Как развивалась и чем интересна индустрия комиксов?

«Комиксы любят многие, просто далеко не все об этом знают».

Кажется, эти слова хорошо описывают отношение к комиксам большинства людей. Кто-то по прежнему думает, что это журналы для детей, а кто-то после фильмов Marvel таки взглянул на первоисточник и открыл для себя много нового. Раньше и меня раздражали случаи, когда часть сюжетной линии игры хоронили переводя в серию комиксов, как было с Assassins Creed. Казалось будто классные сюжеты и вселенные замуровывали в эти непонятные журналы с картинками.

Всё было так, пока я не погрузился в тему. Сложно не впечатлиться, как глубока эта индустрия и сколько возможностей для самовыражения она даёт. Комиксы одновременно пересекаются с привычными кино и играми, но дают новые способы впечатлить читателя. В статье хочу поделиться своим «открытием» и чуть рассказать об этой индустрии. За основу брал информацию из этих материалов (1, 2, 3) и других открытых источников.

Над видео версией работал Кирилл Лайкин:

История индустрии на западе и в России

Отрывок из книги Скотта Макклауда «Понимание комикса»
Отрывок из книги Скотта Макклауда «Понимание комикса»

Сперва определимся, что такое комикс. Если в двух словах, то это рисованная история в картинках. Такая странная штука на стыке литературы, арта и даже кино, ведь комикс это считай готовая раскадровка, но рисованные истории появились значительно раньше. К их прародителям приписывают наскальные рисунки. В более привычном виде комикс появился 17-18-ом веках, как карикатуры, которые высмеивали разные аспекты общественно-политической жизни.

Фрагмент древнеегипетской фрески и отрывок из книги Скотта Макклауда «Понимание комикса»
Фрагмент древнеегипетской фрески и отрывок из книги Скотта Макклауда «Понимание комикса»

На западе индустрия комиксов развивается с начала 20-го века. Сперва и там эту литературу воспринимали, как исключительно детскую. В 30-х появились супергеройские комиксы и стали активно набирать популярность. Основными жанрами были детективы, фантастика, а также юмористические стрипы. Мир тогда переживал тяжелые события и их последствия: «Первая мировая война», «Великая депрессия», а затем и «Вторая мировая». Повестка новостей и без того пестрила смутными новостями, а комиксы на тот момент разряжали обстановку и развлекали людей.

Первый выпуск «Action comics»
Первый выпуск «Action comics»

Нередко встречались патриотические и агитационные сюжеты, как например было с Капитаном Америкой. Думаю, каждый слышал историю Стива Роджерса, который хотел защищать свою родину, но не мог из-за хилого здоровья. Тогда ему предложили принять экспериментальную сыворотку, после которой он получил суперспособности и отправился защищать свою страну, что и делал на страницах комиксов. Так людей вдохновляли, показывая, как легко супергерои справляются со злом, отбрасывая у народа страхи и придавая уверенность.

Развитие комиксов в России

Как развивалась и чем интересна индустрия комиксов?

В Советском союзе формат комиксов не прижился, в том числе потому, что на западе его активно применяли в качестве пропаганды. Они существовали, но не стали самостоятельными произведениями, а встречались отдельными колонками на страницах журналов или в виде карикатур, агитации.

Диапроектор
Диапроектор

В СССР был популярен другой схожий с комиксом формат. В 80-х миллионными тиражами выпускали диафильмы, это пленки со слайдами для просмотра через проектор. Часто они были информационного или образовательного содержания. Просто последовательность картинок с текстом, но ещё без диалоговых пузырей, кинематографической композиции или сложной драматургии. Всё это пришло позже с первой волной становления комиксов в России. В 90-х были первые пробы лицензирования зарубежных серий комиксов и открытие небольших издательств.

К началу 2000-х комиксы сделали следующий виток развития и перебрались в интернет. Появляются различные веб-комиксы, которые изначально предназначены для публикации в сети и мемы, благодаря которым интерес к комиксам возрастает еще больше. Иностранные произведения стали, как никогда доступны благодаря труду энтузиастов, которые собственными силами переводили их.

Проводили первые фесты, таким был «КомМиссия» в 2002 году, после которого появилась целая волна более локальных фестов, что популяризировало культуру комиксов в России.

Постепенно полки газетных киосков наполнялись комиксами американских издательств, а также на них появился отечественный андеграунд. Впервые выходили целые графические новеллы (это формат комиксов больше походит на книгу и выпускается в твердом переплете). Первым таким комиксом в России был «Город грехов» Фрэнка Миллера. В 2008 году выходило уже около 20-ти периодических журналов.

Последние десять лет считаю «золотым веком» российской комикс индустрии. Появился ворох издательств, специализирующихся только на комиксах, такие как «Bubble», «Азбука», «Фабрика комиксов», «Бумкнига» и другие. Постоянно проводятся фестивали и даже существует научная конференция «Изотекст», цель которой изучение и развитие комикс культуры.

