Playstation 1 в наше время

PlayStation 1 - это целая эпоха. И если вы сейчас решите в неё вернуться, то у вас может возникнуть немало вопросов. У PlayStation 1 много ревизий, чем они отличаются? Какую лучше не брать? Как лучше подключить видео у PlayStation? Как запускать игры? Я попытался собрать основную (!) базовую информацию, которая отвечает на эти вопросы и поможет вам приобщиться к классике или вспомнить былое время без боли для ваших глаз и нервов.

Изначально это было моим видео на канале, где я рассказываю про порты игр и разные железяки про ретро. К сожалению, я не угадал и оно не зашло. Тогда я подумал - что возможно кто-то когда-нибудь будет искать подобную информацию в ру-сегменте, пусть тогда она будет доступна удобно - текстом и в одном месте.

Если же есть желание - вот видео-версия. Там материала больше, само собой - показано разного рода сравнений тоже больше.

А теперь - к текстовой части!

Содержание:

Небольшое введение

Sony Playstation для многих изменила гейминг. Дала старт новым жанрам и новым подходам к построению видеоигр. Для многих она была точкой входа в видеоигры, и для немалого количества людей остается любимой игровой платформой до сих пор. Игры, которые выходили для Playstation 1 в наши дни получают ремейки, ремастеры и даже просто переиздания. Многие до сих пор хранят консоль и диски к ней, кто-то хочет приобщиться сейчас. Если вы один из них, то этот материал для вас. Я попытался собрать в одном месте и структурировать информацию о том, какой выбор консолей на вторичном рынке может вас ждать и как подключить Playstation 1, чтобы получить лучший опыт, который только она может вам предоставить.

Playstation 1 в наше время

Ревизии

Благодаря своей популярности и объему продаж, было выпущено немалое количество ревизий даже в рамках всем известных Fat и Slim вариаций Playstation 1. Какая из них подойдет именно вам, какая доставит меньше проблем, а какую просто проще всего найти? Что ж, давайте разбираться с основными ревизиями консолей Sony Playstation.

SCPH-100x

Старт продаж был в Японии, что для японской же компании не удивительно. Ревизия, с которой всё началось, носила индекс SCPH-1000. Последняя цифра могла отличаться в зависимости от региона.

SCPH -1000 выпускалась очень короткий отрезок времени и была доступна только в Японии, регион NTSC-J.

SCPH-1001 - это ревизия для региона NTSC-U.

SCPH-1002 - ревизия для региона PAL.

Надписи "POWER" и "OPEN" крупным кеглем на кнопках, привычная массивная крышка лотка привода дисков, и непривычный для консолей тех лет серый цвет корпуса.

Playstation 1 в наше время

Но главные внешние отличия этой модели - сзади. Такое количество портов нет больше ни на одной из ревизий Sony Playstation.

Слева-направо:

- Кабель питания, потому что блок питания у всех Fat-ревизий встроенный;

- AV Multi-out порт, ставший стандартом на пару десятков лет порт; AV Multi-out,

- Композитный видеовыход и аналоговое стерео-аудио, подключаемый по обычным RCA-кабелям;

- RF-питание - выход питания для подключения видео через RF-адаптер, но уже проприетарный.

- Последовательный (serial) порт;

- Параллельный (Parallel) порт.

SPCH-1002
SPCH-1002

У японской SCPH-1000 есть ещё отдельный S-Video порт, все остальные консоли даже этой же ревизии, но для других регионов, его не получили.

Японская SCPH-1000<br />
Японская SCPH-1000

RF-подключение интересует только с коллекционной точки зрения. Оно дает худшее изображение из всех доступных вариантов, звук - только моно с множеством наводок. К тому же такой тип подключения страдает от множества интерференций.

Playstation 1 в наше время

Добавляем сюда то, что RF Unit для Playstation сейчас стоит около 15-20 долларов, с практической точки зрения его использование будет максимально неразумным.

Playstation 1 в наше время

Композитное подключение - это базовое подключение, всё ещё не обладающее действительно качественным изображением, но уже достаточно приемлемым, особенно если вы используете ЭЛТ-телевизор небольших диагоналей.

Композитное видео и стерео-аудио в виде RCA-кабелей<br />
Композитное видео и стерео-аудио в виде RCA-кабелей

Есть хороший стереозвук и в этой ревизии такое подключение доступно по обычным кабелям без поиска хорошего оригинального AV Multiout кабеля. Есть мнение, что подключение таким способом обеспечивает более четкое и менее зашумленное композитное видео. Честно говоря, я не заметил разницы как на моих консолях, так и на сравнениях в сети.

В любом случае, даже при ориентировании вашего ретро гейминга вокруг ЭЛТ-телевизора, наверняка вы хотели бы получить изображении лучше, чем это может обеспечить стандартный композит. Но об этом мы поговорим позже.

Есть особенность у этой ревизии и по части звука. Считается, что SCPH-100x имеет настоящий Hi-Fi звук. Эту ревизию используют как CD-плеер в аудиофильских сетапах (это когда стоимость кабелей, которыми этот сетап подключается, превышает стоимость Playstation 4 на вторичном рынке и так далее). Их модифицируют, встраивают в другую аудиотехнику и охотятся за ними на вторичном рынке.

