Первые русскоязычные отзывы и рецензии на «Опиумную войну» Ребекки Куанг

Что говорят о фэнтезийном романе, навеяном историей и мифологией Китая.

Первые русскоязычные отзывы и рецензии на «Опиумную войну» Ребекки Куанг

На русском языке вышел роман «Опиумная война» Ребекки Куанг, написанный в жанре военного фэнтези и основанный на мифологии и истории Китая. Его автор — молодая американская писательница родом из Китая.

Мы уже несколько раз рассказывали о книге. На Западе «Опиумная война» удостоилась множества положительных отзывов от читателей и критиков. Роман вошел в шорт-листы «Локуса» и «Небьюлы», а также удостоился Мемориальной премии Комптона Крука и премии Уильяма Кроуфорда.

В России «Опиумная война» уже успела получить немало обзоров и рецензий. Мы собрали выдержки из них.

Первые русскоязычные отзывы и рецензии на «Опиумную войну» Ребекки Куанг

Как уже не раз упоминалось, первооснова Империи Никара — Китай, причем автор не особо старается этот факт замаскировать. Четыре главных бога Пантеона — тигр, черепаха, дракон и феникс, небесные животные Китая, и да, цилинь тоже есть, хоть в первом томе ему и не выпало важной роли. Кэцзюй — государственный экзамен в Имперском Китае; у императрицы Су Дазци есть тезка, чьи «успехи» на что-то намекают; ещё два героя, Цзян Цзыя и Нечжа, также определенным образом связаны со своими прототипами из реальной и мифологической истории нашего мира. И, конечно, нельзя не упомянуть о том, что в Империи Никара был свой Сунь-Цзы, автор труда под названием «Принципы войны». Поиск таких деталей может превратиться в отдельную увлекательную игру для знатоков, но остальным читателям они не помешают, поскольку включены в историю аккуратным, изящным образом и служат для создания атмосферы или для развития сюжета.

От падчерицы торговцев опиумом до немаловажной участницы Третьей Опиумной войны — героине предстоит длинный и трудный путь, на протяжении которого она повстречается с самыми разными людьми, многому научится и многое узнает о себе. В этой мрачной истории читателя ждет много сражений, но еще больше стратегии; много волшебства (включая астральные путешествия), но еще больше его страшных последствий; много боли, но еще больше размышлений о том, ради чего ее терпеть. «Опиумная война» — лишь начало истории Фань Рунин, этот очевидный факт нельзя скрыть, хотя у романа есть достойный и необычайно жуткий промежуточный финал. Продолжение, по словам писательницы, уже написано, и остается лишь ждать его с нетерпением.

Писательница не скрывает, что сюжет «Опиумной войны» частично навеян историческими событиями: как правлением династии Сун (сеттинг в романе именно средневековый), так и японо-китайской войной 1937–1945 годов. Тут есть даже свой аналог Нанкинской резни, и от описания этих ужасов, пусть даже поданных через призму фэнтези, кровь стынет в жилах. Впрочем, о простом переписывании реальной истории в фэнтезийных декорациях речи не идёт. Куанг создаёт собственный захватывающий и многослойный сюжет, который, имея параллели с реальными событиями, идёт по своему пути.

Проявила себя писательница и прекрасным демиургом. Она создала самобытный мир с богатой историей, оригинальной мифологией и интересной системой магии. Причём использование сверхъестественных способностей в мире Куанг для любого человека становится жестоким испытанием, после которого невозможно остаться прежним, что отлично работает на развитие персонажей.

Что в итоге? Очень крепко написанное и жёсткое, а местами даже жестокое фэнтези (пару раз хотелось пролистнуть страницу с описаниями зверств врагов). Интересный мир, удивительно грамотно реализованная система магии и шаманизма. Высокая реалистичность военных действий, чего по привычке не ждёшь от автора-девушки. Но вот попытка рассказать историю о бедном несчастном Китае, который обижали всевозможные враги, на мой взгляд, провалилась. Опора на реальные события не всегда выдерживает логики и повисает недособранными конструкциями. Если автор продолжит (а предполагается трилогия) и сместит немного акценты в последующих книгах, может получиться очень крепкий сериал. Пока же это хорошее фэнтези, прихрамывающее на попытках исторического переосмысления китайской истории. Но читается отлично! Пока не добил «Опиумную войну», ничем другим заняться так и не получалось.

Первые русскоязычные отзывы и рецензии на «Опиумную войну» Ребекки Куанг

В фэнтези очень нечасто встречается настолько отвратительное и ужасное описание войны (в хорошем смысле отвратительное и ужасное — я от книги оторваться не мог). Мотивы героев, несмотря на то, что сами герои постепенно превращаются в чудовищ, были понятны и близки, и я вполне мог себя представить на их месте.

<…>

В итоге, мрачное военное фэнтези, из прочитанных за этот год – одна из лучших книг.

