Обзор на фэнтезийный цикл «Архив Буресвета» Б.Сандерсона. Часть 2

Масштабный оригинальный мир имеет свои достоинства и недостатки.

Обзор на фэнтезийный цикл «Архив Буресвета» Б.Сандерсона. Часть 2

В статье больше моего личного мнения и отношения к циклу, нежели обзора в привычном понимании слова. Это будет дополнением к моему первому посту про Сандерсона.

Вступление про себя

Мне всегда нравилось считать, что я разбираюсь во многих художественных произведениях — фильмах, сериалах и книгах и т.д., потому что я их поглощаю в большом количестве. После длинных разговоров с друзьями на карантине я понял, что это не является действительностью. Мой список просмотров по сути состоит из фильмов марвел и мультиков дисней, а прочитанных книг едва наберется 100+. Осознав, я решил немного расширить свой кругозор и подготовил ряд вопросов для изучения или начинания (ознакомиться со всеми культовыми фильмами и пр.). Начать писать про свои любимые произведения тоже входит в этот список. Это, возможно, решит и другую задачу — научиться грамотно писать и выражать свои мысли. Так что я планирую постить на DTF небольшие статьи и посмотрим что будет.

Предупреждение! В тексте присутствуют мелкие спойлеры.

Про цикл

"Архив Буресвета" — это цикл романов, написанный в жанре эпического фэнтези от американского писателя Брендона Сандерсона. Все началось с книги «Путь королей» в 2010 году. Автор планирует написать 10 томов и неопределенное количество повестей. На сегодняшний день серия насчитывает четыре романа и две повести (официально на русском языке повести еще не выходили). Пятый роман в оригинале ожидается в 2023 году и завершит текущую сюжетную арку. Написанием второго пятикнижия Сандерсон займется после того, как завершит грядущую, третью эру «Рожденного туманом».

Обзор на фэнтезийный цикл «Архив Буресвета» Б.Сандерсона. Часть 2

Завязка сюжета

История рассказывает о противостоянии людского королевства Алеткар с нелюдской расой паршенди в войне отмщения за убийство последними короля людей. Гордыня и междоусобия лордов не позволяют людям объединиться в полноценное государство и победить в войне, а паршенди же не могут одержать верх в силу отставания в военной мощи своим противникам.

Как обычно бывает в больших историях, не всё так просто — в скором времени по всему миру люди начинают произносить давно забытые клятвы, а паршенди находят древние "формы" ведения войны. Появляются всё больше предзнаменований о надвигающемся Последнем Опустошении, в ходе которого миру настигнет конец. Главные персонажи пытаются найти своё место в продолжающейся войне и грядущих событиях. Принцесса с новоиспеченной подопечной, единственные осознающие реальную нависшую угрозу, проводят исследования происхождения древних Сияющих рыцарей и приносящих пустоту.

Обзор на фэнтезийный цикл «Архив Буресвета» Б.Сандерсона. Часть 2

Довольно незамысловатая сюжетная завязка первой книги всё сильнее усложняется в последующих с возвращением древних сил и появлением новых фракций, а локальное сражение людей и паршенди превращается в войну планетарного масштаба.

Официальная аннотация

Масштабная сага погружает читателя в удивительный мир, не уступающий мирам Р. Р. Толкиена, Р. Джордана и Р. Сальваторе. Уникальная флора и фауна, тщательно продуманное политическое устройство и богатая духовная культура – здесь нет ничего случайного.

Рошар — мир во власти великих бурь, сметающих все живое на своем пути. Но есть и то, что страшнее любой великой бури, – это истинное опустошение. Одно лишь его ожидание меняет судьбы целых народов. Сумеют ли люди сплотиться перед лицом страшной угрозы? Найдется ли тот, для кого древняя клятва — жизнь прежде смерти, сила прежде слабости, путь прежде цели — станет чем-то большим, нежели просто слова?

Почему мне нравится Архив Буресвета

До «Архива» я уже был знаком с творчеством Брендона и за моими читательскими плечами была трилогия «Рожденный туманом». Когда я закончил и оценил трилогию на 8-9 баллов, на горизонте замаячило новое издание «Пути королей» от Азбуки. Книгу, конечно же, я сразу приобрел и её объём меня ничуть не пугал (в русскоязычном издании 1 152 стр.).

Обзор на фэнтезийный цикл «Архив Буресвета» Б.Сандерсона. Часть 2

Не смотря на то, что вначале я застревал на каждой главе, со временем «Путь королей» влюбил в себя своим масштабом и загадочностью. Если трилогия РТ была более «камерной» и действия происходили в основном в одном городе, то в Архиве события разворачиваются практически по всей планете Рошар. История в книге начинается стремительно, первые несколько глав разбрасывают читателя по разным временным промежуткам, географическим местам и ПОВам. Автор пишет так, будет мы уже знакомы с миром и знаем все закономерности цикла. Только к середине приходит понимание происходящего. Как мне кажется, тебя либо это затянет своим течением, либо ты застрянешь в первых главах, не понимая что происходит. В моём случае был первый вариант. Второй же редко с кем происходит, ведь всё таки любители фэнтези способны вникать быстро и во многое.

