До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

Разбираемся, заслуживают ли внимания комиксы-приквелы, кроссоверы и экранизации знаменитого графического романа.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

«Хранители» Алана Мура — в своё время изменили индустрию комиксов и во многом повлияли на их популярность. Мур и художник Дэйв Гиббонс в мрачно-ироничном ключе обыгрывали стандарты супергеройской историй, показав персонажей в мире, очень похожем на наш.

Серия выходила в середине восьмидесятых и ещё до появления последних выпусков успела наделать шума среди любителей комиксов. Разумеется, после оглушительного успеха компания DC Comics, с которой у авторов был подписан контракт, начала мечтать о продолжении.

Однако сам Алан Мур считал историю завершённой и отказывался дополнять её, а вскоре из-за споров об авторских правах и вовсе рассорился с DC и прекратил с ними сотрудничество.

Но о различных вариациях и продолжениях мечтали как фанаты, так и издатели. И поэтому со временем мир «Хранителей» стал расширяться, пусть и без участия автора.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

Среди поклонников принято ругать экранизации, приквелы и продолжения оригинального комикса, созданные другими авторами. На самом же деле, многие из них заслуживают внимания, над ними работали талантливые люди, относящиеся к первоисточнику с большим почтением. Главное — не сравнивать их непосредственно с «Хранителями».

Экранизация Зака Снайдера

Впервые идея сделать из «Хранителей» фильм возникла ещё во время публикации серии. Продюсер Лоуренс Гордон приобрёл права на экранизацию и при поддержке Джоэла Сильвера предложил Алану Муру лично переписать сценарий. Тот отказался, сославшись на занятость, и тогда продюсеры наняли сценариста Сэма Хэмма («Бэтмен»).

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

Он сильно изменил историю: из неё исчезли все упоминания предыдущей супергеройской команды (Ополченцы), а сами Хранители оказались под запретом после того, как взорвали Статую Свободы.

Режиссировать фильм планировал Терри Гиллиам. Но он остался недоволен сценарием и лично взялся его переписывать. Потом авторы осознали, что объёмный комикс невозможно уместить в рамки фильма, и захотели сделать мини-сериал, но все начинания заглохли.

Сейчас можно только гадать, каким был бы фильм от Гиллиама. По слухам, Робин Уильямс должен был сыграть Роршаха, Джейми Ли Кёртис — Шёлкового Призрака, а Ричард Гир — Ночную Сову. Что же касается Доктора Манхэттена, то на эту роль прочили Арнольда Шварценеггера. Но, возможно, всё это уже легенды.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

В итоге, уже в двухтысячных снимать «Хранителей» взялся Зак Снайдер. И он подошёл к работе со всей любовью к первоисточнику. Его версия считается одной из самых точных экранизаций комиксов с живыми актёрами за всю историю кино. Но и здесь не обошлось без перемен.

Большинство из них всё так же связаны с ограниченным хронометражом. Во вступительных титрах режиссёр успел кратко рассказать предысторию, а в «максимальной» версии, которая длится три с половиной часа, Снайдер даже добавил анимационные вставки из комикса «История „Чёрной шхуны“». Но всё равно времени на некоторые сюжетные линии не хватило.

Поэтому режиссёр вырезал историю разработки иллюзорного вторжения инопланетян, которое задумал Озимандия. Его план упростили — герой устроил множество взрывов по всей земле и обвинил в этом Доктора Манхэттена. Такая концовка в чём-то выглядит даже современнее, чем в исходнике — человечество мирится не из-за общей проблемы, а из-за страха, что Манхэттен всё ещё наблюдает за ними. Но всё же различия налицо.

Но главное, что поменял Снайдер — саму атмосферу истории. После выхода комиксов Алан Мур не раз высказывал своё недовольство, что их восприняли слишком серьёзно. Он писал мрачную, но всё же пародию. И потому в книге такие яркие насыщенные цвета и множество комичных моментов.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

Но многие, в том числе и Зак Снайдер, увидели только депрессивность сюжета. Поэтому некоторые сцены в фильме выглядят медленнее, а сама цветовая гамма сильно помрачнела. И это даже важнее, чем изменившийся финал.

«До Хранителей» (или «Хранители. Пролог»)

В 2012 году DC всё-таки выпустила серию приквелов к «Хранителям», окончательно поставив точку в попытках договориться с Муром.