Да - это PS1<br />
Да - это PS1

Из-за этого и того факта, что ревизия SCPH-1000 выпускалась недолго и не на всех рынках, стоимость сейчас немного выше всех остальных обычных изданий консоли.

Справедливо ли такое мнение относительно этой ревизии по части звука? Скорее да, чем нет. У этой ревизии на материнской плате находился очень высококачественный ЦАП, обеспечивающий чистый звук, который транскодился из цифры в аналоговое аудио. Таким образом Playstation SCPH-100x были действительно качественными CD-плеерами в своё время. Сейчас, конечно, его обходят все аудио-фильские плееры, представленные на рынке. С другой стороны, учитывая даже завышенную стоимость на вторичном рынке, она может всё ещё быть недорогим способом начать свой путь в качественном звучании, но не более того.

С точки же зрения геймеров у этой ревизии, к сожалению, хватает проблем.

Из-за проблем с приводом компакт-дисков (из-за особенностей расположения материнской платы, блока питания и самого привода перегревается он с завидной регулярностью) в этой ревизии могут быть проблемы с воспроизведением Full Motion Video и музыки во время геймплея.

Кроме того, внутри консоли с ревизией SCPH-1000 может быть два варианта материнской платы. Главное отличие - в ранних выпусках 160-контактный GPU использует VRAM память, в более поздних материнских платах - 208-контактный GPU с памятью типа SGRAM.

Ранние материнские платы страдали из-за так называемого Color Banding’a, в то время как поздние материнские платы в ревизии SCPH-1000 были лишены этой проблемы. Более того, сцены с эффектами прозрачности на ранних материнских платах вызывали большие падения фреймрейта, чем с более поздними.

Playstation 1 в наше время

По итогу можно сказать, что первая ревизия SCPH-100x нежелательна к приобретению. Даже если вы найдете эту ревизию с поздней материнской платой, проблем того же лазера это не решит. И даже если вы не собираетесь запускать игры с оптических дисков, разница в стоимости с другими ревизиями всё-равно имеет место быть.

SCPH-300x

В начале 1995-го года в Японии выходит ревизия SCPH-3000. Отметилась некоторым удешевлением по корпусу и электронике. Например, убрали отдельный S-video порт.

Playstation 1 в наше время

К концу 95-го консоли этой ревизии стали комплектоваться материнской платой с новым GPU, у которого не было проблем с цветами и эффектом прозрачности. В других регионах всё ещё продавалась ревизия SCPH-1000-й серии, но в какой-то момент в них стала появляться исправленная материнская плата из японской SCPH-3000, при этом номер ревизии не изменился.
Правда привод для чтения дисков остался старый, как и его расположение, так что и его проблемы остались неизменны. Поэтому ценность для геймеров в наше время также сомнительна.

SCPH-5xxx

Здесь произошла синхронизация номеров ревизий по всем регионам продаж и с этого момента разобраться в ревизиях становится проще.

Консоли этих ревизий лишились самостоятельных выходов композитного видео и RF, но сохранили все остальные порты ввода-вывода.

Playstation 1 в наше время

Привод перестал выдавать столько проблем с проигрыванием видео. Его передвинули в сторону от встроенного блока питания, что улучшило ситуацию с перегревом этого привода. Иногда он становился источником проблем с воспроизведением игр, но количество отказов значительно сократилось в сравнении с предыдущей ревизией.

Абсолютно в каждой консоли 5000-ых ревизий стояли материнские платы с памятью SGRAM, поэтому с картинкой тоже не было никаких проблем. Схемотехнику самой платы упростили и удешевили, повысив степень интеграции, из-за чего она стала занимать немного меньше места в корпусе.

Сохранились последовательный и параллельный порт, а значит различные внешние устройства без проблем подключаются. В целом, с этой ревизией уже можно начинать знакомство с библиотекой игры Playstation. Но ряд проблем всё ещё сохранялся, поэтому новые ревизии Sony продолжала выпускать.

SCPH-7xxx

Во второй половине 1997 года на рынок выпускается 7000-я ревизия консоли. Само собой, сначала в Японии, к концу года - на остальных рынках. Материнская плата вновь уменьшилась, в этот раз заметно сократив энергопотребление и нагрев. DSP чип был интегрирован внутрь другого чипа, что в наше время создает проблемы для подключения к этой ревизии, к примеру, эмуляторов привода.

Зато этот привод полностью "переехал" в правую часть консоли, что практически целиком исправило все его проблемы.

Сзади же порты не изменились и соответствуют консолям 5000-й ревизии. Тогда же Sony вывели в продажу геймпад Dualshock с двумя стиками, позже им же и стали комплектовать консоли.

Слева - первая и редкая версия геймпада (Dual Analog Контроллер; SCPH-1150, SCPH-1180, SCPH-1180e); Справа - привычный всем DualShock (SCPH-1200, SCPH-110U)
Слева - первая и редкая версия геймпада (Dual Analog Контроллер; SCPH-1150, SCPH-1180, SCPH-1180e); Справа - привычный всем DualShock (SCPH-1200, SCPH-110U)

SCPH-900x

В наших краях самая распространенная ревизия Fat-консолей. Самый надежный и беспроблемный привод дисков. С оговоркой, что за столько лет вряд ли там будет оригинальный привод в отличном состоянии.