Я не фанат в художественных произведениях искать заложенный автором скрытый смысл, вторую глубину и т.д. Предпочитаю исследовать мир, люблю интересно прописанные вселенные и персонажей, мне нравится сопереживать героям и влюбляться в них.

Обзор на фэнтезийный цикл «Архив Буресвета» Б.Сандерсона. Часть 2

Архив для меня именно такое произведение, с очень оригинальным лором. Флора и фауна живет своей жизнью — встречаются как знакомые животные, типа лошади и свиньи, так и абсолютно экзотичные — рубигончие (покрытые панцирем псы) и белоспинники (крупные хищники), а растения приспособились втягиваться и прятаться от невзгод погоды. Мир подчиняется определенным правилам и законам Космера, которые должны соблюдать даже боги и другие околобожественные существа. Сложная социальная и этническая структура и разнообразие рас делает чтение цикла более увлекательным.

В книгах Сандерсона интересная «графика», потому что он пишет очень, так сказать, кинематографично. В цикле много экшена, тут всё работает на эпик, крутость и зрелищность. Читаешь и «видишь» всё перед глазами. Ты будто играешь в игру или смотришь аниме с грамотной рисовкой. Произведение так и просится, чтобы его экранизировали, а еще лучше сделали по нему ААА-игру.

Обзор на фэнтезийный цикл «Архив Буресвета» Б.Сандерсона. Часть 2

В Архиве бои и военные действия достойны особого внимания. Моменты, когда Далинар входит в местных аналог режима берсерка, рубит врагов направо-налево и начинает пинать валяющиеся под ногами трупы, идеальны. Или сцены боя Сзета с Каладином на Расколотых равнинах или когда Далинар голыми руками останавливает осколочный меч, когда Каладин с мостом несется на врага без защиты, и даже умудряется не только выжить, но спасти и вынести раненых, вызывают восторг. Хочется верить, что таких приятных моментов в будущем будет еще больше. Правда, у Сандерсона не найти жутких сцен, как например у Аберкромби или Мартина, а подача боев уступает первому, описание военных действий второму, но битвы многотысячных армий вы тут найдете.

Концепция осколочных клинков и доспехов в цикле очень… э, анимешная. И это большой плюс. У каждого осколочного меча свой индивидуальный дизайн, размером по два метра, суперлегкие, могут резать всё подряд, появляются и исчезают по желанию хозяина. Доспехи дают нечеловеческую силу со всеми типичными плюшками вроде увеличенной ловкости и скорости, их крайне сложно пробить, а по форме и размеру подходят всем, кто их носит (они а-ля броня Тони Старка, только без репульсоров). Полный осколочник — это армия из одного человек.

Обзор на фэнтезийный цикл «Архив Буресвета» Б.Сандерсона. Часть 2

Персонажи сложны и многообразны, а иногда просты и причудливы. У многих свои скелеты в шкафу, а у некоторых скелетов хватит на целый склад. Мужчины и женщины плюс минус одинаково вовлечены в сюжет. В первой книге только один женский ПОВ, но к третьему тому становится больше. Из всех мне больше всего по душе Каладин. Он человечный, буйный, и, самое примечательное, страшно депрессивный. Мастер находит выход из безнадежных ситуации. Ясна, моя любимая женская героиня, ещё нормально не раскрылась — Сандерсон придерживает её на потом. К слову, из-за того, что в отдельных книгах цикла присутствуют флэшбеки какого-то определенного героя, твой интерес к ним так же прыгает от одного к другому. И не говоря про второ/третье степенных персонажей вроде Шута, Лопена, Крадуньи и т.д.

Обзор на фэнтезийный цикл «Архив Буресвета» Б.Сандерсона. Часть 2

Также мне в Архиве нравится размах истории. Герои путешествуют по многим уголкам мира и даже заглядывают в духовный мир (В последних томах серии действия, скорее всего, перейдут и на соседние планеты — в солнечной системе Рошара три потенциально обитаемых планет). Флэшбеки хорошо раскрывают прошлое героев. Почти все народы и нации вовлечены — или будут вовлечены — в происходящее. По классике, в каждой последующей книге раскрывается всё больше тайн мироустройства, но автору удается удивлять читателя и выкручивать сюжет в противоположную сторону. В кульминациях сильно выражается эффект озарения и понимания всего — ощущение складывания кусочков пазла. Сандерсон мастер развешивать ружья с первых страниц повествования, которые выстрелят в нужное время. Этими способностями, кстати говоря, Брендон напоминает Хадзимэ Исаяму и его мангу "Атака (на) титанов". Или Исаяма напоминает Сандерсона, смотря как посмотреть.

