Xanadu next - малоизвестная японская action-rpg, которая вышла на Западе спустя 11 лет
Японские разработчики видеоигр всё-таки странные люди. Выпускают на Запад откровенные проходные проекты, и тут же оставляют для узкого внутреннего рынка весьма интересные вещи. Эта история про одну их них.
«Xanadu next» вышла в Японии в 2005 году на ПК – во времена, когда жанр JRPG уже прошёл «золотую эру», начал стагнировать и терять популярность среди геймеров. Издателем и разработчиком у игры значится популярная в узких кругах «Nihom Falcom» - авторы известной экшен-рпг серии «Ys» и более классической пошаговой «Legend of heroes». Зная это, можно предугадать, на что будет похожа «Xanadu next». Игра вышла только для внутреннего японского рынка и в 2016 году на Западе. Существует ещё младшая версия для «N-Gage» - обрезанная и слабая.
Начинается игра с сюжетной сцены на движке. Среди озера, окутанного туманом, управляемая кормчим, плывёт лодка с главными героями. Молодая девушка Чар и задумчивый безымянный парень - близкие друзья, которые познакомились в приюте ещё детьми. Спустя годы Чар поступила в королевскую академию изучать археологию, а наш герой, как и следует протагонисту, стал настоящим рыцарем. И даже успел поучаствовать в боевых действиях. После недавно окончившейся Войны Рыцарей он получил ранение и душевную травму.
Поэтому Чар решила взять его с собой для восстановления в экспедицию на остров Харлеч - место, куда они и плыли сейчас. Внезапно в тумане возник расплывчатый силуэт древнего полуразрушенного замка, мрачный и жуткий. Кормчий заметил, что редко кому удаётся увидеть мифический Замок Стрейнджкастл. На вопрос Чар он ответил, что существует в этих землях древняя легенда про царство Ксанаду, замок Стрейнджкастл и меч “Убийцу драконов”, который где-то там спрятан в залах. Легенда вызывает у Чар любопытство, и по прибытию на остров она решает заняться исследованием этой истории.
Мы начинаем с единственной мирной локации - городок с NPC, магазинами, таверной и церковью. В первом же подземелье герой, погоняв по углам летучих мышей, находит искомое сокровище, одну из трёх королевских корон, но появившийся из ниоткуда мистический рыцарь в дуэли побеждает протагониста. Героя спасает местная служительница культа, но с предупреждением, что он получил некую загадочную рану, постепенно точащую его жизнь. Рану можно излечить, лишь найдя древний артефакт – меч “Убийцу Драконов”. Так начинается приключение в мире «Xanadu Next”.
Дальше нас ждёт сбор артефактов древней цивилизации королевства Ксанаду, встреча с героями прошлого, боровшихся против великого зла, нелинейные запутанные подземелья с монстрами и логическими загадками и секретами. И агрессивные боссы.
Тем времен Чар дожидается героя в таверне, куда он приходит отдыхать и заодно рассказать о своих приключениях в подземельях острова. За найденные артефакты герой получает опыт и маленький бонус от Чар - обед в корзине, восстанавливающий HP.
Мир игры похож на «Ys» и на «Vagrant story», что неожиданно. От «Ys» здесь боевая система и яркий красочный дизайн. От «Vagrant Story» - один большой мир с запутанными подземельями, логические загадки с кубами и финальная статистика с процентами. Единственная мирная локация, вокруг которой в клубке перемешаны, пещеры, руины, магический лес, замок и прочие подземелья стандартного набора, включая параллельное измерение. Имеется необязательная бонус-локация с таким же необязательным секретным боссом.
В локациях есть недоступные области, в которые можно попасть после получения особых вещей, дающих умения, вроде видеть невидимое, дышать без кислорода, разрушать стены и ходить по воздуху. Это заставляет исследовать каждый угол и толкает к новым открытиям.
Для ускорения прохождения открытых локаций и снижения бэктрекинга есть система телепортов. Отмечу явный недостаток – двумерную карту локаций, которая совсем не помогает в многоуровневых подземельях, и даже наоборот запутывает.
Ролевая система состоит из атрибутов: Сила (STR), Интеллект (INT), Рефлексы (REF), Телосложение (CON) и разум (MND). В свою очередь эти характеристики влияют на следующие параметры: очки жизней, физическую и магическую защиту, магическую атаку, уклонение и меткость. Бой происходит в реальном времени. Даже меню инвентаря не ставит игру на паузу. Полученные за новый уровень баллы нужно распределять вручную. Игра вышла на ПК, и как бы заточена под пару «мышь+клавиатура», но поддерживает контроллер.