Степень интеграции чипов значительно повысилась и материнская плата стала занимать малую часть корпуса консоли.
Совместимость с эмуляторами привода вроде xStation окончательно потеряна. Более того, начиная с этой ревизии полностью исчез порт параллельного подключения, лишая возможности подключить устройства вроде PSIO.

Playstation 1 в наше время

Пропал полностью? Что ж, не совсем. На малом количестве ранних консолей этой ревизии выводы этого порта оставались на материнской плате, а вот корпус соответствовал ревизии SCPH-9000. Но такая реализация встречается у подавляющего меньшинства экземпляров этой ревизии, поэтому не стоит надеяться что есть шанс найти такой экземпляр в наше время.

Подходил 2000-й год, Dreamcast уже вышла на всех рынках, Playstation 2 уже маячила на горизонте. Но Sony не останавливалась с ревизиями своей первой игровой станции. И в 2000 году представила SCPH-100.

SCPH-10x

Slim-версия Sony Playstation One, которая теперь практически так называться и стала - PSOne.

PSOne - сверху<br />
PSOne - сверху

Новый, действительно компактный корпус, обтекаемый дизайн, беспроблемный привод дисков, но теперь внешний блок питания.
С одной стороны - его проще заменить в случае проблем, с другой стороны - он занимает место прямо у розетки, что часто неудобно.

У портов этой ревизии вновь произошло сокращение. В этот раз под нож пошел последовательный порт.

Playstation 1 в наше время

Как итог - эта ревизия самая беспроблемная с точки зрения надежности, к тому же они наименее старые. Но количество доступных апгрейдов и модификаций у SCPH-100 самое низкое из всех ревизий Playstation 1.

Но не спешите с выводами касательно того, какую ревизию консоли вам стоит искать. Ведь ещё нужно поговорить о способах подключения видео и аудио-сигнала и модификаций консолей. Давайте начнем с подключения.

Видео-подключение

Видео, которое генерирует Playstation 1, преимущественно имеет разрешение 240p. Это базовое разрешение подавляющего большинства консолей тех лет. Но кроме этого Playstation способна выводить 480i, то есть в чересстрочном режиме. И нередко игры комбинируют в игре эти два разрешения. Например, геймплей работает в 240p, а меню, инвентарь или карта - в 480i.

Если интересует тема сигнала 240p, в чем его проблема при работе с современными ТВ и почему он так важен в сфере ретро-игр - можете посмотреть в этой записи в моём блоге:

То есть при вызове, к примеру, инвентаря в Silent Hill, происходит изменение разрешения картинки. Это не вызывает никаких проблем на ЭЛТ, но при подключении к современным телевизорам может стать проблемой. Требуется время для синхронизации сигнала с новым разрешением на стороне самого телевизора.

Это особенности современной цифровой техники вроде телевизоров, проекторов и мониторов. Ряд апскейлеров устраняют эту проблему, помещая картинку с консоли в кадр фиксированного размера, чтобы телевизору не приходилось выполнять работы по синхронизации. Но так делает далеко не все оборудование, к томе же самому апскейлеру требуется время на проведение этой же синхронизации. Пусть они это и делают в среднем быстрее, чем телевизоры. В любом случае в это время придется наблюдать черный экран, а геймплей в это время уже может запуститься.

AV Multi Out порт - это порт видео и аудио-подключения, ставший стандартом для Playstation 1 и 2, и оставшийся по наследству в Playstation 3. Обеспечивает с помощью одного порта сразу несколько видов видео-сигнала. С ним, скорее всего, вы и будете иметь дело. Поэтому давайте начнем с того, что вы можете получить от любой ревизии Playstation, без модификации консоли.

Кабель вот с таким портом "папа" - для AV Multi Out порта Playstation<br />
Кабель вот с таким портом "папа" - для AV Multi Out порта Playstation

Стандартный композитный кабель идет в комплекте с консолью. Многие с ним знакомы и если вы подключите консоль к ЭЛТ-телевизору небольшой диагонали, то этого может оказаться достаточно.

Если же вы подключаете свою Playstation к телевизору 25 или более дюймов, тоже даже там уже можно заметить проблемы. Если же вы планируете использовать PVM или современные экраны, то лучше обратить внимание на другие доступные варианты.

S-Video

При этом подключение не происходит смешивания данных о цвете и яркости в один сигнальный кабель, что положительно сказывается на качестве изображения. Если у вашего ЭЛТ телевизора есть такое подключение, или ваш апскейлер или line doubler (например, Retrotink 2x) поддерживает подключение через S-Video, то вам может оказаться этого достаточно.

Playstation 1 в наше время

Но всё же S-Video в наше время практически не применяется в видео-технике, но вот RGB...

RGB

Ещё недавно его можно было встретить в LCD телевизорах, и даже недорогие апскейлеры, вроде OSSC, работают с таким сигналом. И да, вы можете получить RGB изображение на немодифицированной Playstation 1 просто купив или изготовив самостоятельно подходящий кабель. Применяется для этого SCART-подключение.

