation 2 вы можете изменить параметры запуска игр Playstation 1.
Смягчение изображения может кому-то и понравится, но я не сторонник таких изменений в играх PS1.
Но ускорения чтения с CD-диска может показаться действительно полезным. Оно заметно ускоряет время загрузок, что делает процесс приятнее. Но к сожалению некоторые игры ломаются из-за этой опции, поэтому используйте её с осторожностью.
По итогу можно сказать, что если игры, которые вас интересуют с Playstation 1 без проблем работают на вашей ревизии Playstation 2, то запускать их на этой консоли - отличный способ. За исключением разве что запуска через POP Starter, потому что там всё очень плохо с совместимостью игр. Но сегодняшний материал не о нем (ибо то - почти софтовый эмулятор, а я тут про "железо" ).
Но если вы хотите переиграть в свою коллекцию игр Playstation 1, то есть ещё один официальный способ.
Playstation 1 игры на Playstation 3
PS3. Самые первые, и самые проблемные, ревизии имели обратную совместимость с Playstation 2. Часть - аппаратную, часть - исключительно эмуляцию. Позже эту функцию полностью вырезали. Однако совместимость с дисками Playstation 1 сохранилась в PS3 в каждой из ревизий. Но это полностью программная эмуляция, без вариантов.
Playstation 3 выводит изображение вплоть до 1080p, тоже самое касается и PS1 игр. Хотя в настройках эмулятора вы можете выбрать смягчение изображения, как и на PS2. Но как и там, я не сторонник таких настроек. Тем более, что часто игры PS1 на PS3 даже с выключенной опцией смягчения изображения выглядят чуть более размыто, чем RGB-видео с оригинальной консоли на хорошем апскейлере.
Но некоторые игры при запуске с дисков выглядят также четко, а пиксели такие же острые, как на оригинальном железе. Будет ли так работать именно ваша игра - узнавать чаще всего приходится опытным путем.
Но при таком четком выводе изображения становится видна проблема не целочисленного апскейла, который проводит Playstation 3. При горизонтальном или вертикальном скроллинге пиксели "трясутся", что для многих будет неприятно наблюдать. К сожалению, это можно показать только на видео (тайминг - 27:20). Попытаюсь объяснить - один пиксель в разрешении 240p при НЕцелочисленном апскейле и скроллинге начинает занимать то 1, то 2 пикселя. И это меняется от кадра к кадру.
Возможно вы захотите подключить Playstation 3 к ЭЛТ-телевизору и так играть в игры Playstation 1. Тем более, что AV Multi Out порт на этой консоли сохранился. Но проблема в том, что PS3 не выводит изображение с разрешением ниже 480i, а как я сказал ранее - подавляющая часть игр Playstation 1 работает в разрешении 240p. Так что в таком случае вы тоже не получите такого же четкого изображения, как на оригинальной консоли или даже Playstation 2.
Но есть и плюсы - из-за того, что нет разрешения 240p, нет постоянной ре-синхронизации сигнала при смене разрешения. Если для вас это была единственная проблема, а с остальным вы готовы смириться, то - почему бы и нет.
Но ко всему ещё и добавляется инпут лаг. Он совсем небольшой и многие его даже не заметят, но увы, при программной эмуляции этого не избежать и он присутствует у PS3.
С другой стороны, если вы хотите просто посидеть пару вечеров и вспомнить свои старые любимые игры именно за приставкой, но не собираетесь играть всерьез и надолго, то в таком случае PS3 может стать неплохим вариантом. Её приобретение будет значительно дешевле оригинальной консоли, хорошего RGB-кабеля и действительно хорошего апскейлера. При этом PS3 будет достаточно подключить по HDMI, вставить диск и просто начать играть.
Если же вы решили остановиться именно на оригинальной консоли Playstation 1 и выбрали себе самое подходящее подключение к телевизору, монитору или проектору, пора запускать игры и начинать играть. И здесь тоже доступно несколько вариантов.
Способы запуска игр
Самый простой способ начать играть - это использовать оригинальные диски того региона, который соответствует региону вашей консоли. Тогда вы просто вставляете диск в лоток, включаете консоль и всё.
Мод-чип
Если же вы хотите играть в бэкап-копии игр (ну вы поняли) или игры других регионов, то без модификации консоли не обойтись. Вы все понимаете о чем я - установка мод-чипа на материнской плате консоли. Если вы покупаете консоль на вторичном рынке в России и странах СНГ, то в 99% случаев она уже будет с установленным чипом. К сожалению, со старыми чипами ряд консолей PAL региона не могут корректно менять видео-режим на NTSC.