Это, кстати, подтвердило, что спор был не только из-за возврата авторских прав — в DC предлагали вернуть их Муру в обмен на выпуск продолжения, но он принципиально отказался. Гиббонс отнёсся к затее более благосклонно, но тоже не стал участвовать лично.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

Поэтому компания пригласила сценаристов и художников, каждый из которых написал предысторию нескольких персонажей. Автор 100 Bullets и гангстерской версии «Джокера» Брайан Азарелло взялся за Комедианта и Роршаха. Сценарист сериала «Вавилон-5» и комиксов «Супермен: Земля-1» Дж. Майкл Стражински рассказал о Ночной Сове, Докторе Манхэттене и злодее Молохе.

Создатель DC: The New Frontier Дарвин Кук — об «Ополченцах» и Шёлковом Призраке. А Лен Уэйн, работавший над «Болотной тварью» и редактировавший оригинальных «Хранителей», написал истории Доллара Билла и Озимандии.

Нетрудно заметить, что все они — опытные и очень талантливые авторы, которые не стали пытаться копировать стиль Мура и привнесли что-то своё в историю «Хранителей». Азарелло традиционно превратил свои сюжеты в гангстерские детективы с немалой долей драмы.

Роршах здесь расследует дело маньяка, а параллельно будто бы получает шанс найти свою любовь. Ожидаемо, в комиксе много жестокости и очень мрачный финал.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

А вот с историей Комедианта автор обошёлся странно. В оригинале проскакивал недвусмысленным намёк, что именно он мог стоять за убийством Кеннеди. Однако Азарелло показал его близким другом президента и его семьи. Да и в целом излишне склонился к положительным чертам героя, будто желая оправдать некоторые его поступки.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

При этом визуально в приквелах от Азарелло не осталось даже общих черт со строгой работой Гиббонса из девяти панелей на страницу со множеством мелких деталей в каждом кадре. Это более «размашистые» и традиционные комиксы с отображением звука, от которого когда-то отказался Мур, и панелями различной формы.

Стражински же и его художники выбрали визуальный ряд, близкий к оригиналу. Особенно это касается комикса про Доктора Манхэттена. Здесь и тема более неоднозначна — герой видит разные моменты своей жизни и вдруг осознаёт, что создал мультивселенную, где каждый его выбор создаёт новый мир.

Манхэттен пытается понять, какой же его поступок стал точкой расщепления. Особенно интересно отображение разных версий событий: одни и те же сюжеты показаны дважды в зависимости от выбора Доктора.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

История Молоха заставляет чуть иначе взглянуть на отрицательного персонажа, но всё же это обычный комикс об изгое, который стал злодеем от обиды. Разве что финал неожиданно подводит к сюжету «Хранителей».

А «Ночная Сова» ожидаемо копирует то комиксы о Робине, то о Бэтмене — ведь герой сначала идёт помогать своему предшественнику, а уже потом становится самостоятельным защитником города. Здесь есть немало пересечений с оригинальной историей, в первую очередь из-за Холлиса Мейсона — первой Ночной Совы, который решил написать книгу о супергероях.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

Наименее привлекательно выглядят работы Уэйна и Кука. Первый в истории Озимандии слишком уж склонился к закадровому пересказу действия героем, свойственному комиксам шестидесятых. А история Доллара Билла откровенно пародирует «Капитана Америку».

А Кук в своих работах показал самые стандартные приквелы о прошлом героев. Да ещё и визуальный ряд здесь слишком комичен — не с иронией Мура, а с откровенной аляповатостью.

Если суммировать впечатления от всей серии приквелов, то можно сказать, что их авторы всё же вернулись к классическим приёмам написания и оформления комиксов, от которых старательно отказывались создатели «Хранителей»: мысленные «пузыри», звуки, разное количество панелей, неоднородный стиль художников.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

В какой-то мере это даже хорошо — в них чувствуется рука Азарелло, Стражински и прочих, а не бездумное копирование идей Мура и Гиббонса. С другой стороны — теряется само ощущение индивидуальности и принадлежности к миру «Хранителей», особенно если речь идёт о второстепенных персонажах вроде Молоха.

«Часы Судного дня»

Второе важное событие, связанное с миром «Хранителей» — очередной перезапуск всей линейки комиксов DC, который начался в 2016 году и получил название Rebirth.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

За создание основной истории перезапуска отвечал известный сценарист и бывший президент DC Entertainment Джефф Джонс, а также художник Гэри Фрэнк. В заглавном комиксе они решили связать вселенную супергероев с миром «Хранителей» Алана Мура.

Связь показали не прямо, но акцент на часах, значок Комедианта, найденный Бэтменом, а также закадровый диалог Доктора Манхэттена и Озимандии явно намекал на их незримое присутствие. К тому же на первой странице и в эпилоге Фрэнк постарался скопировать стиль Гиббонса и даже прямо ссылался на его рисунки.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

Здесь, конечно, очень заметны амбиции Джонса. Он отвечал уже за множество глобальных событий в DC: ограниченную серию «52», «Бесконечный Кризис», основные выпуски «Флэшпоинта». Чтобы охватить всю вселенную, ему оставалось только взяться за истории Алана Мура.