Слева направо: Композитное видео, S-Video, RGB<br />
Слева направо: Композитное видео, S-Video, RGB

Но будьте внимательны при выборе кабеля. Методы синхронизации зависят от реализации кабеля - распайки компонентов и распиновки. Playstation не поддерживает CSYNC, поэтому настоятельно рекомендуется искать кабели, помеченные как Sync-on-luma. Кабели с Sync-on-composite также будут работать, но при такой синхронизации возрастают требованию к качеству изготовления кабеля и его экранирование, иначе в сигнале могут появляться разные наводки и шумы. Также есть информация, что консоли PAL-региона плохо работают и с кабелями Sync-on-composite тоже, но эту информацию я самостоятельно, к сожалению, проверить не могу.

RGB обеспечивает самое высокое качество изображения, которое доступно на немодифицированной консоли. К тому же RGB сигнал отлично подходит для апсейлинга в более высокие разрешения. При качественно изготовленном кабеле различные шумы и результаты наводок будут почти полностью отсутствовать в видео и аудио составляющей. И при подключении через XRGB-Mini Framemeister, OSSC или Retrotink результат будет потрясающий.

Поэтому, если ваш ЭТЛ телевизор поддерживает RGB или S-Video, настоятельно рекомендую использовать именно такие виды подключений в паре с качественными кабелями.

Если же вы планируете подключать Playstation к современной технике, то стоит придерживаться варианта "качественный RGB-кабель + апскейлеры". Например, OSSC в качестве базового, но качественного решения.

Если же вы решитесь на нестандартные подключения и даже модификацию своей консоли, тот тут тоже есть варианты.

Видео-подключения с модификацией консоли

RAD2x

Из нестандартных подключений сразу хочется отметить HDMI-конвертер для AV Multi Out порта Playstation 1 от RAD2x.

Playstation 1 в наше время

Именно для Playstation 1, потому что для Playstation 2 нет такого конвертера в AV Multi Out порт, который бы поддерживал все её видеорежимы (уточню - с основной массой режимов работает, но 100% "покрытия" нет). А решение от RAD2x поддерживает все режимы Playstation 1, имеет нулевой инпут лаг, очень быструю ре-синхронизацию при смене разрешения видео и самое главное - проводит правильную обработку видео, чтобы на выходе вам предоставить лучшее из возможных изображений.

Но есть и минус - на момент создания этого видео стоимость такого кабеля от RAD2x - 60 евро. Что в целом обычная цена на подобные устройства, но я объективно понимаю, что для наших регионов это немалая стоимость. Поэтому и указываю стоимость как минус устройства. В остальном, если вы фанат и большой энтузиаст Playstation 1 - рекомендую присмотреться.

Playstation 1 в наше время

Главное - не используйте низкокачественные скейлеры-конвертеры, подобные этим. Они портят и изображение, и инпут лаг, а часто и соотношение сторон кадра (думаю, надо будет в одном из материалов и этот момент осветить).

Фу! (Для игр)<br />
Фу! (Для игр)

Если же вы готовы к достаточно серьезным модификациям своей консоли, хотите получить самое высокое качество видео, которое только можно получить на оригинальном железе, тогда обратите внимание на PS1Digital и Retro G.E.M.. Это два разных, но связанных продукта.

PS1Digital

PS1Digital сейчас уже не приобрести новым, но его можно найти на вторичном рынке или поискать консоль с уже установленной модификацией.

HDMI в Sony Playstation 1!<br />
HDMI в Sony Playstation 1!

Он представляет из себя специальный набор, который подключается к материнской плате Playstation только в ревизиях SCPH-550x и SCPH-700x.

Playstation 1 в наше время

Установка платы и кабелей PS1Digital требуют небольшой модификации корпуса, удаления последовательного порта консоли и распайка в нескольких точках материнской платы.

Дорого и новым уже не купить<br />
Дорого и новым уже не купить

Если вы не уверены в своих силах, то к стоимости комплекта установки стоит прибавить стоимость работы специалиста.

Стоит ли оно того? В целом - да. Вы получаете отсутствие инпуг-лага при апскейле изображения, сам целочисленный апскейл до 480p или 960p с выводом картинки в кадре до FullHD. Различные варианты настроек изображения. И чистые, качественные и без помех видео и аудио сигналы.

Playstation 1 в наше время

Но как я уже и сказал, сейчас PS1Digital не приобрести новым. Всё потому что ему на смену пришел Retro G.E.M..

Retro G.E.M.

Это практически самостоятельное устройство, которое обрабатывает сырой видеосигнал, производит разные настраиваемые виды апскейла и деинтерлейсинга, может добавить скан-линии на итоговое изображение. И конечно же, оно не имеет инпут-лага и выводит максимальное качественные видео и звук, что делает его практически ультимативным решением для энтузиастов Playstation 1. В общем - эволюция PS1Digital, улучшающая его сильные стороны.

Playstation 1 в наше время

Retro G.E.M. также распаивается на материнской плате консоли, и к каждой консоли необходимо брать соответствующий набор для установки. Ведь RetroGEM, кроме Playstation 1, может быть установлен и в ряд других консолей.

По предоставляемым возможностям RetroGEM даже превосходит PS1Digital, но всё также ограничен совместимостью только с двумя ревизиями Playstation (SCPH-550x и SCPH-700x) и требует определенные навыки для установки. К тому же, комплект установки также не очень дешев, поэтому подойдет не всем.

