Super Metroid или как снова полюбить игры

Юра, 29 годиков. Самус в роли ковбоя. Крейд в роли себя. Холст, масло.
Юра, 29 годиков. Самус в роли ковбоя. Крейд в роли себя. Холст, масло.

Предыстория

Моя игровая жизнь началась в 2001 году с PSOne. До него, как и многие годы после, я ни разу не играл и даже не держал в руках Dendy, Sega Mega Drive и Game Boy. Мимо меня прошли Nintendo 64 и GameCube, Sega Saturn и в целом четвертое, пятое и шестое поколение консолей, кроме PlayStation. Основной же машиной был, по традициям наших степей, ПК с Windows. Игры на PlayStation и ПК всегда меня устраивали. Они большие, высокобюджетные, и красивые.

В прошлом году я получил на руки Miyoo Mini с эмуляторами NES, SNES, Game Boy и прочего тех лет. И осознал — я пропустил гигантский пласт игропрома, и безумное количество абсолютно других игр. Что игры — это не только интерактивное кино от третьего лица, и не только шутеры с ружьём наперевес.

В 1994 году на картофелинах выпускали игры, в которые интересно играть прямо сегодня. Роскошна даже история разработки самого железа, игр и борьбы за рынок.

Любимые примеры — разработка RollerCoaster Tycoon на чистом ассемблере Крисом Сойером в одиночку, или портирование Resident Evil 2 на Nintendo 64 с переносом 2 CD дисков на картридж размером в 64 мегабайта.

Складывается ощущение, что технические ограничения положительно влияли на все составляющие разработки игр — художники рисовали пиксель-арт с оглядкой на принцип работы ЭЛТ, программная сложность разработки механик фокусировала гейм-директоров только на самом необходимом, а отсутствие референсов позволяло создавать абсолютное новое, не компилируя ничего из прежних идей.

Конечно, представления мои скорее романтические, нежели реалистические, ибо лишь десятки игр прошли проверку временем, но если вы вдруг никогда не играли в NES, SNES и прочее «старьё» — дайте ему шанс. И вас затянет. И понравится.

Начать погружение предлагаю с Super Metroid.

Ода Super Metroid

Magnum opus серии и жанра.
Magnum opus серии и жанра.

Заслуженное пятое место в списке The Top 100 Video Games of All Time от IGN, выше Red Dead Redemption 2 и Half-Life 2, на минуту.

Классическая, отточенная, законченная метроидвания. Оригинальные версии Castlevania и Metroid ещё искали правильную сборку механик, и игрались значительно скучнее. С ними стоит познакомиться позже.

Super Metroid — игра огромная, сложная, богатая механиками, честная и интересная настолько же, насколько заставляет рвать волосы на всех доступных местах. Кривая обучаемости весьма пологая. Обучение в 1994 году завезли, но в дефиците и раскидали по игре подсказками вида «смотри, этот персонаж может прыгать по стене». Сможете ли вы прыгать по стене? Да. Но как — разбирайтесь сами.

В ней нет роликов, эпичных сцен, обширного лора и сюжета, динамической сложности, QTE, RGB+ подсветки, апдейтов по 100 Гб, DLC, сезонных пропусков, микротранзакций, режима производительности, DLSS, Nanite и Motion Capture.

Она не лезет к вам в голову с идеями, её не нужно покупать за аргентинский песо и турецкие лиры, для неё не нужна RTX 4090 и даже подключение к Интернету.

Это игра. В чистом, незамутненном виде. За что считаю её особенно прекрасной в наши дурные годы.

Игра, лечащая от игровой импотенции и заставляющая разглядывать заново механики в современных играх за толстым слоем визуального булшита.

Геймплей

Двухмерный платформер с открытым миром, состоящий из шести крупных секций. Семнадцать апгрейдов персонажа. Пять боссов.

Это всё, что вам следует знать.

Окунитесь в прекрасный мир детства, когда к игре не прилагается два десятка обзоров, тыкайте в кнопки как встарь, взрывайте всё, что видите и стреляйте во все стороны. Тярейтесь и бэктречте. И да откроется вам то, что скрыто.

