Шрамы украшают героев: как травмы влияют на персонажей комиксов

Шрамы украшают героев: как травмы влияют на персонажей комиксов

Мне очень нравится мультсериал «Неуязвимый». Это отличная супергеройская история, круто жонглирующая жанровыми клише, оммажами на знакомых персонажей и интригующим сюжетом. И это несмотря на то, что комикс-первоисточник начал выходить в далеком 2003 году!

Но особенно меня зацепили в «Неуязвимом» бои. Обычно в комиксах/мультсериалах/блокбастерах драки превращаются в акробатический балет, где бойцы ловко отражают удары и уворачиваются от пуль, или в бокс неуязвимых изваяний (бадумс), когда сила удара не ощущается совсем. Но только не в этом мультсериале. Здесь никто не защищен от удара по лицу, выбитых зубов и сломанного носа.

Харли Квин тоже плюс за это
Харли Квин тоже плюс за это

Поэтому «Неуязвимый» вдохновил меня написать статью про травмы в супергеройских комиксах. Стоит ли изображать их реалистично? И как они отражаются на героях?

Пара уточнений:

· Я рассматривал только физические раны, так как травмы психические – тема намного более обширная и гораздо более популярная;

· Также за бортом остались и болезни вместе с вирусами;

· В основном я концентрировался на несмертельных травмах: меня интересует именно то, как персонажи справляются с ранениями;

· Про бодди-хоррор тоже решил не вспоминать, слишком уж специфическая область.

Шрамы прошлого

Потерянный глаз Ника Фьюри – важная часть его истории
Потерянный глаз Ника Фьюри – важная часть его истории

Герои комиксов вечны (по крайней мере, пока так хотят их правообладатели). Они могут умирать, передавать маску наследникам, становиться злодеями – но, в конце концов, они все равно вернуться к изначальному образу. И какие бы серьезные увечья они ни получали, их все равно приходится устранять. Иначе герои с пятидесятилетним бэкграундом превратились бы в ходячие пособия для травматолога.

Поэтому если травма супергероя остается с ним – это важный момент его биографии, который явно о чем-то должен сказать читателю. Например, оригинальный Ник Фьюри лишился глаза на фронте Второй Мировой войны. После взрыва гранаты левый глаз Фьюри был серьезно поврежден, и врачи настаивали на операции – иначе солдат мог потерять зрение. Однако будущий директор ЩИТа не хотел отлеживаться в госпитале, пока идут бои, и отказался. Повязка Ника Фьюри хорошо характеризует персонажа, а точнее его самоотверженность, граничащую с безумием.

Совсем другое дело – травмы, показывающие драматичные изменения, произошедшие с героями
Совсем другое дело – травмы, показывающие драматичные изменения, произошедшие с героями

Но все меняется, когда сценаристы комикса достают свой излюбленный прием – Темное будущее (или альтернативная вселенная, не суть). Тогда уже раны и шрамы сами по себе становятся нерассказанными историями. Например, нам не нужно узнавать, как именно Майки потерял руку в мрачном будущем, где Шреддер победил («То, чего никогда не было» в мультсериале 2003 года). Потерянная рука превращается в маркер, говорящий о несладкой судьбе черепашки, а также о том, насколько сильно возросли ставки. Этим же приемом хорошо объясняется популярность киборгов в плохих вариантах будущего.

Далеко не всегда раны напоминают о героизме
Далеко не всегда раны напоминают о героизме

Обычно, когда сценаристы хотят подчеркнуть тяжесть поражения героя, они используют не травмы, а потерю близкого. Видимо, воскресить второстепенного персонажа банально проще, чем откатить инвалидность. Но бывали и случаи, когда травма становилась «подарком» от врага. Например, по вине злодея Харибды руку Аквамена сожрали пираньи (суровые 90-е).

К сожалению (или к счастью), создатели кино и сериалов явно не фанаты Fable и не очень любят рассказывать историю персонажа по его шрамам. Во-первых, разукрашенные синяками герои не очень эстетично выглядят, во-вторых, это дополнительный грим, и, в-третьих, зализывание полученных ран может здорово сбить ритм. Часто уровень сил сильно скачет, чтобы излишних ран можно было избежать: например, Капитан Америка в КВМ, может выдержать удар Таноса, который крошит камни.

<p>Хотя вот в «Сорвиголове» каждая драка оставляла Мэтту Мердоку напоминание</p>

Хотя вот в «Сорвиголове» каждая драка оставляла Мэтту Мердоку напоминание

Превозмогая боль

Но раны – это не только символ прошлого. И если серьезные повреждения либо становятся частью канона, либо регенирируются, когда авторам надоедает играться с гримдарком, то к мелким травмам (порезы и ушибы) отношение намного более простое. Обычный человек ни за что в жизни не выдержит носиться по всему городу со сломанными ребрами. Но для Человека-паука, например – это обычный понедельник. Тут есть тонкая грань: важно показать, что персонаж со сверхспособностями многое может вынести, но в то же время – абсолютная неуязвимость (бадумс х2) не дает сопереживать герою.