Цена полной комплектации со всеми возможностями. Скромнее - примерно на 50 USD меньше.<br />
Цена полной комплектации со всеми возможностями. Скромнее - примерно на 50 USD меньше.

Но если вы хотите бескомпромиссное качество звука и видео и готовы за это заплатить, то Retro G.E.M. - ваш вариант.

С оригинальными консолями Playstation 1 на данный момент это все доступные варианты подключения. Да, вы наверняка обратили внимание, что среди них не было компонентного видео (YPbPr), но при этом соответствующие кабели продаются для AV Multi Out порта. Всё верно, не смотря на то, что порт тот же, Playstation 1 не способна выводить компонентное видео. Эти кабели созданы для следующих консолей семейства Playstation - 2 и 3. И они тоже могут запускать игры Playstation.

Playstation 1 игры на Playstation 2

В 2000 году на рынок вышла Playstation 2, следующее поколение в семействе Playstation. И она имела обратную совместимость с Playstation 1. Вы просто вставляете диск и игры просто запускаются.
Но тут есть важная оговорка по поводу совместимости игр. Дело в том, что у Playstation 2 тоже было немало разных ревизий, и к сожалению, не все они воспроизводят игры Playstation 1 без проблем. На одних ревизиях всё отлично, на других есть мелкие проблемы, не мешающие играть, на иных ряд игр не работает вовсе.

Подробнее ознакомиться с этой проблемой вы можете в моём видео на youtube-канале, где я рассказываю об этой особенности разных ревизий Playstation 2. К сожалению, оно достаточно старое и здесь я такой материал не выкладывал. Так что только там.

Что же касается видео подключения, то у Playstation 2 есть ряд отличий от Playstation 1.

Композитное видео почти во всех ревизиях будет четче у PS2. RGB-кабели выдают практически идентичное изображение. Учитывая, что RGB сигнал у PS1 был образцовый, то и для PS2 это будет хорошим выбором. Здесь, также как и с PS1, стоит отдать предпочтения кабелям sync-on-luma для получения лучшего изображения.

Но в отличии от PS1, Playstation 2 способна выводить компонентный видеосигнал. И он практически идентичен RGB-сигналу в PS2 и PS1.

Playstation 1 в наше время

Разницу я находил только в однотонных больших поверхностях, на которых можно заметить небольшой шум. Но он мало заметен, если вы сидите от телевизора хоть на каком-то правильном расстоянии. И возможно здесь проблема только в качестве самих кабелей.

Видите, справа?<br />
Видите, справа?

В остальном, выбор компонентного видеокабеля, на мой взгляд, является отличным вариантом.

Бытует мнение, что Playstation 2 не выводит картинку в PS1 играх по компонентному видеокабелю. В каком-то из своих старых видео я уже рассказывал, что это не так. Хотя мне продолжают это утверждать. Playstation 2 в играх Playstation 1 выводит ровно такое же разрешение, которые было на оригинальной консоли при любом типе подключений. Чаще всего - это 240p.

Дело в том, что подавляющее большинство телевизором и даже немало плат захвата не способны работать с таким сигналом по компонентному видео-подключению. Если вы столкнулись с таким, то у вас есть несколько вариантов решения проблемы - подключить консоль через апскейлер или Line doubler, чтобы получить хотя бы 480p, с которым работать способно практически любое оборудование.
Или с помощью программы GSM заставить видеочип консоли не переходить в режим 240p и зафиксировать в разрешении выше. Так страдает совместимость игр, но несущественно и возможно, что ваших любимых игр это просто не коснется.

Интерфейс программы GSM на Playstation 2<br />
Интерфейс программы GSM на Playstation 2

Если вы решите использовать RGB или компонентное подключение на своей Playstation 2, не забудьте выставить соответствующее значение в настройках своей консоли.

Вот здесь<br />
Вот здесь

Если оно выставлено неправильно, то в зависимости от устройства, к которому вы её подключаете, вы можете получить либо изображение с неправильными цветами или не получить изображения вовсе.

Если картинки нет, то есть способ решить проблему без серьезных манипуляций. Выключите консоль и включите её снова без карт памяти и диска в лотке. Подождите 5-10 секунд, чтобы консоль загрузилась и нажимайте на геймпаде: вниз, X, подождите пару секунд, вниз, вниз, вниз, X, вправо, X. Проблема исправлена, изображение появится. Да, это просто комбинация для прохода в нужный пункт меню настроек "вслепую".

Также в настройках Playstation 2 вы можете изменить параметры запуска игр Playstation 1.

Playstation 1 в наше время

Смягчение изображения может кому-то и понравится, но я не сторонник таких изменений в играх PS1.

Слева - стандартное изображение, справа - смягченное. <br />
Слева - стандартное изображение, справа - смягченное.

Но ускорения чтения с CD-диска может показаться действительно полезным. Оно заметно ускоряет время загрузок, что делает процесс приятнее. Но к сожалению некоторые игры ломаются из-за этой опции, поэтому используйте её с осторожностью.

По итогу можно сказать, что если игры, которые вас интересуют с Playstation 1 без проблем работают на вашей ревизии Playstation 2, то запускать их на этой консоли - отличный способ. За исключением разве что запуска через POP Starter, потому что там всё очень плохо с совместимостью игр. Но сегодняшний материал не о нем (ибо то - почти софтовый эмулятор, а я тут про "железо" ).