Как меняется индустрия сейчас

Ещё десять лет назад российской комикс индустрии было нечего предложить, массовому читателю. Не было всем известных персонажей вроде Бэтмена или Супермена, но была своя самобытность. Русские комиксы смешали в себе влияние американского, европейского и японского стилей. У нас по прежнему ценится именно авторский почерк, так как нет единого узнаваемого российского стиля.

Большие издательства сейчас наполняют рынок более комиксами для массовой аудитории и популяризируют их тем самым. Ярким примером выступает издательство Bubble с их недавний фильмом «Майор Гром». Как Marvel сыграли большую роль в всемирной популяризации комиксов, так и Bubble стремятся привнести своих узнаваемых героев. С 2012 года они развивают свою супергеройскую вселенную начав с выпуска четырех серий комиксов: «Бесобой», «Красная Фурия», «Инок» и «Майор Гром». По последнему недавно вышел фильм, который открыл киновселенную «Bubble Studios». Сейчас они продолжают развивать свою вселенную и выпускают уже восемь ежемесячных комиксов.

Как развивалась и чем интересна индустрия комиксов?

Еще есть люди, которые верят в стереотип, что комиксы это не серьезно и для детей. Так может думать только тот, кто не видел графические романы. Яркий пример подобного произведения «Маус». В графическом романе рассказывают о жизни польского еврея пережившего Холокост. История разворачивается в двух временных отрезках: жизнь главного героя до и во время Второй мировой войны. «Маус» также не прост своей стилистикой. Люди нарисованы в нём с головами животных: евреи представлены в образе мышей, немцы — в образе кошек и т. д. Подобных романов множество. Комиксы — отдельный вид искусства и радует, что это признают все больше людей.

Что значит быть комиксистом

Индустрия комиксов привлекает своей необычностью. В неё можно прийти из смежных сфер, будь-то кино или геймдев. Некоторые художники даже совмещают, как Джо Мадурейра, который начинал свою карьеру в «Marvel». Пробовал себя в работе над играми принимая участие в создании Darksiders. Концептил персонажей и существенно повлияв на визуальный стиль игры. После чего обратно вернулся к работе над комиксами.

Еще эта индустрия интересна тем, что создать комикс может даже один автор. Такой подход чаще практикуется в азии, где мангака (так называют художника манги) делает весь комикс сам от начала до конца, и только именитые мангаки нанимаю себе помощников. Также этот процесс хорошо масштабируется и над комиксом может работать целая команда специалистов.

Обычно в команду входят:

  • Писатель, который продумывает историю и пишет сценарий
  • Художник, он рисует саму последовательность картинок и разрабатывает дизайн комикса.
  • Художник-колорист, который занимается цветом, а также дизайном, делая комикс сочным, ярким и привлекательным.
  • Художник по шрифтам наполняет комикс текстом, добавляет пузыри со звуками и диалогами, а также панели с текстом. Он следит даже за нарисованными надписями в самом комиксе, чтобы ничего не выбивалось из общего стиля.
  • Контуровщик обычно обводит тушью те рисунки, которые делает художник, делая их четкими. Но с приходом CG графики они не всегда нужны, а чаще сам художник занимается этим.
  • Редактор смотрит и вычитывает весь материал, следит, чтобы в конечном продукте не было ошибок.
  • Издатель нанимает и координирует работу между вышеперечисленными специалистами. Печатает и издаёт комикс, а также есть издательства у которых можно напечатать свой авторский комикс.

Часто художники комиксов это точно очень разносторонние люди, которые могут найти себе применение в рекламной сфере, кино или геймдеве. Смежность навыков позволяет по разному монетизировать свою деятельность. Есть художники, которые ведут соцсети, развивают личный бренд и пользуются большим спросом у издательств или продают товары под своим брендом.

Надеюсь удалось хоть немного увлечь этой темой, ведь комиксы это целый мир с которым стоит ознакомиться. Если понравилась статья, то заглядывай в блог, где я пишу об играх, делюсь мыслями и опытом по ходу обучения ремеслу CG художника.

5050
26 комментариев

Манга ИМХО уже превзошла комиксы, даже в Штатах она популярнее комиксов. Ученик превзошел учителя так сказать
P.S. чет походу не к месту сказал

8
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

Хм, пробовал читать высокооценённые комикс раны про супергероев - еле еле на уровне терпимости, всё остальное вообще мусор. Из западных комиксов только Prophet понравился, может ещё Walking Dead местами.

На голову выше идут европейские комиксы. Смысла в них не больше чем в американских, но их хоть читать интересно.

Но самое лучшее - это манга. Если отбросить попсу ориентированную на детей, то чуть ли не в каждой второй манге настолько оригинальный и захватывающий сюжет, что не оторваться.

5
Ответить

высокооценённые комикс раны про супергероевНапример? Именно раны обычно не советуют, советуют обычно синглы. Хотя исключения есть, конечно.
Но самое лучшее - это манга. Если отбросить попсу ориентированную на детей, то чуть ли не в каждой второй манге настолько оригинальный и захватывающий сюжет, что не оторваться.А, ну с этого и стоило начинать

Ответить

Дааа, для кого это вообще создавалось, дебильное развлечение, у нас хотя бы заметили эту проблему и наконец-то начали этот шлак запрещать.

Ответить