В общем, я еще долго могу писать и говорить о своей любви к творчеству Сандерсона, если вы дочитали до этого момента, вы все поняли).

Почему цикл может вам не понравится

"Архив Буресвета", безусловно, объемное произведение — все тома по 1 000+ страниц. Это, по сути, обусловлено обширным лором и требованиям жанра. Большое количество хронометража уходит на раскрытие внутримировой организации, ведь Рошар абсолютно чуждый для нас с вами мир. Сандерсону необходимо объяснить как работает Духозаклинатель или любой другой авторский девайс, как устроены постройки жителей с учетом местного климата или как управляются тягловые животные чуллы. Информаций подобного рода становиться больше и возникает необходимость вспоминать события первых томов или закрывать глаза на эти нюансы. В добавить в начале томов краткое содержание предыдущих томов не позволяет хронометраж.

Обзор на фэнтезийный цикл «Архив Буресвета» Б.Сандерсона. Часть 2

С каждой новой книгой Архив всё теснее связан со вселенной Космера. Например, в кульминации четвертой тома автор вываливает кучу новых терминов и отсылок к другим своим произведениям, что неподготовленный читатель может запутаться в хитросплетениях сюжета. Тут возникает необходимость знания событий из других циклов Космера. На 2022 год 8 дополнительных книг + несколько повестей и рассказов.

По причине глобализации сюжета, возрастает и количество ключевых персонажей и ПОВов. Это особенно заметно в Ритме войны. Перенос на первый план менее интересных второстепенных персонажей не играет на руку циклу. А пересказ по-новому уже известных фактов не вызывает интереса. Ощущение, будто Сандерсон намеренно сливает героев, которых успел так хорошо раскрыть.

Обзор на фэнтезийный цикл «Архив Буресвета» Б.Сандерсона. Часть 2

К минусам цикла еще можно отнести самоповторы автора и нытье персонажей. Я частично соглашаюсь с этим, потому что временами раздражает вездесущий самоанализ и топтание персонажей на месте. Если в первых двух томах их переживания читаются в новинку с интересом, то в последующих это начинает раздражать. Из-за всей воды проседает динамика цикла и сильно замедляется сюжет.

Цикл Брендона Сандерсона повторяет многие недостатки своего “учителя” Роберта Джордана — неторопливое повествование, дотошное описание одежды и предметов быта, проседание динамики в середине книг и большое количество действующих лиц. Но несмотря на это, достоинств у цикла наберется много больше — тут интересный мир, колоритные персонажи, захватывающие бои, закрученный сюжет и много других мелких приятностей.

Так или иначе, у «Архива буресвета» свои плюсы и минусы. Наверное каждый решит сам для себя какие они и браться ли за цикл. Мои мысли и эмоции на данный момент такие и я бы искренне посоветовал ознакомиться с произведением.

Спасибо за чтение! Буду стараться писать больше и учиться хорошо это делать)

3636
32 комментария

За описание Кэла - лайк, забавно как "буйный" и "депрессивный" сочетаются в одном человеке и это хорошо работает вместе

3

А художнику заглавной картинки сказали что ветробегуны НОСЯТ БЛЯДЬ КОПЬЯ?!

З.Ы. Про нытье подпишусь дважды, ветки Шаллан читал буквально через силу из-за огромной кучи нытья.

2

Это эпизод битвы до Отступничества.

Даа, Шаллан временами сильно бесит. Она вообще как персонаж чисто чтоб раскрывать лор

голыми руками останавливает осколочный меч, когда Каладин с мостом несется на врага без защиты, и даже умудряется не только выжить, но спасти и вынести раненых, вызывают восторг.

Мир подчиняется определенным правилам и законам Космера, которые должны соблюдать даже боги и другие околобожественные существа. Сложная социальная и этническая структура и разнообразие рас делает чтение цикла более увлекательным.

Из-за подобного я и не читаю Сандерсона. Прям отталкивает, не мой автор. Хотя у того же Аберкромби тоже мир с разными расами и культурами, но все как-то легче заходит.

2

Как раз-таки лор с народами, богами, географией, флорой и фауной, системой магии, это самое лучше, что удается Сандерсону.
А вот Каладин, грустящий и рефлексирующий каждую книгу а потом внезапно спасающий всех, ультующий супер магию между пафосными монологами, это да.. из-за этого Сандерсона не особо люблю тоже, персонажи в своем большинстве просто терминально мерисьюшные аниме бойцы за добро

Ну Аберкромби более приземленный, более реалистичный. У них с Сандерсоном по сути разные аудитории) Хотя в флешбеки Далинара в третьей книге напоминают мир и стиль Абера