Но если вы хотите переиграть в свою коллекцию игр Playstation 1, то есть ещё один официальный способ.

Playstation 1 игры на Playstation 3

PS3. Самые первые, и самые проблемные, ревизии имели обратную совместимость с Playstation 2. Часть - аппаратную, часть - исключительно эмуляцию. Позже эту функцию полностью вырезали. Однако совместимость с дисками Playstation 1 сохранилась в PS3 в каждой из ревизий. Но это полностью программная эмуляция, без вариантов.

Playstation 3 выводит изображение вплоть до 1080p, тоже самое касается и PS1 игр. Хотя в настройках эмулятора вы можете выбрать смягчение изображения, как и на PS2. Но как и там, я не сторонник таких настроек. Тем более, что часто игры PS1 на PS3 даже с выключенной опцией смягчения изображения выглядят чуть более размыто, чем RGB-видео с оригинальной консоли на хорошем апскейлере.

Слева направо: PS1 с качественным RGB-кабелем и многократным целочисленным апскейлом; PS1 диск на PS3 без смягчения изображения; PS1 диск на PS3 с включенным смягчением изображения.
Слева направо: PS1 с качественным RGB-кабелем и многократным целочисленным апскейлом; PS1 диск на PS3 без смягчения изображения; PS1 диск на PS3 с включенным смягчением изображения.

Но некоторые игры при запуске с дисков выглядят также четко, а пиксели такие же острые, как на оригинальном железе. Будет ли так работать именно ваша игра - узнавать чаще всего приходится опытным путем.

Но бывают и странности, когда полученная из разных мест игра на, казалось бы, одинаковом эмуляторе, работает по-разному. Слева  направо: PS1; PS1 игра на PS3, загруженная из PSN; PS1 игра на PS3 с диска.<br />
Но бывают и странности, когда полученная из разных мест игра на, казалось бы, одинаковом эмуляторе, работает по-разному. Слева  направо: PS1; PS1 игра на PS3, загруженная из PSN; PS1 игра на PS3 с диска.

Но при таком четком выводе изображения становится видна проблема не целочисленного апскейла, который проводит Playstation 3. При горизонтальном или вертикальном скроллинге пиксели "трясутся", что для многих будет неприятно наблюдать. К сожалению, это можно показать только на видео (тайминг - 27:20). Попытаюсь объяснить - один пиксель в разрешении 240p при НЕцелочисленном апскейле и скроллинге начинает занимать то 1, то 2 пикселя. И это меняется от кадра к кадру.

Возможно вы захотите подключить Playstation 3 к ЭЛТ-телевизору и так играть в игры Playstation 1. Тем более, что AV Multi Out порт на этой консоли сохранился. Но проблема в том, что PS3 не выводит изображение с разрешением ниже 480i, а как я сказал ранее - подавляющая часть игр Playstation 1 работает в разрешении 240p. Так что в таком случае вы тоже не получите такого же четкого изображения, как на оригинальной консоли или даже Playstation 2.

Но есть и плюсы - из-за того, что нет разрешения 240p, нет постоянной ре-синхронизации сигнала при смене разрешения. Если для вас это была единственная проблема, а с остальным вы готовы смириться, то - почему бы и нет.

Но ко всему ещё и добавляется инпут лаг. Он совсем небольшой и многие его даже не заметят, но увы, при программной эмуляции этого не избежать и он присутствует у PS3.

С другой стороны, если вы хотите просто посидеть пару вечеров и вспомнить свои старые любимые игры именно за приставкой, но не собираетесь играть всерьез и надолго, то в таком случае PS3 может стать неплохим вариантом. Её приобретение будет значительно дешевле оригинальной консоли, хорошего RGB-кабеля и действительно хорошего апскейлера. При этом PS3 будет достаточно подключить по HDMI, вставить диск и просто начать играть.

Если же вы решили остановиться именно на оригинальной консоли Playstation 1 и выбрали себе самое подходящее подключение к телевизору, монитору или проектору, пора запускать игры и начинать играть. И здесь тоже доступно несколько вариантов.

Способы запуска игр

Самый простой способ начать играть - это использовать оригинальные диски того региона, который соответствует региону вашей консоли. Тогда вы просто вставляете диск в лоток, включаете консоль и всё.

Мод-чип

Если же вы хотите играть в бэкап-копии игр (ну вы поняли) или игры других регионов, то без модификации консоли не обойтись. Вы все понимаете о чем я - установка мод-чипа на материнской плате консоли. Если вы покупаете консоль на вторичном рынке в России и странах СНГ, то в 99% случаев она уже будет с установленным чипом. К сожалению, со старыми чипами ряд консолей PAL региона не могут корректно менять видео-режим на NTSC.

Чип на одной из моих консолей PS1<br />
Чип на одной из моих консолей PS1

Если вы столкнулись с проблемами или ваша Playstation не умеет мод-чипа, то рекомендую обратить внимание на проект PsNee -это open-source мод-чип для первой Playstation. Вы можете собрать его на основе Arduino или контроллера ATtiny85 и ATtiny45.

Но есть способы, которые позволят обойтись без модификации железа консоли. Я говорю о софтмоде, а именно - о двух его вариантах.