Отдельно хочется упомянуть боссов. В игре их немного, но зато каждый запомнится и покажет свою индивидуальность. Все имеют две стадии с разными наборами атак, требуя индивидуального подхода и заучивания паттернов поведения.
В местном магазинчике можно покупать экипировку в малом ассортименте. Изредка из поверженного врага можно выбить новый кожаный доспех, названный «Кожный доспех +1». Разные перстни и ожерелья герой находит в сундуках в подземельях. У каждого меча есть встроенное умение: огненная атака, супер физическая атака, повышение одной характеристики и т.д. Умение нужно прокачивать: 100% для открытия и 200% для запоминания и записи в библиотеку умений, чтобы после использовать уже постоянно. Есть магия трёх стандартных стихий и одна нестихийная. Для каждого умения и магии отдельная графа с очками для использования. Заклинания также имеют несколько уровней, каждый раз наращивая мощь. Под всё это выделено четыре активных слота. Ещё четыре слота под вещи из инвентаря – всякие баночки, ожерелья и магические артефакты. "Лечилок" максимум десять штук с собой.
Имеется ещё интересный лут – кости. В подземелье часто встречаются запертые двери, которые нужно открывать ключами, купленными в магазине. Однако торговец переигрался на местной бирже, и поднимает цену за ключ после каждого купленного лота. Он сбросит цену на начальный уровень, если вы принесете ему древность из подземелий, т.е. ископаемую кость.
Ещё в игре можно собирать глиняные таблички. Именно их герой приносит Чар в гостиницу. В одной коллекции раскрывается история становления и падения Королевства Ксанаду. Вторая оформлена в виде личного дневника, добавляя атмосферы миру игры.
Для глубины геймплея добавлена система Стражей – местных духов. По ходу прохождения герой находит духов, которые при экипировке дают разные бонусные эффекты: больше очков опыта, мощнее эффект лечебных зелий, защита от плохого статуса, скидки в магазинах. Постоянно при себе можно носить только одного помощника. Ещё и найти всех так просто не получится. Духи так же качаются, наращивают уровни, прибавляя в бонусе.
Чтобы разбавить бесконечные бои в игре, разработчики приготовили большое количество логических загадок с кубами. Кто играл в «Vagrant Story» - тот сразу поймёт. Некоторые загадки реально сложные и тормознут игрока на определённое время. Призами являются оружие, сюжетные вещи или духи.
Про технические аспекты. «Xanadu next» работает в формате 3:4. Графика смотрится вполне нормально спустя 15 лет. Яркая красочная палитра. Уровень PS2 с высококачественными текстурами. Фигуры людей при близком рассмотрении мало детализированы и имеют минимум анимаций – грубо вырубленный балванчики. Тексты диалогов оформлены, как субтитры, а не в отдельных окошках, характерных для JRPG. Музыкальное оформление очень удачное. Мелодии приятные и подходящие для локаций, не успевают надоесть. В целом игра вышла отличной. Немногочисленные недостатки не являются критичными.
Страница игры в Steam👆
Перед нами классическая action-JRPG с обязательными клише в сюжете и геймплее, но обладающая собственными фишками и шармом. Поэтому даже спустя 11 лет после выхода на неё стоит обратить внимание. К сожалению, существует только в версии для ПК.
В положительные стороны «Xanadu next» записываю:
Интересный игровой мир
Система духов
Ролевая система
Отрицательные моменты:
Скромное разнообразие экипировки
Отсутствие озвучки
Мини-карта, которая в некоторых локациях может запутать игрока
Рецензируемая игра была скачана в виде пиратского образа японской версии с неофициальным английским патчем. Пройдена за 20 с небольшим часов в 2015 году. Официально вышла в Steam осенью 2016 года. Автор её не проверял. Возможно новая версия имеет исправления по графике и геймплею. На скриншотах в GOG расширение 16*9. Так что думаю, игру немного причесали под современные требования.
Внимание, настройка разрешения экрана делается не в игре, а спец окне steam - игра - ПКМ - Запустить параметры.
Статья опубликованна на DTF для получения обширной обратной связи и рекламы моего youtube-канала стримов видеоигр и VK-паблика.
Мой канал трансляций👆.
Поделитесь в комментариях вашими мыслями о играх компании Falcom. Очень хочется послушать ваши воспоминания и размышления.