Частый упрек в сторону Черной пантеры или Супермена
Частый упрек в сторону Черной пантеры или Супермена

Но даже броня или врожденная непробиваемость – это не абсолютная защита и точно не страховка от получения ран. Можно вспомнить Люка Кейджа в «Джессике Джонс», которого сверхпрочная кожа не спасла от выстрела в упор: пулю она остановила, но зато силач получил внутричерепную травму. Такого пациента было невозможно лечить, ведь укол через его кожу не проходил.

Благодаря таким «ахиллесовым пятам» мы не можем считать богоподобных супергероев непобедимыми. Например, для Супермена это криптонит
Благодаря таким «ахиллесовым пятам» мы не можем считать богоподобных супергероев непобедимыми. Например, для Супермена это криптонит

Как мне кажется, получение травм в бою супергероями не часто используется в супергеройских сюжетах эффектно. Вы помните хоть одного персонажа, который бы скончался не от пробивания насквозь энерголучом, а от потери крови после затяжной драки с кучей обычных грабителей? Очень часто мелкие и средние раны – лишь дополнительный штрих к битве, но существенно они ни на что не влияют и забываются уже в следующем выпуске/серии.

Но есть и случаи, когда травма кардинально меняла судьбу.

Побежден, но не сломлен

После выстрела Джокера Барбара Гордон надолго оказалась прикована к инвалидной коляске
После выстрела Джокера Барбара Гордон надолго оказалась прикована к инвалидной коляске

В комиксе «Убийственная шутка» 1988 года Джокер ворвался в квартиру комиссара Гордона и выстрелил в его дочь. Так карьера Барбары в роли Бэтгерл закончилась – и начался путь в качестве Оракула, незримой помощницы Бэтмена, снабжающей его информацией.

Это, пожалуй, один из лучших примеров трансформации персонажа из-за травмы. Героиня действительно была сломлена, но она не отчаялась, смогла преодолеть боль и вернулась к борьбе со злом. Свою инвалидность Барбара компенсировала изобретательностью и гибким умом, к тому же, увечье стало дополнительной мотивацией еще более рьяно защищать Готэм. К слову, в перезапуске DC comics 2011 года героиня излечилась и снова стала Бэтгерл. Так травма в прошлом стала символом преодоления тяжелейшего препятствия.

Желание Курта Коннорса вернуть руку привело к превращению в Ящера
Желание Курта Коннорса вернуть руку привело к превращению в Ящера

Травмы могут становиться значимой мотивацией как для героев, так и для злодеев. Ампутация руки вдохновила доктора Коннорса на исследование регенерации – но триумф ученого обернулся трагедией и в итоге стоил ему семьи. Или Доктор Осьминог: Паук годами избивал Октавиуса, и в итоге органы Отто начали отказывать.

Осьминог радикально отомстил врагу: он поменялся с Паркером телами, и оставил обидчика умирать искалеченным. Славные времена Супериор Спайдермена
Осьминог радикально отомстил врагу: он поменялся с Паркером телами, и оставил обидчика умирать искалеченным. Славные времена Супериор Спайдермена

Исцеление – это, конечно, хорошо, но как насчет мести? В комиксе «Проповедник» Джесси Кастер лишился глаза, за то, что отказался бросить преследование Бога, сбежавшего из Рая. Рана стала дополнительным напоминанием о готовности идти до конца и отомстить Создателю.

Еще один персонаж, для которого травма предопределила путь, - это Виктор фон Дум
Еще один персонаж, для которого травма предопределила путь, - это Виктор фон Дум

Дум искалечил лицо в результате неудачно опыта, призванного вернуть заключенную в Аду душу матери. В историях про архиврага Фанстастической четверки считается хорошим тоном не показывать его увечье. Так поддерживается эффектный миф: на самом деле, рана Дума – это всего лишь небольшой шрам. Но злодей не терпит даже малейшего несовершенства, поэтому скрывается под маской. К тому же, непоказанное лицо пугает и интригует куда сильнее, чем любое уродство.

Исцеляющий фактор

Эх, сто лет уже не слышал, чтобы так называли регенерацию
Эх, сто лет уже не слышал, чтобы так называли регенерацию

Отдельно я бы хотел упомянуть персонажей, умеющих самоисцеляться, потому что для них получение ран – имеет совершенно другое значение, чем для простых смертных.