Tonyhax

Для его реализации вам потребуется лицензионная копия игры Tony Hawk’s Pro Skater 2 или 3, а также карта памяти с заранее записанным специальным сохранением для одной из этих игр и парой других файлов.

Попытка загрузить это сохранение в игре вызывает глитч, в результате которого консоль выполняет неподписанный код и после этого может загрузить любую другую игру с диска, который вы сами запишете.
Если вы обладатель Slim-версии консоли, то возможно этот способ вам подойдет. Slim-версии playstation не имеют совместимости почти ни с какими из модификаций, а установка мод-чипа считается самой трудоемкой в случае с этими ревизиями.

Процесс запуска игры с помощью Tonyhax<br />
Процесс запуска игры с помощью Tonyhax

Только не забывайте, что для использования этого метода запуска вам всё еще требуется полностью исправный привод дисков, чтобы успешно читать записанные CD-R носители.
Но перед этим я рекомендовал бы вам обратить внимание на следующий способ.

Freepsxboot

Этот способ ещё проще, чем Tonyhax. Всё потому что для его использование не требуется лицензионная копия какой-либо игры. Способ совместим со всеми ревизиями, что делает его более предпочтительным, чем любой другой софтмод на данный момент.

Каюсь, про этот способ я забыл, когда делал видео. О чем мне весьма деликатно указали в комментариях. Я в целом мало внимания уделил вариантам запуска с оптических дисков (так как считаю, что они мало кого интересуют в 2023-2024 годах), поэтому Freepsxboot просто выпал из моей головы.

Процесс установки Freepsxboot<br />
Процесс установки Freepsxboot

Для запуска с помощью Freepsxboot вам потребуется "раскатать" образ карты памяти с хаком на вашу физическую карту памяти. Да. после этого её нельзя будет использовать для сохранения игр, так что для этого лучше приготовить другую карту памяти. И как и в случае с tonyhax, для записи данных хака на карту памяти проще всего использовать другую, уже взломанную консоль.

Кстати, используемое в названии этого хака PSX - не является названием Playstation 1 консолей. Это название варианта консоли Playstation с функционалом DVR. Возможно когда-нибудь расскажу, откуда пошло такое название именно для PS1, тем более что от части в этом виновата сама Sony.

Но в 2023 вы, скорее всего, хотите получить нечто большее, чем запуск игр с со старых оптических носителей. И я хочу вам рассказать о нескольких актуальных на данный момент вариантах.

xStation

xStation - это ODE, эмулятор привода дисков. Он позволит вам отказаться от использования CD-дисков и запускать игры с карты памяти. Но только на совместимых ревизиях консолях - это SCPH-100x, SCPH-5xxx и SCPH-700x. Проверить точнее совместима именно ваша консоль с xStation можно в репозитории проекта.

Подключается он вместо привода и занимает его место. То есть для консоли это будет работать так, словно вы вставляете и меняете диски, а всё управление образами происходит через ОС самой xStation.

Пример консоли, у которой вместо привода дисков установлены xStation и корпус, распечатанный на 3D-принтере.<br />
Пример консоли, у которой вместо привода дисков установлены xStation и корпус, распечатанный на 3D-принтере.

Но без модификаций консоли такой эмулятор привода не заработает. В комплекте идет специальная плата, которую требуется распять к нескольким точкам на материнской плате. И если основная плата xStation устанавливается легко, то эта - потребует от вас опыта работы с паяльником. Если вы не уверены в своих силах, лучше отдайте это делать специалисту.

Пример меню xStation, которое будет загружаться при запуске консоли.<br />
Пример меню xStation, которое будет загружаться при запуске консоли.

Кроме этого, при использовании xStation настоятельно рекомендуется заменить встроенный блок питания Playstation на современный PSU. Эти снизит нагрев и обеспечит правильное питание для xStation.

Вот такой маленький, легкий и холодный (относительно) современный блок питания для Playstation. Такие сейчас есть для многих ретро-консолей.<br />
Вот такой маленький, легкий и холодный (относительно) современный блок питания для Playstation. Такие сейчас есть для многих ретро-консолей.

После успешной установки и заливки прошивки на SD-карту, консоль при запуске должна отобразить меню xStation, где можно просканировать карту памяти в поисках игр и запустить какую-либо из найденных.
Заявлена полная совместимость игр, так как данные с точки зрения материнской платы консоли, передаются точно таким же образом, как при запуске игры с оптического диска.

Но это не единственный вариант эмулятора привода дисков для Playstation 1, который можно купить на сегодняшний день.

M.O.D.E.

M.O.D.E. - Multi Optical Drive Emulator. Это эмулятор привода, совместимый с несколькими консолями. С помощью небольших плат расширения он может быть установлен как в Sega Saturn, Sega Dreamcast, так и в Sony Playstation.

Фото из карточки с сайта TerraOnion.<br />
Фото из карточки с сайта TerraOnion.

К примеру, если вы планируете некоторое время ознакамливаться с библиотекой Playstation 1, а потом продать её и приобрести Saturn, то вы сможете использовать ту же плату MODE., поменяв только плату-адаптер.