И потому спустя некоторое время стартовала серия «Часы Судного дня», в которой персонажи «Хранителей» попадают в мир супергероев DC.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

По сюжету Озимандия и новый Роршах решают найти Доктора Манхэттена, поскольку после финала оригинальной серии человечество вновь оказалось на грани самоуничтожения. Они обнаруживают, что он находится в некоем параллельном мире и перемещаются туда, прихватив с собой пару злодеев: Мима и Марионетку (что-то вроде Джокера и Харли Квинн альтернативного мира).

Джефф Джонс попытался добавить в мир традиционных супергероев социальную сатиру и иронию комиксов Мура. Причём подшучивает он и над «нашей» реальностью (в роли которой выступает мир Супермена и Бэтмена), и над темами комиксов.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

Поэтому Озимандия прямо говорят, что его план по спасению Земли в реальности бы никогда не сработал. А тем временем Америка переживает «кризис супергероев», Чёрный Адам призывает металюдей перебираться в Сирию, а по всему миру, в том числе и в России, появляются свои команды людей со сверхспособностями.

Но всё же «Часы Судного дня» так и остаются фансервисным комиксом. Сразу можно понять, что непримиримый герой из одного мира встретится с мстителем из другого, главные злодеи пересекутся, а закончится всё выяснением отношений между самыми сильными персонажами. Джонс будто отвечает на извечный вопрос фанатов «кто из героев сильнее», только делает это не прямо, как было в рамках кроссовера DC и Marvel, а долго и с философией.

До и после «Хранителей»: кто и как пытался продолжить легендарную историю

И для того, чтобы ярче показать подобные ходы, он меняет одного Роршаха на другого, будто характер героя определяла только маска, а погибших персонажей легко оживляет. Ведь в сюжете есть всесильный Доктор Манхэттен.

В итоге Джефф Джонс и Гэри Фрэнк попали ровно в ту ловушку, которой избежали авторы приквелов. Они постарались скопировать форму комикса Мура и даже передать иронию сюжета. Но в итоге их серия выглядит как фансервис и продолжение — которое «Хранителям» просто не нужно.

Сериал «Хранители»

Известно, что канал HBO работает над сериалом, действие которого будет развиваться в мире комикса, но уже в наши дни. Причём, по заявлениям сценариста и шоураннера Деймона Линделоффа, он не будет ни прямо продолжать классический сюжет, ни тем более перезапускать его.

Джереми Айронс сыграет постаревшего Озимандию, а вот большинство других героев будут новыми. Судя по первому тизеру и кадрам со съёмок, сюжет расскажет о том, как повлияли на мир супергерои. Появляется некая секта последователей Роршаха, а власть захватывает Tusla Police — полицейские в жёлтых масках.

Очевидно, что сюжет будет ссылаться на графический роман, а не на фильм Снайдера — это подтверждают фотографии с табличками мест, где можно прятаться от инопланетян. Похоже, речь опять пойдёт о тоталитарном государстве и борьбе за свободу. Но что-то более конкретное можно будет сказать только после старта самого сериала. Его обещают выпустить до конца года.

Конечно, во всех вариациях и продолжениях «Хранителей» чувствуется желание авторов «прикоснуться к великому», и все они проигрывают оригиналу в целостности и проработке.

Но всё же и комиксы приквелы и экранизации сами по себе достойны внимания: Зак Снайдер отлично визуализировал историю, создатели приквелов раскрыли новые грани героев, а Джефф Джонс осмелился смешать оригинальные комиксы DC с тем, что их когда-то пародировало. Так что почитать и посмотреть их всё-таки стоит. Хотя бы для формирования собственного мнения.

116116
35 комментариев

Даже Путин уже говорит, что хватит издеваться над вселенной «Хранителей»

54

Комментарий недоступен

ироничное "хватит" от Путэна

Стоило упомянуть видеоигру Watchmen: The End is Nigh-приквел к фильму, и анимированном комиксе.

6

игру играл, прошёл обе ветки ибо фанат, но не особо понравилась, вся проходится однотипным перехватывающим приёмом.

пробовал читать приквелы, раздумывая покупать или нет, и как-то мне хватило одного выпуска с комедиантом, в котором он убийство кеннеди оплакивает, было ощущение, что автор вообще характер персонажа не угадал, дальше даже читать не стал. от сериала тоже, скорее, жду, что он будет разочаровывающим)

4

Лучше бы сэндмэна снимали, суки