Несмотря на молодость, а может быть благодаря ей, Ребекка Куан насытила роман множеством идей, конфликтов и красок. При этом «Опиумная война» содержит немало прямых отсылок на китайскую историю. Автор соединила и эпоху раздробленности, и опиумные войны с западными державами, и оккупацию Японией, во время которой разразилась отраженная в книге Нанкинская резня, а также действовал отряд 731, послуживший прообразом для мугенских экспериментов над спирцами. Китайская культура предопределила сложную и запутанную магическую систему, построенную на медитациях, погружению в мир духов, обоюдоостром использовании наркотиков и крайне тонком балансе между человеческим и божественным. А менталитет постоянно проявляется в мелочах. Например, защищая свои решения на уроках стратегии, ученики Синегарда обязательно ссылаются на трактат Сунь-цзы, смирение и послушание наставникам, командирам, правителю считается одной из высших добродетелей, а Цзян открыто исповедует знаменитый принцип гармонии и выжидания удобного момента, даже если сперва придется склониться перед врагом.

В отличие от наставника Цзян сама Рин иногда излишне импульсивна и максималистична, однако авторские ремарки вновь и вновь придают объемность картине. Ведь мугенские солдаты точно также сталкиваются с ненавистью никанцев, точно также видят напротив себя безликих врагов, а не людей. И чем тогда империя будет лучше Федерации, если ответит геноцидом на геноцид? С другой стороны, если противник готов полностью уничтожить никанцев, то какой смысл в выжидании, после которого от народа не останется и следа? Рин готова беззаветно сражаться и жертвовать собой, но вряд ли божества ограничатся жизнью одной отважной девчонки. И первый роман, несмотря на очень условную победу, оставляет тяжелый вопрос — что останется от империи, когда мщение и расплата подойдут к концу?

Первые русскоязычные отзывы и рецензии на «Опиумную войну» Ребекки Куанг

Первая часть романа, посвященная обучению, достаточно безобидна, но безумно увлекательна. Рин учится на грани человеческих возможностей, заводит друзей и врагов, а мы в это время познаем мир и героев. А еще в первой части совсем нет магии — есть лишь легенды о богах и древних героях, в которых уже никто не верит. Есть байки о шаманах, вершивших немыслимое. И надежда Рин на то, что она сможет стать таким шаманом.

А во второй части начинается война, и автор перестает щадить читателя. Мы сталкиваемся со всеми ее ужасами и лишениями, с героизмом и трусостью. И превращением Рин из упрямой целеустремленной ученицы в настоящую... железную стерву, жаждущую божественной силы, но не для самоудовлетворения, а для победы. Ее предупреждают, что боги не даруют мощь просто так, что за подобный союз шаману придется расплачиваться, но Рин все равно выбирает самого жестокого из богов — Феникса — и таки получает его огонь.

В целом, для меня здесь сошлось все — идеальное сочетания дарка, юмора, реализма, фэнтези, эпика, экшна и прочего. И пусть героиня не совсем мой типаж, не впечатлиться ее историей сложно, а потому, какие бы чувства они ни вызывала по ходу действия, на вершине всегда уважение. Автор — специалист по военной стратегии, и это видно в каждой строчке. Как и ее несомненный психологический талант. Объемен каждый персонаж — даже мелькнувший всего пару раз, а уж те, что в фокусе — и подавно.

Но есть в этой книжке, помимо удивительной ее читабельности (там много натяжек сюжета на галлюциногенные гормоны роста, но это замечаешь только дочитав), есть две очень важных штуки.

Во-первых, героиня совсем не избранная. Она попадает в лухари-школу только потому, что у нее так жизнь сложилась — или в школу, или в какой-то дичайший замуж, где ее будут использовать вместо всего в лучшем случае. Но она как бы совсем обычная девочка, просто учиться любит — и вот, для того, чтобы поступить, она садится и два года учится, не спит ночами, жжет себе руки, когда начинает засыпать над книжками и все такое. Никакой магии, никакого увеличения мозгов без смс и регистрации, банальная сила золотой задницы — и это какой-то очень правильная посыл, потому что он про то, что без труда не вытащишь себя из пруда.

И второе: основная сюжетная подкладка книжки — резня в Нанкине, что для подросткового фэнтези — небанально и полезно, потому что это такая страница истории, о которой самостоятельно как-то не задумаешься, а тут на нее навертели такой сюжет, что хочешь не хочешь, а полезешь почитать хотя бы какую-то википедию.

2525
17 комментариев

Комментарий недоступен

12
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

просто ты обиделся, что тебя заминусовали "тупыедевки"

3
Ответить

Лол, фанат рашан фентази считает что у него есть вкус. Ловите наркомана.

1
Ответить

Беда в том, что "Опиумная война", это просто - "увы, но не шедевр", а первая половина книги даже вполне неплоха (вторую я уже дочитывал по диагонали). Тогда, как бояр-аниме, которое вы упоминаете и противопоставляете "Опиумной войне", именно, что - говно, причем говно уже не с лопаты, а прямо-таки, с ковша.

Бояр-аниме простительно или как литературная проба при знакомстве с жанром, или в отрочестве, в силу отсутствия достаточного для анализа данного чтива жизненного опыта, или при недостатке аналитических способностей, в силу комплекса причин (генетика, воспитание и т.п.).

Каждый из поклонников данного жанра волен определить к какой группе относится он сам.

Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

Ты ничего не понимаешь, "Аванпост" - лучшее фэнтези в истории!

Ответить