Если вы столкнулись с проблемами или ваша Playstation не умеет мод-чипа, то рекомендую обратить внимание на проект PsNee -это open-source мод-чип для первой Playstation. Вы можете собрать его на основе Arduino или контроллера ATtiny85 и ATtiny45.
Но есть способы, которые позволят обойтись без модификации железа консоли. Я говорю о софтмоде, а именно - о двух его вариантах.
Tonyhax
Для его реализации вам потребуется лицензионная копия игры Tony Hawk’s Pro Skater 2 или 3, а также карта памяти с заранее записанным специальным сохранением для одной из этих игр и парой других файлов.
Попытка загрузить это сохранение в игре вызывает глитч, в результате которого консоль выполняет неподписанный код и после этого может загрузить любую другую игру с диска, который вы сами запишете.
Если вы обладатель Slim-версии консоли, то возможно этот способ вам подойдет. Slim-версии playstation не имеют совместимости почти ни с какими из модификаций, а установка мод-чипа считается самой трудоемкой в случае с этими ревизиями.
Только не забывайте, что для использования этого метода запуска вам всё еще требуется полностью исправный привод дисков, чтобы успешно читать записанные CD-R носители.
Но перед этим я рекомендовал бы вам обратить внимание на следующий способ.
Freepsxboot
Этот способ ещё проще, чем Tonyhax. Всё потому что для его использование не требуется лицензионная копия какой-либо игры. Способ совместим со всеми ревизиями, что делает его более предпочтительным, чем любой другой софтмод на данный момент.
Каюсь, про этот способ я забыл, когда делал видео. О чем мне весьма деликатно указали в комментариях. Я в целом мало внимания уделил вариантам запуска с оптических дисков (так как считаю, что они мало кого интересуют в 2023-2024 годах), поэтому Freepsxboot просто выпал из моей головы.
Для запуска с помощью Freepsxboot вам потребуется "раскатать" образ карты памяти с хаком на вашу физическую карту памяти. Да. после этого её нельзя будет использовать для сохранения игр, так что для этого лучше приготовить другую карту памяти. И как и в случае с tonyhax, для записи данных хака на карту памяти проще всего использовать другую, уже взломанную консоль.
Кстати, используемое в названии этого хака PSX - не является названием Playstation 1 консолей. Это название варианта консоли Playstation с функционалом DVR. Возможно когда-нибудь расскажу, откуда пошло такое название именно для PS1, тем более что от части в этом виновата сама Sony.
Но в 2023 вы, скорее всего, хотите получить нечто большее, чем запуск игр с со старых оптических носителей. И я хочу вам рассказать о нескольких актуальных на данный момент вариантах.
xStation
xStation - это ODE, эмулятор привода дисков. Он позволит вам отказаться от использования CD-дисков и запускать игры с карты памяти. Но только на совместимых ревизиях консолях - это SCPH-100x, SCPH-5xxx и SCPH-700x. Проверить точнее совместима именно ваша консоль с xStation можно в репозитории проекта.
Подключается он вместо привода и занимает его место. То есть для консоли это будет работать так, словно вы вставляете и меняете диски, а всё управление образами происходит через ОС самой xStation.
Но без модификаций консоли такой эмулятор привода не заработает. В комплекте идет специальная плата, которую требуется распять к нескольким точкам на материнской плате. И если основная плата xStation устанавливается легко, то эта - потребует от вас опыта работы с паяльником. Если вы не уверены в своих силах, лучше отдайте это делать специалисту.
Кроме этого, при использовании xStation настоятельно рекомендуется заменить встроенный блок питания Playstation на современный PSU. Эти снизит нагрев и обеспечит правильное питание для xStation.
После успешной установки и заливки прошивки на SD-карту, консоль при запуске должна отобразить меню xStation, где можно просканировать карту памяти в поисках игр и запустить какую-либо из найденных.
Заявлена полная совместимость игр, так как данные с точки зрения материнской платы консоли, передаются точно таким же образом, как при запуске игры с оптического диска.
Но это не единственный вариант эмулятора привода дисков для Playstation 1, который можно купить на сегодняшний день.
M.O.D.E.
M.O.D.E. - Multi Optical Drive Emulator. Это эмулятор привода, совместимый с несколькими консолями. С помощью небольших плат расширения он может быть установлен как в Sega Saturn, Sega Dreamcast, так и в Sony Playstation.
К примеру, если вы планируете некоторое время ознакамливаться с библиотекой Playstation 1, а потом продать её и приобрести Saturn, то вы сможете использовать ту же плату MODE., поменяв только плату-адаптер.