Есть даже такое клише – по обычным героям выстрелы обычно не попадают, а вот в «бессмертных» запросто, чтобы лишний раз подчеркнуть их неуязвимость (ну ладно, даже в первый раз было несмешно). Здесь нет рамок для жестокой фантазии сценаристов: тысячи стрел, обезглавливание, сдирание кожи – для таких персонажей, как Дэдпул, это рядовые проблемы.

За свое мнимое бессмертие герои или злодеи расплачиваются дорого: их или отправляют в вечное заточение (как Саблезубого в «House of X»), или стирают в пыль (как Киборга-Супермена), или обрекают на другую незавидную участь, гораздо более пугающую, чем быстрая смерть.

Для Киборга-Супермена даже полное уничтожение оказалось лишь временным повреждением. Иронично, ведь он стремился к гибели
Для Киборга-Супермена даже полное уничтожение оказалось лишь временным повреждением. Иронично, ведь он стремился к гибели

Преступление и наказание

Бакстер Стокман за свои поражения расплачивался с Шреддером частями тела
Бакстер Стокман за свои поражения расплачивался с Шреддером частями тела

И напоследок, пройдемся по самой очевидной роли ран – устрашении. Калечить как врагов, так и подчиненных, чтобы наказать их и вселить ужас в сердца – типичная практика для злодеев. Особенно ярко она проявилась в тех же Черепашках-ниндзя 2003 года. После всех пыток от незадачливого Стокмана остался только мозг, мечтающий вновь обрести тело. Увечья хорошо показывали, насколько сильно пал персонаж и сбился с правильного пути.

Нужно быть безумцем, чтобы калечить союзников, но еще больше отчаяния нужно, чтобы ранить себя
Нужно быть безумцем, чтобы калечить союзников, но еще больше отчаяния нужно, чтобы ранить себя

Роберт Болдуин был юным супергероем Спидболом, но все изменилось, когда по его вине случился взрыв и погибли невинные люди. Так началась Гражданская война, а Роберт оказался за решеткой. В итоге, чтобы найти искупление, герой стал носить стальной костюм с 612 шипами вовнутрь (число жертв трагедии), чтобы постоянно ощущать боль и вину (а также активировать способности) - так Роберт стал Мучеником (или Карой, или Епитимьей, если вам угодно).

Нельзя говорить о пытках и не сказать о Карателе. От автора к автору, от адаптации к адапатции за Фрэнком Кастлом тянется длинный кровавый шлейф. Большинство его врагов все-таки погибают, но судьба выживших часто намного хуже смерти.

Глава мафии Ма Гнуччи, отданная на растерзание белым медведям, выжила лишь частично
Глава мафии Ма Гнуччи, отданная на растерзание белым медведям, выжила лишь частично
Лицо Билли «Красавчика» Руссо встретилось с пуленепробиваемым стеклом
Лицо Билли «Красавчика» Руссо встретилось с пуленепробиваемым стеклом
А одному гангстеру не повезло быть схваченным в кресле дантиста
А одному гангстеру не повезло быть схваченным в кресле дантиста

Оправдана ли жестокость Карателя? Ну что же, не убивать этих негодяев – тоже своеобразное милосердие.

Можно долго упрекать создателей комиксов, а также сериалов и фильмов, в упрощенной демонстрации травм и их чудодейственном исцелении. Таким скептикам я бы предложил комикс Уоррена Эллиса «Руины».

Шрамы украшают героев: как травмы влияют на персонажей комиксов

В нем рассказывается об альтернативной реальности, где героев не защищает сюжетная броня, а закон Мерфи работает против них. Здесь их раны и увечья, как физические, так и психические, не исчезают, а остаются с ними навсегда. И пускай тема комикса намного шире, чем травмы, он хорошо демонстрирует: чтобы мир комиксов жил, ему нужна вера в чудо и магия. Магия комикса.

Поэтому не будьте слишком кровожадными и надейтесь на лучшее!
Поэтому не будьте слишком кровожадными и надейтесь на лучшее!
142142
25 комментариев

Комментарий недоступен

26
Ответить

И потом спокойно респаунулся

7
Ответить

Как хороший пример: Бэтмен  Зака Снайдера из фильмов. Там он 20 лет уже носит маску и когда показывают его тело - всю его историю видно по шрамам. 

22
Ответить

Докину в список знакомую Старка - Маску, и товарища Удава, который хотел из злодея переквалифицироваться в героя, а итоге потерял обе руки в "Инициативе" и ушёл в запой.

4
Ответить

Странно, что Хранителей не упомянули.

3
Ответить

Шрамы в современных комиксах

1
Ответить

Здорово ведь показано, кадр отличный. Или я чего-то не понял?

7
Ответить