Станислав Лем «Солярис» — фантастические выходные #8

История о контакте человечества с непостижимой формой жизни.

<p>Station</p> А. Андреев

Station

А. Андреев

Станислав Лем (1921-2006) — всемирно известный польский писатель-фантаст, популяризатор науки, футуролог. Его произведения прочно обосновались в золотом фонде мировой фантастики.

Станислав Лем

Сегодня мы поговорим о самом известном произведении автора — романе «Солярис» (Solaris, 1961).

«Готов, Кельвин?»

На пути к альфе Водолея космический крейсер «Прометей» делает промежуточную остановку на орбите Соляриса, откуда отправляет к парящей над поверхностью планеты научной станции капсулу с Крисом Кельвином — психологом, который должен присоединиться к работающей на ней группе.

Солярис — необычная планета. Обращающаяся вокруг двух звёзд она поначалу ничем не привлекала внимания исследователей, пока однажды наблюдатели не обнаружили, что её орбита, вопреки всем прогнозам, не проходит в опасной, непосредственной близости от своих светил, а постоянно корректируется неизвестным человеческой науке способом.

Странное поведение планеты привлекло учёных и положило начало её полномасштабному изучению: исследовательские орбитальные сателлиты сменились укомплектованными экспедициями.

Теории трансформировались, перетекая из одной в другую, пока учёные не пришли к выводу, что океан, покрывающий большую часть планеты, представляет собой единый организм, единственное населяющее планету живое и, по всей видимости, разумное существо, каким-то непостижимым образом сумевшее подчинить себе управление её орбитой.

Шли годы, а исследования, поначалу такие многообещающие, забуксовали, так как океан, несмотря на, казалось бы, бурную реакцию на присутствие людей в виде формируемых на его поверхности фантасмагорических копий орудий труда и машин, ничем не обнаруживал своего понимания попыток установить с ним контакт.

Притушенные нулевым выхлопом исследования тем не менее не прекратились, но масштаб экспедиции уменьшился. Теперь гордость соляристов, черепахообразную научную станцию «Солярис», парящую на переменной высоте над поверхностью океана, населяет лишь горстка учёных: Гибарян, Снаут и Сарториус. К ним и собирается присоединиться главный герой произведения Крис Кельвин.

Gibarian's cabin А. Андреев
Gibarian's cabin А. Андреев

Но на станции Кельвина не ждёт тёплый приём. По прибытии его встречают запустение, разруха и странно ведущий себя кибернетик Снаут, который сообщает о гибели покончившего с собой Гибаряна, начальника экспедиции, и как будто чего-то боится.

Кельвину предстоит разобраться в обстоятельствах, приведших к смерти Гибаряна, и в том, почему немногочисленные оставшиеся обитатели станции прячутся в своих каютах и нехотя идут на контакт.

Ocean А. Андреев
Ocean А. Андреев

Как можете вы понять океан, если не в состоянии понять друг друга?

Вейбек

Лем проводит деконструкцию предполагаемого контакта с внеземной жизнью, сложность которого переложена в романе со сложности взаимоотношений между самими людьми.

Неготовность людей к встрече с представителями внешних миров находит отражение в проблемах миров их внутренних. Океан Соляриса буквально выворачивает сознание героев наизнанку, материализуя продукты их самых мрачных, трагических воспоминаний, непреодолимых желаний, сталкивая лоб в лоб с прошлым, страстями, инстинктами, которые они предпочли бы навсегда забыть, подавить, не замечать.

155155
66 комментариев

Одна из моих любимых книг. Начало просто невероятное, несколько раз книгу перечитывал и каждый раз цепляет. Не знаю почему считается что она тяжело читается, это же не "Сумма технологии" какая-нибудь. К концу, правда, когда интриги уже не остается, книга чуть буксует, но не настолько чтобы были трудности дочитать, она же короткая совсем.

24
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

У меня постоянно ассоциировалась Prey (новая) по настроению с Солярисом.

6
Ответить

Прочитал именно на этой неделе. Отличное произведение, правда "фантастика" в технике смотрится сегодня наивно, но, в то же время, отлично описывает вектор развития технологий

2
Ответить

У Лема есть две крайности: какие-то дико устаревшие штуки, к примеру перфокарты в космических кораблях; и, с другой стороны, крутые и при этом странные футуристичные штуки, которые только сейчас начинают обкатываться. Я читал "Ананке" 20+ лет назад слегка посмеиваясь, мол, гений-то гений, но с техникой даже он промахнулся. Ну зачем автопилоты космических кораблей в прямом смысле обучать людям, да еще и методом многочисленных повторов, как будто это такие же кожаные ублюдки, а не кремниевые мозги без страха и упрека? Не так работает алгоритмизация, не так. И только когда сильно позже уже узнал про машинное обучение, у меня закрались сомнения — кажется, старик все же неплохо знал, про что пишет. А как нейросети эпично выстрелили пять лет назад, прочно ворвавшись в мир консумеризма, сомнения и вовсе исчезли — вот примерно так, как он тогда описал, оно и будет работать. И, возможно, с такими же потенциальными негативными эффектами.

13
Ответить

Попробую, когда закончу с Основанием, спасибо. Описание интересное, но боюсь "забуксовать"

3
Ответить