На старте MODE имел гораздо больше программных функций, чем xStation, но сейчас этот разрыв сокращается. Но второе преимущество, кроме универсальности, это возможность подключить к MODE в качестве носителя данных не только SD-карту памяти, но и USB-флешку и 2.5” SSD-диск. Для многих это может оказаться существенным преимуществом.
Но он всё также требует некоторый скилл в пайке в ряде случаев, к тому же программная часть закрыта DRM-защитой. Поэтому при получении прошивки для вашего экземпляра устройства, рекомендую сохранить её в нескольких разных местах.
И вдобавок - MODE существенно дороже, чем xStation. С другой стороны, у xStation нет функций, которые могут для ряда людей оказаться существенными.
Если же ни один из представленных вариантов запуска вам не подходит, то есть ещё один.
PSIO
Он выглядит как флеш-картридж, который подключается в параллельный порт консоли, имеет порт SD-карт памяти и обеспечивает запуск игр с них. Но к сожалению, у него есть несколько нюансов.
Во-первых, он также требует модификации консоли. Да, основное устройство - это то, что подключается к параллельному порту. Но для успешной работы требуется распайка небольшой платы на материнской плате консоли. Поэтому без умения обращаться с паяльником или помощи специалиста здесь тоже не обойтись. Хотя по сложности эта установка не сильно отличается от установки мод-чипа (в отличии от xStation и M.O.D.E.).
Во-вторых, совместимость PSIO не 100% и ниже, чем у xStation и M.O.D.E., которые запускают просто все игры. К 2023-му году количество несовместимых игр сократилось значительно, но всё еще не достигает 100% (но очень близко к этому значению).
Для повышения совместимости достаточно обновить прошивку, замен самого устройства не требуется. Само собой это работает только с оригинальным PSIO, дешевые копии, как это происходит всегда, из-за ряду удешевлений в чипах и схемотехнике платы при обновлении прошивки без программатора скорее всего перестанет работать.
В-третьих, запуск игр не такой быстрый, как с привода оптических дисков и даже не такой быстрый, как запуск с помощью xStation или M.O.D.E. С другой стороны, это только начальный запуск, когда вам нужно ждать загрузки биоса консоли, потом загрузки PSIO, а потом загрузки самой игры. Дальнейшие загрузки, конечно же, быстрые.
Само собой, PSIO совместим только с теми консолями, которые имеют параллельный порт. Если забыли - перечитайте соответствующий раздел этого материала.
Представленные мной варианты запуска игр - не единственные доступные. Но многие из них либо давно не доступны к покупке новыми, либо сопряжены с большим количеством проблем и неудобств. Те, которые перечислены здесь, мной считаются самыми подходящими. Моё личное предпочтение отдается PSIO - он самый простой в установке и при этом сохраняет возможность запускать игры с привычных CD-дисков. Если же привод дисков уже в плохом состоянии и там нечего беречь - смело берите xStation.
Если же вы хотите одновременно загружать всю доступную библиотеку игр консоли или использовать модификацию не только с Playstation - тогда только M.O.D.E., других вариантов нет.
Playstation оставила огромное наследие после себя. Не просто так ведь Sony поддерживала возможность безболезненно приобщиться и, самое главное, продолжать пользоваться этим наследием много лет.
Потом, конечно, поменялись времена и отношение корпорации к этому. Но в сердцах геймеров playstation явно нашла своё место. А энтузиасты позволяют этой платформе развиваться и находить своё место в современных реалиях. А у вас, геймеров, есть богатый выбор того, как именно вы приобщитесь к классике и как будете играть в эти игры игры сегодня. Как с точки зрения подключения, так и с точки зрения запуска игр.
Лучший способ запуска - эмулятор.
Не нужны телевизоры, диски, пайка, карты для сохранений. Не сломается дисковод или контроллер. Намного лучше скорость чтения данных и разрешение картинки, точность эмуляции отличная.
Намного лучше скорость чтения данныхГрубо говоря, только ради этого уже стоит юзать эмуляторы. Время загрузки уровней и записи сохранений на PS1- это отдельный мучительный флешбек.
Да. Но для многих людей кайф ретрогейминга состоит именно в аутентичности, «ламповости» процесса. Да и картинки тоже.
Комментарий недоступен
https://www.reddit.com/r/fatalframe/comments/f758ue/stuck_in_fatal_frame_beginning_cant_take_a/
Комментарий недоступен
Статья конечно хорошая. Но по какой то причине люди всё еще покупают это старьё и играют в МЫЛО и 20 кадров. Буквально пустая трата денег -_-