Честность

Ваш игровой опыт — функция от ваших умений. Знаете, как побороть босса — справитесь за 1 минуту. Не знаете — тратьте столько, сколько нужно на изучение таймингов, фаз и движений.

Игра вам не помогает. И не мешает.

Главное знание — в игре невозможно застрять. И вы в ней обязательно застрянете. Для прохождения определенных отрезков вам либо нужен апгрейд, который вы могли пропустить, либо знание механики, которой вас не обучили (самый смешной пример — бег).

В игре есть огромное количество скипов, выполняемых существенно раньше получения нужных навыков.

Например, прыжки на бомбах, для исполнения которых вам понадобится метроном (не входит в комлпект игры).

Глядя прохождения искомого сектора на YouTube, вы обязательно увидите абсолютно безумные способы, но все они необязательны, и вы можете пройти игру не пользуясь ни одним из них.

Сложность

Сложность регулируется лишь тем, используете ли вы быстрые сохранения средствами эмулятора. Вы легко можете не допрыгнуть до платформы, и для повторения пути до прыжка придется потратить 2-3 минуты реального времени. Попробуйте поиграть по-честному, используя лишь комнаты сохранений. В первые часы выработается понимание, где быстрое сохранение экономит нервы, а где является жульничеством.

Продолжительность

HowLongToBeat утверждает от 7,5 до 9 часов.

Моё личное время 8,5 часов по внутриигровым часам со сборкой всех апгрейдов. Общее время, проведенное в игре при этом — 30 мучительных часов. Не считая первых 20, когда я выбирал удобную платформу для прохождения и с ужасом и ненавистью бросал прохождение, чтобы неизменно вернуться за новой дозой.

На чем играть

Выглядит роскошно, играется приятно, но спустя 3 часа вы об этом пожалеете.
Выглядит роскошно, играется приятно, но спустя 3 часа вы об этом пожалеете.

TL; DR. На большой экране с удобным джойстиком от Playstation или Xbox.

Я пробовал проходить её примерно на всём — Raspberry Pi с телевизором, Nintendo Switch (входит в Nintendo Switch Online), на смартфоне, в браузере на ПК и на Miyoo Mini.

Потратить от 5 до 30 часов, глядя в экран размером в 2,5 дюйма или ошибаясь на дрифтящих стиках Switch настойчиво не рекомендую. Здесь важно иметь точное управление. И картинка будет хороша разве что с дивана на удалении от телевизора.

SNES предполагала телевизор. Рекомендую именно его.

Заключение

В мире «подорожавшей разработки», видеокарт размером и ценой с автомобиль, 26 FPS на консолях нового поколения, повесточки, инди, римейков и бесконечных сиквелов легко забыть о том, что уже написана гора прекрасных игр, и что вместо перепрохождения Portal 2 или Героев можно копнуть еще на десятилетие назад, отложить ностальгию и апгрейд железа, и насладиться незнакомой классикой с другого континента.

Не одним графоном сыт человек.

SEE YOU NEXT MISSION.

2121
13 комментариев

Респект за текст. А сейчас бегом в Metroid Prime.

2
Ответить

Prime в ближайших планах.
Но лично могу рекомендовать всё последнее 2D - Metroid Fusion, Metroid: Zero Mission и Metroid Dread. Дред прямо огненный, но темп у него совсем не медитативный, как у стариков времён SNES/GBA.

2
Ответить

Шедевр и классика. А так же лучший метроид

1
Ответить

Dread понравился больше. Super'у такая скорость пошла бы на пользу.
Но если отбросить картинку, общая канва почти идентична. От обоих получил удовольствие.

Ответить

на свиче же крестовина есть, нафига стики

Ответить

Треть игры пробежал на джойстике сыча, играбельно. Но крестовина джойстика бокса поприятнее будет.

Ответить

на дрифтящих стиках SwitchЗачем на дрифтящих? Можно же на нормальных.

Ответить