На старте MODE имел гораздо больше программных функций, чем xStation, но сейчас этот разрыв сокращается. Но второе преимущество, кроме универсальности, это возможность подключить к MODE в качестве носителя данных не только SD-карту памяти, но и USB-флешку и 2.5” SSD-диск. Для многих это может оказаться существенным преимуществом.

Основная плата MODE, установленная вместо привода дисков.<br />
Основная плата MODE, установленная вместо привода дисков.

Но он всё также требует некоторый скилл в пайке в ряде случаев, к тому же программная часть закрыта DRM-защитой. Поэтому при получении прошивки для вашего экземпляра устройства, рекомендую сохранить её в нескольких разных местах.

Пример процесса установки MODE в материнскую плату PU-18.<br />
Пример процесса установки MODE в материнскую плату PU-18.

И вдобавок - MODE существенно дороже, чем xStation. С другой стороны, у xStation нет функций, которые могут для ряда людей оказаться существенными.

Если же ни один из представленных вариантов запуска вам не подходит, то есть ещё один.

PSIO

Он выглядит как флеш-картридж, который подключается в параллельный порт консоли, имеет порт SD-карт памяти и обеспечивает запуск игр с них. Но к сожалению, у него есть несколько нюансов.

Playstation 1 в наше время

Во-первых, он также требует модификации консоли. Да, основное устройство - это то, что подключается к параллельному порту. Но для успешной работы требуется распайка небольшой платы на материнской плате консоли. Поэтому без умения обращаться с паяльником или помощи специалиста здесь тоже не обойтись. Хотя по сложности эта установка не сильно отличается от установки мод-чипа (в отличии от xStation и M.O.D.E.).

Playstation 1 в наше время

Во-вторых, совместимость PSIO не 100% и ниже, чем у xStation и M.O.D.E., которые запускают просто все игры. К 2023-му году количество несовместимых игр сократилось значительно, но всё еще не достигает 100% (но очень близко к этому значению).

Для повышения совместимости достаточно обновить прошивку, замен самого устройства не требуется. Само собой это работает только с оригинальным PSIO, дешевые копии, как это происходит всегда, из-за ряду удешевлений в чипах и схемотехнике платы при обновлении прошивки без программатора скорее всего перестанет работать.

Установка основной платы\картриджа PSIO в параллельный порт консоли.<br />
Установка основной платы\картриджа PSIO в параллельный порт консоли.

В-третьих, запуск игр не такой быстрый, как с привода оптических дисков и даже не такой быстрый, как запуск с помощью xStation или M.O.D.E. С другой стороны, это только начальный запуск, когда вам нужно ждать загрузки биоса консоли, потом загрузки PSIO, а потом загрузки самой игры. Дальнейшие загрузки, конечно же, быстрые.

Сравнение скорости "холодного" старта с оптического диска (слева) и PSIO (справа) с youtube-канала My Life in Gaming.<br />
Сравнение скорости "холодного" старта с оптического диска (слева) и PSIO (справа) с youtube-канала My Life in Gaming.

Само собой, PSIO совместим только с теми консолями, которые имеют параллельный порт. Если забыли - перечитайте соответствующий раздел этого материала.

Представленные мной варианты запуска игр - не единственные доступные. Но многие из них либо давно не доступны к покупке новыми, либо сопряжены с большим количеством проблем и неудобств. Те, которые перечислены здесь, мной считаются самыми подходящими. Моё личное предпочтение отдается PSIO - он самый простой в установке и при этом сохраняет возможность запускать игры с привычных CD-дисков. Если же привод дисков уже в плохом состоянии и там нечего беречь - смело берите xStation.

Если же вы хотите одновременно загружать всю доступную библиотеку игр консоли или использовать модификацию не только с Playstation - тогда только M.O.D.E., других вариантов нет.

Playstation оставила огромное наследие после себя. Не просто так ведь Sony поддерживала возможность безболезненно приобщиться и, самое главное, продолжать пользоваться этим наследием много лет.

Не знаю зачем мне одних только фаток PS1 столько...<br />
Не знаю зачем мне одних только фаток PS1 столько...

Потом, конечно, поменялись времена и отношение корпорации к этому. Но в сердцах геймеров playstation явно нашла своё место. А энтузиасты позволяют этой платформе развиваться и находить своё место в современных реалиях. А у вас, геймеров, есть богатый выбор того, как именно вы приобщитесь к классике и как будете играть в эти игры игры сегодня. Как с точки зрения подключения, так и с точки зрения запуска игр.

Playstation 1 в наше время
252
103 комментария

Лучший способ запуска - эмулятор.
Не нужны телевизоры, диски, пайка, карты для сохранений. Не сломается дисковод или контроллер. Намного лучше скорость чтения данных и разрешение картинки, точность эмуляции отличная.

28
Ответить

Намного лучше скорость чтения данныхГрубо говоря, только ради этого уже стоит юзать эмуляторы. Время загрузки уровней и записи сохранений на PS1- это отдельный мучительный флешбек.

10
Ответить

Да. Но для многих людей кайф ретрогейминга состоит именно в аутентичности, «ламповости» процесса. Да и картинки тоже.

5
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Статья конечно хорошая. Но по какой то причине люди всё еще покупают это старьё и играют в МЫЛО и 20 кадров. Буквально пустая трата денег -_-

6
Ответить